Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему: Орфограммы корня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по русскому языку

«Орфограммы в корне» в 6-А классе

Цели и задачи:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные из области орфографии (исходя из изученного материала).

  • совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове, дифференцировать их и приводить примеры;

  • формирование умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор;

  • формирование навыка самоконтроля, взаимоконтроля, коммуникативных навыков.

Дидактический материал к уроку:

  • Презентация;

  • Репродукция картины Ю.Левитана "Золотая осень".

  • Раздаточный материал (тесты);

  • Оценочный листы

Элементы технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного состава)

Ход урока
Организационный момент (3 минуты)

Урок начинается с психологической минутки, для того чтобы снять психологическое напряжение и приступить к занятиям с хорошим настроением. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга, улыбнуться, пожелать друг другу удачи.

По ходу урока будут предложены три задания, которые вам нужно оценить и оценку внести в оценочный лист.
Оценочный лист

Ф.И.О.

Оценка

1

Взаимопроверка теоретического материала

2

Задания на уроке

3

Решение тестовых заданий

4

Итоговая оценка


По окончанию урока (по вышеуказанным оценкам) выставляют итоговую оценку, которая вносится в классный журнал.

Чтение стихотворения «Грустные вести» А.А.Шибаева

Пришло письмишко мне,
Гляжу -
Из лагеря, от Мишки...
Здесь чудный лук, и я лижу -
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут ...
Читаю дальше: Здесь лиса,
Красивый длинный прут...
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен...
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить.

- Почему стихотворение называется «Грустные вести»?
- Какие новости из письма Миши показались другу грустными?

Делается вывод о необходимости знания правил и умении применять правила в письменной речи.

Этап актуализации знаний (4 минуты).

- Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. (слайд № 3)

- Какое время года на ней изображено? (Осень)

- Какие цвета преобладают на этой картине? (Жёлтый, золотисто-желтый)

- А что нам напоминает жёлтый цвет? (Цвет золота)

- Как называется картина, и кто её написал? ("Золотая осень" Ю.Левитана)

- Кто из русских поэтов больше всего любил это время года? (А.С.Пушкин)

- Глядя на картину, невольно вспоминаешь строчки из стихотворения А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

- Ребята, я этот отрывок написала на доске. В какой морфеме я сделала пропуски? (В корне)

- Правильно. Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне).

3) Этап целеполагания (2 минуты).

- Посмотрите на тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. Мы будем знакомиться или закреплять знания об орфограммах корня? (Закреплять знания об орфограммах корня, а также развивать внимание и умение грамотно писать)

- Первое задание связано с взаимопроверкой теоретического материала. Ребята работают в парах, оценивают друг друга, выставляя оценку в оценочный лист. (3 минуты)

Задание для 1 варианта:

Рассказать правило о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова

Задание для 2 варианта:

Рассказать о правописании согласных в корне слова.

Вывод:

- Какие бывают безударные гласные в корне? (Проверяемые и непроверяемые)

- Как работаем с проверяемыми безударными гласными в корне? (Подбираем однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением)

- А как быть с непроверяемыми безударными гласными в корне слова? (Запоминаем как пишутся слова)

Отработка умения подбирать проверочные слова к орфограмме "Проверяемая безударная гласная в корне слова" (4минут).

- Выпишем в столбик слова с проверяемой безударной гласной и подберём проверочное слово.

Слайд № 4

Пора

Очарованье

Краса

Увяданье

Золото

Леса

(Самостоятельная работа обучающихся)

- Проверяем выполнение задания. (Дети читают выписанные слова и проверочные к ним)

- В отрывке ещё есть слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Назовите их.

Слайд№ 5

Прощальная

Природы

Багрец

- Давайте запишем их и запомним.

- Как мы называем такие слова? (Словарные)

Физкультминутка (проводит ученик)

- Итак, вы немного отдохнули и теперь с новыми силами должны приступить к следующему заданию.

Упражнение на внимание (5 минут)

- Словарных слов очень много в русском языке. Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Вашему вниманию предложено 6 словарных слов:

Слайд№ 6

Интерес

Обращение

Удовольствие

Воображение

Воссоздать

Восторг

- В течение 30 секунд посмотрите внимательно на доску, запомните, как правильно пишутся эти слова. Затем вам необходимо грамотно записать эти слова в тетрадь. Дети записывают. Проверяем задание. Меняются тетрадями

- Работа с орфограммой "Парная согласная по звонкости и глухости в корне" (5 минут).

- Посмотрите внимательно на картину. Что изображено на ней? (Деревья, небо, солнце)

- Какие деревья изобразил Левитан на своей картине? (Берёзки)

- Величественные русские березки в своем одеянии из золотистых листьев.

- Какая орфограмма встречается в корне слов "берёзка" и "лист"? (Парная согласная по звонкости и глухости)

- Как проверить такую орфограмму? (Подбираем однокоренное слово, где после согласной стоит гласная)

- Давайте запишем эти слова, подберем к ним проверочные. (Дети записывают)

- Один ученик записал предложение и наделал много ошибок. Я предлагаю вам побыть учителями, и исправить его ошибки. Работа проводится в парах. После исправления проверяем друг друга. (Слайд с ошибками. Дети переписывают текст, исправляя ошибки. Проверяем задание) 5 минут

Бирезы жолтою ресьбой

Блистят в лазури галубой…

В этом отрывке нам встретилась орфограмма, которую мы не должны проверять ударением. Слово «блестят».

- Давайте вспомним правило о правописании корней с чередованием.

Следующее задание будет оцениваться в оценочном листе. Здесь оценивать себя вы будете сами. Однако тесты вам предложены разные, они различаются по уровням сложности. Уровень, с которым будете работать, выбираете сами.
№1 - тест на «3»
№2 - тест на «4»
№3 - тест на «5»
(В течение 5 минут ребята выполняют тест, затем получают карточки с ответами, по которым производится самопроверка, оценка вносится в оценочный лист)

Творческое задание по картине (6 минут).

- И последнее наше задание. Придумайте по картине сложносочиненное предложение с использованием слов, содержащих орфограммы, закрепленные на этом уроке. Запишите его. Подчеркните главные члены предложения. (Дети выполняют задание. Проверяем и отмечаем наиболее удачные предложения). Одно предложение записывается на доске. Выделяют орфограммы.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Золотая осень» (5-6 предложений).

Выделить повторенные на уроке орфограммы.

. - Подведение итогов урока (3 минуты).

Выставление отметок.


© 2010-2022