Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

Данный урок является первым в изучении темы «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных» образовательной программы «Школа 2100». Учебно-методический комплект включает в себя учебник «Русский язык, 6 класс»,  тетрадь для самостоятельных и проверочных работ Баровой Е.С. Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах, поэтому на уроке используется технологии проблемно-диалогического обучения.  Учащиеся данного класса работают систематически в этой технологии на уроках истории, литературы, обществознания в среднем звене. Ребята умеют выявлять затруднения, находить выход из затруднения, выдвигать гипотезы, систематизировать изученный материал, обобщать, оценивать свою деятельность. Урок интересен тем, что учащиеся работают с одной и той же информацией, но в различных формах – это орфограмма в учебнике, таблица, алгоритм. А использование информационных технологий способствует быстрому т... Тип урока -  «открытие» нового знания. Урок «открытия» новых знаний, реализуемый с опорой на технологию проблемно-диалогического обучения, включает в себя следующие этапы: Организационный момент. Актуализация знаний. Введение в тему (постановка учебной проблемы). Введение нового знания (поиск решения учебной проблемы). Этап первичного закрепления. Этап самостоятельной работы. Подведение итогов урока. Принципиально, что при этом у школьников создаются условия для возникновения внутренней потребности в учебной деятельности и решается проблема социализации учащихся.   Этап актуализации позволяет включить каждого ученика в активную учебную деятельность. При выполнении  предложенного задания (ответить на вопросы теста)  учащиеся вспоминают способы образования прилагательных, что пригодится при изучении новой темы.  Этап постановки учебной проблемы предполагает выполнение практического задания, основанного на новом материале. Задание выполняется, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?». Этап поиска решения учебной проблемы  —  исследовательская работа по созданию проекта правила «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных». На мой взгляд, это один из самых важных моментов занятия, так как в рамках учебной деятельности формируются не только базовые знания, умения и навыки, но и развиваются  индивидуальные задатки учащихся, формируется их познавательная активность, способность самостоятельно решать нестандартные задания. Этап первичного закрепления предполагает выполнение творческого задания: по картинкам, которые даны на слайде, составить прилагательные с изучаемой орфограммой, записать их, а потом проверить себя по образцу. При проведении самостоятельной работы используется индивидуальная форма работы: ученики самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку по эталону. Это дает возможность учащимся понять, усвоен ли ими новый способ действия, и получить эмоциональное удовлетворение от собственной работы. На заключительном этапе урока учащиеся еще раз проговаривают признаки, по которым можно определить правописание н и нн в суффиксах прилагательных.  Анализируют собственную деятельность, высказывают трудности, с которыми столкнулись на уроке, тем самым фиксируют неразрешенные затруднения для направления будущей учебной деятельности. Применение цветных карточек для самооценки учащимися собственной учебной деятельности позволяет реализовать принцип психологической комфортности. Использование ИКТ в ... Критериями результативности в достижении учащимися целей  урока являются: ·   увлеченность учащихся в получении новых знаний; ·   результативность выполнения  задания на этапе самостоятельной работы (промежуточная диагностика); ·   умение учащихся соотносить и понимать, что они знали в начале урока и какие знания приобрели на уроке; ·   активность учеников на уроке; ·   адекватность самооценки учащихся на этапе рефлексии.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»















Методическая разработка урока по русскому языку

для учащихся 6 класса

по теме:

«Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»



Городской этап Всероссийского конкурса «Мой лучший урок»

Номинация: гуманитарное направление

Составитель: Хазиева Ольга Николаевна, учитель

русского языка и литературы



Новоуральский городской округ

2012

Сценарий урока

Тема: ««Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»», 6 класс.


Цель урока: : совместно с учащимися открыть правило: правописание одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Задачи:

Образовательные

  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных»;

  • сформировать умения составлять алгоритм правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных;

  • формировать умения находить изученную орфограмму в словах;

Развивающие

  • развивать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

  • развивать умения выделять главное, содействовать развитию самостоятельности учащихся;

  • развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи прилагательных;

Воспитательные

  • формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает;

  • воспитывать чувство уважения к различным мнениям одноклассников.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: проблемно-диалогический; частично-поисковый; словесно-практический, наглядный (в форме презентации к уроку).

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедиапроектор;

  • презентация, в которой даны задания для фронтальной работы, для групповой работы, для самостоятельной работы, для самопроверки (приложение 1).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. (Языковая разминка).

Цель этапа: вспомнить способы образования прилагательных.

Тест (слайд №2).

1. Назовите имена прилагательные образованные суффиксальным способом.

а) заманчивый, б) придорожный, в) российский, г) уличный, д) невысокий.

2. Назовите прилагательные с суффиксом -ск-.

а) сосед…ий, б) грец…ий, в) рыбац…ий, г) эстон…ий, д) якут…ий.

3. Назовите прилагательные, в которых пишется ь.

а) цар…ский, б) июн…ский, в) декабр…ский, г) сел…ский, д) январ…ский.

Взаимопроверка (Слайд №3).

Проверь себя.

1. а, в, г.

2. а, г,д.

3. б, в, г.

Назовите способы образования прилагательных. Какие способы представлены в задании?

Кто допустил ошибки в 2,3 задании? Когда пишутся суффиксы к и ск?

  1. Введение в тему (постановка учебной проблемы).

Цель этапа: создать проблемную ситуацию на уроке.

Для дальнейшей работы мне понадобятся два помощника.

Двое учеников работают у доски, остальные записывают слова в тетрадь.

Задание: записать слова, выделить суффиксы прилагательных. (Назовите способ образования имен прилагательных).

Осенний, торжественный, звериный, кожаный, серебряный, юный, гусиный, туманный, стеклянный.

Учитель

Ученики

Каким было задание?

Записать слова, выделить суффиксы прилагательных

Проверим. Сравните два столбика

Кто-то написал одну Н, кто-то две НН

Задание было одно?

Да

А как вы его выполнили?

По-разному

Сколько мнений в нашем классе? Почему у нас получились разные мнения? (побуждение к осознанию противоречия).

?

Слова какой части речи вы написали?

Прилагательные

Тогда почему вы написали их по-разному?

Чего мы не знаем?

Какого правила не знаем?

Мы не знаем, когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а когда две НН (осознание противоречия).

Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

К этому заданию мы еще вернёмся.

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных или Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Записали тему урока в тетрадь.


  1. Введение знаний (Поиск решения учебной проблемы)

Цель этапа: провести исследовательскую работу по созданию проекта правила «Правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных».

Как же нам выяснить, кто прав?

Когда нужно писать одну Н, когда две?

Итак, какие есть идей. (Побуждение к гипотезам)

- Две буквы НН пишется после мягких согласных

- одна буква Н пишется после определённых согласных (Р, ), после гласных.

-нужно посмотреть, от какого существительного образованы прилагательные;

- обратить внимание на гласные в суффиксах…

Гипотезы записываются на доске.

Чтобы проверить выдвинутые гипотезы, выполним задание в мини-группах (по 4 человека).

Задание: запишите, от каких существительных образованы данные прилагательные, с помощью чего, каких суффиксов? Выделите суффиксы в прилагательных. Сделайте вывод, когда в прилагательных пишется одна н, когда - две н. Ответ оформите на отдельных листах. (Слайд №4).

1 группа.

Сонный, магазинный, каменный, старинный

2 группа.

Общественный, утренний, обеденный, соломенный

3 группа.

Авиационный, лекционный, дивизионный, станционный

4 группа.

Комариный, куриный, голубиный, журавлиный

5 группа.

Песчаный, глиняный, ржаной, водяной.

6 группа.

Юный, зеленый, единый, синий

Презентация работ групп. По ходу выступления групп учитель создаёт опорный сигнал на доске. Получается таблица, пока без исключений из правил. (Слайды № 5, 6). Также проговаривается алгоритм правописания суффиксов прилагательных, который появляется на слайде. (Слайд № 7).

Составление таблицы «Правописание одной и двух н в именах прилагательных»

-нн-

-н-

-н- в корне + -н- в суффиксе: сонный, магазинный, каменный, старинный

-ин-: комариный, куриный, голубиный, журавлиный

-енн-: общественный, утренний, обеденный, соломенный

Исключение: ветреный

-ан-, -ян-: песчаный, глиняный, ржаной, водяной.

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный

-онн-: авиационный, лекционный, дивизионный, станционный

Нет суффикса: юный, зеленый, единый, синий


Проверили гипотезы.

Чье мнение оказалось верным?

На что нужно обращать внимание,

когда встречаются суффиксы Н и НН в прилагательных?

Необходимо обратить внимание, от какого слова образовано прилагательное, с помощью

каких суффиксов.

Сформулируйте новое правило «Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных».

Работа с учебником. Давайте сверим это правило с правилом, которое дано в учебнике. Проверим предположения. Читаем правило, вносим уточнения в схему (записываем исключения). Завершается этап поиска решения к возвращению к первому заданию, в котором дети допустили ошибки. Исправляем ошибки по таблице (схеме), которую составили сами. Таблица (схема) расположена на доске и на слайде. (Слайд №7).

  1. Этап первичного закрепления (начало формирования умений).

Цель этапа: развить умение составлять прилагательные с изучаемой орфограммой по картинкам, которые представлены на слайде.

Картинки на слайде (творческая работа).

  • Запишите прилагательные, образованные от данных слов при помощи суффикса -ИН- , - АН- (ЯН) - Орфограмму обозначьте. (Слайд № 8).

Стеклянный, львиный, ледяной, совиный, костяной, голубиный, травяной, комариный.

Назовите слово исключение (стеклянный).

Учащиеся работают в парах, по одному выходят к доске, записывают слова, обозначают изученную орфограмму. Проверяем записанные слова (слайд № 9).

  • Запиши прилагательные, в которых НН. Орфограмму обозначьте. (слайд № 10).

Тыквенный, лунный, лимонный, клюквенный, огненный.

Учащиеся работают в парах, по одному выходят к доске, записывают слова, обозначают изученную орфограмму. Проверяем записанные слова (слайд № 11).

  1. Этап самостоятельной работы.

Цель этапа: проверить на основе сопоставления с образцом своё умение применять новое учебное содержание (правописание Н и НН в суффиксах прилагательных).

Задание: спишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание суффиксов прилагательных: Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, авиацио…ый, песча…ый. (Слайд № 12).

Кто выполнил задание, может проверить себя у доски (с обратной стороны) или на компьютере.

Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки.

Кто допустил одну, две ошибки, в каких словах, почему?

7. Итоги урока.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а когда две буквы НН-?

Учащиеся ещё раз проговаривают правило. (Слайд № 6). Применение цветных карточек для самооценки учащимися собственной учебной деятельности позволяет реализовать принцип психологической комфортности.

Домашнее задание: с.123 учить; придумать и записать слова с изученной орфограммой (одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных) на каждую букву словосочетания Имя прилагательное или упр. 282. (Слайд № 13).

Литература


  1. Русский язык, 6 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова - М: «Баллас», 2009.

2. Русский язык. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова - М: «Баллас», 2006.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога. Пособие для учителя. Академия ПКиППРО (г. Москва)


© 2010-2022