Урок по русскому языку для 5 класса «Диалог»

Предлагаю разработку открытого урока русского языка для 5 класса по теме «Диалог». Цель данного урока: познакомить с понятиями «диалог» и «реплика»; постановкой знаков препинания при диалогах. Шаг за шагом ребята осваивают правила составления диалога и оформления его на письме. Необычное начало урока задает положительно эмоциональный настрой ребят на весь урок: на урок «приходят» два зайчонка (мягкие игрушки, которые учитель приносит с собой), которые, по словам учителя, ночью оживают и ... Диалог как основная форма работы учителя с учащимися присутствует и на самом уроке. Прежде всего, это беседа по предложенным ситуациям или текстам. Для анализа используются тексты из известных детям произведений: К. Чуковского, Эдуарда Шима, Л. Лагина. На основе данных текстов ребята отрабатывают навыки правильной постановки знаков препинания при диалогах. Кроме того, учатся навыкам ведения беседы. Домашнее задание позволит учителю проверить те знания, которые ребята получили на уроке....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык - 5


Тема: Диалог


Цели: познакомить понятиями «диалог» и «реплика», постановкой знаков препинания при диалогах.


Ход урока:


1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях два друга - зайчонка: Пушистик и Ушастик. Они очень дружны и никуда друг без друга, поэтому и в гости к нам пришли вдвоем. А вы знаете, что они умеют разговаривать?! Когда наступает ночь, и вы ложитесь спать, игрушки оживают. Интересно, о чем могут беседовать два зайчонка? Представьте, что наступила очередная ночь, наши новые знакомые ожили и стали разговаривать.

Придумайте их разговор и напишите в свою тетрадь.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.


2. Молодцы, ребята! Очень интересный разговор! А какой мог бы произойти разговор между вами и зайчатами при сегодняшней встрече, если бы они в правду умели разговаривать? (устно)


3. Да, весь наш с вами день наполнен разными встречами: со знакомыми и незнакомыми, с друзьями и родными, с учителями, с одноклассниками. Вы болтаете на переменке с одноклассниками. Мама разговаривает с подругой. Папа звонит своему приятелю, и они разговаривают. Сестра шепчется с подружками… Еще кто и с кем может беседовать?


4. А сколько человек чаще участвует в разговоре? (Двое или несколько)


Разговор двух, реже нескольких лиц, называют диалогом. А тех, кто участвует в диалоге - собеседниками.


Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. (Пишем в тетрадь-помощницу)


5. Предлагаю вам вспомнить диалог из стихотворения К. Чуковского. (на столе текст)

У меня зазвонил телефон.

  • Кто говорит?

  • Слон.

  • Откуда?

  • От верблюда.

  • Что вам надо?

  • Шоколада.

  • Для кого?

  • Для сына моего.

К. Чуковский.


  1. Назовите собеседников диалога (слон и автор)

  2. Как вы догадались?

  3. Как оформлена реплика каждого собеседника?

Правильно, на письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Реплика в кавычки не заключается.


6. Вернемся к записанному вами диалогу двух зайчиков. Правильно ли вы оформили его? Если нет, сделайте исправления.

Как вы думаете, для чего необходимо ввести специальные обозначения для отдельных реплик? (чтобы не возникла путаница: кому какая реплика принадлежит).


7. Чтобы доказать правильность наших выводов, выполним задание:

Определите, сколько героев принимают участие в разговоре. Запишите текст в виде диалога. Прочитайте выразительно текст..

Чем плавунец дышит?

Ай, Жук - Плавунец помер! Глядите - вниз головой по воде плавает! Один хвостик малюсенький наружу! Ничего я не помер. А зачем же ты вниз головой повесился? Я подышать вылез. Подыша-а-ать? Чем же ты дышишь-то? А что наружу выставил, тем и дышу! Вот как!

Эдуард Шим



8. Также важно правильно себя вести во время разговора. Какие правила существуют для ведения беседы?

Памятка:

  1. Говорите спокойно.

  2. Не размахивайте руками.

  3. Следите, какие слова вы подбираете, не обидят ли они вашего собеседника.

  4. Умейте слушать другого.

  5. Говорите отчетливо, не спешите. Меняйте интонацию с тем, чтобы ваша речь не была монотонной.

  6. Не разговаривайте слишком долго.

  7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми.

Интересно, все ли вы правила всегда выполняете? Думаю, надо впредь стараться выполнять их в любой ситуации.

9. А теперь обратимся к диалогу двух одноклассников - Вольки и Гоги - из книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч».

…Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

- Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

Нахально подмигивая и корча ехидные рожи, к Вольке подбежал Гога Пилюля.

- Не старикашка, а старик, - миролюбиво поправил его Волька, которому сегодня не хотелось доводить дело до потасовки. - Это, это папин знакомый… из Ташкента.

- А вот ке-э-эк пойду к твоему папе да ке-э-эк расскажу ему про твои художества на экзамене!

- Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! - разъярился Волька, представив себе, какое впечатление Пилюлюшкин рассказ может произвести на его родителей. - Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

- Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя! Самый настоящий псих!

Вопросы и задания:

  1. Что не понравилось вам в разговоре двух ребят?

  2. Как они называли друг друга?

  3. Какие несловесные средства использовал в разговоре Пилюлькин? (жесты и мимику)

  4. Можно ли судить об отношениях между ребятами по этому диалогу?

  5. Значит ли это, что если вы не друзья, можно так разговаривать с другими?

  6. Перестройте диалог (устно)


10. Задание: каждый получает карточку с рисунком, на котором изображен диалог. Напишите его, не забывая о полученных знаниях. (3 - 4 реплики)

Выводы:

  1. О чем узнали на уроке?

  2. Почему важно правильно оформлять диалог на письме?

  3. Почему необходимо следовать правилам вежливого разговора?

Домашнее задание: (на карточке)

Рассмотрите рисунок. Сочините по нему сказку. Дайте белкам клички; подумайте, о чем они «говорят», что послужило причиной их «разговора»; чем он закончился?… Пофантазируйте!


Урок по русскому языку для 5 класса «Диалог»




© 2010-2022