Контраст внешнего и внутреннего в рассказе А. И. Куприна «Гамбринус»

                               I.            Александр Иванович Куприн… Вы уже знаете, что с именем этого писателя всегда сказывается какая-нибудь интересная история, яркий сюжет, сложный мир человеческих чувств и мир прекрасной, бесконечной природы. Герои Куприна нисколько не похожи на сказочных, но в то же время сильно отличаются от многих хорошо знакомых нам персонажей. Они – очень красивые, очень добрые и ….очень несчастные. В них все как бы сверх меры: чудесная доброта профессора Пирогова, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Контраст внешнего и внутреннего в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».

Цель урока:

  1. Проанализировать сюжет как средство характеристики;

  2. Показать исключительность таланта главного героя.

Оборудование урока: Попурри из русских, малороссийских, еврейских, молдавских народных мелодий, городских мещанских романсов, «воровских». Песен, английский джиги, итальянской и африканской и народной музыки.

Эпиграф: Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и победит. А.И. Куприн

  1. Александр Иванович Куприн… Вы уже знаете, что с именем этого писателя всегда сказывается какая-нибудь интересная история, яркий сюжет, сложный мир человеческих чувств и мир прекрасной, бесконечной природы.

Герои Куприна нисколько не похожи на сказочных, но в то же время сильно отличаются от многих хорошо знакомых нам персонажей. Они - очень красивые, очень добрые и ….очень несчастные. В них все как бы сверх меры: чудесная доброта профессора Пирогова, обостренное чувство прекрасных героев рассказа «Белый пудель». А если это животные, то они проявляют сверхъестественную преданность людям.

Мир Куприна совершенно не похож на волшебный, романтический, но все-таки поступки, мысли и чувства героев настолько отличаются от общепринятых, что и обычными их назвать никак не хочется.

В начале ХХ века целый ряд русских и европейских писателей заметили, что в изменившемся на пороге двух столетий мире начали появляться персонажи, которые силою духа и желанием указать миру новый путь ничем не уступали героям романтической литературы.

Только вот счастье и идеал они находили в необычных явлениях мира повседневного, гораздо более близкого для читателя, чем поднебесные выси романтиков. Эти герои обладали исключительными по силе, но земными, именно человеческими чувствами. В их характерах авторы подчеркивали эту необычную, сверхъестественную черту, выделявшую их героев из общего ряда людей.

Таковы герои Джека Лондона, Максима Горькова, Александра Грина, Александра Куприна.

Интереснейшие писатели, интереснейшие герои, интереснейшие характеры.

  1. Звучит попурри из мелодий, которые играет Сашка, герой рассказа А.И. Куприна «Гамбрус»

-Что вам слышится в этой музыке?

-Каким представляете себе исполнителя?

-Это герой рассказа А.И. Куприна «Гамбрус»

  1. Беседа

  1. Какова внешность Сашки? (Невзрачна, он ничем не отличается от общей, пестрой массы посетителей «Гамбринуса»)

  2. Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).

  3. Перечитайте эпизод посещения «Гамбринуса» профессором из консерватории.

  4. А поведение Сашки. Разве он действительно не чувствует и не понимает музыки? (Сашка создает музыку, которая существует в сознании каждого из посетителей «Гамбринуса». И потому эта музыка должна жить, как живет ею и сам Сашка)

  5. В произведениях Куприна мы не раз встретились с антитезой живого и неживого. Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? (Сашка в гуще людей; его искусство не надмирно, не аскетично. Читатель ясно ощущает, что самому Куприну ближе Сашкино незамысловатое, хотя и виртуозное мастерство, чем холодное, далекое от простого человека академическое искусство )

  6. Кому принадлежит последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства - подвал)

  7. Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

  8. Похож ли Сашка на известных всем романтических литературных героев? (Сашка - исключительный герой, неромантический. Его идеал - победа над смертью и убожеством в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческие зло, глупость и ханжество).

  9. Приведите факты истории литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство все перетерпит и все победит». (Гомер, раб Эзоп, Бетховен, Рембрандт, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение - эссе на тему «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит». (Используя факты истории литературы и искусства).



© 2010-2022