Программа внеурочной деятельности для 5 кл. Мир театра (с рецензией)

Данная программа представляет большой интерес, так как способствует расширению литературного и общекультурного образования школьников.Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и подростков компьютерных игр, у ребёнка сдерживается развитие эмоций, и его психоэмоциональные качества загоняются в глубину сознания. Если не обращать внимания на духовный ко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

Учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»

Наименование ОУ

Шайховой Лилии Абдулловны,

Ф.И.О.

учителя русского языка и литературы (I квалификационной категории)

по внеурочной деятельности, 5 Г класс

предмет класс

Общекультурное направление. «Мир театра»









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от "28" августа 2014 г.










2014 - 2015 учебный год













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Не отвратить от книги, а навсегда «заразить благородной болезнью» любви к чтению, разбудить ум, чувства, воображение, увлечь возможностью творчества и сотворчества, открытия мира и человека в нём - благороднейшая задача учителя литературы.

В решенииэтой задачи нет ине можетбыть стандартных подходов,а есть необычные, неординарные формы работынаурокеи во внеурочное время,дающие не только глубокое знаниепредмета, но вызывающие взрывырадости, ощущение полёта,удивительных открытий впроцессе содружества и сотворчества учителя и ученика.

В такой атмосфере нет ине может быть места равнодушию, скуке, унылой вежливой дисциплине, зато предостаточно элементов неожиданности, «сюрпризности», конкурсности, театрализации.

Просто замечательно, еслиработа на уроке плавно перетекает во внеклассную. И она, этаработа, продолжает тревожить, обогащать, облагораживать душуребёнка, расширять его кругозор, воспитыватьхудожественныйвкус.

Потребность в удовлетворениидуховных запросов каждого человека определяется духовнымизапросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общенияи приоритета во времяпрепровождении детей и подростковкомпьютерных игр, у ребёнка сдерживается развитие эмоции, и егопсихоэмоциональные качества загоняются в глубину сознания.Если не обращать внимания на духовный компонент вразвитии личности, то невостребованными окажутся и духовныеценности, так как для их восприятия необходима активность эмоциональнойсферы человека.

Параллельно с развитием у детей иподростков этих качеств необходимо учить их эффективному общению,владению всеми видами речевой деятельности, грамотному использованию техники речи, умению выражать своё внутреннее состояние.

И самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это могут дать внеурочные занятия «В мире театра». Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека любого возраста, на развитие его личности.

Целью внеурочной деятельности «В мире театра» является создание условий для саморазвития и развития личности ребёнка, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики.

Эта цель решается через ряд задач:

1.Формировать духовные качества личности на основе развития творческой активности.

2. Развивать эстетические способности.

3. Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

4.Развивать чувства коммуникативной сообразности, навыки общения.

5. Воспитывать эмоциональную культуру общения.

Данная программа предназначена для учащихся среднего школьного возраста, рассчитана на один год 1 час в неделю, 35 часов в год. Она ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации у учащихся творческих способностей. Активная творческая деятельность учащихся направлена прежде всего на развитие мышления, воображения и речи. Использование этой программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор, учит общению с окружающими средствами театрального искусства. Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета ихиндивидуальных особенностей, культурных запросов. Это позволит даже из неслишком эмоционального ребенка создать творческую личностьс художественным воображением и грамотной литературной речью.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

- Личностных УУД: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к выполнению творческих проектов;

- регулятивных УУД: постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- познавательных УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- коммуникативных УУД: обеспечение социальной компетентности и учёт позиции других людей; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Метапредметныерезультатыосвоения программы «Мир театра» проявляются в:

- обогащенииключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) с художественно-эстетическим содержанием;

- уменииорганизовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников

Краткое описание разделов

I раздел. «Основы театральной культуры».

Раздел призван помочь детям в овладении профессиональной терминологиейтеатральногоискусства.

В раздел включены темы:

  1. Что такое театр.

  2. Виды театрального искусства.

  3. Рождение спектакля

  4. Театр снаружи и внутри.

  5. Культура зрителя.

В этом разделе необходимо познакомитьдетей с некоторыми понятиями итерминологией театральногоискусства. Материал носит практический характер. Знакомство снимпроисходит во время работы над пьесой,посещения театров, просмотроввидеозаписей спектаклей. В ходетеатральных игрсловарный запас учащихся постепенно пополняется. На занятияхи репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их опытом.

Темы разделов раскрываются при помощи основных понятий.

Виды театрального искусства:

  1. драматический театр;

  2. музыкальный театр;

  3. кукольный театр.

Рождение спектакля:

  1. творцы сценического чуда;

  2. спектакль иактер;

  3. спектакль и зритель.

Театр снаружи и внутри:

  1. театральное здание;

  2. зрительный зал;

  3. мир кукол.

Культура поведения в театре:

  1. «театр начинается с вешалки...»;

  2. зрительская культура.

II раздел. «Театры на все времена».

В этом разделе руководитель знакомит учащихсяс самыми известными театрами мира, выдающимися драматургами и их пьесами. Ребята смотрят отрывки из известных фильмов, видеозаписи спектаклей и обсуждают соотношение режиссёрского замысла и игры актёров. Вместе с руководителем посещают спектакли ТЮЗа.

III раздел.«Гимнастика чувств и пантомима».

Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относится к любому делу, учит общаться со всеми сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений.

Игры этого раздела:

  • общеразвивающие игры,

  • театральные игры,

  • импровизация,

-действия с воображаемым предметом,

  • пластические, ритмические, музыкальные игры.

Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действии с действиями партнёра.

Решая эти задачи, общеразвивающиеигрыне только готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации вшкольных условиях. Эти игры создают весёлую и непринужденнуюатмосферу, подбадривают зажатых и скованных детей.У нихпоявляется возможность оценить действия других исравнить сосвоими собственными.

Театральные игрыготовят детей кдействию в сценических условиях, где всё является вымыслом.Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительнаячерта сценического творчества. К. С. Станиславским призывалактёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку детиочень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемуюситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнкаи предоставлять ему как можно больше самостоятельности,активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект.Поэтому импровизация как вид игрыочень важна для детей.Но для этого важно расширять знания детей. Знакомить со сценическимдействием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов. Участвуя в импровизации, ребенок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего я эго делаю?

В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Темы для этого должны быть понятны и доступны детям.

IV раздел. «Культура и техника речи».

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи.

Упражнения и игрыраздела:

  1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

  2. Дикционные и интонационные упражнения.

  3. Творческие игры со словом.

Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно ивыразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

Дети должны понимать, что театральная речь должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т. д. Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.

Эта работа предполагает встречи с мастерами слова, во время которых юные актёры учатся сценическому мастерству.

V раздел. «Рождение спектакля».

Создание спектакля - очень увлекательное занятие. Процесс постановки вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.

Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной,эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть ее. Чаще всего это бывают сказки, дляболее взрослых - водевили. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.

Этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы.

  2. Деление пьесы наэпизодыи пересказ их детьми.

  3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

  4. Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).

  5. Переход к тексту пьесы, работанад эпизодами.

  6. Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.

  7. Репетиции отдельных картин ирепетиции всего спектакля.

  8. Премьера спектакля и обсуждениеего со зрителями.

Выделим наиболее важные этапы.

Первыйэтап- самый важный. Выбранная пьеса должна быть яркой,интересной. Для развития воображения очень полезно прослушиваниемузыкальных произведений, чтение стихов потематике пьесы.

Над отдельными эпизодами продуктивно работать индивидуально, продумывая детали и характер персонажей.

При использовании музыки желательна совместная работа с учителем музыки. Дети вместес педагогами создают атмосферу пьесы, подбирая и конструируякостюмы, декорации.

Очень важна работа над речью ребёнка, её чистотой, дикцией, тембром, выразительностью, темпом, чёткостью, внятностью.Особенное внимание уделяется речевой характеристике героев.

При репетициях отдельных сцен задача учителя - следить, чтобы дети не повторяли друг друга, а искали собственные варианты. Всякую находку, удачное решение поощрять.

Формы контроля

Контролировать выполнение программы внеурочной деятельности «В мире театра»можно по практической работе. Проведениеспектаклей, конкурсов - это и естьглавный результат работы. Преждевсегообращается вниманиена свободное поведение детейна сцене, на чёткую дикцию,пластику тела. Если подготовка была тщательной, то видна уверенность игры и достоверность подачи материала.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА


№п/п

Тема

Кол-во часов

1.

I раздел. «Основы театральной культуры».

8

2.

II раздел. «Театры на все времена».

4

3.

III раздел.«Гимнастика чувств и пантомима».

7

4.

IV раздел. «Культура и техника речи».

3

5.

V раздел. «Рождение спектакля».

12

6

Итоговое занятие.

1

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ занят.

Содержание программы

Кол-во ч.

Примечание


I раздел. «Основы театральной культуры».

8

1

Что такое театр. Словарь театральных терминов.

1

2

Виды театрального искусства:

драматический театр;

музыкальный театр;

кукольный театр.

1

3

Драматический спектакль. С. Белов «ГЛАВНАЯ ТАЙНА КОТА МАКМУРРА»

1

4

Музыкальный театр.

1

5

Кукольный театр. Театр Петрушки.

1

6

Рождение спектакля

1.творцы сценического чуда;

2.спектакль иактер;

3.спектакль изритель.

1

7

Театр снаружи и внутри.

1.театральное здание;

2.зрительный зал;

3.мир кукол.

1

8

Культура зрителя.

1.«театр начинается с вешалки...»;

2.зрительская культура.

1

9-12

II раздел. «Театры на все времена». Просмотр отрывков из известных фильмов, видеозаписи спектаклей и обсуждают соотношение режиссёрского замысла и игры актёров.

4


III раздел. «Гимнастика чувств и пантомима».

7

13-14

Упражнения по актёрскому мастерству. Отработка сценического движения. Практические занятия.

2

15

Логика речи. Практические занятия.

1

16-19

Играем этюды. Практические занятия.

4


IV раздел. «Культура и техника речи».

3

20-22

Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом.

3


V раздел. «Рождение спектакля».

12

23

Этапы работы над спектаклем.

1

24-25

Знакомство и распределение ролей для инсценировки сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

2

26-28

Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций.

3

29

Выступление перед 5-тиклассниками на уроке внеклассного чтения

1

30

Подбор эпизодов для инсценирования сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Распределение ролей.

1

31-33

Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций.

3

34

Выступление перед пятиклассниками на уроке внеклассного чтения.

1

35.

Итоги внеурочной деятельности

1

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о театре;

  • приобретают первичные навыки коллективной работы;

  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на социальные явления в обществе;

  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой деятельности;

  • осваивают выразительные возможности языка;

  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли - значение в жизни человека и общества;

  • учатся работать не только индивидуально, но и в коллективе; учатся активно использовать театральные термины и понятия;

  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной творческой деятельности;

  • обретают первичные навыки постановки пьесы на сцене;

  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности, а также при восприятии произведений искусства и произведения своих товарищей.



Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

  2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

  5. Вербовая Н.П. Искусство речи. - М.:1977

  6. Корогородский З.Я. Первый год. Начало. - М.:1975

  7. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. - Л.:1977

  8. Журнал «Читаем, учимся, играем». - 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)

  9. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996

  10. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». - К..:2006

  11. Сборник программ элективных курсов по выбору. - Кр.:2004








Программа внеурочной деятельности для 5 кл. Мир театра (с рецензией)

Программа внеурочной деятельности для 5 кл. Мир театра (с рецензией)

© 2010-2022