- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хазиева О.Н. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
Методическая разработка урока по русскому языку
для учащихся 6 класса
по теме:
«Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»
Городской этап Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»
Номинация: гуманитарное направление
Составитель: Хазиева Ольга Николаевна, учитель
русского языка и литературы
Новоуральский городской округ
2012
Сценарий урока
Тема: ««Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»», 6 класс.
Цель урока: : совместно с учащимися открыть правило: правописание одной и двух н в суффиксах прилагательных.
Задачи:
Образовательные
-
познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных»;
-
сформировать умения составлять алгоритм правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных;
-
формировать умения находить изученную орфограмму в словах;
Развивающие
-
развивать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.
-
развивать умения выделять главное, содействовать развитию самостоятельности учащихся;
-
развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;
-
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи прилагательных;
Воспитательные
-
формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает;
-
воспитывать чувство уважения к различным мнениям одноклассников.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: проблемно-диалогический; частично-поисковый; словесно-практический, наглядный (в форме презентации к уроку).
Оборудование:
-
компьютер;
-
мультимедиапроектор;
-
презентация, в которой даны задания для фронтальной работы, для групповой работы, для самостоятельной работы, для самопроверки (приложение 1).
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний. (Языковая разминка).
Цель этапа: вспомнить способы образования прилагательных.
Тест (слайд №2).
1. Назовите имена прилагательные образованные суффиксальным способом.
а) заманчивый, б) придорожный, в) российский, г) уличный, д) невысокий.
2. Назовите прилагательные с суффиксом -ск-.
а) сосед…ий, б) грец…ий, в) рыбац…ий, г) эстон…ий, д) якут…ий.
3. Назовите прилагательные, в которых пишется ь.
а) цар…ский, б) июн…ский, в) декабр…ский, г) сел…ский, д) январ…ский.
Взаимопроверка (Слайд №3).
Проверь себя.
1. а, в, г.
2. а, г,д.
3. б, в, г.
Назовите способы образования прилагательных. Какие способы представлены в задании?
Кто допустил ошибки в 2,3 задании? Когда пишутся суффиксы к и ск?
-
Введение в тему (постановка учебной проблемы).
Цель этапа: создать проблемную ситуацию на уроке.
Для дальнейшей работы мне понадобятся два помощника.
Двое учеников работают у доски, остальные записывают слова в тетрадь.
Задание: записать слова, выделить суффиксы прилагательных. (Назовите способ образования имен прилагательных).
Осенний, торжественный, звериный, кожаный, серебряный, юный, гусиный, туманный, стеклянный.
Учитель
Ученики
Каким было задание?
Записать слова, выделить суффиксы прилагательных
Проверим. Сравните два столбика
Кто-то написал одну Н, кто-то две НН
Задание было одно?
Да
А как вы его выполнили?
По-разному
Сколько мнений в нашем классе? Почему у нас получились разные мнения? (побуждение к осознанию противоречия).
?
Слова какой части речи вы написали?
Прилагательные
Тогда почему вы написали их по-разному?
Чего мы не знаем?
Какого правила не знаем?
Мы не знаем, когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а когда две НН (осознание противоречия).
Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
К этому заданию мы еще вернёмся.
Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных или Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Записали тему урока в тетрадь.
-
Введение знаний (Поиск решения учебной проблемы)
Цель этапа: провести исследовательскую работу по созданию проекта правила «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных».
Как же нам выяснить, кто прав?
Когда нужно писать одну Н, когда две?
Итак, какие есть идей. (Побуждение к гипотезам)
- Две буквы НН пишется после мягких согласных
- одна буква Н пишется после определённых согласных (Р, ), после гласных.
-нужно посмотреть, от какого существительного образованы прилагательные;
- обратить внимание на гласные в суффиксах…
Гипотезы записываются на доске.
Чтобы проверить выдвинутые гипотезы, выполним задание в мини-группах (по 4 человека).
Задание: запишите, от каких существительных образованы данные прилагательные, с помощью чего, каких суффиксов? Выделите суффиксы в прилагательных. Сделайте вывод, когда в прилагательных пишется одна н, когда - две н. Ответ оформите на отдельных листах. (Слайд №4).
1 группа.
Сонный, магазинный, каменный, старинный
2 группа.
Общественный, утренний, обеденный, соломенный
3 группа.
Авиационный, лекционный, дивизионный, станционный
4 группа.
Комариный, куриный, голубиный, журавлиный
5 группа.
Песчаный, глиняный, ржаной, водяной.
6 группа.
Юный, зеленый, единый, синий
Презентация работ групп. По ходу выступления групп учитель создаёт опорный сигнал на доске. Получается таблица, пока без исключений из правил. (Слайды № 5, 6). Также проговаривается алгоритм правописания суффиксов прилагательных, который появляется на слайде. (Слайд № 7).
Составление таблицы «Правописание одной и двух н в именах прилагательных»
-нн-
-н-
-н- в корне + -н- в суффиксе: сонный, магазинный, каменный, старинный
-ин-: комариный, куриный, голубиный, журавлиный
-енн-: общественный, утренний, обеденный, соломенный
Исключение: ветреный
-ан-, -ян-: песчаный, глиняный, ржаной, водяной.
Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный
-онн-: авиационный, лекционный, дивизионный, станционный
Нет суффикса: юный, зеленый, единый, синий
Проверили гипотезы.
Чье мнение оказалось верным?
На что нужно обращать внимание,
когда встречаются суффиксы Н и НН в прилагательных?
Необходимо обратить внимание, от какого слова образовано прилагательное, с помощью
каких суффиксов.
Сформулируйте новое правило «Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных».
Работа с учебником. Давайте сверим это правило с правилом, которое дано в учебнике. Проверим предположения. Читаем правило, вносим уточнения в схему (записываем исключения). Завершается этап поиска решения к возвращению к первому заданию, в котором дети допустили ошибки. Исправляем ошибки по таблице (схеме), которую составили сами. Таблица (схема) расположена на доске и на слайде. (Слайд №7).
-
Этап первичного закрепления (начало формирования умений).
Цель этапа: развить умение составлять прилагательные с изучаемой орфограммой по картинкам, которые представлены на слайде.
Картинки на слайде (творческая работа).
-
Запишите прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффикса -ИН- , - АН- (ЯН) - Орфограмму обозначьте. (Слайд № 8).
Стеклянный, львиный, ледяной, совиный, костяной, голубиный, травяной, комариный.
Назовите слово исключение (стеклянный).
Учащиеся работают в парах, по одному выходят к доске, записывают слова, обозначают изученную орфограмму. Проверяем записанные слова (слайд № 9).
-
Запиши прилагательные, в которых НН. Орфограмму обозначьте. (слайд № 10).
Тыквенный, лунный, лимонный, клюквенный, огненный.
Учащиеся работают в парах, по одному выходят к доске, записывают слова, обозначают изученную орфограмму. Проверяем записанные слова (слайд № 11).
-
Этап самостоятельной работы.
Цель этапа: проверить на основе сопоставления с образцом своё умение применять новое учебное содержание (правописание Н и НН в суффиксах прилагательных).
Задание: спишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание суффиксов прилагательных: Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, авиацио…ый, песча…ый. (Слайд № 12).
Кто выполнил задание, может проверить себя у доски (с обратной стороны) или на компьютере.
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки.
Кто допустил одну, две ошибки, в каких словах, почему?
7. Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а когда две буквы НН-?
Учащиеся ещё раз проговаривают правило. (Слайд № 6). Применение цветных карточек для самооценки учащимися собственной учебной деятельности позволяет реализовать принцип психологической комфортности.
Домашнее задание: с.123 учить; придумать и записать слова с изученной орфограммой (одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных) на каждую букву словосочетания Имя прилагательное или упр. 282. (Слайд № 13).
Литература
-
Русский язык, 6 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова - М: «Баллас», 2009.
2. Русский язык. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова - М: «Баллас», 2006.
3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога. Пособие для учителя. Академия ПКиППРО (г. Москва)