Рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку

для 9 класса.


Составитель Чельманова Елена Николаевна,

учитель МОУ «Клепиковская СОШ № 1».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по русскому к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы под ред. С.Г. Бархударова (М., Просвещение, 2010).

1. Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе.

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

2. Общая характеристика курса.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Разделы учебника «Русский язык. 9 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся.

В программе также выделены специальные часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов.

3. Содержание тем учебного курса.


Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Сложносочиненное предложение и его особенности. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Типичные речевые сферы применения сложносочиненных предложений. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Сложноподчиненные предложения.

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Смысловые отношения в сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Основные группы сложноподчиненных предложений

Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (места, времени, образа действия, причины, условия, следствия, меры и степени, сравнительными). Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Сложные предложения с различными видами связи.

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

4. Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета отводится 136 часов (4 часа в неделю). Из них на контрольные работы - 8 часов. В рамках данного курса выделен блок уроков развития речи, предусматривающий помимо тем из Примерной программы основного общего образования по русскому языку обучение сжатому изложению и составлению текстов на лингвистическую тему. Это обусловлено требованиями государственной итоговой аттестации за курс основной школы. Уроки из этого блока равномерно распределены в течение года. Также выделены уроки для проработки наиболее трудных тем из 5-8 классов и работы с тестами с целью подготовки к ГИА.

5. Требования к результатам освоения обучающимися

программы по русскому языку в 9 классе.


Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных , творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение разными видами монолога и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических грамматических и стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне на других уроках:

  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязей его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог, их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей, и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов художественной литературы.

6. Используемый учебно-методический комплекс.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е, Максимова Л.Ю., Чешко Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2010.

Поурочные разработки к учебнику Бархударова С.Г., Крючков С.Е, Максимовой Л.Ю., Чешко Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». М. Просвещение, 2010.

Календарно-тематическое планирование


Всего - 136 часов.

Из них на развитие речи - 28 часов.

На контрольные работы - 8 часов.

урока

Тема урока

Виды деятельности

(элементы содержания)

Планируемые результаты

личностные

УУД

предметные

I четверть

1

Международное значение русского языка

Изучение содержания параграфа, запись под диктовку, работа в парах, отработка орфограмм.

Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, сознание того, что русский язык - важнейший показатель культуры человека.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Научиться понимать высказывания и составлять текст-рассуждение на лингвистическую тему.

2-9










4 часа


Комплексное повторение изученного в 5-8 классах (фонетика, словообразование, анализ текста, грамматика, орфография, культура речи).

Школьный компонент

Тренировочные упражнения. Работа по алгоритму с орфограммами с последующей самопроверкой. Наблюдение за языковым материалом. Беседа. Работа с тестами формата ГИА.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

10-11

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция ошибок и затруднений.

Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.

Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

12-13

Р/Р. Сочинение по картине.

Беседа. Работа с репродукцией картины Ф. Рокотова «Портрет Струйской», анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет», составление плана и алгоритма работы над сочинением. Написание и редактирование текста сочинения.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.

Научиться использовать алгоритм написания сочинения на заданную тему.

14-15

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Анализ предложений, составление интонационного рисунка и схемы предложения, конструирование предложений, анализ предложений, работа с упражнениями учебника, решение заданий формата ГИА.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.

Научиться составлять и реализовывать индивидуальный маршрут обучения при изучении новой темы.

16-17

Р/Р. Способы сжатия текста (тезисы, конспект)

Обучение способам сжатого изложения содержания текста, формирование понятия об особенностях тезисов и конспекта, составление тезисов и конспекта по алгоритму.

Формирование навыков работы по алгоритму.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм составления тезисов, конспекта.

18-20

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Презентация «Основные группы ССП», смысловые отношения в ССП, работа с орфограммами и пунктограммами, анализ и конструирование ССП с разными союзами. Работа с материалом учебника и заданиями ГИА.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

21-22




2 часа


Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.

Школьный компонент

Составление алгоритма работы над сочинением на лингвистическую тему, анализ текста, написание и редактирование сочинения.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.

Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

23-25

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом предложения.

Смысловые отношения между частями ССП. Соединительные, разделительные и противительные союзы. Понятие об общем второстепенном члене. Самостоятельная и групповая работа по алгоритму с последующей самопроверкой, анализ и конструирование предложений.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию и конструированию предложений.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

26-27

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложносочиненные предложения».

Презентация по теме. Синтаксический разбор ССП, пунктуационный анализ. Выполнение упражнений учебника.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходеисследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

28-29

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения» и его анализ.

Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция ошибок и затруднений.

Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.

Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

30-31

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Изучение и конспектирование параграфа учебника, составление памятки для определения СПП, выяснение роли указательных слов в СПП, выполнение упражнений учебника, работа в парах.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.

Знать особенности СПП, виды придаточных. Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в СПП.

32-33



2 часа


Р/Р. Сжатое изложение.

Школьный компонент

Понятие о микротеме, выделение в тексте микротем, использование приемов сжатия текста - исключения и обобщения.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм использования приемов и способов сжатия текста при работе над сжатым изложением.

34-36

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.

Анализ предложений, выделение союзов и союзных слов с последующей самопроверкой, объяснительный диктант, комплексный анализ текста по алгоритму.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.

Научиться находить и конструировать СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.

II четверть

37-39

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Синтаксический анализ предложений, объяснение орфограмм, самостоятельная, фронтальная работа, выполнение тренировочных упражнений.

Формирование навыков по алгоритму выполнения задания.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Научиться находить и конструировать СПП с придаточными изъяснительными.

40

Обобщение по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Сопоставление СПП с придаточными определительными и изъяснительными с второстепенными членами (определением и дополнением) в простом предложении.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходеисследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

41-42




2 часа


Р\Р. Сжатое изложение.

Школьный компонент

Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.

43

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными..

Объяснение орфограмм, самостоятельная работа с последующей самопроверкой, составление таблицы «Виды придаточных обстоятельственных», выполнение тренировочных упражнений, анализ СПП с придаточными обстоятельственными.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследованию предложений.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.

Знать типы придаточных обстоятельственных.

44-47

Придаточные предложения образа действия и степени. Придаточные предложения места. Придаточные предложения времени.

Групповая работа с учебником, работа в парах, анализ текста по алгоритму, анализ СПП, объяснение орфограмм, решение заданий формата ГИА.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследованию предложений.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.

Научиться находить и конструировать СПП с придаточными образа действия, степени, места, времени.

48-49




1 час


Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.

Школьный компонент

Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.

Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

50-55

Придаточные предложения условия, причины и цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные и следствия. Придаточные предложения присоединительные.

Работа с лингвистическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, анализ предложений. Объяснение орфограмм, выполнение тренировочных заданий учебника.

Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследованию предложений.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.

Научиться находить и конструировать СПП с придаточными причины, цели, сравнительными, уступительными, следствия, присоединительными.

56-59

Основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными и знаки препинания в них.

Анализ предложений, работа с опорными схемами, написание текста, состоящего из сложных предложений с несколькими придаточными, индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу с использованием алгоритмов выполнения задачи.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, развитие творческого потенциала.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Знать виды соподчинения: последовательное, однородное, параллельное. Уметь анализировать и конструировать СПП с несколькими придаточными. Формирование навыков постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.

60-61

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»

Формирование у учащихся способностей к структурированию и обобщению изучаемого предметного содержания, работа в парах с последующей самопроверкой. Объяснительный диктант. Составление обобщающей таблицы.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходеисследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

62-63

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения» и его анализ.

Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция.

Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.

Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

64-65



2 часа


Р/Р. Сжатое изложение.

Школьный компонент

Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.

III четверть

66-67

Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями, выражение этих отношений. Запятая и точка с запятой в БСП.

Формирование представления о бессоюзном сложном предложении, его грамматических и интонационных особенностях, анализ и конструирование БСП, выполнение тренировочных упражнений учебника и заданий формата ГИА.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.

Понимать смысловые отношения в БСП, знать случаи постановки запятой и точки с запятой в БСП.

68-72

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Анализ текста с последующей самопроверкой по памятке, составление текста-рассуждения на лингвистическую тему, выборочный диктант с последующей взаимопроверкой.

Формирование устойчивой мотивации к получению и закреплению новых знаний.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.

Научиться определять условия употребления двоеточия в БСП.

73-74

Р/Р. Сжатое изложение на морально-нравственную тему.

Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.

75-78

Тире в бессоюзном сложном предложении

Комплексный анализ текста, объяснительный диктант, конструирование предложений. Работа в парах, самостоятельная работа по материалу учебника.

Формирование устойчивой мотивации к сотрудничеству и работе по алгоритму.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений и анализа текста.

Научиться определять условия употребления тире в БСП.

79-80

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Формирование у учащихся способностей к структурированию и обобщению изучаемого предметного содержания, работа в парах с последующей самопроверкой. Объяснительный диктант. Составление обобщающей таблицы.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

81-82

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» и ее анализ.

Выполнение заданий формата ГИА. Рефлексия. Коррекция.

Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения проверочной работы.

Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

83-84




2 часа


Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.

Школьный компонент

Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.

Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

85-89

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Работа с публицистическим текстом, конструирование сложных синтаксических конструкций. Анализ орфограмм и пунктограмм.

Формирование устойчивого интереса к диагностической деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, учебного сотрудничества.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения.

Научиться определять условия употребления союзной (сочинительной, подчинительной) и бессоюзной связи в предложениях.

90-91



2 часа


Р/Р. Сжатое изложение.

Школьный компонент

Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.

92-94

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

Формирование у учащихся способностей к структурированию и обобщению изучаемого предметного содержания, работа в парах с последующей самопроверкой. Комплексный анализ текста, решение заданий формата ГИА.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

95-96

Контрольный диктант и его анализ

Диктант. Грамматическое задание. Рефлексия. Коррекция.

Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.

Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

97

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Новые явления в русском языке последних лет.

Обобщение и систематизация знаний о роли языка в жизни общества, языке как развивающемся явлении и средстве человеческого общения. Комплексный анализ текста.

Формирование познавательного интереса, воспитание любви к родному языку.

Коммуникативные: проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, чувств, побуждений.

Регулятивные: осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.

Знать о роли языка в жизни общества, понимать процессы, изменения, происходящие в языке.

98-99




2 часа


Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.

Школьный компонент

Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.

Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

100-101



1 час


Русский литературный язык и его стили.

Школьный компонент

Формирование интереса к исследовательской деятельности.

Коммуникативные: проявлять речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей, чувств, побуждений.

Регулятивные: осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.

Научиться применять алгоритм определения стиля текста.

102-103



1 час


Р/Р. Сжатое изложение.

Школьный компонент

Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование и редактирование сжатого текста.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.

104

Решение заданий формата ГИА.

Отработка навыков выполнения тестовых заданий. Выявление затруднений. Коррекция знаний.

Формирование мотивации к рефлективной деятельности

Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

IV четверть

105-107


2 часа


Фонетика. Графика. Орфография.

Школьный компонент

Обобщение и систематизация изученного, фонетический разбор слов, объяснительный диктант, выполнение тренировочных упражнений.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

108-110


2 часа


Лексика. Фразеология. Орфография.

Школьный компонент

Обобщение и систематизация изученного, выполнение заданий формата ГИА.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

111-112

Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему.

Комплексный анализ текста. Работа над сочинением по алгоритму, написание и редактирование сочинения.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.

Научиться использовать алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

113-116



3 часа


Состав слова и словообразование. Орфография.

Школьный компонент

Обобщение и систематизация изученного, комментированное письмо, морфемный и словообразовательный разбор, решение тестовых заданий, работа с текстом.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

117-122



3 часа


Морфология. Орфография.

Школьный компонент

Обобщение и систематизация изученного, морфологический разбор. Решение тестовых заданий ГИА.

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

123-124

Р/Р. Контрольное изложение.

Анализ текста, выделение микротем, применение приемов сжатия. Конструирование сжатого текста. Рефлексия. Коррекция.

Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста.

Научиться использовать алгоритм написания сжатого изложения.

125-130


3 часа


Синтаксис. Пунктуация.

Школьный компонент

Обобщение и систематизация знаний по синтаксису простого и сложного предложений. Комплексный анализ текста, решение

Формирование устойчивой мотивации к обобщению и систематизации знаний.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

131-133

Контрольная работа за год и ее анализ.

Выполнение заданий. Рефлексия. Коррекция.

Формирование навыков самостоятельной работы и устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию, проявлять познавательную инициативность.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы.

Научиться проводить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

134-136

Резервные уроки



© 2010-2022