План - конспект урока по теме Деепричастие как часть речи

Урок русского языка "Деепричастие как часть речи"  с использованием ЭОР был проведён в 7 классе по базовому учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. Русский язык. 7 класс. М., Просвещение. 2009г.      Это урок освоения новых знаний с использованием инновационных интернет - ресурсов. Целью урока была организация деятельности учащихся по осмыслению ими нового лингвистического понятия деепричастие.       К плану - конспекту урока создано приложение с перечнем используемых на данном уроке ЭОР. К каж...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Деепричастие как часть речи

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Потапова Светлана Владимировна

Место работы

МБОУ СОШ №1 г. Кольчугино

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

1 урок по теме «Деепричастие как часть речи»

Базовый учебник

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс М., Просвещение., 2009г.


  1. Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению ими

нового лингвистического понятия деепричастие.

9. Задачи:

- обучающие (предметные): сформировать у учащихся понятие о деепричастии;

повторить правописание причастий; способствовать формированию навыка

отличать деепричастия от других частей речи

-развивающие (метапредметные): развивать речемыслительную деятельность

учащихся через организацию диалога и работу с текстом на примере выполнения

упражнений из учебника и ЭОР.

-воспитательные (личностные): способствовать воспитанию толерантности,

настойчивости и ответственности через сотрудничество и игровые моменты

на уроке; воспитывать внимание и бережное отношение к слову через работу

со словарём и текстом.

  1. Тип урока: урок освоения новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры, экран,

инновационные интернет - ресурсы.


  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7



1.



Орг. момент.

Целеполагание



Приветствует уче-

ников, отмечает

отсутствующих.

Знакомит с целями, которые должны

быть достигнуты

к концу урока.

Мотивирует детей

к работе на уроке.


Приветствуют

учителя, настра-

иваются на урок.

Формулируют совместно с учи-

телем цели урока.

Осмысливают

задачи, постав-

ленные учителем.

2

2.














Проверка

домашнего задания.







Контролирует проверку домашнего задания, корректи-

рует ошибки и исправляет неточ-

ности, проводит

фронтальный опрос.


Демонстрируют

готовность к уро-

ку, отвечают на

вопросы учителя,

корректируют

ошибки.

Саморефлексия.

5

3.

Повторение

изученного

материала.












1.Тест

«Образование и правописание

причастий»

(№140927)


Учитель акцентиру-

ет внимание уча-

щихся на работе

с информационным

материалом. Создаёт

проблемную ситуа-

цию. В качестве

повторения предла-

гает поработать

в парах с тестом

по теме «Образова-

ние и правописание причастий», представленным

на компьютерах

учащихся. Мотиви-

рует на выполнение

задания по вариан-

там. Проверяет

результаты работы.

Работа учащихся

в парах. 1 вариант

даёт определение причастия, 2 ва-

риант рассказы-

вает о постановке

знаков препина-

ния при причаст-

ных оборотах.

Затем работают в парах с модулем

на компьютере.

Объявляют свои

результататы.

Экспресс-

рефлексия.

5



4.






































































Освоение нового

материала.























































































2.Таблица

«Признаки

деепричастия»

(№140224)

Предлагает учащим-

ся найти различия

в предложениях,

записанных на доске: «Дирижёр

рассказывает о кон-

церте и улыбается».

«Дирижёр рассказы-

вает о концерте,

улыбаясь». Даёт задание 1 уч-ся

найти в Толковом

словаре значение

слов «дирижёр»,

«концерт». Напоми-

нает, как работать

с Толковым словарём.

Знакомит ребят

с новой самостоя-

тельной частью ре-

чи - деепричастием.

Предлагает обра-

тить внимание на

экран, где представ-

лена таблица «Приз-

наки деепричастия».

Способствует самостоятельной

формулировке опре-

деления деепричас-

тия как части речи.

Предлагает познако-

миться с определе-

нием деепричастия,

которое представле-

но в учебнике.


Читают предложения и

приходят к выво-

ду, что в 1 пред-

ложении имеется

слово «улыбает-

ся», а во 2 вместо него стоит слово

«улыбаясь».

Рефлексия (зак-

лючение) уча-

щихся:

1 предложение осложнено одно-

родными сказу-

емыми (рассказы-

вает и улыбается),

а во 2 предложе-

нии есть слово

«улыбаясь», кото-

рое отвечает на

вопрос как?

1 ученик объясня-

ет значение слов

«дирижёр», «кон-

церт».

Учащиеся работа-

ют с таблицей,

лицей, разбирают

признаки деепри-

частия совместно

с учителем.

Делают вывод, что деепричастие-

часть речи, кото-

рая совмещает

в себе признаки

глагола и наречия.

Читают определе-

ние из учебника

(с.74)

10

5.










Физминутка.



Учитель предлагает ребятам немного размяться, выполня-

ет упражнения.

Учащиеся встают

из-за парт, выполняют упражнения вмес-

те с учителем.

1

6.




















Закрепление

изученного.





3.Таблица

«Образование

деепричастий»

(№140199)




Предлагает выпол-

нить упр.159 (устно)

и упр. 160 (письм.)

со с.77 учебника.

Предлагает посмот-

реть на доску и

сделать вывод о том,

как образуются дее-

причастия.

Читают задания,
выполняют упражнения.

Проверяют сов-

местно с учите-

лем. Рефлексия.

Знакомятся с таб-

лицей, формули-

руют вывод об

образовании дее-

причастий.

10

7.






























Подведение

итогов.


Организует беседу

по изученному на

уроке материалу (итоговая рефлексия по теме урока):

- Что такое деепри-

частие?

- Признаки каких

частей речи совме-

щает в себе деепри-

частие?

- Как оно образуется?

- Какую синтакси-

ческую роль выпол-

няет в предложе-

нии?

Отвечают на

вопросы учителя,

делают выводы

(рефлексируют).

2

8.


























Домашнее

задание.


Предлагает выпол-

нить дома задания

к упр.161 на с.78.

Обращает внимание

учащихся на то, что

основное действие,

обозначенное гла-

голом - сказуемым,

и добавочное дейст-

вие, обозначенное

деепричастием, относятся к одному

и тому же лицу (предмету).

Читают задания

к упражнению

и обсуждают, как

будут их выпол-

нять дома.

Записывают

в дневник домаш-

нее задание.

3

9.








Оценивание.


Выставляет учащимся оценки и

комментирует их.

Ребята подают

дневники учите-

лю для выставле-

ния оценок.

2


Приложение к плану-конспекту урока

Деепричастие как часть речи

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.


2.


3.

Тест

«Образование и правописание причастий»

Таблица «Признаки деепричастия»

(N 140224)

Таблица

«Образование

деепричастий»

(N 140199)

К-тип

Информационный

И-тип,

Информационный

И-тип,

Информационный


Тест


Таблица


Таблица


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2ecc72b6-8eca-44ae-ba70-cbe41a1ad3ee/index_listing.html

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/af1444e0-3dcc-46b6-aa44-e183c2e17a05/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/213afa17-e3aa-4227-84c0-a175d4ea4e94/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_03-AT%5D.swf


________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________


© 2010-2022