Методическая проблема учителя русского языка и чтения в коррекционной школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида







ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение___________________________с.3

Характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста_____________________ с.5

Особенности развития связной речи умственно отсталых детей______ с.7

Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида __________________________________ с.9

Методика обучения чтению в старших классах___________________ с.11

Методы и приёмы развития связной письменной речи в старших классах на уроках чтения ________________________________________________ с.12

Заключение _________________________________________________ с.16

Литература __________________________________________________ с.19

Приложение: _____________________________________________ с.20

1. Практическая работа над письменным планом содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

2. Задания по коррекции связной письменной речи по тексту рассказа.









3

Введение

В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и в культуре, наконец, личной жизни человека.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы 8 вида особенно.

Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, проблема остается актуальной.

По сравнению с устной речью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического сопровождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она не имеет. Именно поэтому развитие связной письменной речи жизненно необходимо у детей с нарушением интеллектуального развития.

Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации,

4

снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются стойкими.

Целью работы является анализ способов и методов развития связной письменной речи на уроках чтения у умственно отсталых школьников, разработка системы заданий и упражнений на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Задачи работы:

  • Проанализировать особенности развития речи у умственно отсталых детей;

  • Выявить специфику и необходимость развития связной письменной речи;

  • Изучить формирование связной письменной речи у учащихся старших классов в процессе работы над

сочинением-описанием;





5

Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста.

Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной деятельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.

Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Олигофрения - стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональном, дородовом, при родовом, послеродовом до возраста 1,5-2 года).

Психологическая характеристика олигофрении сводится к необратимому общему психическому недоразвитию с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта-слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логического мышления. Клиническая характеристика исключает наличие текущего болезненного процесса в нервной системе.

Дебильность-относительно легкая степень недоразвития интеллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности являются основным контингентом специальной (коррекционной) школы 8 вида. Они усваивают на доступной им уровне определенный круг знаний по общеобразовательным предметам, овладевают несложной профессией, могут приспособиться к

6

общественно полезной деятельности. В специальной (коррекционной) школе 8 вида для учащихся организуются простейшие, но разнообразные по содержанию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). Память характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем, что у них мышление носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочетается незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: не критичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий.

Коррекционная система обучения и воспитания детей в степени дебильности значительно продвигает их развитие. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благоприятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться к социальной среде.

Специальная (коррекционная) школа ставит три основные задачи - дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества - честность, правдивость,

7

доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.

Таким образом, под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. От случая отсталости школьника в первую очередь будет зависеть и выбор соответствующей методики работы над письменной речью.



Особенности развития связной речи умственно отсталых школьников.

Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция).

8

Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь) всегда преобладает над активной (экспрессивной) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко.

Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.

Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи, протекающей в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками, человек ставит вопрос и отвечает на них, высказывает замечания, одобрения или возражения.

Как было сказано, мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.

Различают два основных вида речи: устную и письменную. По своей форме и в зависимости от условий общения устная речь может быть монологической и диалогической. Монологическая речь является более сложной и трудной формой речи (по сравнению с диалогической), так как она более развернутая и во многом совпадает с письменной речью.

Письменная речь формируется у человека сравнительно позже устной, и, несмотря на общность словаря, синтаксиса, психологическая природа устной письменной речи различна. Письменная речь-более отвлеченная, абстрактная деятельность, требующая развернутых конструкций, иного раскрытия содержания мысли,

9

чем речь устная. По существу, письменная речь - это мыслительная задача, которую решает, пишущий.

У умственно отсталых детей задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания, резким сужением объема разговорно-бытовой речи.

У детей, поступающих во вспомогательную школу, даже при первичном обследовании на медико-педагогической комиссии обнаруживается многообразие фонетических нарушений.

По степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи детей:

1. В эту группу входят дети с неточным произношением отдельных звуков (фонетическая дислалия).

2. Вторую группу детей составляют дети с фонетико-фонематическими нарушениями.

3. В третью группу входят дети, страдающие заиканием.

4. Дети с нарушением речи алалического характера.

Современные задачи и содержание уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида

На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

10

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.



11

Методика обучения чтению в старших классах

На связную письменную речь, к сожалению, не обращается достаточного внимания. Необходимо организовать деятельность учащихся как сотрудничество с учителем и другими учениками. Учитель активно включается в творческий процесс, выполняя наиболее трудные действия на пути получения результата.

Была разработана методика обучения детей письменной речи в условиях творческого сотрудничества их с учителем, и выделен ряд важных методических принципов.

Во-первых, использование творческой деятельности, которая заканчивается хорошим результатом. Это означает, что предпочтение надо отдавать не диктанту, а сочинению.

Во-вторых, сотрудничество между учениками и между учителем и учениками. При этом сотрудничество должно быть основано на уважении ребенка, доверии к нему, протекать в атмосфере непринужденности и раскованности, без чего творческой деятельности не может быть.

В-третьих, необходимо создать условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи, т.е. мотивацию деятельности учащихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи.

В-четвертых, письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.

Л.Н. Толстой, как известно, для развития письменной речи предлагал детям писать различные сочинения. При этом он подчеркивал, что темы этих сочинений должны быть серьезными. В процессе обучения Лев Николаевич брал вначале на себя

12

наиболее трудные действия, и только постепенно дети научались самостоятельно и успешно пользоваться письменной речью для написания оригинальных сочинений.

Таким образом, развитие речи как устной, так и письменной важно, для школьников. Методы и упражнения несколько различаются при развитии связной письменной и устной речи.



Методы и приёмы развития связной письменной речи в старших классах на уроках чтения.

Говоря о формировании у учащихся связной речи, мы имеем в виду формирование у них умения создавать текст. Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу с помощью различных языковых средств.

Занятия по развитию связной письменной речи, должны научить умственно отсталого школьника адекватно использовать и воспринимать письменную речь. «Это умение, - считает А. К. Аксенова - будет способствовать повышению уровня коммуникативности, развитию личности, а в конечном итоге - достижению лучшей социальной адаптации».

В системе развития связной речи особое место занимает сочинение. Работа, как над сочинением, так и над изложением обогащает словарь, повышает стилистическую грамотность, способствует развитию речи и мышления школьников. Одной из основных особенностей, определяющих качество сочинения, является его последовательность и связность.

В систему развития речи включаются сочинения, основанные на жизненном опыте учащихся - виденном, слышанном или прочитанном. Особое место отводится сочинениям по картине. Тематика таких сочинений

13

обусловлена уровнем развития умственно отсталых детей, их интересами, трудовой и общественной деятельностью учеников.

Творческие задания способны побуждать учащихся к построению не только более обширных текстов, но и более сложных синтаксических структур. Это мнение высказывает и А. К. Аксенова, говоря, что «для достижения лучших результатов в развитии связной письменной речи необходимо как можно чаще практиковать творческие письменные задания в виде микросочинений, микроизложений, свободных диктантов». Если изложение помогает усвоить образцы речи, то сочинение эти образцы вводит в употребление.

Для того чтобы обучение связной письменной речи при помощи сочинения давало положительные результаты, необходимо придерживаться следующих требований:

  • использовать опыт учащихся;

  • побуждать детей писать о вещах, отвечающих их потребностям и интересам (о событиях, которые эмоционально поразили, о будущем, об увиденных снах и т.д.);

  • сочинять вместе с учениками;

  • детские сочинения должны иметь практическую направленность;

Любой творческой работе, будь то сочинение, изложение или свободный диктант, всегда должна предшествовать подготовительная работа. Она может проходить во время прогулки, экскурсии, на уроках чтения, природоведения, развития речи.

Письменная работа выполняется после тщательного разбора текста, с выписыванием на доску трудных в отношении орфографии слов.

Выполнение письменной части работы у учащихся проходит самостоятельно, независимо от степени сложности. Но каждый ребенок имеет право пользоваться орфографическим словарем и обратиться за помощью к учителю. Виды помощи могут быть следующими:

14

  • индивидуальное разъяснение;

  • дополнительно прочтение (если ребенок плохо читает);

  • опоры в виде рисунков, схем, слов (трудности в удержании всей информации в уме);

  • прямая подсказка основы предложения или первого предложения в тексте (замедленная работа зрительных анализаторов, плохая пространственная ориентировка).

По окончанию урока работа обязательно должна быть проверена. Проверка может быть как индивидуальной, так и коллективной. Коллективной формой проверки пользуются в основном на первом и втором этапе обучения.

Работа над ошибками в изложениях и сочинениях носит обучающий характер, и является средством повышения общего уровня речевого развития учащихся. Уроки работы над ошибками проходят как уроки закрепления, на которых проводится разбор орфографических ошибок и исправление лексических неточностей.

Работа над сочинением-описанием с умственно отсталыми детьми позволяет решать несколько задач. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуникативные умения (раскрывать тему, выражать свои мысли связно, последовательно), сочинение-описание развивает внимание, наблюдательность. Описание природы приобщает учащихся к прекрасному, воспитывает у детей любовь к родной природе.

Например, в 7 классе коррекционной школы 8 вида по теме «Последний чёрт» К.Паустовского, детям даётся задание описания леса ( природы) в жаркий день, направленного на умение создавать текст-описание природы.

15

Были выявлены следующие особенности написания сочинений-описаний природы. Дети не умеют выявлять соответствующие факты в действительности. У них недостаточен запас языковых средств, служащих для описания. Трудности вызывают и особенности построения текстов описательного характера. Дети не сразу осознают, что главное, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки. Поэтому очень часто описание заменяется перечислением предметов или явлений действительности.

Выявленные особенности сочинений-описаний природы позволили определить направления работы по развитию описательной речи;

1. Работа над структурой описательного текста;

2. Формирование умения раскрывать тему: обдумать содержание, наметить определенную последовательность, правильно построить предложение, связать их в единое целое с помощью языковых средств связи;

3. Обогащение речи образными выражениями.

Для усвоения учащимися структуры текста-описания применялись такие приемы:

- как устное описание объектов по плану, соответствующему композиционной структуре описательного текста;

- написание сочинения-миниатюры;

- составление текста по опорным словам и заданному плану. Особое внимание уделялось формированию умения использовать средства связи предложений при описании пейзажных картин. Для этого дети учились, с помощью учителя, выявлять композицию картины, находить передний план и задний план картины, расположение главных объектов описания, и вторичных. С этой

16

целью использовались картины русских художников, фотографии леса. Эта работа длительная и системная.

Было установлено, что в процессе обучения наблюдается определенная динамика, характеризующая потенциальные возможности учащихся с недоразвитием интеллекта в овладении письменной описательной речью. Она проявляется как в плане содержания, так и в лексико - граматическом оформлении сочинений. Сочинения стали более развернутыми, подробными. В текстах отмечается плавность, последовательность описания объектов природы. Работа по обогащению, и активизации словаря помогла учащимся создать выразительные, красочные описания природы. Словарная работа - это главная часть таких уроков.

Таким образом, формирование умения создавать текст-описание требуют длительной целенаправленной работы. Полученные навыки необходимо закреплять, совершенствовать. Поэтому необходима систематическая работа над сочинениями.

Заключение

В заключение подведём итоги и сделаем соответствующие выводы. Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как

17

средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

  1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

  2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые - лучше понимались и сохранялись в памяти.

Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся. Таким образом, развитие речи учащихся - одна из важнейших задач деятельности учителя.

Л. С. Выготский указывал на то, что изучаемые дефектологами процессы развития аномальных детей весьма разнообразны. Причина этого многообразия не только в

18

особенностях центральной нервной системы. Она обусловлена также и разными механизмами компенсации отклонений в развитии.

Можно обозначить следующие выводы:

  • под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. От случая отсталости школьника в первую очередь будет зависеть и выбор соответствующей методики работы над письменной речью.

  • специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.

  • развитие речи как устной, так и письменной важно для школьников. Методы и упражнения несколько различаются при развитии связной письменной и устной речи, формирование умения создавать текст-описание требуют длительной целенаправленной работы. Полученные навыки необходимо закреплять, совершенствовать. Поэтому необходима систематическая работа над сочинениями. При специальном систематическом обучении ученики специальной (коррекпионной) школы VIII вида в определенней мере могут овладеть не только устной, но и письменной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний. Обучение детей письменной речи основывается на уже относительно развитой устной речи.

19



Список литературы



  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

  2. Аксенова А.К. Книга для чтения 8 класс.- М: Просвещение 1990.

  3. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. М.: «Просвещение», 1987.

  4. Бугрименко Е.А, Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М: Просвещение, 1993.

  5. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - Изд. АПН РСФСР.- М.. 1961

  6. Волкова Л.С. Логопедия.- М: Просвещение, РЛАДОС 2002

  7. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития - Вопросы психологии, 1972 №2

  8. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск, 1979.

  9. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М: Просвещение, 1962.



20

Приложение.

Описание практической работы над письменным планом содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала» по развитию связной письменной речи в коррекционной школе 8 вида)

Учащимся было необходимо составить характеристику главного героя произведения Л.Н. Толстого «После бала».

Работа над составлением характеристики героя является для учащихся с ограниченным интеллектом самой сложной на уроках литературного чтения. Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен учащимся коррекционной школы. Если же в произведении нарушена хронологическая последовательность событий или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми и познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику. Еще труднее понять характер героя, составить его характеристику, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя, когда в той или иной ситуации рассказа надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния и дать нравственную оценку характера героя. Таким рассказом является рассказ Л.Н. Толстого «После бала», изучаемый в 8 классе. К тому же чувства героя и их причина познается через понимание поступков и характера другого героя. Вот о работе по осознанному освоению содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала», составлению рассказа-характеристики и пойдет речь. В рассказе две главы, но логически первую главу можно (и нужно) разделить на две части: первая часть, где говорится о влюбленности героя в Вареньку, вторая - где речь идет о ее отце, о восприятии героем отца и дочери единым целым. Выделение этих двух чувств героя в дальнейшем даст возможность понять, почему с изменением чувства к отцу ушла и любовь к дочери.

В рассказе сразу сообщается о душевном состоянии героя («был я сильно влюблен», «самая моя сильная любовь»). При аналитическом чтении акцент в задаваемых вопросах делается на этом чувстве.

- О каком своем чувстве говорит герой?

- Как выглядела Варенька?

При ответе на второй вопрос обязательно называются или зачитываются эпитеты: «высокая, стройная, грациозная и величественная». При этом объясняются слова «грациозная» (изящная, красивая в движениях) и «величественная» (вызывающая, внушающая преклонение, уважение). Повторение этих слов дает надежду, что в дальнейших своих ответах, описаниях чувств героя учащиеся используют эти слова, а не только привычные «красивая», «хорошая».

В процессе работы вместе с учащимися составляется план будущего рассказа-характеристики, акцентируется их внимание на состоянии души героя, используются выражения из текста, чтобы в заключительном рассказе учащиеся обращались к очень богатому языку рассказа. Первый пункт плана выводится из предыдущего анализа текста.

1. «Самая сильная любовь» героя.

Для того, чтобы понять состояние души героя, обращается внимание на бытовые детали, атмосферу и всю обстановку бала («бал был чудесный»). Чтобы понять, почему бал был чудесный, выделяется ряд его сторон. Во-первых, атмосфера бала.

- У кого был бал?

(«у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола», и жены его, такой же благодушной). Обязательно целенаправленно выясняем смысл выделенных слов, чтобы подвести учащихся к пониманию общего настроения бала, идущего от хозяев.

- Чем еще был чудесен бал?

Лучше описание бала зачитать. При этом объяснить выражения: крепостные музыканты, помещик-любитель. Выясняется особое восприятие этого бала героем.

- Почему для героя этот бал был особенно чудесным? (Потому что он много танцевал со своей любимой Варенькой).

- Как описывается Варенъка?

(лучше сначала зачитать описание со слов «Она была в белом платье...», и кончая словами «милые глаза». Выделяя детали портрета Вареньки, учащиеся самостоятельно отмечают только то, во что она была одета, а все, что связано с выражением ее лица, определяется с помощью учителя. В любом случае, как бы ни воспроизводилось описание Вареньки, следует добиваться обогащения речи учащихся использованием выражений из рассказа. Надо помочь учащимся, чтобы они в описании внешности Вареньки поняли чувство героя.

- Какой подарок получил герой от Вареньки? (перышко от веера)

- Какое чувство вызвал этот подарок у героя? («восторг и благодарность»)

Учащиеся не могут вспомнить подарок и не могут без помощи учителя понять и отметить, что такой «пустяковый» подарок мог вызвать такие восторженные чувства героя. Сказывается эмоциональная бедность чувств учащихся.

Так как с этим эпизодом связано развернутое описание чувств героя, его следует выделить в пункт плана.

2. «Восторг и благодарность» героя за подарок.

И тут же уточняем душевное состояние героя.

- Каким чувствовал себя герой в этот момент?( работа с текстом)

Учащиеся легче понимают, что герой влюблен, чем то, что душа его наполнилась чувством доброты. Очень важно зафиксировать, что в душе у него было чувство доброты, которое определяет его состояние в это время.

При аналитическом чтении второй части главы необходимо целенаправленно вести учащихся к пониманию того, что восприятие героем отца и дочери слились воедино.

Когда речь пойдет об отце Вари на балу, выделяется, подчеркивается все прекрасное, удивительное в отце, в его внешнем виде, поведении, тем сильнее будет контраст поведения полковника после бала.

- Как выглядел отец Вареньки?

И выделяются слова, которые создают очень привлекательный образ человека («очень красивый», «статный», «высокий и свежий старик» и т.д.). И самое главное - подчеркнуть схожесть с дочерью.

- Что общее во внешности отца и дочери? («та же ласковая, радостная улыбка».)

- Как он танцевал?

После пересказа того, как танцевал отец Вареньки, можно спросить у учащихся, какое впечатление мог произвести он на людей. Важно, чтобы они почувствовали, что отец Вареньки мог вызвать симпатии людей.

- С какими чувствами герой смотрел на танцующих отца и дочь? Найдите ответ в рассказе и зачитать.

- Какую способность души героя раскрывает его любовь к Вареньке? (Способность любить)

Необходимо попросить учащихся объяснить, как они понимают это состояние героя, исходя из материала рассказа («любил и хозяйку дома, и ее мужа, и гостей, и лакеев...») При этом обязательно выделить, какие чувства он испытывал к отцу Вареньки («восторженно- нежные») и почему (из-за «ласковой, похожей на нее, улыбки»). Учащиеся находят в тексте еще те места, где говориться, что герой объединял отца и дочь в одно целое, как и чувства к ним. Многократное обращение к этому восприятию отца и дочери закрепляет представление учащихся, что они для героя неразделимы, а в дальнейшем это понимание поможет понять, почему ушла любовь. Учащимся, no-первых, трудно понять, что значит «любил и хозяйку дома», они считают, что эта такая же любовь, как и к Вареньке. Во-вторых, учащимся нелегко найти в тексте те места, где видно, что герой отца и дочь воспринимает как одно целое. Здесь потребуется помощь учителя, наводящие вопросы и кое-какие разъяснения.

Выводом может быть третий пункт плана рассказа-характеристики.

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

Для учащихся с нарушением интеллекта достаточно сложно раскрыть смысл этого положения, так как им надо раскрыть причинно-следственные связи, опираясь на материал рассказа, и из всего большого описания и восприятия танца выбрать только то, что объясняет чувства героя. Способствовать правильному ответу может четкость целенаправленно поставленных вопросов и ответов с выяснением причинно-следственных связей, что мы и попытались показать.

И последним заданием аналитического чтения первой главы может быть поиск повторяемого слова, которое определят общее, полное состояние души героя на балу и после него («бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло, «я был слишком счастлив»). Отсюда и четвертый пункт плана.

4. Герой «был слишком счастлив».

Такой детальный анализ первой главы нужен, чтобы учащиеся поняли психологическое состояние влюбленного счастливого героя, открытость его души для добра, любви не только к Вареньке, но и ко всем людям, тогда при чтении второй главы они сильнее почувствуют контраст событий, обстановки, внешнего вида и поведения героев.

Так же подробно разбирается вторая глава и составляется продолжение плана. В итоге получается план характеристики героя.

План:

1. «Самая сильная любовь героя».

2. «Восторг и благодарность героя за подарок», «способность на одно добро».

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

4. Герой «был слишком счастлив».

5. На улице он увидел «что-то страшное».

6. Герой «как будто уличен в самом постыдном поступке».

7. «На сердце была тоска».

8. «Любовь с этого дня пошла на убыль»

И заключающим моментом исследования рассказа может быть размышление по поводу названия рассказа, ответ на вопрос, предложенный учебником: «Можно ли было назвать рассказ «На балу»?» Учащиеся подводятся к мысли, что только после бала проявилось истинное лицо полковника и отношение к нему героя рассказа. Герой рассказа сохранил доброту сердца и не мог принять жестокость отца Вареньки, его истинное лицо.

По тексту рассказа давались следующие задания:

  1. Выделить в тексте слова, обозначающие движение.




  1. Прочитать глаголы. Поставить ударение. Составить с несколькими глаголами предложения.

( Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить)

  1. Что хорошо, а что плохо? В одну колонку выписать слова со значениями «хорошо», в другую - со значениями «плохо». Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в образце.

Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.


  1. Разгадать кроссворд.

  2. Отгадать последние слова в написанных строчках.

  3. Указать прямое значение слов, соединить слова отрезками;

7.Выписать из заданного текста синонимы к глаголу «смеяться». Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.

  1. Вставить в тексте пропущенные буквы.











© 2010-2022