Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва «Просвещение» 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области


Рабочая программа

учебного предмета

« Русский язык »

5 класс

учителя русского языка и литературы

Неманежиной Татьяны Николаевны

(высшая квалификационная категория)




Год составления - 2013-2014 учебный год

Срок реализации программы - 1год

Курская область, Щигровский район, дер. 1-я Семеновка.


Пояснительная записка

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва «Просвещение» 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа год (6 часов в неделю).

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).












Содержание тем учебного курса

Язык - важнейшее средство общения (2+1ч)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3ч)

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +7ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. . Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (69 ч+14 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (12 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (З6 ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6ч+2 ч)



























Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вводимые на уроке понятия

Практическая часть

Примечание

Язык - важнейшее средство общения

2+1


1

Язык и человек. Язык и речь

1

Урок усвоения новых знаний

2

Язык и его единицы

1

Урок усвоения новых знаний

3

Р/Р Стили речи

1

Урок развития речи


Повторение пройденного в I-IV классах

17+3


4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

Повторительно-обобщающий урок

5

Орфограмма

1

Повторительно-обобщающий урок

6

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

1

Повторительно-обобщающий урок

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Повторительно-обобщающий урок

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Повторительно-обобщающий урок

9

Буквы и, у, а после шипящих. Словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

10

Разделительные Ъ и Ь

1

Повторительно-обобщающий урок

11

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Повторительно-обобщающий урок

12

Р/Р Текст

1

Урок развития речи

13

Р/Р Обучающее изложение «На речке»

1

Урок развития речи

14

Части речи.

1

Повторительно-обобщающий урок

15

Глагол

1

Повторительно-обобщающий урок

16

-Тся и -ться в глаголах. Словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

17

Р/Р Тема текста. Основная мысль.

1

Урок развития речи

18

Личные окончания глаголов

1

Повторительно-обобщающий урок

19

Имя существительное

1

Повторительно-обобщающий урок

20

Имя прилагательное

1

Повторительно-обобщающий урок

21

Местоимение

1

Повторительно-обобщающий урок

22

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в I-IV классах»

1

Урок контроля

Диктант

23

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29+7


24

Синтаксис. Пунктуация

1

Урок усвоения новых знаний

25

Словосочетание

1

Урок усвоения новых знаний

26

Разбор словосочетания. Контрольный словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

27

Предложение

1

Урок усвоения новых знаний

28

Грамматическая основа предложения

1


29

30

Р/Р Обучающее сжатое изложение «Неизвестный цветок»

2

Урок развития речи

31

Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

32

Восклицательные предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

33

34

Р/Р Обучающее сочинение по упр. 153

2

Урок развития речи

35

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Повторительно-обобщающий урок

36

Сказуемое

1

Повторительно-обобщающий урок

37

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок усвоения новых знаний

38

Нераспространенные и распространенные предложения. Словарный диктант

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант

39

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Урок усвоения новых знаний

40

Определение

1

Повторительно-обобщающий урок

41

42

Обстоятельство

2

Повторительно-обобщающий урок

43

Предложения с однородными членами

1

Урок усвоения новых знаний

44

Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

Урок усвоения новых знаний

45

Предложения с обращениями

1


46

Р/Р Письмо

1

Урок развития речи

47

Синтаксический разбор простого предложения

1

Урок усвоения новых знаний

48

Р/Р Заглавие. Основная мысль текста

1

Урок развития речи

49

Р/Р Обучающее сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

1

Урок развития речи

50

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Урок усвоения новых знаний

51

52

Простые и сложные предложения. Словарный диктант

2

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

53

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Урок усвоения новых знаний

54

Прямая речь

1

Урок усвоения новых знаний

55

Косвенная речь

1

Урок усвоения новых знаний

56

Диалог

1

Урок усвоения новых знаний

57

Повторение пройденного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

Повторительно-обобщающий урок

58

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

Урок контроля

Диктант

59

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний


Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

15+3


60

Фонетика. Гласные звуки

1

Повторительно-обобщающий урок

61

Согласные звуки.

1

Повторительно-обобщающий урок

62

Позиционные чередование гласных и согласных

1

Повторительно-обобщающий урок

63

Согласные твердые и мягкие.

1

Повторительно-обобщающий урок

64

Р/Р Повествование.

1

Урок развития речи

65

Согласные звонкие и глухие .

1

Повторительно-обобщающий урок

66

Графика. Алфавит.

1

Урок усвоения новых знаний

67

Р\Р Описание предмета.

1

Урок развития речи

68

Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.

1

Повторительно-обобщающий урок

69

70

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Словарный диктант

2

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

71

Орфоэпия. Слог, ударение, ударные и безударные гласные.

1

Урок усвоения новых знаний

72

Р/Р Контрольное сочинение-описание по картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками»

1

Урок развития речи

Сочинение-описание

73

Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи.

1

Урок усвоения новых знаний

74

75

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

2

Повторительно-обобщающий урок

76

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

Урок контроля

Диктант

77

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний


Лексика. Культура речи

8+2


78

Слово и его лексическое значение.

1

Урок усвоения новых знаний

79

Слова однозначные и многозначные

1

Урок усвоения новых знаний

80

Прямое и переносное значение слов. Словарный диктант

1

Урок усвоения новых знаний

81

Омонимы

1

Урок усвоения новых знаний

82

Синонимы.

1

Урок усвоения новых знаний

83

Р/Р Устное сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Урок развития речи

84

Антонимы

1

Урок усвоения новых знаний

85

Повторение по теме «Лексика. Культура речи»

1

Повторительно-обобщающий урок

86

Р/Р Контрольное изложение «Ранняя весна»

1

Урок развития речи

Изложение

87

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

1

Урок контроля

Тест


Морфемика. Орфография. Культура речи.

22+4


88

Морфемика - наименьшая значимая часть слова

1

Урок усвоения новых знаний

89

Изменение и образование слов

1

Урок усвоения новых знаний

90

Окончание. Словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

91

Основа слова

1

Повторительно-обобщающий урок

92

Корень слова

1

Повторительно-обобщающий урок

93

Р/Р Рассуждение

1

Урок развития речи

94

Суффикс как словообразовательная единица

1

Урок усвоения новых знаний

95

Суффикс как значимая часть слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

96

Приставка и её назначение в слове.

1

Урок усвоения новых знаний

97

Р/Р Обучающее выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика.

1

Урок развития речи

98

Чередование звуков, Словарный диктант

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант

99

Беглые гласные.

1

Повторительно-обобщающий урок

100

Варианты морфем.

1

Урок усвоения новых знаний

101

Морфемный разбор слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

102

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Урок усвоения новых знаний

103

Буквы З и С на конце приставок.

1

Урок усвоения новых знаний

104

Буквы О-А в корнях -ЛАГ- ЛОЖ-. Словарный диктант

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант

105

Буквы О-А в корнях -РАСТ- РАЩ -РОС-

1

Урок усвоения новых знаний

106

Тестирование по пройденному материалу

1

Урок контроля

Тест

107

Буквы О-Ё после шипящих в корне

1

Урок усвоения новых знаний

108

Буквы Ы-И после Ц

1

Урок усвоения новых знаний

109-

110

Р/Р Обучающее сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

2

Урок развития речи

111

Повторение пройденного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Повторительно-обобщающий урок

112

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Урок контроля

Диктант

113

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний


Морфология. Орфография. Культура речи.


114

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Урок усвоения новых знаний


Имя существительное.

20+4


115

Имя существительное как часть речи.

Повторительно-обобщающий урок

116-117

Р/Р Обучающее сочинение по картине Г.Г Нисского «Февраль.. Подмосковье»

2

Урок развития речи

118

Р\Р Доказательства в рассуждении

1

Урок развития речи

119

Существительные одушевленные и неодушевленные. Контрольный словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

120

Существительные собственные и нарицательные

1

Урок усвоения новых знаний

121

Р/Р Обучающее сжатое изложение «В лесной землянке»

1

Урок развития речи

122

Морфологический разбор имён существительных.

1

Повторительно-обобщающий урок

123

Род имён существительных.

1

Повторительно-обобщающий урок

124

Имена существительные только множественного числа

1

Урок усвоения новых знаний

125

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

1

Урок усвоения новых знаний

126

Три склонения имен существительных. Словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

127

Падеж имен существительных

1

Повторительно-обобщающий урок

128

Комплексный анализ текста

1

Повторительно-обобщающий урок

129

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

Урок усвоения новых знаний

130

Существительные на - ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.

1

Урок усвоения новых знаний

131

Множественное число имён существительных.

1

Урок усвоения новых знаний

132

Правописание О,Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Урок усвоения новых знаний

133

Тестирование по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

Тест

134

135

Повторение пройденного по теме «Имя существительное»

2

Повторительно-обобщающий урок

136

Контрольный диктант по теме « Имя существительное»

1

Урок контроля

Диктант

137

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний


138

Комплексный анализ текста

1


Имя прилагательное.

12+4


139-140

Имя прилагательное как часть речи.

2

Повторительно-обобщающий урок

141-142

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

2

Повторительно-обобщающий урок

143

Буквы О-Е в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.

1

Урок усвоения новых знаний

144

Р\Р Описание животного( упр. 587)

1

Урок развития речи

145

Прилагательные полные и краткие

1

Урок усвоения новых знаний

146

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

Урок усвоения новых знаний

147-148

Р/Р Обучающее сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» (по упр. 599)

2

Урок развития речи

149

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Повторительно-обобщающий урок

150

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

Повторительно-обобщающий урок

151

Тестирование по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Тест

152

Р/Р Контрольное сочинение-описание животного (упр. 606)

1

Урок развития речи

Сочинение-описание

153

Контрольный диктант № 6 по теме « Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Диктант

154

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний


ГЛАГОЛ

36+6


155-156

Глагол как часть речи. Словарный диктант

2

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

157

НЕ с глаголами

1

Повторительно-обобщающий урок

158

Р\Р Рассказ по картинкам

1

Урок развития речи

159-160

Неопределенная форма глагола

2

Урок усвоения новых знаний

161-162

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

2

Повторительно-обобщающий урок

163

Тестирование по пройденным темам.

1

Урок контроля

Тест

164

Виды глагола

1

Урок усвоения новых знаний

165

Видовые пары

1

Урок усвоения новых знаний

166

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Урок усвоения новых знаний

167

Правописание Е-И в корнях с чередованием

1

Повторительно-обобщающий урок

168

Р\Р Невыдуманный рассказ о себе. Структура и стиль рассказа.

1

Урок развития речи

169

Время глагола.

1

Урок усвоения новых знаний

170

Прошедшее время. Контрольный словарный диктант

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

171

Настоящее время.

1

Повторительно-обобщающий урок

172

Будущее время

1

Повторительно-обобщающий урок

173

Комплексный анализ текста

1

Повторительно-обобщающий урок

174-175

Спряжение глагола

2

Урок усвоения новых знаний

176-177

Спряжение глагола с безударным личным окончанием

2

Урок усвоения новых знаний

178-179

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант

2

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант

180

Морфологический разбор глагола

1

Повторительно-обобщающий урок

181-182

Р/Р Контрольное сжатое изложение «Растрепанный воробей»

2

Урок развития речи

Изложение

183

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа

1

Урок усвоения новых знаний

184

Правописание Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа

1

Повторительно-обобщающий урок

185

Употребление времён

1

Урок усвоения новых знаний

186-187

Закрепление изученного по теме «Глагол»

2

Повторительно-обобщающий урок

188

189

Р/РОбучающее сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку»

2

Урок развития речи

190

Тестирование по пройденному материалу

1

Урок контроля

Тест

191

192

Подготовка к контрольному диктанту

2

Повторительно-обобщающий урок

193

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля

Диктант

194

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

Урок коррекции знаний


195

Комплексный анализ текста

1

Повторительно-обобщающий урок

196

Итоговое тестирование в формате ГИА.

1

Урок контроля

Тест


Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.

12+2


197

Разделы науки о языке.

1


198-199

Р/Р Устное сочинение по упр. 732

2

Урок развития речи

200

Итоговый контрольный диктант

1

Урок контроля

Диктант

201-202

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Орфограммы в приставках и корнях слов.

2

Урок коррекции знаний


203-204

Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь знаков. Ь на конце слов после шипящих

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

2

Повторительно-обобщающий урок

Словарный диктант





Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать/уметь:

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать своё отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарём.

ГРАФИКА:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

МОРФЕМИКА:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

МОРФОЛОГИЯ:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

ОРФОГРАФИЯ:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.




Перечень учебно-методического обеспечения:


  1. Русский язык. 5 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. - Просвещение, 2007 г.

  2. Русский язык: справочные материалы. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Под ред. Шанского Н.М. - Просвещение, 1993.

  3. Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 5 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1997, № 3, 4, 5, 6; 1998, № 1, 2.

  4. Практическая методика русского языка в 5 кл. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. - Просвещение, 1993, 1995.

  5. Уроки русского языка. 5 кл. Богданова Г.А. - Просвещение, 1992.

  6. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 кл. Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1991.

  7. Русский язык 5-9. Тематические зачеты. Варианты 1-2. Богданова Г.А. и др. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.

  8. Русский язык. Методические рекомендации. Нефедова Н.А., Сидоренко Т.Ф., Логинова О.Б. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1996.

  9. Жердева Л.А. Русский язык в сред.школе:5 кл Карточки-задания Изд.: ВЛАДОС, 2000г.

  10. Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя :5 кл.:Пос.для учителя Изд.: ВЛАДОС, 2003г.

  11. Н. Бутыгина Русский язык. 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА Издательство: Академия Развития, 2010 г.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение 2008.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.


Список литературы


1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010

3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

4. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005

5. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2009

6. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

7. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005

8. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009

9. Капинос, В.И. сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009

10. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 20

11. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

12. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

13. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996

14. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005

15. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

16. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991

17. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009

18. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975



© 2010-2022