Статья на тему Проблемы преподавания литературы в основной школе в контексте ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Зима Елена Геннадиевна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ №367 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Проблемы преподавания литературы в основной школе

в контексте ФГОС


Мы живем во времена перемен, пока непонятно, куда приведут эти перемены. Что делать школьному учителю? Как совместить несовместимое и объять необъятное? Сейчас разворачивается большое количество споров о новом Федеральном Государственном Образовательном стандарте, о «Концепции школьного филологического образования». Но за всеми этими серьезными «сражениями» как-то позабыт ученик, он словно должен постоять в сторонке и подождать, пока умные взрослые люди до чего-нибудь договорятся, что-нибудь решат. Но у него нет на это времени, значит и у нас нет. Поэтому мы, школьные учителя, продолжаем сложную, но такую важную каждодневную работу, обучая, развивая, воспитывая наших «трудных» подростков.

Воспитание… Мы воспитываем наших детей непрерывно. Примером, поступком, словом. Не всегда целенаправленно, но всегда непредсказуемо. Учителя словесности… Мы воспитываем словом. Мы стараемся донести до умов и сердец наших учеников все самое ценное, самое чистое, самое искреннее. Мы тщательно выбираем литературный материал, мы тонко продумываем свои слова и задания… А всегда ли наши усилия достигают поставленных целей? Вероятно, каждый педагог задается этим вопросом. Мы можем качественно оценить знания учащихся, их умения. А как оценить степень воспитанности, по каким критериям? Результат нашего труда отдален во времени. Судить о том, достигли ли наши усилия поставленных целей, мы сможем лишь спустя годы.

Что же такое воспитание? Обратимся к теории. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. А.С. Макаренко писал: «Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». Другими словами, мы можем говорить о воспитании как о творчески организованном процессе передачи социального опыта от поколения к поколению.

Разумеется, жизненные реалии убеждают нас в необходимости пересмотреть наш опыт с точки зрения соответствия новым требованиям. Все мы понимаем, что учить «по-старому» мы уже не можем, поэтому осваиваем новые технологии, внедряем новые подходы, опираясь на требования новых стандартов.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - Элберт Грин Хаббарт. Другими словами мы должны научить ребенка тому, как самому ставить цели и самому их достигать.

Согласно современному Стандарту образования, следует вместо передачи суммы знаний уделить особое внимание развитию личности учащегося на основе способов деятельности. Мы даем ребенку в руки инструмент и учим им пользоваться, а уже дорогу, скорость продвижения по ней, дальность определяет сам ученик, трепетно и терпеливо направляемый учителем.

Александр Мень говорил об учителе: «…учитель сегодня, к сожалению, стал передатчиком информации, которого без труда может заменить компьютер. Мы отказались от человека, мы пришли к некоему роботоподобному существу. Мы его и обучили таким образом. Мы и получили, что хотели… Наставник передаёт частицу своей души. А то, что он передаёт ещё и информацию, это дело вторичное. Потому что информация вся закодирована в книгах… Надо научить мыслить, научить чувствовать и научить любить. Надо… самому мыслить, чувствовать и любить… надо иметь, что отдать детям»[2,с.59]. Чем не современный подход к воспитанию и образованию?

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД (универсальных учебных действий), которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные (нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков;

  • Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения) - организация своих дел, решения проблем;

  • Познавательные универсальные учебные действия (интеллектуальные умения) - обработка информации;

  • Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения) - общение с людьми.

Как видим, литература как учебный предмет создает комфортные условия для формирования УУД. На уроках литературы мы имеем возможность приобщиться к огромному багажу духовного опыта, накопленного многими поколениями людей. Это благодатный материал для развития ребенка: его умения, оценивая поступки героев, оценивать и свои поступки, собственное отношение к различным нравственным проявлениям литературных героев, осуществляя рефлексию. Школьники учатся выстраивать отношения с окружающим миром, соотносить опыт литературных героев со своим опытом, делая личностно значимые выводы. У учащихся формируются нравственные ориентиры.

Лучшие произведения художественной литературы помогают вооружить ученика устойчивыми нравственными принципами. Учитель становится проводником ученика в мир литературы, где ребенок сможет найти ответы на свои вопросы. Важно только постепенно, по мере взросления ребенка, предоставлять ему возможность самому определять круг чтения, исходя из собственных предпочтений, основанных на обширном читательском опыте, приобретенном под руководством учителя и семьи.

Основная сложность воспитания и развития учащихся, на мой взгляд, состоит в разрыве между духовными и социально значимыми ценностями. В современном мире, к сожалению, духовность неумолимо отходит на второй план, уступая место практической целесообразности. Приобщая учащихся к самым разным пластам литературы, учитель помогает ученику осознать шаткость и мнимую привлекательность современных представлений по сравнению с вечными духовными ценностями, отраженными в художественной литературе, как классической, так и современной.

Для реализации целей нравственного воспитания школьников необходимо у них сформировать устойчивый интерес к изучению литературы. С этой целью следует максимально разнообразить формы и методы работы на уроке, предоставляя учащимся возможность оказаться в ситуации успеха.

Как и многие мои коллеги, я систематически использую групповую форму организации работы на уроке, предлагая детям, например, отрывки из школьных сочинений, и прося их высказать свое мнение в отношении работы. Часто такую форму работы я использую на уроке подготовки к сочинению. Мы с ребятами выявляем достоинства и недостатки работ, попутно вспоминая важные для написания собственной работы вопросы, обсуждавшиеся на уроках. Ребята очень легко находят недостатки в работах сверстников, но затрудняются в нахождении достоинств. Я считаю необходимым учить школьников хвалить друг друга, отмечая достижения. Без этого невозможно сформировать позитивное отношение к миру. Разумеется, важно критически оценивать окружающий мир, но не менее важно уметь увидеть и его положительные стороны.

Я заметила, что современные дети очень любят слушать, когда читает учитель. Для них это какая-то «экзотика». Если они слышат актерское чтение с электронного носителя, их внимание несколько рассеивается. Во время чтения вслух учитель получает возможность установить подобие доверительных отношений с учеником, делясь с ним собственным восприятием произведения.

В конце каждого урока я обязательно предлагаю ребятам высказаться. Ученики могут поделиться своими рассуждениями, своим состоянием, своими сомнениями. Иногда их высказывания становятся материалом для разговора на следующем уроке.

На просторах сети Интернет мы можем найти огромное количество информации о новых методах, формах работы на уроках. Например, создание буктрейлеров. На сайте ежегодно проводимого конкурса буктрейлеров booktrailers.ru предложено следующее определение этого жанра: «Буктрейлер - это ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет».

Поскольку современные школьники, как известно, читают неохотно, если читают вообще, остро стоит вопрос мотивации к чтению. Здесь я часто пользуюсь приемом незабвенной Шахразады (Шахерезады). Рассказываю детям о книге, останавливаясь на самом интересном месте. Или нарочно упускаю какую-либо деталь, дети замечают это и хотят узнать, чего не хватает. Без заинтересованности очень сложно организовать работу на уроке.

Современный учитель находится в непрерывном поиске методов, приемов и форм работы на уроке. Мы делимся опытом, даем мастер-классы, проводим конференции и семинары… А для чего? Чтобы наши ученики стали достойными членами общества, не только знающими предмет, но и вооруженными представлениями об окружающем их мире, дающими им возможность изменять его к лучшему.






Список литературы

  1. Каганович С.Л. Предмет «Литература» в системе новых стандартов / С.Л. Каганович// «Литература». Издательский дом «Первое сентября». - 2012. - №9.

  2. Нодель Ф.А. Наш собеседник - отец Александр Мень / Ф.А. Нодель// «Литература». Издательский дом «Первое сентября». - 2015. - №2.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования



© 2010-2022