- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Образ родной природы, воспетой поэтами и художниками
Образ родной природы, воспетой поэтами и художниками
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дорохова О.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок: литература , рисование в 7 классе
Тема: Образ родной природы, воспетой русскими поэтами и художниками
Цели: литература изо
Обучающие: обучение умению анализировать обучение умению
лирическое произведение создавать элементы
(видеть и понимать настроение автора, пейзажа по ассоциациям;
выражать свои мысли и чувства);
Развивающие: развитие умения соотносить литературу развитие фантазии и
и живопись; творческого начала;
Воспитательные: воспитание любви к родной природе, чувства патриотизма
Средства оснащения урока: репродукции картин И.Левитана
Ход урока
-
Постановка целей урока
Учитель литературы
Давайте запишем тему урока.
-Выделите главные слова в теме (образ, поэт, художник)
Методом эвристической беседы учитель подводит учащихся к определению «образ»
-Как вы понимаете слово «образ»? Подберите однокоренные слова (изображать, отобразить), значит,
образ - картина
-Но, создавая тот или иной образ, какую цель преследует автор? (донести до читателя определённую мысль)
-Попробуйте дать полный ответ на вопрос: что такое образ? (образ - это картина, проникнутая чувствами и мыслями автора).
Сегодня на уроке мы будем учиться
1)понимать чувства и настроение поэтов;
2) сравнивая стихи и картины о родной природе, доказывать внутреннюю связь литературы и живописи;
3) поскольку урок интегрированный, вы будете учиться создавать образ родной природы, используя краски.
Учитель рисования
- Представьте, что вы рисуете природу родного края. Какие краски вы будете использовать в своей работе?
(Ученики составляют цветовую гамму)
-Совпадение цветов и ваш выбор неслучаен. Дело в том, что цвет оказывает на человека определённое воздействие. Цвет может вызывать у человека чувство радости, восторга и даже грусть, тоску.
В цветовой палитре, представленной вами, преобладает
Синий цвет- спокойное, тоскливое настроение
Зелёный- приятное, спокойное
Жёлтый- тёплое, бодрящее
Оранжевый- весёлое, радостное
Давайте сделаем вывод: какие чувства будит в вас родная природа?
2. Образы родной природы, символика цвета в стихотворении С. Есенина «Топи да болота»
Учитель литературы
Самостоятельная работа по группам
-
О чём это стихотворение? Какие образы создаёт поэт? Какие средства изобразительности применяет он для создания этих образов? (поэт рисует образы леса, болот, неба одушевлёнными, для этого он применяет метафоры и олицетворения: елям снится, слухают ракиты и т. д. стихотворение полно звуков (тенькает, взвенивает, со скрипом тянется обоз)
-
Охарактеризуйте состояние лирического героя. Как цвет «помогает» понять настроение лирического героя? (лирический герой спокоен и немного грустен, он любит свою родину: «Край ты мой забытый, край ты мой родной!» Эпитет «забытый» говорит о том, что герой переживает разлуку, именно это слово вносит ощущение тоски. Также синий цвет нам помогает понять спокойно-тоскливое настроение героя. В том, что ему дорог край , нет сомнения: разве можно так детально, подробно описать природу, не любя её?)
-
Какие картины созвучны со стихотворением? (сходство образов, цветов, настроения) (Созвучие образов, цвета и настроения видно на картине И. Левитана «У омута». И поэт, и художник грустят, выражая цветом своё настроение).
Выразительное чтение стихотворения
Вывод: В стихотворении при внимательном анализе мы видим картину, а картины мы можем прочитать, поняв значение образов и цветов.
Учитель рисования
Давайте поближе познакомимся с творчеством И. Левитана , картины которого можно, действительно, читать. В своём творчестве он пытался не только показать красоту природы, но и выразить через пейзаж состояние человеческой души. В его картинах мы наблюдаем знакомые с детства образы берёз, облитых солнечным цветом («Берёзовая роща»), дороги, убегающей вдаль («Владимирка»), деревенской избушки («Избушка на лугу») и др. Художник смело использует яркие, звонкие краски, природа у Левитана предстаёт в полноте своих сил. Радостный гимн вечно прекрасной природе звучит в картинах «Золотая осень», «Весна. Большая вода». Сам художник писал: « я никогда ещё не любил так природу, не был чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всём… Без этого чувства не может быть истинный художник…»
-Мы поняли, что образ можно выразить с помощью слова, красок, а можно ли телом передать тот или иной образ? (физминутка, во время которой ученики загадывают образ природы и пытаются его выразить телом)
-
Взаимосвязь литературы и живописи
Учитель литературы
а) -Рассмотрите картину И. Левитана «Вечерний звон». Поэт Н. Рубцов , глядя на эту картину, не остался равнодушным и написал стихотворение «Левитан». (учитель читает стихотворение).
- Какие образы картины привлекли поэта? Назовите главные образы стихотворения (церковь, колокольчики)
Почти в каждой строчке встречаются слова со звуковыми повторами -коло-.
-Что мы слышим, благодаря этому повтору? (этот приём -повторение одинаковых звуков, воспроизводящих какое-нибудь явление,- называется звукописью).
-Когда звонят колокола? (Они звонят перед церковной службой, т. е. перед молитвой)
-Сравните картину и стихотворение. Докажите, что именно эта картина вдохновила поэта на создание своего стихотворения. («алеющая мгла», «собор», «колокольчиковый луг»)
-Какие образы выражены ярче у поэта? Что ещё слышит лирический герой, кроме колокольного звона? К какому выводу он приходит? Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (родная природа способна пробудить в человеке чувство прекрасного, она так же, как и молитва, способна сделать лучше человека, очистить его от грехов, исцелить его душу).
-Видна ли эта мысль на картине? Как художнику удалось передать величие природы? (Несомненно, центральный образ картины- церковь, но она как бы утопает в зелени лесов, она как бы затерялась в бесконечных просторах нашей родины. И природа, и церковь создают умиротворённое настроение).
-Вопрос на внимательность: какой образ, отсутствующий на картине, рисует Рубцов?
Какие мысли будит «образ бревенчатых лачуг»? (щемящее чувство грусти, от которой любовь к родине усиливается).
б) Вывод: и художники, и поэты любят свою родину, свою любовь они выражают словами, красками. Мы с вами имеем возможность наслаждаться их творениями ежечасно. У нас в школе есть картинная галерея. Это подарок новосибирских художников. На их картинах запечатлены пейзажи, такие близкие и родные. Это наша сибирская природа, это наша родина. Давайте пройдёмся мимо любимых картин и полюбуемся. (Экскурсию по школьной галерее проводят ученики, которые дома готовили устное сообщение по картинам, остальные ребята вместе с учителем рисования рисуют образы родной природы).
в) Защита творческих работ
- Какие краски использовали, почему?
-Почему именно этот образ?
- О чём думали, когда рисовали, что хотели выразить?
-Какие эпитеты вы бы подобрали к своему образу?
Учитель литературы
-В каком ещё стихотворении Рубцов создаёт похожие образы?
Ученики читают стихотворение «Тихая моя родина»
-Как вы понимаете слова «тихая»? Подберите синонимы.
- Что хотел сказать поэт последними строчками? Вы согласны, что человек и родина крепко связаны между собой?
Ученики читают домашние сочинения на тему «С чего начинается родина?»
Вывод: Каждому из нас дорого то место, где мы выросли. С. Есенин в одном из писем другу писал: «Знаешь, почему я поэт? У меня родина есть. Нет поэта без родины»
-
Рефлексия
Давайте подведём итог нашей работе. Продолжите начатые фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Я почувствовал…
Я понял…
- Как в ходе урока мы с вами доказали связь литературы и живописи?
5. Выставление оценок, домашнее задание:
закончить начатый рисунок,
подобрать стихи русских поэтов к своему рисунку, попробовать сочинить
стихотворение о родной природе.