Открытый урок мужества в 5 – 7 классах. 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается…

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок мужества в 5 - 7 классах.

70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается…

1. На экране - слайд-шоу «Довоенный Ленинград» на фоне песни о Ленинграде.

2. На сцене чтецы - символизируют жителей Ленинграда.

Чтец 1:

Опять война, опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы и убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

Чтец 2:

Да, есть слова, наполненные светом

И с ними всюду сердце бьётся в лад.

Не называя всех, скажите: «Ленинград!» -

И это будет подлинным ответом.

Тот свет разлит в пространстве голубом,

Так будь же света ясного достоин,

Стой за него горою, храбрый воин,

В любом сраженье и в бою любом!

Чтец 3:

Заря сверкнула над равниной -

И вот уж немцы наугад,

По солнцу, мина вслед за миной,

Как очумелые палят.

Они палят, палят с заката…

Но солнце расстрелять нельзя,

И умолкают автоматы,

И тишина встает, грозя.

А мы встаем несметной силой,

Штыками раздвигая тьму,

Как бы дорогу для светила

Прокладывая в злом дыму.

Чтец 4:

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом - ни света, ни воды.

Был хлеб - довесочек беды.

Сон сокращался в забытье.

Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы усмиряли темный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил - исполнен малых наших сил.

1. Вед.: Гитлер решил стереть город Петра с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землей. Не было у немцев заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.

2. Вед: На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. 21 октября 1941 года Ленинградский обком комсомола к пионерам и школьникам обратился с наказом: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров».

3. Вед: Дети вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками.

4. Вед: Ребята помогали взрослым собирать теплые вещи для воинов Советской Армии. Девочки вязали варежки, носки для фронтовиков. Они получили сотни сердечных писем и посылок с теплыми вещами, карандашами, блокнотами.

5. Вед: Школы были переоборудованы в госпитали для раненых воинов. Школьники дежурили около тяжело раненых, читали им газеты и книги, помогали врачам и медсестрам, мыли полы, убирали палаты. Чтобы поднять дух раненых, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности.

3. Дети блокадного Ленинграда.

На экране - портрет Тани Савичевой и странички ее дневника.

1. Вед: По сей день поражает сознание печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Чтец: Таня Савичева.

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится

очень скромный

дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца - до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, -

Время возвышает образ Тани

И её доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - ёмкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе…

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится.

Это - сердце, что летит сюда…

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит про наши времена!

2. Вед: Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

3. Вед.: Осенью 1942 года одна из немецких газет писала:

«Мы возьмем Петербург, как мы взяли Париж».

Немецкие биржевики хвастали. Они не взяли Парижа. Они вошли в Париж, как в гостиницу: нашлись швейцары, которые распахнули перед ними двери. Но Ленинград не гостиница. Ленинград - гордость России. Год тому назад обер-лейтенанты обдумывали, где они разместятся: в Зимнем Дворце или в «Астории». Их разместили - в земле.

4. Вед.: Немцы терзали прекрасный город бомбами и снарядами. Но женщины Ленинграда под огнем продолжали работать, они делали патроны и гранаты для своих мужей. Немцы пытались взять город измором. В городе не было света, не было дров, не было воды, не было хлеба. Летом старшина Степан Лебедев получил от своего 12-летнего сына письмо:

«Папа, ты, наверное, знаешь, что зима была у нас очень тяжелая. Я тебе пишу всю чистую правду, что мамочка умерла 14 февраля. Она очень ослабла, последние дни не могла даже подняться. Папа, я её похоронил. Я достал салазки и отвез, а один боец мне помог, мы до ночи вырыли могилу. И я пометил. Папа, ты обо мне не беспокойся, у нас теперь полегчало, я крепкий, учусь дома, как ты приказал, и работаю, мы помогаем на ремонте машин. А Ленинград они не взяли и не возьмут. Ты, папа, счастливый, что можешь их бить, ты отомсти за мамочку…»

5. Вед.: Поезд в пути уже вторую неделю, и каждый вечер в одном из купе собирались солдаты, и каждый по очереди рассказывал самый страшный случай из своей жизни.

Один горел в самолете, другой - в танке, третий чуть не погиб на торпедированной подводной лодке. Ещё одного расстреливали, и он, с пробитым насквозь легким, трое суток пролежал под горой мертвецов.

Стоящий в дверях купе немолодой маленький и худенький человек в форме гражданского летчика слушает, почти не глядя на рассказчиков. И чем дальше слушает, тем сильнее волнуется. И вдруг перебивает рассказчика:

- Самое страшное, да? Тонули, говоришь? Горели? С мертвецами лежали? Я тоже тонул. Я тоже - горел. И с покойниками в обнимочку лежал. А вот самое страшное - это когда я в 42-м году письмо получил из Ленинграда - от сынишки… десятилетнего: «Папочка, - пишет, - ты нас прости с Анюткой… мы вчера твои кожаные перчатки сварили и съели»…

1. Вед.: Многие подростки находились в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, вместе со взрослыми партизанами взрывали вражеские воинские эшелоны. Многие юные патриоты погибли в боях ха Родину. Ленинградка Зина Портнова удостоена высокого звания Героя Советского Союза. Она была членом подпольной организации «Юные мстители». Выполняя задание, она устроилась на работу в офицерскую столовую, собирала там ценные сведения и передавала их партизанам. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. Однажды ее схватили, но во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.

2. Вед: В Ленинграде постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

3. Вед: В осажденном городе работали 39 школ. Это был вызов врагу. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. По словам писателя Александра Фадеева, это был самый великий подвиг школьников Ленинграда.

4. Вед: 22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Ею было награждено 15249 юных защитников города. Среди них был и 14-летний Юра Воронов, впоследствии ставший известным журналистом и поэтом. В опубликованной после войны книге стихов «Блокада» он напишет:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом - паспорта.

5. Вед:18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечала вся страна.

1. Чтец:

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

1.Вед: Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!

2. Чтец:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

© 2010-2022