- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чельманова Е.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по русскому языку
для 9 класса.
Составитель Чельманова Елена Николаевна,
учитель МОУ «Клепиковская СОШ № 1».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по русскому к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы под ред. С.Г. Бархударова (М., Просвещение, 2010).
1. Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе.
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2. Общая характеристика курса.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Разделы учебника «Русский язык. 9 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся.
В программе также выделены специальные часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов.
3. Содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах.
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения.
Сложносочиненное предложение и его особенности. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Типичные речевые сферы применения сложносочиненных предложений. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Сложноподчиненные предложения.
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Смысловые отношения в сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений
Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (места, времени, образа действия, причины, условия, следствия, меры и степени, сравнительными). Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Бессоюзные сложные предложения.
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Сложные предложения с различными видами связи.
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Общие сведения о языке.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
4. Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета отводится 136 часов (4 часа в неделю). Из них на контрольные работы - 8 часов. В рамках данного курса выделен блок уроков развития речи, предусматривающий помимо тем из Примерной программы основного общего образования по русскому языку обучение сжатому изложению и составлению текстов на лингвистическую тему. Это обусловлено требованиями государственной итоговой аттестации за курс основной школы. Уроки из этого блока равномерно распределены в течение года. Также выделены уроки для проработки наиболее трудных тем из 5-8 классов и работы с тестами с целью подготовки к ГИА.
5. Требования к результатам освоения обучающимися
программы по русскому языку в 9 классе.
Личностные результаты:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
-
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических грамматических и стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
-
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне на других уроках:
-
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
-
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязей его уровней и единиц;
-
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог, их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей, и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
-
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
-
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов художественной литературы.
6. Используемый учебно-методический комплекс.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е, Максимова Л.Ю., Чешко Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010.
Поурочные разработки к учебнику Бархударова С.Г., Крючков С.Е, Максимовой Л.Ю., Чешко Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». М. Просвещение, 2010.
Календарно-тематическое планирование
Всего - 136 часов.
Из них на развитие речи - 28 часов.
На контрольные работы - 8 часов.
№ урока
Тема урока
Виды деятельности
(элементы содержания)
Планируемые результаты
личностные
УУД
предметные
I четверть
1
Международное значение русского языка
Изучение содержания параграфа, запись под диктовку, работа в парах, отработка орфограмм.
Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, сознание того, что русский язык - важнейший показатель культуры человека.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Научиться понимать высказывания и составлять текст-рассуждение на лингвистическую тему.
2-9
4 часа
Комплексное повторение изученного в 5-8 классах (фонетика, словообразование, анализ текста, грамматика, орфография, культура речи).
Школьный компонент
Тренировочные упражнения. Работа по алгоритму с орфограммами с последующей самопроверкой. Наблюдение за языковым материалом. Беседа. Работа с тестами формата ГИА.
Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
10-11
Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.
Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция ошибок и затруднений.
Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.
Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.
12-13
Р/Р. Сочинение по картине.
Беседа. Работа с репродукцией картины Ф. Рокотова «Портрет Струйской», анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет», составление плана и алгоритма работы над сочинением. Написание и редактирование текста сочинения.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.
Научиться использовать алгоритм написания сочинения на заданную тему.
14-15
Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Анализ предложений, составление интонационного рисунка и схемы предложения, конструирование предложений, анализ предложений, работа с упражнениями учебника, решение заданий формата ГИА.
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.
Научиться составлять и реализовывать индивидуальный маршрут обучения при изучении новой темы.
16-17
Р/Р. Способы сжатия текста (тезисы, конспект)
Обучение способам сжатого изложения содержания текста, формирование понятия об особенностях тезисов и конспекта, составление тезисов и конспекта по алгоритму.
Формирование навыков работы по алгоритму.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм составления тезисов, конспекта.
18-20
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Презентация «Основные группы ССП», смысловые отношения в ССП, работа с орфограммами и пунктограммами, анализ и конструирование ССП с разными союзами. Работа с материалом учебника и заданиями ГИА.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.
Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
21-22
2 часа
Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.
Школьный компонент
Составление алгоритма работы над сочинением на лингвистическую тему, анализ текста, написание и редактирование сочинения.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.
Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
23-25
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом предложения.
Смысловые отношения между частями ССП. Соединительные, разделительные и противительные союзы. Понятие об общем второстепенном члене. Самостоятельная и групповая работа по алгоритму с последующей самопроверкой, анализ и конструирование предложений.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию и конструированию предложений.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.
Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
26-27
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложносочиненные предложения».
Презентация по теме. Синтаксический разбор ССП, пунктуационный анализ. Выполнение упражнений учебника.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходеисследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
28-29
Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения» и его анализ.
Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция ошибок и затруднений.
Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.
Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.
30-31
Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Изучение и конспектирование параграфа учебника, составление памятки для определения СПП, выяснение роли указательных слов в СПП, выполнение упражнений учебника, работа в парах.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.
Знать особенности СПП, виды придаточных. Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в СПП.
32-33
2 часа
Р/Р. Сжатое изложение.
Школьный компонент
Понятие о микротеме, выделение в тексте микротем, использование приемов сжатия текста - исключения и обобщения.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм использования приемов и способов сжатия текста при работе над сжатым изложением.
34-36
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.
Анализ предложений, выделение союзов и союзных слов с последующей самопроверкой, объяснительный диктант, комплексный анализ текста по алгоритму.
Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к творческой деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.
Научиться находить и конструировать СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.
II четверть
37-39
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Синтаксический анализ предложений, объяснение орфограмм, самостоятельная, фронтальная работа, выполнение тренировочных упражнений.
Формирование навыков по алгоритму выполнения задания.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.
Научиться находить и конструировать СПП с придаточными изъяснительными.
40
Обобщение по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».
Сопоставление СПП с придаточными определительными и изъяснительными с второстепенными членами (определением и дополнением) в простом предложении.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходеисследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
41-42
2 часа
Р\Р. Сжатое изложение.
Школьный компонент
Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.
43
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными..
Объяснение орфограмм, самостоятельная работа с последующей самопроверкой, составление таблицы «Виды придаточных обстоятельственных», выполнение тренировочных упражнений, анализ СПП с придаточными обстоятельственными.
Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследованию предложений.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.
Знать типы придаточных обстоятельственных.
44-47
Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточные предложения места. Придаточные предложения времени.
Групповая работа с учебником, работа в парах, анализ текста по алгоритму, анализ СПП, объяснение орфограмм, решение заданий формата ГИА.
Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследованию предложений.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.
Научиться находить и конструировать СПП с придаточными образа действия, степени, места, времени.
48-49
1 час
Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.
Школьный компонент
Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.
Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
50-55
Придаточные предложения условия, причины и цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные и следствия. Придаточные предложения присоединительные.
Работа с лингвистическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, анализ предложений. Объяснение орфограмм, выполнение тренировочных заданий учебника.
Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследованию предложений.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.
Научиться находить и конструировать СПП с придаточными причины, цели, сравнительными, уступительными, следствия, присоединительными.
56-59
Основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными и знаки препинания в них.
Анализ предложений, работа с опорными схемами, написание текста, состоящего из сложных предложений с несколькими придаточными, индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу с использованием алгоритмов выполнения задачи.
Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, развитие творческого потенциала.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.
Знать виды соподчинения: последовательное, однородное, параллельное. Уметь анализировать и конструировать СПП с несколькими придаточными. Формирование навыков постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
60-61
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»
Формирование у учащихся способностей к структурированию и обобщению изучаемого предметного содержания, работа в парах с последующей самопроверкой. Объяснительный диктант. Составление обобщающей таблицы.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходеисследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
62-63
Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения» и его анализ.
Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция.
Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.
Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.
64-65
2 часа
Р/Р. Сжатое изложение.
Школьный компонент
Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.
III четверть
66-67
Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями, выражение этих отношений. Запятая и точка с запятой в БСП.
Формирование представления о бессоюзном сложном предложении, его грамматических и интонационных особенностях, анализ и конструирование БСП, выполнение тренировочных упражнений учебника и заданий формата ГИА.
Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.
Понимать смысловые отношения в БСП, знать случаи постановки запятой и точки с запятой в БСП.
68-72
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Анализ текста с последующей самопроверкой по памятке, составление текста-рассуждения на лингвистическую тему, выборочный диктант с последующей взаимопроверкой.
Формирование устойчивой мотивации к получению и закреплению новых знаний.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.
Научиться определять условия употребления двоеточия в БСП.
73-74
Р/Р. Сжатое изложение на морально-нравственную тему.
Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.
75-78
Тире в бессоюзном сложном предложении
Комплексный анализ текста, объяснительный диктант, конструирование предложений. Работа в парах, самостоятельная работа по материалу учебника.
Формирование устойчивой мотивации к сотрудничеству и работе по алгоритму.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.
Научиться определять условия употребления тире в БСП.
79-80
Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Формирование у учащихся способностей к структурированию и обобщению изучаемого предметного содержания, работа в парах с последующей самопроверкой. Объяснительный диктант. Составление обобщающей таблицы.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
81-82
Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» и ее анализ.
Выполнение заданий формата ГИА. Рефлексия. Коррекция.
Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы.
Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.
83-84
2 часа
Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.
Школьный компонент
Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.
Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
85-89
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Работа с публицистическим текстом, конструирование сложных синтаксических конструкций. Анализ орфограмм и пунктограмм.
Формирование устойчивого интереса к диагностической деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.
Научиться определять условия употребления союзной (сочинительной, подчинительной) и бессоюзной связи в предложениях.
90-91
2 часа
Р/Р. Сжатое изложение.
Школьный компонент
Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.
92-94
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи».
Формирование у учащихся способностей к структурированию и обобщению изучаемого предметного содержания, работа в парах с последующей самопроверкой. Комплексный анализ текста, решение заданий формата ГИА.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
95-96
Контрольный диктант и его анализ
Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция.
Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.
Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.
97
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Новые явления в русском языке последних лет.
Обобщение и систематизация знаний о роли языка в жизни общества, языке как развивающемся явлении и средстве человеческого общения. Комплексный анализ текста.
Формирование познавательного интереса, воспитание любви к родному языку.
Коммуникативные: проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, чувств, побуждений.
Регулятивные: осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.
Знать о роли языка в жизни общества, понимать процессы, изменения, происходящие в языке.
98-99
2 часа
Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.
Школьный компонент
Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.
Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
100-101
1 час
Русский литературный язык и его стили.
Школьный компонент
Формирование интереса к исследовательской деятельности.
Коммуникативные: проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, чувств, побуждений.
Регулятивные: осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.
Научиться применять алгоритм определения стиля текста.
102-103
1 час
Р/Р. Сжатое изложение.
Школьный компонент
Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.
104
Решение заданий формата ГИА.
Отработка навыков выполнения тестовых заданий. Выявление затруднений. Коррекция знаний.
Формирование мотивации к рефлективной деятельности
Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
IV четверть
105-107
2 часа
Фонетика. Графика. Орфография.
Школьный компонент
Обобщение и систематизация изученного, фонетический разбор слов, объяснительный диктант, выполнение тренировочных упражнений.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
108-110
2 часа
Лексика. Фразеология. Орфография.
Школьный компонент
Обобщение и систематизация изученного, выполнение заданий формата ГИА.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
111-112
Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.
Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.
Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.
Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
113-116
3 часа
Состав слова и словообразование. Орфография.
Школьный компонент
Обобщение и систематизация изученного, комментированное письмо, морфемный и словообразовательный разбор, решение тестовых заданий, работа с текстом.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
117-122
3 часа
Морфология. Орфография.
Школьный компонент
Обобщение и систематизация изученного, морфологический разбор. Решение тестовых заданий ГИА.
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
123-124
Р/Р. Контрольное изложение.
Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование сжатого текста. Рефлексия. Коррекция.
Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.
Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.
125-130
3 часа
Синтаксис. Пунктуация.
Школьный компонент
Обобщение и систематизация знаний по синтаксису простого и сложного предложений. Комплексный анализ текста, решение
Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.
Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.
131-133
Контрольная работа за год и ее анализ.
Выполнение заданий. Рефлексия. Коррекция.
Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.
Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.
134-136
Резервные уроки