Урок-заочная экскурсия: по следам героев М. Ю. Лермонтова (по роману Герой нашего времени)

Конспект урока-заочной экскурсии: по следам героев М.Ю.Лермонтова (по роману "Герой нашего времени") предназначен для 8-9 классов в начале изучения романа. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать творчество М.Ю.Лермонтова. Теперь вы знаете гораздо больше о биографии писателя и его творчестве, знакомы с историей создания его романа «Герой нашего времени», а для того чтобы проникнуться атмосферой эпохи написания произведения мы с вами совершим экскурсию в город Пятигорск, пройдя по следам героев писателя.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - заочная экскурсия: По следам героев М.Ю.Лермонтова.

Результаты:

Личностные - развивать умения учащихся использовать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

Метапредметные - совершенствовать умения учащихся самостоятельно организовывать собственную деятельность и определять сферу собственных интересов.

Предметные:

В познавательной сфере - способствовать выявлению учащимися заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

В ценностно-ориентационной сфере - продолжить приобщение учащихся к искусству и культуре.

В коммуникативной сфере - продолжить формирование умения пересказывать прозаическое произведение или его отрывки с использованием цитат из текста.

В эстетической сфере - продолжить формирование у учащихся эстетического вкуса.

Методы и приемы:

Метод творческого чтения, прием - комментированное чтение; пересказ отдельных эпизодов;

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать творчество М.Ю.Лермонтова. Теперь вы знаете гораздо больше о биографии писателя и его творчестве, знакомы с историей создания его романа «Герой нашего времени», а для того чтобы проникнуться атмосферой эпохи написания произведения мы с вами совершим экскурсию в город Пятигорск, пройдя по следам героев писателя.

В первое десятилетие своего существования Пятигорск имел довольно скромный вид. В то время он занимал весьма ограниченную площадь к востоку от существующей сегодня улицы Анджиевского. Тогда не было многоэтажных домов, тротуаров и мостовых не существовало, а воду приходилось возить из мутного Подкумка. Наше путешествие я предлагаю начать с горы под названием Железная и обойти ее кругом, чтобы хорошенько рассмотреть памятники произведениям Михаила Лермонтова (Слайд № 5: карта).

Посмотрите на нашу карту путешествия! Сегодня мы посетим множество интересных мест, и прямо сейчас отправляемся к домику Михаила Юрьевича (Слайд № 6: дом - музей).

Вопрос к классу: а помните ли вы самое начало повести «Княжна Мери»?

Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, образованный, одаренный человек, стоящий выше своей среды, но все же испорченный «светом», его еще называют «лишним человеком», приезжает в Пятигорск, и первая запись в его дневнике: «Я нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте…» [М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени, 2014: 76].

Давайте прочтем отрывок из дневника Григория Александровича (Один из учеников читает отрывок; слайд № 7: эолова арфа).

В своем дневнике Печорин пишет, что у Эоловой арфы «на крутой скале постоянно торчали любители видов, наводя телескоп на Эльбрус. Весело жить в такой земле, - воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка, солнце ярко, небо синее, чего бы, кажется больше. Зачем тут страсти, желания, сожаления. Однако пора, пойду к Елисаветинскому источнику, там, говорят, по утрам собирается всё водяное общество» [М.Ю.Лермонтов, 2014]. Давайте и мы с вами прогуляемся к Елисаветинскому источнику!

Сообщение учащегося:

Большинство мест в Пятигорске в нашей памяти воскрешают волнующие страницы из повести писателя «Княжна Мери». Спускаясь по кольцевой тропинке, от беседки Эоловой арфы, на площадку, где теперь стоит здание Академической галереи, мы с вами окажемся в том месте, где когда-то был Елисаветинский источник. Ежедневно к нему приходили обитатели курорта, чтобы попить воды, развлечься или обменяться новостями. Именно здесь назначались встречи и свидания.

Чтобы представить как жило водяное общество в 30-е гг 19в, мы отправимся вслед за героями и попробуем представить ту среду. Наш путь пройдет по территории бывшего Эмануелевского парка, который был построен в начале 30-х гг еще при генерале Эмануеле (начальнике Кавказской области). Посидим в тени на удобных дерновых диванчиках, что расставлены вдоль дорожек, прислушаемся к шуму водопадов пяти источников. Вид местности с годами изменился. От бульвара сюда проложили удобную аллею, по обе стороны обсаженную виноградом. В 1837 году Лермонтов и застал такую картину. Он, как и его герой, любил остановиться «на краю горы, и, прислонясь к углу домика, рассматривать живописную окрестность».

Слово учителя: Вслед за Григорием Александровичем углубимся в виноградную аллею, пройдем к Гроту и станем свидетелями неожиданной встречи Печорина и Веры, единственной женщины, которую любил Печорин, но любовь его принесла ей только страдания, ведь он не жертвовал ради того человека, которого любил (слайд №9: Грот Лермонтова).

Вопрос к классу: расскажите о том, что вам известно о Гроте Лермонтова?

Сообщение учащегося:

Грот - это укромный уголок Эмануелевского парка, который обнаружили братья Бернардацци. Именно они его обработали, внутри вырубили скамью, и так он превратился в любимое место отдыха водяного общества. Лермонтов также любил это место, и часто сидел там, в глубоком раздумье. Сейчас грот носит имя писателя.

По тропинкам, которые окружают площадку Елизаветинского источника, когда-то гуляли лермонтовские персонажи. В этих местах возникали и стремительно развивались события, описанные в повести. Даже сейчас они волнуют читателей.

Вопрос к классу: теперь в тексте найдите упоминание об этом источнике?

«Вот, наконец, и колодец, - сообщает Печорин. - На площадке близ него построен домик с красной кровлей над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя» [М.Ю.Лермонтов, 2014]. Поэт наблюдал за «водяным обществом», и это позволило ему в дальнейшем написать несколько живых сцен, которые и послужили завязкой к повести «Княжна Мери». Здесь Печорин встречается с Грушницким, а княжна Мери помогает ему раненому поднять стакан, оброненный им.

Слово учителя:

В середине 19 века, деревянные строения, что обветшали, снесли и над источником возвели каменную Елизаветинскую галерею по проекту архитектора Уптона. Затем, в 1925 году она получила название Академической в память двухсотлетия Академии Наук. У Елизаветинского источника любило собираться «водяное общество», за жизнью которого наблюдал внимательно великий писатель. Во взглядах и поступках многих лечившихся или бессмысленно прожигавших свою жизнь здесь Лермонтов видел проявление симптомов неизлечимой водами болезни - уродливых пороков действительности того времени.

На площадке у кисло - серного источника было всегда многолюдно. Это объясняется тем, что она была благоустроена, оттуда открывались прекрасные виды, а главное - велика сила этого источника. Здесь легко было встретить людей из самых разных сословий: и статских, и военных всех мундиров, и разжалованных, и купцов, и светских модниц, и чиновников. С подобными типами людей встречается здесь Михаил Лермонтов, и конечно, эти наблюдения нашли глубочайшее реалистическое отражение в повести.

Вопрос к классу: расскажите, как проводило время «водяное общество», опираясь на текст?

(Обычно движение в городе начиналось с четырех часов утра и длилось до двух часов по полудни, а затем от четырех и до десяти часов вечера продолжалась все та же суета. Целый день проходил в купанье, в питье воды, завтраке, обеде и ужине. Зажиточные люди не отказывались и от шампанского: «они пьют, однако, не воду», - находим в тексте мы у писателя. Одни и те же разговоры: сплетни, о болезнях и способах их лечения. Когда распространяется слух о Мери и Печорине, доктор Вернер говорит о том, что его больные «заняты известием, а больные, они такой народ: всё знают». На этой площадке Григорий Александрович встречает и своего давнего приятеля - Грушницкого, суть которого казаться не тем, кто он на самом деле есть. Именно здесь происходит сцена, свидетелем которой становится Печорин. Грушницкий роняет стакан, пытается нагнуться, однако больная нога ему мешает. В этот момент быстро подбегает Мери и подает стакан, а затем сильно краснеет, однако убедившись, что маменька ничего не видела, тут же успокаивается. «А через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла такой вид чинный и важный - даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он провожал ее, пока, спустившись с горы, она не скрылась за липами бульвара» [М.Ю.Лермонтов, 2014]).

Слово учителя: (слайд № 10: Пятигорский бульвар).

Спустившись по лестнице, можно прогуляться по той части центральной улицы города, которая во времена Лермонтова являлась знаменитым Пятигорским бульваром. Бульвар, который упомянут в романе, существует в настоящее время. Он был построен в 1827 - 1828 гг. Он проходит через весь цветник мимо грота Дианы, начинаясь от лестницы нынешней Академической галереи, а заканчивается у улицы Анджиевского. В наши дни длина его увеличилась, однако столетние липы, к сожалению, не сохранились.

Вопрос к классу: обратитесь к тексту и найдите упоминания о Пятигорском бульваре в дневнике Григория Александровича?

Неоднократно в своем дневнике Печорин упоминает о бульваре. На второй день по приезду, 11 мая, герой пишет: «Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно поднимающихся в гору» [М.Ю.Лермонтов, 2014].

Затем немного позднее: «После обеда я пошёл на бульвар, там была толпа», своими анекдотами он переманил к себе всех лиц из свиты Мери. В другом месте он пишет: «поздно вечером, т.е. часов в 11, я пошёл гулять по липовой аллее бульвара...» «молча, мы с Грушницким спустились с горы, и пошли по бульвару мимо окон дома, где скрылась наша красавица. Она сидела у окна. Грушницкий, дёрнув меня за руку, бросил на неё один из тех мутно - нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин. Я навёл на неё лорнет и заметил, что она от взгляда улыбнулась, а что мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку: и как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стёклышко на московскую княжну?» [М.Ю.Лермонтов, 2014].

Вопрос к классу: что такое лорнет, дайте толкование этому слову?

«Лорнет - род монокля, а также складные очки без дужек, на ручке» [Ожегов С.И, 2006: 333].

Слово учителя: (слайд № 11: дом княжны Мери).

Обратите внимание на дом под номером 12 по проспекту Кирова. Художник Зичи М.А создавал в 1880-е гг иллюстрации к повести М.Лермонтова и зарисовал это здание с натуры как дом, в котором жила княжна Мери.

Сообщение учащегося:

Я хочу рассказать о Михаиле Александровиче Зичи, ведь без его иллюстраций мы не узнали бы о том, как выглядел Пятигорск во времена Лермонтова. М.Зичи мечтал побывать на Кавказе и увидеть картины жестокой борьбы с горцами. Ему приходилось об этом читать в русской поэзии. Однако в разрешении ему отказали, но художник поступил по-своему. Он изобразил далекий горный край таким, каким видел в своем воображении его.

М.Зичи в 1881 году совершил поездку на Кавказ и провел там около года, проделав путешествие в недавнее еще прошлое и ступая практически по следам писателя. Его привлекали кавказские пейзажи, места, где когда-то жил Лермонтов и все те примечательные уголки Пятигорска, которые были запечатлены поэтом в прозе и стихах. Большинство зарисовок выполнены с натуры в Кисловодске и Пятигорске, и теперь особо ценны своей документальной точностью для нас. «Путешествуя по Кавказу, - подчёркивал Зичи, - с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинения Лермонтова, я был поражён, необыкновенной точностью его описания... Рисунки не есть что-либо выдуманное и фантастическое, а точная копия с описанных оригиналов». Спустя еще несколько лет художник принял участие в конкурсе на памятник М.Лермонтову в Пятигорске, а немного позднее был выбран в состав жюри этого конкурса.

Большинство его работ находятся в Государственном Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, а некоторые из них хранятся в собрании музея Лермонтова в Пятигорске.

Слово учителя: (слайд № 12: Провал).

Люди, приезжавшие на воды не только лечились, но старались и весело отдохнуть: ездили на прогулку в колонию Каррас или Шотланку, на пикники, к замечательному творению природы Провалу полюбоваться озером минеральной воды. Существовало мнение во времена Лермонтова, что Провал на склоне г.Машук - это угасший кратер, и упоминание об этом есть в самом романе. Ученые позволили установить, что это не что иное, как подземная пещера, которая образовалась под действием минеральных вод. Горные породы со временем разрушились, и свод пещеры обрушился, образовав при этом воронку с гротом и озером внутри.

Находится Провал от города на расстоянии более одного километра. Он уже в то время привлекал внимание приезжающих, как интереснейшее и своеобразное творение природы. Тоннеля к озеру тогда еще не было, и посетителям приходилось цепляться за кустарники, взбираться по осыпающимся каменистым тропинкам к его воронке, чтобы всмотреться в бездонную, казалось бы, пропасть.

Такие прогулки были любимым времяпровождением «водяного общества». В те времена сюда вела пустынная дорога, которая переходила в каменистую тропинку, что вилась в густом кустарнике. Как раз, один из эпизодов «Героя нашего времени» связан с посещением Провала.

Вопрос к классу: обратитесь к тексту и найдите подтверждение о Провале.

«Вечером всё многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних учёных, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведёт узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она её не покидала в продолжении целой прогулки» [М.Ю.Лермонтов, 2014].

Лермонтов не раз здесь бывал. Это достопримечательное место было хорошо известно писателю.

В один из дней, в обществе знакомых, сюда совершают прогулку княжна Мери и Печорин: «Мы пришли к Провалу; дамы оставили своих кавалеров, но она не покидала руки моей. Остроты здешних денди её не смешили; крутизна обрыва, у которого она стояла, её не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза» [М.Ю.Лермонтов, 2014].

Сообщение учащегося: (слайд №13: здание Ресторации).

В здании Ресторации устраивались балы. Оно было построено архитекторами братьями Бернардацци по проекту Шарлеманя в 1828 году. На сегодняшний день это институт курортологии и физиотерапии. Выполнено здание в классических формах, украшено колоннами, между которыми лестница, ведущая в зал. В подвальном помещении расположены кухни, комнаты для прислуги, погреба. Что касается верхнего этажа, то там была гостиница, которую содержал грек Найтаки. Здесь останавливались Л.Толстой, А.Пушкин, В.Белинский, Лермонтов бывал здесь также, а затем снял квартиру у майора Чиляева.

Вечерами устраивались балы и различные увеселения в зале Ресторации. Бал обычно устраивался экспромтом: «затащат оркестр с бульвара, пригласят барышень, и бал готов, но когда бал устраивало начальство, то зала превращалась в благородное собрание, и танцевали парадно». (Можно использовать музыку А. Хачатуряна к драме «Маскарад»).

Слово учителя: (слайд № 14: Грот Дианы).

Порой балы устраивались и под открытым небом. Известно, что Лермонтов с друзьями за несколько дней до своей гибели организовали бал на площадке у грота Дианы в парке Цветник, у искусственной пещеры, что была создана в 30-х годах 19 века братьями Бернардацци и названный так в честь богини охоты Дианы.

Один из сослуживцев писателя по Тенгинскому полку декабрист Н. И. Лорер вспоминал об этом вечере: «Вся молодёжь дружно помогала устройству праздника, который 8 июля и был дан на одной из площадок аллеи, у огромного грота, великолепно украшенного природой и искусством. Свод грота убрали разноцветными шалями, стены обтянули персидскими коврами, повесили импровизированные люстры... снаружи грота на огромных деревьях аллей, прилегающих к площадке, на которой собирались танцевать, развесили... более 2500 разноцветных фонарей... Хор военной музыки поместили на площадке, над гротом... Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и всё общество было как - то особенно настроено к веселью».

Заключительное слово учителя: (слайд № 15: памятник М.Ю.Лермонтова).

Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с городом Пятигорском, каким он был во времена Михаила Лермонтова; именно таким его видел и изобразил поэт и писатель в своих произведениях.

«Так бы и остался здесь жить навеки» - так об этом городе сказал Лермонтов. По иронии судьбы его жизнь оборвалась здесь, в любимом им городе. Здесь остался последний его земной приют, где он танцевал в последний раз вальс. Под соломенной крышей, в маленьком домике, будто невзначай лежат его забытое перо, блокнот, исписанный им. Здесь проходит дорога, по которой поэт ушел в последний свой путь…

Рефлексия:

Итак, на протяжении нашего путешествия вы составляли маршрут героев, он останется у вас тетради и будет помогать ориентироваться лучше в тексте при дальнейшем анализе произведения.

А теперь ответьте на вопросы: понравился ли вам сегодняшний урок? Узнали ли вы что-то новое для себя, какие открытия вы сделали?

Домашнее задание: найти в тексте цитаты, о том, как Печорина характеризуют другие персонажи.


© 2010-2022