Урок Служебные части речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока русского языка в 7 классе
«Служебные части речи»

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи КСО (В. Дьяченко, А. Ривин, Н. Воскобойникова и др.). Предлагаемая технология - развитие идей, методологии и методики организации образовательного процесса на основе применения КСО. Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, наряду с естественным общением, применяются парное, опосредованное и групповое.

Тема урока: Обобщение знаний по теме « Служебные части речи»

Тип урока: Обобщающий урок

Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме " Служебные части речи"

Задачи :

Образовательная Обобщить знания учащихся о служебных частях речи, их функциях, значении, строении, правописании и употреблении.

Развивающая Развивать умение учащихся работать индивидуально. Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.

Воспитывающая Воспитывать коммуникативность учащихся, способность работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации.

Ход урока:

1.Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ещё раз поговорим о служебных частях речи.
(Учитель сообщает о целях урока).

2) Эмоциональная минутка.

Хоровое чтение вслух слов А. Куприна

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

3.Повторение и обобщение

Предлог

1 . Прослушайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Июнь, 1882)

Задание:

- выпишите в таблицу служебные части речи

- почему это служебные части речи?

2. Проверка д\з( презентация о предлоге)

  1. Игра «Всяк молодец на свой образец». (Задания на экране).

С указанными словами составьте пары предложений, чтобы в одном из них были союзы, а в другом - части речи, которые пишутся раздельно.

В течении - в течение. В продолжении - в продолжение. В следствии - вследствие.

  1. На экране текст. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание служебных частей речи.

Как х..роша пр..рода Тульского края! Н..где (н..)встречал места краше, чем мой р..дной край. 2. Сколько(бы) я (н..)пытался найти что-то луч(?)шее в жизни, Родина милее всего.3. В течени.. всей своей жизн.. (н..) видел ничего пр..краснее Ясной Поляны погожей осенью!
( из сочинений учащихся)

  1. Выразительное чтение стихотворения А. Шибаева «Нет предлога».

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит - «по»?

Что значит «за»?

И «за» и «по» предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И - мчаться ПО дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Физминутка для глаз

Союзы

  1. Прочитать текст. Какую роль играют союзы в предложении?

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском или отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием, и человеческий долг детей - платить родителям за их безграничную любовь и преданность тем же: заботами, любовью и преданностью.
А. Сухомлинский

  1. Проверка д\з( презентация «Союзы»)

  2. Выразительное чтение стихотворения «Союз» С. Афанасьевой

Службы разные нужны,

Службы разные важны.

На то она и в речи

Служебная часть речи!

«ЧТО» и «чтобы» подчиняют,

«И» и «да» - соединяют,

«Или», «либо» - разделяют.

«А» и «но» без промедления

Служат для противопоставления.

На то она и в речи

Служебная часть речи




  1. Игра « Федот, да не тот».

С указанными словами составьте пары предложений, чтобы в одном из них были союзы, а в другом - части речи, которые пишутся раздельно.(Задание на экране).
Зато - за то, несмотря - не смотря, потому - по тому, тоже - то же, притом - при том.

Частица

  1. Выразительное чтение стихотворения С.М. Бондаренко «Побывал я однажды в стране…..»

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением;

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- что такое частица и для чего она нужна, мы узнаем из презентации

2 . проверка д\з( презентация) «Частица»

4. Тесты со взаимопроверкой.

I. Укажите производные предлоги:
А) Я тревожусь о маме.
Б) Благодаря хорошей погоде, мы отправились в лес за грибами.
В) Воду брали из колодца.
Г) В воскресенье я отправился в гости к хорошему другу.


II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка.
А) В продолжение двух дней дела мои продвинулись.
Б) О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжение романа.
В) В течение недели все готовились к семинару.
Г) В течении реки произошли изменения.


III. Укажите предложение, в котором допущена ошибка
А) Олегу тоже не сиделось в бричке.
Б) То же слово, да не так бы молвить.
В) Что бы писать грамотно, надо знать теорию.
Г) Молчание тоже ответ.


IV. Укажите предложение, которое соответствует схеме: Урок Служебные части речи А) Характер для человека - это то же, что запах цветка.
Б) Что бы ни случилось, не теряй бодрости.
В) Для любого человека важно иметь активную гражданскую позицию.
Г) Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.

V. Укажите предложение, в котором нет модальных частиц.
А) Как чист и нежен облик юного лица!
Б) Мы уже доехали?
В) Как бьётся моё сердце!
Г) А ведь красота Земли - вещь священная,
великая вещь в нашей жизни.


ОТВЕТЫ:
1. Б 2. Б 3. В 4. Г 5. Б

ОЦЕНИВАНИЕ:

«5» - нет ошибок
«4» - допущена одна ошибка
«3» - допущены две ошибки
«4» - допущены три ошибки
«2» - допущены четыре и более ошибок.

X. Подведение итогов урока, оценивание.

-Итак, мы начали урок с прекрасных высказываний о русском языке, в течение урока старались говорить грамотно
Рефлексия:

Ребята, закончите мою фразу

- Мы сегодня повторили ……..

- Служебные части речи нужны для …….

- Мне было интересно (делать что?) ………

XI. Д\з Составить словарный диктант из двадцати числительных.

Самоанализ

Виды деятельности на уроке: устные ответы, комментированное письмо, работа с презентацией, работа с учебником, работа с раздаточным материалом, тестирование, выразительное чтение, прослушивание образцовой речи в актёрском исполнении. Смена видов деятельности учащихся на уроке позволила исключить утомляемость и стимулировала позитивный настрой.

Учащиеся 7 класса активны и работоспособны. В этом классе обучаются уч-ся со средним уровнем знаний. Данный урок является завершающим в теме «Служебные части речи». Поэтому специфика данного урока заключается в том, что в течение урока надо обобщить теоретически весь материал по предлогам, союзам, частицам и практически ещё раз отработать наиболее сложные орфограммы. Построение урока тоже связано с особенностями темы повторения. Чётко можно проследить последовательность работы с каждой служебной частью речи. Начало работы - обобщение и воспроизведение теоретического материала с помощью презентаций, завершение - занимательный учебный материал. Контроль усвоения ЗУН осуществлялся через прослушивание монологических ответов, тестирование, самоконтроль, устные ответы учащихся, комментированное письмо. На уроке работали все в меру своих сил и способностей. Хорошая работоспособность в течение всего урока обеспечивалась за счёт позитивного настроя учителя и учащихся на уроке, смены видов деятельности, занимательного материала, наглядности. Психологическая атмосфера общения учителя и учащихся положительная, полное взаимопонимание, видение каждого ученика, формулировка вопросов дифференцирована с учётом способностей учащихся. Урок цели достиг и являлся обучающим, развивающим и воспитывающим.


© 2010-2022