Памятка учителю Как разработать педагогический проект

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка учителю Как разработать педагогический проект



КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(памятка учителю)

Чистова Т.С.

04.03.2015.

Педсовет «Метод проектов

как средство формирования

ключевых компетентностей

учащихся»

В структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.

Термин «педагогический проект» можно определить как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях ключевыми являются:

  • фактор времени

  • целенаправленность

  • нормированность изменений

  • специфика организации деятельности

Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Для того чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:

  1. Обоснование необходимости проекта

  2. Цели и задачи проекта

  3. Участники проекта

  4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

  5. Рабочий план реализации проекта

  6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

  7. Оценка эффективности реализации проекта

  8. Оценка рисков

  9. Дальнейшее развитие проекта


СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

  1. Обоснование необходимости проекта

  • Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.

  • В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.

  • Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
    На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д..
    Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту.

  • Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
    В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса.

  • Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.

Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
• почему возникла необходимость в выполнении проекта?
• почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.

  1. Цели и задачи проекта

  • Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.

  • При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.

  • Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.

  • Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.

    1. Участники проекта

  • В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.

  • Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.

    1. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

  • Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.

  • При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.

  • По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.

  • Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).

  • Педагог продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.

  • Педагог определяет исполнителей деятельности по проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).

  • При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
    Если в проекте запланировано проведение мероприятий - тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.

    1. Рабочий план реализации проекта

  • Рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение.

  • Предполагаемая дата проведения мероприятия

  • Место проведения мероприятия

  • Наименование мероприятия

  • Ответственный за выполнение

    1. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

  • Краткосрочные результаты - те итоги, которые получают непосредственно по окончании проекта.

  • Долгосрочные - результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
    Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации.

  • Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:

  • вид, количество и объем печатной продукции;

  • количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;

  • кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);

  • разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;

  • апробирование новых методик и пр..

    1. Оценка эффективности реализации проекта

  • Описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики

  • При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.

  • При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
    Методы оценки успешности/эффективности.

  • Методы оценки - это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.

  • Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.

  • Педагог может предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.

    1. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

  • Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.

  • Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.

  • Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.

  • На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

    1. Дальнейшее развитие проекта

  • По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

  • Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.

  • В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:

  • значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;

  • ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;

  • корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;

  • адекватность показателей оценки эффективности проекта;

  • соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.

  • значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

В приложениях к проекту можно представить:

• учебно-тематические планы;

• структуру раздаточных материалов;

• тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;

• структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;

• примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;

• тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;

• тематику, объем консультаций.


© 2010-2022