• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическая разработка занятия в формате системно – деятельностного подхода тема «Глагол как часть речи. Правописание глаголов» Дисциплина «Русский язык»

Методическая разработка занятия в формате системно – деятельностного подхода тема «Глагол как часть речи. Правописание глаголов» Дисциплина «Русский язык»

Методическая разработка занятия в формате системно-деятельностного подхода по теме «Глагол как часть речи. Правописание глаголов». Дисциплина «Русский язык».Разработка содержит деятельностную цель занятия, задачи, технологическую карту занят в формате системно - деятельностного подхода, приложения: вопросник для актуализации опорных знаний, два варианта графдиктаната с ключами, эталон выполнения контрольного задания. Разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку для студентов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ямало - Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»














Методическая разработка занятия

в формате системно - деятельностного подхода

тема «Глагол как часть речи. Правописание глаголов»

Дисциплина «Русский язык»

Специальность «Сестринское дело»





Преподаватель

О.Т. Москвич












2014 год

Тема занятия: Глагол как часть речи. Правописание глаголов

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к рефлексии коррекционно - контрольного типа;

Образовательная цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению;

коррекция, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Задачи:1. Образовательная:__повторить основные морфологические признаки глагола; закрепить навыки правописания глаголов

2. Воспитательная:_воспитывать уважение к русскому языку как к культурному достоянию нации

3.Развивающая: развивать умение_четко и грамотно выражать свои мысли, как на письме, так и в устной речи; развивать умение анализировать языковые явления, умение обобщать полученную информацию и использовать ее в практической деятельности.

Тип урока (занятия): урок рефлексии

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Междисциплинарные связи:

  1. Обеспечивающие - литература

  2. Обеспечиваемые - культура речи

Внутридисциплинарные: морфология, орфография, синтаксис, пунктуация как разделы дисциплины «Русский язык»

Оснащение занятия:

1.Дидактические материалы - вопросник для собеседования по теме занятия, графологический диктант.

2.Обучающие материалы: электронная презентация «Раздел «Морфология. Орфография. Задания, эталоны, ключи»

3. Вспомогательные материалы: эталон правильного выполнения задания.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Учебные пособия для студентов:

1. Русский язык под ред. Н.А. Герасименко, СПО, М.,2013 г.

  1. В.Ф.Греков, Крючков, А.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М. 2004 г.

3.Русский язык. А.В. Дудников, А.И. Арбузова, И.И. Ворожбицкий, ССУЗ, М, 1988 г.








Приложение 1




Морфологические признаки глагола

(вопросы для актуализации опорных знаний)



Вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы студентов


  1. Что такое глагол?

Глагол - это часть речи, обозначающая действие предмета


  1. Что означает спряжение глагола? Вспомните, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжениям

Спряжение глагола - это изменение по лицам и числам, глаголы бывают 1 и 2 спряжений


  1. Какие еще признаки глагола вы вспомнили, рассмотрев таблицу «Формы глагола» и выполнив упражнение 231?

Вид глагола, время, число, наклонение, переходность, род, лицо, возвратность

  1. По какому основанию можно обобщить все признаки глагола?

Признаки глагола разделяются на постоянные и непостоянные.

Постоянные признаки: вид

(совершенный, несовершенный)

переходность-непереходность

возвратность

спряжение

Непостоянные признаки:

наклонение (изъявительное. сослагательное, повелительное)

время

лицо

число

род


  1. Какую роль глагол играет в предложении?

Роль сказуемого


Приложение 2

Морфологические признаки и правописание глаголов


Графологический диктант


Задание: внимательно выслушав утверждение, запишите его порядковый номер и поставьте знак +, если считаете утверждение верным, и знак - , если считаете утверждение неверным

Вариант 1

1.Глагол - это самостоятельная часть речи, которая означает действие предмета. (+)

2. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть или -ти. (+)

3.ПРОЧИТАТЬ - глагол несовершенного вида. (-)

4. В словосочетании ЧИТАТЬ КНИГУ глагол ЧИТАТЬ обозначает действие, которое направлено на объект, т.е. является переходным. (+)

5. Я не сказал бы ничего. В этом предложении глагол находится в повелительном наклонении.(-)

6. Ударные личные окончания глаголов пишутся в соответствии с произношением (+)

7. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

В этом предложении глаголы использованы в форме 3 лица. (+)

8.Форма глагола единственного числа указывает, что действие совершается многими лицами, а форма множественного числа указывает на одно лицо, совершающее действие. (-)

9.Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. (+)

10.В неопределенной форме глагола пишется Ь. (+)

Вариант 2

  1. Общее грамматическое значение глагола - это значение действия. (+)

  2. Глагол как часть речи имеет формы причастия и деепричастия. (+)

  3. Неопределенная форма глагола указывает на лицо, наклонение, род. (-)

  4. Глагол РАСПИСАТЬСЯ совершенного вида. (-)

  5. Бедный Максим Кузьмич похудел, осунулся. В этом предложении глаголы ПОХУДЕЛ и ОСУНУЛСЯ обозначают действие, которое не переходит на объект, при них нет дополнений, т.е. эти глаголы являются непереходными. (+)

6.Выходи встречать к околице, красотка, жениха. В этом предложении глагол находится в повелительном наклонении. (+)

7.Форма множественного числа глагола используется при вежливом обращении к одному лицу, когда она (форма глагола) согласуется с местоимением Вы. (+)

8.Цветы, скажите мне прощай… В этом предложении глагол СКАЖИТЕ употреблен в форме 1 лица, единственного числа. (-)

9.Глаголы СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ, И ДЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ относятся к 1 спряжению. (-)

10.Различать 1 и 2 спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно писать окончания глаголов, которые в безударном положении произносятся одинаково. (+)

Приложение 3

Эталон ответов

Тема: правописание глаголов

Проверьте, правильно ли вы выполнили упражнение 243 II часть:

1). Косой и назойливый дождик так и ХЛЕЩЕТ в лицо.

2). Клубы дыма так и СТЕЛЮТСЯ над рейдом.

3). Море ДЫШИТ бодрящей свежестью.

4).БОРЮТСЯ с волнами и ветром настоящие моряки.

5).Утро тихое и туманное. ПОЛЗУТ, ДВИГАЮТСЯ белые призраки, ПРЯЧУТСЯ в море.

6). Руки мои крепко ДЕРЖАТСЯ за железный трап рубки. Море ГРОХОЧЕТ. Я

мокрый до последней нитки, но уходить вниз не ХОЧЕТСЯ.

7). Какие-то шаги СЛЫШАТСЯ.

8).Твердое дерево плохо ПИЛИТСЯ.

9). Солнце РЕЖЕТ глаза.

10).МАШЕТ крыльями мельница.

11). Тревожно ПЛЕЩУТСЯ и КРИЧАТ гуси и лебеди.

12).ДРЕМЛЕТ бор сосновый.

13).С шумом на белые камни черные волны НАХОДЯТ.

14). ВЕЕТ ветер. Сладко ТАЕТ на поляне вешний снег.

15). В сгущающихся сумерках РЕЮТ снежинки.



© 2010-2022