Календарно-тематическое планирование по предмету Чтение (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по чтению

Пояснительная записка

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. ,

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Правовая база:

1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им.А.И.Герцена от 03 апреля 2015 года.

4. СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

5. СанПин 4076-86 "Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".

6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов от 01.06.2014г.





5 класс

составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

учебник: «Чтение 5 класс» З.Ф.Малышева, М: «Просвещение» 2004г.

(4 ч. в неделю, 136 ч. в год)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

  • Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

  • Чтение «про себя» с выполнением заданий.

  • Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.

  • Ответы на вопросы к тексту

  • Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

  • Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

  • Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

  • Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Рекомендуемая литература для внеклассного чтения (на выбор)

  1. Русские народные сказки.

  2. Сказки народов мира.

  3. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер».

  4. В. В. Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».

  5. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

  6. А. П. Гайдар «Чук и Гек».

  7. Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

  8. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

  9. Я. Я. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».

  10. В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

11.К Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».

12.Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров».

13.Б. Я. Полевой «Сын полка».

14.М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

15.Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

  • Наизусть 6-8 стихотворений.





Разделы, темы уроков



Кол-во часов



ЗУНы

Планируемая дата

Фактическая дата



Примечание. Практическая работа

I

Устное народное творчество

3

Знать:

- загадки, пословицы, поговорки русского народа

Уметь:

- читать осознанно вслух, «про себя»;

- определять жанры устного народного творчества

1

Считалки. Заклички. Потешки.

1

С 3-4

2

Пословицы, поговорки

1

С 5-6

3

Загадки

1

С 6-8

II

Сказки.

21

Знать:

- народные и авторские сказки, их отличие;

- авторов сказок

Уметь:

- читать осознанно вслух, «про себя»;

- читать выразительно;

- выделять с помощью учителя главную мысль сказки;

- выбирать из текста слова и выражения, характеризующие героев

- находить в тексте непонятные устаревшие слова и выражения;

- пользоваться подстрочным словарем

1

Никита Кожемяка

2

С 11-14

2

Как наказали медведя

1

С 14-15

3

Золотые руки

2

С 15-18

4

Морозко

2

С 18-24

5

Вн/чт К/ф «Морозко»

2


6

Два Мороза

1

С 24-27

7

Три дочери

1

С 27-28

8

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне…

2

С 29-40

9

Вн/чт А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне (полностью)

2


10

М-Сибиряк. Серая Шейка

3

С 41-50

11

Р/р Пересказ по плану

1

С 43

12

Р/р Составление рассказа по плану

1

С 43

13

Повторение, закрепление

1

С 51

III

Картины русской природы.

14

Знать:

- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;

- наизусть 3 стихотворения

Уметь:

- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);

- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;

- отвечать на вопросы учителя;

- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении

1

Г.Скребицкий. Лето. Июнь

1

С 51-52, 53-54

2

И.Суриков. Ярко солнце светит

1

С 54-55 наизусть

3

А.Платонов. Июльская гроза

2

С 55-61

4

Р/р Рассказ-описание

1

С 61

5

А.Прокофьев, Ю.Гордиенко.

1

С 61-63

6

Повторение, закрепление

1

С 63

7

Осень. Г.Скребицкий. Сентябрь

1

С 64-65

8

С-Микитов. Золотая осень

1

С 66-68

9

К.Бальмонт. Осень

1

С 68 наизусть

10

Г.Скребицкий. Добро пожаловать

1

С 69-71

11

В.Астафьев. Осенние грусти

1

С 72-73

12

И.Бунин. Первый снег

1

С 73-74 наизусть

13

Р/р Устный рассказ

1

С 74

IV

О друзьях-товарищах.

17

Знать:

- произведения русских авторов о настоящей дружбе, о бережном отношении друг к другу

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста с помощью учителя;

- составлять с помощью учителя план в форме повествовательных и вопросительных предложений;

- пересказывать по плану;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя

1

Ю.Яковлев. Колючка

2

С 75-79

2

Ю.Яковлев. Рыцарь Вася

1

С 80-83

3

Н.Носов. Витя Малеев…

2

С 83-87

4

Вн/чт Н.Носов. Витя Малеев…

3


5

В.Медведев. «Фосфорический» мальчик

2

С 88-92

6

Л.Воронкова. Дорогой подарок

1

С 92-96

7

Я.Аким. Твой друг

1

С 96-97

8

Басни И.Крылова. Ворона и Лисица

1

С 99-100

9

Щука и Кот

1

С 101-102

10

Квартет

1

С 102-104

11

Вн/чт Басни И.Крылова

2


V

Спешите делать добро.

12

Знать:

- произведения русских авторов о труде людей, их отношении к Родине, друг другу

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста с помощью учителя;

- составлять с помощью учителя план;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению

1

Н.Хмелик. Будущий олимпиец

2

С 105-108

2

О.Бондарчук. Слепой домик

1

С 108-110

3

В.Осеева. Бабка

3

С 110-117

4

А.Платонов. Сухой хлеб

2

С 118-124

5

В.Распутин. Люся

2

С 124-127

6

В.Брюсов. Труд

1

С 127-128

7

Р.Рождественский. Огромное небо

1

С 129-130

VI

Картины родной природы.

29

Знать:

- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;

- наизусть 3 стихотворения

Уметь:

- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);

- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;

- отвечать на вопросы учителя;

- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении







1

Ф.Тютчев. Зима

1

С 131-132 наизусть

2

Г.Скребицкий. Декабрь

1

С 132-133

3

К.Бальмонт. К зиме

1

С 133-134

4

Г.Скребицкий. Всяк по-своему

1

С 134-137

5

Р/р Пересказ от 1-го лица

1

С 137

6

С.Есенин. Поет зима…

1

С 137-138

7

С.Есенин. Береза

1

С 138 наизусть

8

А.Пушкин. Зимняя дорога

1

С 139

9

Р/р Сочинение по плану

2

С 140

10

Г.Скребицкий. Март

1

С 141-142

11

А.Толстой. Вот уж снег…

1

С 142-143

12

Г.Скребицкий. От первых проталин до первой грозы

1

С 143-145

13

Весна-красна

1

С 145-147

14

Грачи прилетели

1

С 147-148

15

Р/р Изложение

2

С 148

16

Заветный кораблик

1

С 148-149

17

Р/р Пересказ от 1-го лица

1

С 149

18

В весеннем лесу

1

С 149-151

19

А.Толстой. Весенние ручьи

1

С 152-154

20

А.Пушкин. Гонимы вешними…

1

С 154

21

А.Блок. Ворона

1

С 155

22

Е.Серова. Подснежник

1

С 156

23

С-Микитов. Весна

1

С 156-157

24

И.Бунин. Крупный дождь

1

С 158

25

С.Есенин. Черемуха

1

С 159 наизусть

26

Я.Аким. Весна, весною, о весне

1

С 159-160

27

Повторение пройденного

1

С 161-162

VII

О животных.

19

Знать:

- произведения русских авторов о жизни животных

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста с помощью учителя;

- составлять с помощью учителя план;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя;

- самостоятельно читать несложный текст с выполнением заданий: найти ответ на вопрос, подготовиться к пересказу

1

Г-Михайловский. Тема и Жучка

2

С 163-169

2

А.Толстой. Желтухин

2

С 169-176

3

К.Паустовский. Кот ворюга

2

С 176-180

4

Вн/чт К.Паустовский. Заячьи лапы

2


5

Б.Житков. Про обезьянку

2

С 180-187

6

Э.Асадов. Дачники

1

С 187-189

7

Ф.Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны

1

С 189-191

8

С.Михалков. Будь человеком

1

С 192-193

9

Н.Некрасов. Мороз, Красный нос

2

С 204-207

10

А.Куприн. Белый пудель

2

С 207-216

11

Вн/чт Куприн

2


VIII

Слава героям

7

Знать:

- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;

- исторические события в жизни страны

Уметь:

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста с помощью учителя;

- составлять с помощью учителя план;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя

1

О.Тихомиров. На поле Куликовом. Москва собирает войско

1

С 195-196

2

Куликовская битва

1

С 197-199

3

Слава героям

1

С 200

4

С.Алексеев. Бородино. Ключи. Конец похода

1

С 201-203

5

Ю.Коринец. У могилы неизвестного солдата

1

С 222

6

Л.Жариков. Снега, поднимитесь метелью!

2

С 217-221

IX

Зарубежная лит-ра.

13

Знать:

- произведения зарубежной литературы о настоящей дружбе, о юных героях

Уметь:

- читать осознанно, правильно;

- читать «про себя», выполняя задание;

- отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на части;

- озаглавливать части текста;

- составлять план;

- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;

- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя;

- иллюстрировать отрывок из произведения

1

В.Гюго. Гаврош

2

С 224-2229

2

М.Твен. Приключения Тома Сойера

3

С 229-239

3

С.Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса…

3

С 239-247

4

Г.Андерсен. Русалочка

2

С 247-251

5

Вн/чт Сказки Андерсена

3


X

Подведение итогов года

1

С 252



© 2010-2022