- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Контраст внешнего и внутреннего в рассказе А. И. Куприна «Гамбринус»
Контраст внешнего и внутреннего в рассказе А. И. Куприна «Гамбринус»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каболова Л.И. |
Дата | 26.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Контраст внешнего и внутреннего в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус».
Цель урока:
-
Проанализировать сюжет как средство характеристики;
-
Показать исключительность таланта главного героя.
Оборудование урока: Попурри из русских, малороссийских, еврейских, молдавских народных мелодий, городских мещанских романсов, «воровских». Песен, английский джиги, итальянской и африканской и народной музыки.
Эпиграф: Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и победит. А.И. Куприн
-
Александр Иванович Куприн… Вы уже знаете, что с именем этого писателя всегда сказывается какая-нибудь интересная история, яркий сюжет, сложный мир человеческих чувств и мир прекрасной, бесконечной природы.
Герои Куприна нисколько не похожи на сказочных, но в то же время сильно отличаются от многих хорошо знакомых нам персонажей. Они - очень красивые, очень добрые и ….очень несчастные. В них все как бы сверх меры: чудесная доброта профессора Пирогова, обостренное чувство прекрасных героев рассказа «Белый пудель». А если это животные, то они проявляют сверхъестественную преданность людям.
Мир Куприна совершенно не похож на волшебный, романтический, но все-таки поступки, мысли и чувства героев настолько отличаются от общепринятых, что и обычными их назвать никак не хочется.
В начале ХХ века целый ряд русских и европейских писателей заметили, что в изменившемся на пороге двух столетий мире начали появляться персонажи, которые силою духа и желанием указать миру новый путь ничем не уступали героям романтической литературы.
Только вот счастье и идеал они находили в необычных явлениях мира повседневного, гораздо более близкого для читателя, чем поднебесные выси романтиков. Эти герои обладали исключительными по силе, но земными, именно человеческими чувствами. В их характерах авторы подчеркивали эту необычную, сверхъестественную черту, выделявшую их героев из общего ряда людей.
Таковы герои Джека Лондона, Максима Горькова, Александра Грина, Александра Куприна.
Интереснейшие писатели, интереснейшие герои, интереснейшие характеры.
-
Звучит попурри из мелодий, которые играет Сашка, герой рассказа А.И. Куприна «Гамбрус»
-Что вам слышится в этой музыке?
-Каким представляете себе исполнителя?
-Это герой рассказа А.И. Куприна «Гамбрус»
-
Беседа
-
Какова внешность Сашки? (Невзрачна, он ничем не отличается от общей, пестрой массы посетителей «Гамбринуса»)
-
Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).
-
Перечитайте эпизод посещения «Гамбринуса» профессором из консерватории.
-
А поведение Сашки. Разве он действительно не чувствует и не понимает музыки? (Сашка создает музыку, которая существует в сознании каждого из посетителей «Гамбринуса». И потому эта музыка должна жить, как живет ею и сам Сашка)
-
В произведениях Куприна мы не раз встретились с антитезой живого и неживого. Как развивается антитеза живого и неживого в «Гамбринусе»? (Сашка в гуще людей; его искусство не надмирно, не аскетично. Читатель ясно ощущает, что самому Куприну ближе Сашкино незамысловатое, хотя и виртуозное мастерство, чем холодное, далекое от простого человека академическое искусство )
-
Кому принадлежит последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства - подвал)
-
Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?
-
Похож ли Сашка на известных всем романтических литературных героев? (Сашка - исключительный герой, неромантический. Его идеал - победа над смертью и убожеством в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческие зло, глупость и ханжество).
-
Приведите факты истории литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство все перетерпит и все победит». (Гомер, раб Эзоп, Бетховен, Рембрандт, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)
-
Домашнее задание.
Написать сочинение - эссе на тему «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит». (Используя факты истории литературы и искусства).