Программа кружка Коварные знаки препинания, 8-9 классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «Коварные знаки препинания»

Пояснительная записка

Материал кружка предназначен для учащихся 8-9 классов. Он интересен всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому человеку.

Учебная цель этого курса - осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь или же не хватает времени для прочного закрепления навыков. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является примером стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы.

Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.

Курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

Курс рассчитан на 34 часа.

Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.

Содержание программы.

  1. Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации.

  2. Назначение пунктуации - «держать текст» (К.Г. Паустовский). Обозначение граний предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.

  3. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.

  4. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.

  5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.

  6. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.

  7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенностей его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.

  8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетания друг с другом - показатель общей культуры речи пользователя языка.

План работы кружка

№п/п

Темы занятий

Кол.час.

Дата проведен.

Виды деятельности

Формы контроля

1

Пунктуационные нормы современного русского языка

2

Вводная лекция с элементами беседы, конспектирование основных положений; практикум, обсуждение результатов работы.

2

Основные правила применения знаков препинания.

  1. Пунктуация в простом предложении.

  2. Пунктуация в осложнённом предложении:

*обращения, вводные слова;

*однородные члены предложения;

*обособленные члены предложения (определения, обстоятельства)

6

Работа с текстами - анализ с точки зрения синтаксических норм. Практикум

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся.

3

Стилистические аспекты пунктуации.

  1. Знаки препинания в текстах разговорного стиля.

  2. Знаки препинания в текстах официально делового стиля.

  3. Знаки препинания в текстах научного стиля.

  4. Знаки препинания в текстах художественного стиля

4

Исследовательская работа с текстами.

Подготовка материалов по выбранной теме, защита проекта, обсуждение.

Защита проектов.

4

Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.

1) Принципы русской пунктуации.

2) Экспрессивный синтаксис. Диалог.

3) Экспрессивный синтаксис. Монолог.

4) Экспрессивный синтаксис. Художественное чтение.

7

Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций - анализ интонаций и знаков препинания. Практикум.

Оценка соответствия интонации и знаков препинания.

5

Знаки препинания в рекламе.

  1. Принципы создания рекламы.

  2. Анализ рекламных текстов с точки зрения пунктуации.

  3. Рекламные объявления.

  4. Ролевая игра

5

Ролевая игра: заказчик -авторский коллектив-потребитель-специалист (эксперт).

Практикум.

Оценка экспертов.

6

Нерегламентированная пунктуация:

  1. Общее понятие.

  2. Историческая нерегламентированная пунктуация.

  3. Концептуально обусловленная пунктуация.

  4. Собственно авторская пунктуация.

5

Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов. Подготовка проектов.

Защита проектов

7

Комбинированные знаки препинания

2

Вступительная лекция - составление плана. Практикум

Проверка работы

8

Итоговое занятие: проверочная работа.

2

Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текстов.

Анализ результатов работы. Подведение итогов.







© 2010-2022