Конспект урока по русскому языку Корень слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка

( УМК «Школа России», 3 класс Б)

Учитель : Чадова Г.С.

Тема

Что такое корень слова.

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Морфемика, морфема, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; словообразовательный разбор слова, чередование в корне.

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Словообразовательный словарь.

4. Компьютер, экран

5. Презентация



Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

  1. Мотивирование к учебной
    деятельности
    (организацион-

ный момент)






2.Запись домашнего задания

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Добрый день, ребята!

Я очень рада войти

в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших

умных глаз.

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку русского языка.

- Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

.

- Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов?

-Верно.

Внимательно слушайте -

И всё услышите.

Внимательно смотрите -

И всё увидите.

Думайте - и всё поймёте!

Откройте дневники, запишем домашнее задание.

С. 74 запомнить правило(всем), одно задание по выбору (с. 75 у.132 или р.т - с38 у.4).

Приветствуют учителя.

- Добрый день! - ответим мы.


Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.


Отвечают на поставленные вопросы.


Открывают дневники и записывают домашнее задание).

Л* - осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный

настрой.

Готовность

к уроку







Правильная запись домашнего
задания

II. 1. Подготовка к уроку.


2.Чистописание

Орфографическая
разминка







  1. Работа над ошибками.

  2. Индивидуальная работа (опрос)



Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный.

Дежурные проведите зарядку для пальчиков.

- Посмотрите на экран.

- Сделаем зарядку для глаз

Начнём урок с минутки чистописания.

-Прочитайте слова. Найдите одинаковый звук в словах.

Гора, берега, снегири

Дайте ему характеристику.

-

Какие буквы обозначают этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность

Гг // Ггг // Гггг

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Назовите знакомые орфограммы. Спишите.

Глаза боятся, а руки делают.

А сейчас, ребята, давайте посмотрим на свои вчерашние работы.

- Кто получил отметку 5?

- Выходите к доске, покажите свои работы.

- А мы порадуемся вашим успехам, ведь вы понесёте сегодня радость домой.

А мы будем исправлять свои ошибки, и доказывать правильность написания данных слов

Самостоятельно правильно запишите слова, в которых у вас были допущены ошибки.

.Несколько учеников получают карточки для индивидуальной работы.

- Назовите главную учебную задачу всех уроков русского языка.

- Старайтесь её выполнять.

Проводят зарядку:

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от земли отталкиваем тучки.

Выполняют электронную физминутку для глаз.


Читают.

Находят звук

Согласный, звонкий парный,в 1-ом слове твёрдый, во2,3-ем мягкий

Буквы Г,г

Выполняют письмо по образцу.

Читают. Объясняют.

Находят и объясняют орфограммы.

Списывают.

Открывают тетради.

Поднимают руки.

Показывают.

Остальные дети аплодируют.

Несколько детей выходят к доске, называют слова с ошибками, пишут правильно, доказывая правильность написания.

Работают на карточках ( приложение №1)

Учиться грамотно писать и грамотно разговаривать.




Пр. - владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний.

Пр. - находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор



Правильное написание


III. . Постановка учебной задачи






IV. Актуализация знаний

1.Словарная работа:
слова с непроверяе-мымнаписанием.





V. Постановка учебной задачи




VI. Усвоение
новых знаний
и способов

действий.

1.Уточнение представлений
о понятии «корень».







2. Уточнение представлений об однокоренных словах




3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове







Работа по учебнику


Физкультми-нутка




VII. Закрепление знаний
и способов
действий.







Физкультминутка для глаз


Работа с карточками.

(группы однокоренных слов)




Работа по созданию модели семьи однокоренных слов






Тест(приложение №3)



VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог






Коллективная. Словесный. Чтение.

Практический.






Фронтальная, индивидуаль-ная, парная.

Практический.Письмо.

Словесный





Фронтальная. Словесный.

Беседа




Фронтальная. Словесный, практический.








Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо



Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа



Коллективная. Практический







Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.

Словесный

Коллективная. Практический







Групповая.





Групповая. Практический.Письмо.

Словесный





Индивидуаль-ная. Словесный, практический. Выполнение тестового задания


Фронтальная.

Словесный.

Беседа






- Сейчас определимся с темой и учебной задачей сегодняшнего урока.

- Откройте учебник на с.73.

- Что мы будем изучать в течение нескольких уроков,

путешествуя по разделу «Морфемика»?

В каком словаре можем узнать значение слова «морфема»?

Давайте найдём значение этого слова.

Чему будем учиться?

-Итак, в этой чудесной стране

живут части слова: приставка,

корень, суффикс и окончание.


Чтобы узнать, с какой частью

слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд!

Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению.


- Проверьте слова.

- Что общего у этих слов?

- Какое слово получилось по вертикали?

- Как оно связано с остальными словами?

- Верно.

- Найдите это слово в словаре.

Что заметили? Какое значение этого слова относится к морфемике?

- Верно. Тема нашего урока

« Что такое корень слова».

- Что нового нам нужно сегодня узнать?

На какие вопросы ответить? Чему научиться?

Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника.

- А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты?

- Итак, отметим наш маршрут на лестнице знаний.

-Встаём на 1 ступеньку.

Мы должны выяснить, что такое

корень слова

- Мы знаем о корне, что это

часть слова.

Сейчас познакомимся с ним ближе.

- Вспомним о многозначности слова корень

. Что общего у всех значений?

- Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой можно сделать вывод?

- Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит?

- Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом?

Почему?.

- Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания на лестнице знаний

-Идем дальше по лестнице знаний?

В стране «Морфемика» слова так же, как и люди живут семьями.

У одних семьи маленькие, а в

Других семьях бывает более

200 слов.

-Как же эти семьи называются?

- Вспомните определение однокоренных слов

-Назовите два главных признака
однокоренных слов.

-Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень?

- Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75)

Составим памятку «Нахождение корня в слове»




Выполним упражнения

С.75 у. 133

-Как подбирали слова?

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Раз - вперед и 2- назад,

Листья кружатся, летят.

-Найдите глазами листочки,

улетевшие с деревьев:

1в.- с осины.

2в.- с рябины

Запишите их, отметьте корень

-Но не всегда легко подобрать родственные слова и найти корень.

Чтобы узнать 1секрет

дедушки Корня, посмотрите,

какая встреча произошла в сценке.

.

Какой вывод можно сделать?


Объясняет задание. Комментирует его выполнение



- Проведём физминутку для глаз.


-На какие группы можно разделить эти слова?


Объясняет задание. Комментирует его выполнение

Какой вывод можно сделать?

Это 2 секрет дедушки Корня

Объясняет задание. Комментирует его выполнение

Создать модель семьи однокоренных слов:

1 гр. - к слову «орёл»

2 гр. - к слову «друг»

3 гр. - к слову «смех»

-Что заметили?



Объясняет задание. Комментирует его выполнение

См.Приложение



- Что же такое корень слова
и какие слова в его определении самые важные? («Главная»,
«значимая».)

- Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить?

- Закончите предложения:

1. Урок помог мне…

2. Я узнал (а)…

3. Я научился (а)…

4. Для меня было сложным…

5. Мне понравилось…

6. Я хотел (а) бы…

Благодарит за работу, оценивает ответы.




Открывают по закладке.


- В толковом словаре.

Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема»

и «морфемика».

Работают с учебником,

Отвечают на поставленные вопросы

.

Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина, рябина, берёза, яблоня, сирень

Проверяют

Отвечают на поставленный вопрос.

-Корень.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с толковым словарём.

Отвечают на поставлен-ные вопросы.

- Нам нужно точнее

узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах.

- Для того, чтобы правильно понимать

значение слова и грамотно его писать.


-То, что корень - это

важная, главная часть чего-либо.

-

Корень - это главная значимая часть слова.

Изучают схемы,
предложенные
на форзаце; делают

выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом
в которых выделен
корень.

- Корень является общей частью родственных слов.

Делают вывод




Отвечают на поставленные вопросы.

Вспоминают определение, выделяют
основные признаки однокоренных слов;

Высказывают предполо-жение.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом

Приложение №2

Подбери к слову родственные (однокоренные) слова.

Выдели корень слова знаком

Прочитай слово. Выясни его смысл.

Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.

По словарю однокоренных слов с.149

Отвечают.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Выполняют упражнение, выделяют корень.

Сценка «Родня ли гусеница гусю?»

Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение.

Выполняют упражнение

« Третий лишний»



Выполняют движения глазами по тренажёру

Отвечают на поставленные вопрос. (по частям речи и на группы родственных слов).

Объединяются в группы сначала по частям речи, потом по однокоренным словам.

Однокоренные слова могут относиться как к одним, так к разным частям речи.

Объединяются в группы Создают модель семьи однокоренных слов:

1 гр. - к слову «орёл»

2 гр. - к слову «друг»

3 гр. - к слову «смех»

Представляют модели.

Отвечают на поставленный вопрос.



Выбирают правильные варианты
ответов



Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока








П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

П - строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р - планируют свои действия для решения задачи

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р - учитывают правило
в планировании способа
решения

П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе

П - находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Р - принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия
в умственной и громко-
речевой форме

П - строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р - планируют свои действия для решения задачи

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Л - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р - принимают и сохраняют цель и учебную задачу





П - воспринимают смысл читаемых текстов.

Пр. - знают определение однокоренных слов, умеют находить их.

Р - учитывают правило
в планировании способа
решения



Пр. - знают определение корня и умеют находить его в слове.

П - находят языковые
примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р - выполняют действия по намеченному плану
и инструкциям, содержащимся в учебнике

Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Пр. - умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи.

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р - учитывают правило
в планировании способа
решения


Пр. - умеют находить
однокоренные слова,

Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

К - ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии

Пр. - умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков

К - ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных признаков


Пр. - знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов.

Р - оценивают свои
достижения, определяют трудности


Р - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке











Устные развернутые монологические
ответы




Правильное написание

словарных слов,

устные ответы
с элементами рассуждения






Устные развернутые монологические
ответы



Устные ответы

(правильная

формулировка правила)



Устные ответы






Устные ответы
(правильная формулировка
правила, верно вы-
деленные признаки однокоренных слов),

Устные ответы (правильная формулировка алгоритма)



Письменное выполнение задания, устные ответы
с элементами рассуждения





Правильное

выполнение задания в электронном

виде

Правильное выполнение движений

Устное выполнение задания, устные ответы
с элементами рассуждения



Письменное выполнение задания, устные ответы
с элементами рассуждения

доказательства





Тестовые
задания



Беседа
по вопросам. Само-регуляция








Приложение №3

Тест

1. Что такое корень слова:

а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?

2. Почему корень - главная часть слова:

а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень - не главная часть слова; в) он может изменяться?

3. Однокоренные слова - это:

а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.

4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень:

а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.

Тест

1. Что такое корень слова:

а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?

2. Почему корень - главная часть слова:

а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень - не главная часть слова; в) он может изменяться?

3. Однокоренные слова - это:

а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.

4. Найди однокоренные слова, подчеркни их, выдели корень:

а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.



© 2010-2022