- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка занятия в формате системно – деятельностного подхода тема «Глагол как часть речи. Правописание глаголов» Дисциплина «Русский язык»
Методическая разработка занятия в формате системно – деятельностного подхода тема «Глагол как часть речи. Правописание глаголов» Дисциплина «Русский язык»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Москвич О.Т. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ямало - Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
Методическая разработка занятия
в формате системно - деятельностного подхода
тема «Глагол как часть речи. Правописание глаголов»
Дисциплина «Русский язык»
Специальность «Сестринское дело»
Преподаватель
О.Т. Москвич
2014 год
Тема занятия: Глагол как часть речи. Правописание глаголов
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к рефлексии коррекционно - контрольного типа;
Образовательная цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению;
коррекция, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Задачи:1. Образовательная:__повторить основные морфологические признаки глагола; закрепить навыки правописания глаголов
2. Воспитательная:_воспитывать уважение к русскому языку как к культурному достоянию нации
3.Развивающая: развивать умение_четко и грамотно выражать свои мысли, как на письме, так и в устной речи; развивать умение анализировать языковые явления, умение обобщать полученную информацию и использовать ее в практической деятельности.
Тип урока (занятия): урок рефлексии
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Междисциплинарные связи:
-
Обеспечивающие - литература
-
Обеспечиваемые - культура речи
Внутридисциплинарные: морфология, орфография, синтаксис, пунктуация как разделы дисциплины «Русский язык»
Оснащение занятия:
1.Дидактические материалы - вопросник для собеседования по теме занятия, графологический диктант.
2.Обучающие материалы: электронная презентация «Раздел «Морфология. Орфография. Задания, эталоны, ключи»
3. Вспомогательные материалы: эталон правильного выполнения задания.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор
Учебные пособия для студентов:
1. Русский язык под ред. Н.А. Герасименко, СПО, М.,2013 г.
-
В.Ф.Греков, Крючков, А.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М. 2004 г.
3.Русский язык. А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И. Ворожбицкий, ССУЗ, М, 1988 г.
Приложение 1
Морфологические признаки глагола
(вопросы для актуализации опорных знаний)
Вопросы преподавателя
Предполагаемые ответы студентов
-
Что такое глагол?
Глагол - это часть речи, обозначающая действие предмета
-
Что означает спряжение глагола? Вспомните, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжениям
Спряжение глагола - это изменение по лицам и числам, глаголы бывают 1 и 2 спряжений
-
Какие еще признаки глагола вы вспомнили, рассмотрев таблицу «Формы глагола» и выполнив упражнение 231?
Вид глагола, время, число, наклонение, переходность, род, лицо, возвратность
-
По какому основанию можно обобщить все признаки глагола?
Признаки глагола разделяются на постоянные и непостоянные.
Постоянные признаки: вид
(совершенный, несовершенный)
переходность-непереходность
возвратность
спряжение
Непостоянные признаки:
наклонение (изъявительное. сослагательное, повелительное)
время
лицо
число
род
-
Какую роль глагол играет в предложении?
Роль сказуемого
Приложение 2
Морфологические признаки и правописание глаголов
Графологический диктант
Задание: внимательно выслушав утверждение, запишите его порядковый номер и поставьте знак +, если считаете утверждение верным, и знак - , если считаете утверждение неверным
Вариант 1
1.Глагол - это самостоятельная часть речи, которая означает действие предмета. (+)
2. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть или -ти. (+)
3.ПРОЧИТАТЬ - глагол несовершенного вида. (-)
4. В словосочетании ЧИТАТЬ КНИГУ глагол ЧИТАТЬ обозначает действие, которое направлено на объект, т.е. является переходным. (+)
5. Я не сказал бы ничего. В этом предложении глагол находится в повелительном наклонении.(-)
6. Ударные личные окончания глаголов пишутся в соответствии с произношением (+)
7. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.
В этом предложении глаголы использованы в форме 3 лица. (+)
8.Форма глагола единственного числа указывает, что действие совершается многими лицами, а форма множественного числа указывает на одно лицо, совершающее действие. (-)
9.Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. (+)
10.В неопределенной форме глагола пишется Ь. (+)
Вариант 2
-
Общее грамматическое значение глагола - это значение действия. (+)
-
Глагол как часть речи имеет формы причастия и деепричастия. (+)
-
Неопределенная форма глагола указывает на лицо, наклонение, род. (-)
-
Глагол РАСПИСАТЬСЯ совершенного вида. (-)
-
Бедный Максим Кузьмич похудел, осунулся. В этом предложении глаголы ПОХУДЕЛ и ОСУНУЛСЯ обозначают действие, которое не переходит на объект, при них нет дополнений, т.е. эти глаголы являются непереходными. (+)
6.Выходи встречать к околице, красотка, жениха. В этом предложении глагол находится в повелительном наклонении. (+)
7.Форма множественного числа глагола используется при вежливом обращении к одному лицу, когда она (форма глагола) согласуется с местоимением Вы. (+)
8.Цветы, скажите мне прощай… В этом предложении глагол СКАЖИТЕ употреблен в форме 1 лица, единственного числа. (-)
9.Глаголы СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ, И ДЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ относятся к 1 спряжению. (-)
10.Различать 1 и 2 спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно писать окончания глаголов, которые в безударном положении произносятся одинаково. (+)
Приложение 3
Эталон ответов
Тема: правописание глаголов
Проверьте, правильно ли вы выполнили упражнение 243 II часть:
1). Косой и назойливый дождик так и ХЛЕЩЕТ в лицо.
2). Клубы дыма так и СТЕЛЮТСЯ над рейдом.
3). Море ДЫШИТ бодрящей свежестью.
4).БОРЮТСЯ с волнами и ветром настоящие моряки.
5).Утро тихое и туманное. ПОЛЗУТ, ДВИГАЮТСЯ белые призраки, ПРЯЧУТСЯ в море.
6). Руки мои крепко ДЕРЖАТСЯ за железный трап рубки. Море ГРОХОЧЕТ. Я
мокрый до последней нитки, но уходить вниз не ХОЧЕТСЯ.
7). Какие-то шаги СЛЫШАТСЯ.
8).Твердое дерево плохо ПИЛИТСЯ.
9). Солнце РЕЖЕТ глаза.
10).МАШЕТ крыльями мельница.
11). Тревожно ПЛЕЩУТСЯ и КРИЧАТ гуси и лебеди.
12).ДРЕМЛЕТ бор сосновый.
13).С шумом на белые камни черные волны НАХОДЯТ.
14). ВЕЕТ ветер. Сладко ТАЕТ на поляне вешний снег.
15). В сгущающихся сумерках РЕЮТ снежинки.