Конспект урока по русскому языку на тему: Учимся определять начальную форму слов-названий действий (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9 г. Димитровграда Ульяновской обл.»

Тема: «Учимся определять начальную форму слов-названий действий»

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Маврина Елена Владимировна

учитель начальных классов

Цели и задачи урока: укрепление представления о начальной форме слов:

определение начальной формы у слов-названий действий (учить

задавать вопросы к сказуемому, выраженному глаголом, и учить

ставить глаголы в начальную форму); развитие способности

правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения

изученного; вырабатывание умения работать с толковыми и

обратными словарями; воспитание в учениках средствами урока

уверенность в своих силах.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 3 (Н.А.Чураковой),

тетрадь для самостоятельной работы №2 (Т.А.Байковой и

О.В.Малаховской), обратный словарь (учебник «Русский язык» -

2 класс, часть 2 (М.Л.Каленчука).

Ход урока.

1.Организационный момент.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись, собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Пока рты закрыли на замок.

2. Чистописание. Актуализация знаний.

Б б бо ба бя

Словарный диктант. (из словаря А-Я на букву б)

- Все ли слова-названия предметов изменяются по числам?

- Найдите слова-названия предметов, которые изменяются по числам. Напишите их во множественном числе.

а) Игра «Будь внимателен».

Лист, молоко, перо, ножницы, крыло, воздух, кефир, шахматы, Москва, сахар, солома.

- Все ли имена существительные изменяются по числам?

- Найдите имена существительные, которые изменяются по числам. Напишите их во множественном числе.

- А что вы можете сказать о других именах существительных?

Вывод: в русском языке есть имена существительные, которые могут иметь форму только единственного числа или только множественного числа

3. Проверка домашнего задания.

Упр.7, стр.6

(самопроверка по камере).

4. Определение темы урока учащимися и сообщение цели урока.

Откроем содержание учебника и найдём название нашей темы. Вспомните предыдущую тему.

Верно, тема нашего урока «Продолжаем определять начальную форму слов».

5. Работа по теме.

1) Учитель (обобщает): «Тема урока «Учимся определять начальную форму слов-названий действий» и учебная задача - научиться ставить слова-названия действий в начальную форму)»;

- Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих действия, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос?

2) Подсказка Летучей Мыши.

Слова-названия действий в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ отвечают на вопросы: что делать? или что сделать?

3) Упр.10 стр.17 (Учебник, часть 2)

- Выписывать из текста слова, называющие действия, столбиком;

- справа от каждого слова написать его начальную форму с вопросом:

Он (что делает?) украшает - (что делать?) украшать

плоды (что делают?) созревают - (что делать?) созревать

птицы (что делают?) поедают - (что делать?) поедать

  1. Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

Упр.8, стр.7.

Мы щенка в воде и мыле ( … )

Два часа мочалкой мыли ( … ).

- Определите, какое из выделенных слов является словом-названием

предмета, а какое - словом-названием действия;

- В скобках напишите их начальную форму.

Мыле - мыло мыли - мыть

  1. Работа по учебнику.

Упражнение 8, стр.13.

- Прочитайте отрывок из стихотворения:

Я коня водой пою,

Песню солнышку пою

- Что необычного в этих стихотворениях? Неужели выделенные слова

означают одно и то же?

- Что означает слово пою в первой строчке? Можете поставить это слово в начальную форму?

Миша определил её так → что делать? - пить

Маша определила её так → что делать? - поить

- С кем вы соглашаетесь?

- Что означает слово «пою» во второй строчке? Поставьте его в начальную форму.(Пою-петь).

6. Физкультминутка (проводит учащийся класса).

7. Закрепление.

1) Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

Упр.9, стр.8.

Бык бодается с быком,

Убегает все кругом.

Береги, бегун, бока

От бодливого быка.

- Найдите в тексте слово, которое дано в разных формах, выпишите их вместе с предлогами;

(Кто?)______(с кем?)_______(от кого?)_______

- Выпишите две группы родственных слов;

(Что делает?)________ (Что делают?)________

(Какого?)___________ (Кто?)______________

2) Упр.7, стр.12. Учебник, часть 3. Самостоятельная работа.

Работа в парах.

8. Итог урока.

- Так над какой темой урока сегодня мы работали?

- Какие вопросы задаем при образовании начальной формы слов-названий действий.

9.Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Упр.9, стр.13. Печатная тетрадь упр.10.





© 2010-2022