Урок по литературе Восточной Сибири

Урок «Творческая мастерская». Тема: Джек Алтаузен «Родина смотрела на меня». Цель: 1. Познакомить учащихся с биографическими данными сибирского поэта и его творчеством. 2. Развитие мышления, памяти, внимания. 3. Воспитание чувства любви к родному краю, чувства восхищения подвигом советского народа в ВОВ. Ход урока: 1.      Организационный момент. Звучит песня М.Бернеса «Мне кажется порою, что солдаты..», которая поможет настроить учащихся на тему урока. 2.      Слово учителя. Рассказ учителя о создании мемориального комплекса «Вечный огонь» в г. Иркутске.3.Знакомство с биографией поэта. 4.Чтение стихотворения «Родина смотрела на меня» учителем. 5. Беседа по вопросам. 6.Творческое задание: после прочтения стихотворения, учитель раздает учащимся листочки размером 10 на 10. Проиллюстрировать понравившиеся строки стихотворения. Конечный результат: собрать «фотопленку» из иллюстраций.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Творческая мастерская».

Тема: Джек Алтаузен «Родина смотрела на меня».

Цель: 1. Познакомить учащихся с биографическими данными сибирского поэта и его творчеством.

2. Развитие мышления, памяти, внимания.

3. Воспитание чувства любви к родному краю, чувства восхищения подвигом советского народа в ВОВ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит песня М.Бернеса «Мне кажется порою, что солдаты..», которая поможет настроить учащихся на тему урока.

  1. Слово учителя. Рассказ учителя о создании мемориального комплекса «Вечный огонь» в г. Иркутске.

- Этот комплекс был открыт к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Здесь зажжен Вечный огонь, доставленный с могилы Неизвестного солдата в Москве. Под мраморной плитой - священная земля с братской могилы, где похоронены защитники столицы.

Около 200 тысяч жителей города и области ушли на фронт, около 79 тысяч не вернулись. .. И среди них был Джек Алтаузен.

3.Знакомство с биографией поэта.

Поэт Джек (Яков) Моисеевич Алтаузен родился 14 декабря 1907 на одном из Ленских приисков, в семье старателя. Одиннадцати лет по стечению обстоятельств Яша попал в Китай. Жил в Харбине, Шанхае, работал мальчиком в гостиницах, продавал газеты, служил в качестве боя на пароходе, курсировавшем между Шанхаем и Гонконгом. Вместо прежнего имени Алтаузену было присвоено и записано в документ имя Джек. Но вскоре его потянуло на родину. Из Харбина он добрался до Читы, где встретился со своим старшим собратом-поэтом Иосифом Уткиным, который помог ему добраться до Иркутска и принял доброе участие в дальнейшей судьбе юного Алтаузена. В Иркутске он некоторое время работал на кожевенном заводе, на лесосплаве и одновременно восполнял пробелы в учении. В конце 1922 года Алтаузен вступил в комсомол, а в 1923 году по комсомольской путевке приехал на учебу в Москву. Он занимался в Литературно-художественном институте, где на него обратил внимание Валерий Брюсов. В конце 20-х годов Алтаузeн работал в редакции газеты "Комсомольская правда" в должности секретаря литературного отдела, которым тогда заведовал Иосиф Уткин. В ряду активньrх сотрудников газеты в то время был В. В. Маяковский. По поручению редакции Алтаузен поддерживал с ним постоянную связь. Часто бывал в редакции и Э. Багрицкий. Творчество Маяковского и Багрицкого казали значительное влияние на Джека Алтаузена, способствуя формированию характера его поэзии и его первым поэтическим успехам.

Военная судьба молодого поэта оказалась короткой, как и жизнь. Погиб он, военный корреспондент газеты "Боевая красноармейская" 12-й армии Юго-Западного фронта, 25 мая 1942 года. Но почти 61 год после его гибели сведения о месте его захоронения хранились в так называемом паспорте братской могилы в районном военкомате в числе 16-ти из 23-х известных имен воинов, погибших или умерших от ран в 1942 году или в августе-сентябре 1943 года и похороненных в братской могиле в селе Надеждовка Лозовского района Харьковской области.

4.Чтение стихотворения «Родина смотрела на меня» учителем.

5. Беседа по вопросам:

-Какие чувства вызвало у вас произведение Джека Алтаузена?

-О каких событиях говорится в стихотворении?

-Как развивается событие в стихотворении?

-Как в стихотворении изображается враг-фашист?

-Как название произведения связано с его содержанием?

6.Творческое задание: после прочтения стихотворения, учитель раздает учащимся листочки размером 10 на 10. Проиллюстрировать понравившиеся строки стихотворения. Конечный результат: собрать «фотопленку» из иллюстраций.

7. Итог урока.

Благодаря подвигу советских людей немецкий фашизм был сокрушен. Наш священный долг - помнить о тех, кто пал в войне, грудью встав на защиту Родины.

В Иркутске, на берегу Ангары, сооружен мемориальный комплекс и зажжен Вечный огонь. На мраморных плитах выбиты имена иркутян, павших в боях с гитлеровскими захватчиками и японскими милитаристами.

Эстафета Памяти вечно будет передаваться из поколения в поколение. Надпись на памятной плите Иркутского мемориала гласит:

Все меньше тех, кто был на войне,

Приходит к огню победы.

Всё ближе день, когда последний солдат

Уйдет вослед остальным.

Но останемся мы навсегда

В ратной памяти нашей России,

В доброй памяти нашей Сибири.

И в шелесте этой аллеи

Вы будете слышать наше благословение.

Не забывайте нас.

А урок я хочу закончить строчками из стихотворения Джека Алтаузена « Провожала его вся Отчизна..» :

Провожала его вся Отчизна,

Весь народ провожал его в бой.

Он ценой своей собственной жизни

Заплатил. Чтоб МЫ жили с тобой…

8. Домашнее задание: выучить стихотворение « Родина смотрела на меня» наизусть.

© 2010-2022