- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 11-го класса
Рабочая программа по русскому языку для 11-го класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Недуева Н.В. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку 10 - 11 класс общеобразовательных учреждений»,под редакцией А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Основные задачи курса русского языка в 11 классе сводятся к следующему:
-
Закрепить и углубить знания
-
Развить умения учащихся по фонетике, графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
-
Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
-
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте,
-
Совершенствовать конструирование текста
-
Способствовать развитию речи на межпредметной основе
-
Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования
-
Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на уроках литературы.
Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из двух разделов.
-
Собран материал для повторения и углубления, а также расширения знаний по русскому языку
-
Определяет лингоречевую деятельность учащихся, которая отрабатывается на основе текстов, используемых в качестве дидактического материала.
В 11 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний по таким темам, как « Обособление определений и обстоятельств», « Н и НН буквы в суффиксах различных частей речи»,»НЕ с различными частями речи», но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на более высоком уровне - на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа
Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм.
Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов
Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 11 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся.
Преобладающие виды работы:
-
Анализ текста и его переработка
-
Составление своего авторского текста
-
Рецензирование и саморецензирование текста
-
Изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием
-
Сочинения - рассуждения на заданную тему
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделено публицистическому художественному и научному стилям. Это объясняется социальной значимостью этих текстов, практическими потребностями учащихся, возникающими в связи с окончанием школы и вступлением в самостоятельную жизнь. Важно практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилем
Практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю. Она выражается в потребности овладения общественно - политической лексикой, такими популярными жанрами как эссе, очерк, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности- докладом, выступлением в прениях. В программе материал для повторения распределяется условно. В 10 классе повторяется фонетика, лексика, морфемика, морфология, текст , общее понятие о стилях речи.
Художественный стиль речи станет предметом изучения не только в 10 , но и в11 классе.
Главное направление программы - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя. При этом внимание сосредотачивается не только на словесном материале, т ропах, но и структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении.
Общие сведения о языке изучаются в 10 классе.
Приемы, методы и формы работы:
-
Разнообразные виды самостоятельной работы( составление плана, тезисов, конспекта, подготовки реферата, доклада аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста)
-
Творческие работе в жанре эссе, очерка , рассказа
-
Наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим использованием по заданию учителя.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ - учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику.
Публицистический стиль - интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно - языковой формы произведения
Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам и сам текст - его строение применительно к разным учебным предметам
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
-
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка
-
По орфографии находить с ловах изученные орфограммы. Уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки
-
Владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст
-
Владеть пунктационной зоркостью, речевой грамотностью
-
Уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно - популярного стиля
-
Пользоваться общественно - политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя.
-
Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа
-
Писать отзыв о художественном произведении
-
Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии,
-
Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками
КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 11 класса
Осуществляется по трём направлениям:
1.учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания
2.учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно - выразительными средствами языка
-
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1.Программы по русскому языку 10 - 11 класс общеобразовательных учреждений
2. Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой ! Русский язык 10 -11 класс»,Москва,»Просвещение», 2001 год
3. Л.А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование 11» ,Волгоград, издательство « Учитель»
4.Е.А Владовская «ЕГЭ. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ11 класс»Рекомендовано Академией образования, издательство «Экзамен», Москва,2007 год
5. Журналы: « Русский язык в школе»,»Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
6. Библиотечка газеты « Первое сентября»
7. Электронные носители:
- Репетитор Русский язык . Весь школьный курс
- Репетитор. Тесты по пунктуации
- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров
Виды контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
зачёты
тесты
14
2
3
5
4
Практические работы
15
3
2
5
5
Административные контрольные работы
2
1
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС
Дата
провед.
К-во
часов
Изучаемый раздел
Тема урока
Повторение
и разбор
заданий ЕГЭ
цель
2.09
9.09
2часа
Синтаксис и пунктуация
8 часов
Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания
Правописание приставок-
А16, союз И в простом и сложном предложении - А21
Обобщить и систематизировать знания,закрепить навыки постановки знаков препинания, ознакомиться с содержанием и типами заданий части А, разобрать задания А 15, А 21
16.09
1 час
Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи
Речевые нормы - А17, тема текста и авторская позиция-А29, словосочетание и типы связи в словосочетаниях В3
Закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений. Разобрать задания ЕГЭ- А 2, В 3
23.09
1
Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого
Речевые нормы - А 19. Знаки препинания при однородных членах предложения - А24 и обособленных членах предложения - А22
Пунктуация в простом предложении, синтаксический разбор осложнённого простого предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, тематическая связь между подлежащим и сказуемым, задания ЕГЭ: А 22,А 24
30.09
1
Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них
А 25, А 26 А 27
С ложные предложения с союзной и бессоюзной связью, знаки препинания в предложениях с вводными словами, задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами.
7.10
1
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи
В 8
Грамматическая основа предложения, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Задания А 24, А 25, А 26. Особенности синонимии
14.10
1
Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей -В 8
Особенности строения текстов публицистического и художественного стилей. ЕГЭ А 30, В 8
21.10
1
Контрольная работа по теме
Проверка знаний
28.10
2
Речь. Функциональные стили речи-16 часов
Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности, назначение каждого из стилей, сфера использования
А 30
Актуализация знаний о функциональных стилях речи и сфере их использования. ЕГЭ - А 3, А 17, А 19, определение стиля и типа текста - А 30
4.11
2
Официально - деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера употребления, своеобразие лексики, синтаксиса и построение текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов
А 30
Обобщить знания об официально- деловом стиле речи показать своеобразие лексики, синтаксиса. Основные требования к составлению деловых бумаг. ЕГЭ - А 15, А 17-18
11.11
18.11
2
Публицистический стиль речи, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля, устное выступление, доклад
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей - В 8
Особенности публицистического стиля речи, лек
сические, синтаксические особенности. ЕГЭ , связанные с использованием средств художественной выразительности В 8.
25.11
1
Жанры публицистического стиля: очерк
Задания части С
( жанры сочинения - рассуждения)
Познакомить с особенностями устного выступления, доклада и очерка, дать представления о заданиях части С
2.12
1
Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк
Задания части С - анализ авторской позиции
Особенности портретного и путевого очерков, написать сочинение- рассуждение
9.12
1
Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера
Задание части С - анализ языковых средств
Особенности проблемного очерка. Написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту
16.12
1
Эссе
Задание части С - сочинение по заданному тексту в жанре эссе
Особенности жанра эссе Сочинение в жанре эссе
23.12
1
Контрольная работа по теме «Публицистический стиль речи»
13.01
1
Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно - выразительных средств
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей - В 8
Особенности художественного стиля, анализ изобразительных средств.ЕГЭ-А 17, А 32, В 8
20.01
1
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи
В 8
Эстетическая функция языка ЕГЭ - А 18
27.01
1
Изобразительно -выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста
А 4, В 8 задание части С
Морфологические и синтаксические средства речевой выразительности.
ЕГЭ - А 20, В 8, часть С
3.02
1
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей
Систематизация сведений о видах тропов и их использовании на материале заданий ЕГЭ, повторить ЕГЭ - А 25 -27
10.02
1
Практическая работа.
Анализ художественно - языковой формы произведения русской классической литературы
Задание части С
Языковые особенности стиля Бабеля или Платонова
1
Контрольная работа по тем е « Художественный стиль речи»
Задание части С
Проверка знаний
17.02
2
Общие сведения о языке - 3 часа
Культура речи и языковая норма.
Языковые нормы: А 3, А 6
Дать понятие « языковая норма». Закрепить умения различать орфоэпические и грамматические ошибки. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами
24.02
1
Функции языка.
Выдающиеся учёные - русисты
Морфология: А 11, в 2
Функции языка. Развитие лингвистики, постановка знаков препинания в сложных предложениях
3.03
1
Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии
А 1, А 2, А 4 - А 19
Систематизация знаний и умений по фонетике, орфографии
10.03
1
Повторение и систематизация знаний
по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания
А 13 - А 19
Обобщить знания по теме « Морфология», употребление частицы НЕ и НИ. ЕГЭ - А 9
17.03
7.04
2
Трудные случаи пунктуации. Цитирование.
А 27
Постановка знаков препинания в простом осложненном и сложном многочленном предложениях. ЕГЭ -В 4 - 5
14.04
1
Лингвистический анализ текста.
В 8, С
Закрепить умения анализа текста ЕГЭ - В 2, В 7, часть фС
21.04
28.04
2
Итоговая контрольная работа.
Проверка знаний
Резерв - 4 часа