- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Неманежина Т.Н. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области
Рабочая программа
учебного предмета
« Русский язык »
5 класс
учителя русского языка и литературы
Неманежиной Татьяны Николаевны
(высшая квалификационная категория)
Год составления - 2013-2014 учебный год
Срок реализации программы - 1год
Курская область, Щигровский район, дер. 1-я Семеновка.
Пояснительная записка
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва «Просвещение» 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа год (6 часов в неделю).
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
-
воспитание учащихся средствами данного предмета;
-
развитие их логического мышления;
-
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
-
формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
Содержание тем учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (2+1ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3ч)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. . Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (69 ч+14 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (20 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (12 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (З6 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6ч+2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Вводимые на уроке понятия
Практическая часть
Примечание
Язык - важнейшее средство общения
2+1
1
Язык и человек. Язык и речь
1
Урок усвоения новых знаний
2
Язык и его единицы
1
Урок усвоения новых знаний
3
Р/Р Стили речи
1
Урок развития речи
Повторение пройденного в I-IV классах
17+3
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
Повторительно-обобщающий урок
5
Орфограмма
1
Повторительно-обобщающий урок
6
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова
1
Повторительно-обобщающий урок
7
Правописание проверяемых согласных в корне слова
1
Повторительно-обобщающий урок
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
1
Повторительно-обобщающий урок
9
Буквы и, у, а после шипящих. Словарный диктант
1
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
10
Разделительные Ъ и Ь
1
Повторительно-обобщающий урок
11
Раздельное написание предлогов с другими словами
1
Повторительно-обобщающий урок
12
Р/Р Текст
1
Урок развития речи
13
Р/Р Обучающее изложение «На речке»
1
Урок развития речи
14
Части речи.
1
Повторительно-обобщающий урок
15
Глагол
1
Повторительно-обобщающий урок
16
-Тся и -ться в глаголах. Словарный диктант
1
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
17
Р/Р Тема текста. Основная мысль.
1
Урок развития речи
18
Личные окончания глаголов
1
Повторительно-обобщающий урок
19
Имя существительное
1
Повторительно-обобщающий урок
20
Имя прилагательное
1
Повторительно-обобщающий урок
21
Местоимение
1
Повторительно-обобщающий урок
22
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в I-IV классах»
1
Урок контроля
Диктант
23
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
1
Урок коррекции знаний
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
29+7
24
Синтаксис. Пунктуация
1
Урок усвоения новых знаний
25
Словосочетание
1
Урок усвоения новых знаний
26
Разбор словосочетания. Контрольный словарный диктант
1
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
27
Предложение
1
Урок усвоения новых знаний
28
Грамматическая основа предложения
1
29
30
Р/Р Обучающее сжатое изложение «Неизвестный цветок»
2
Урок развития речи
31
Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные предложения
1
Повторительно-обобщающий урок
32
Восклицательные предложения
1
Повторительно-обобщающий урок
33
34
Р/Р Обучающее сочинение по упр. 153
2
Урок развития речи
35
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
1
Повторительно-обобщающий урок
36
Сказуемое
1
Повторительно-обобщающий урок
37
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Урок усвоения новых знаний
38
Нераспространенные и распространенные предложения. Словарный диктант
1
Урок усвоения новых знаний
Словарный диктант
39
Второстепенные члены предложения. Дополнение
1
Урок усвоения новых знаний
40
Определение
1
Повторительно-обобщающий урок
41
42
Обстоятельство
2
Повторительно-обобщающий урок
43
Предложения с однородными членами
1
Урок усвоения новых знаний
44
Знаки препинания в предложении с однородными членами
1
Урок усвоения новых знаний
45
Предложения с обращениями
1
46
Р/Р Письмо
1
Урок развития речи
47
Синтаксический разбор простого предложения
1
Урок усвоения новых знаний
48
Р/Р Заглавие. Основная мысль текста
1
Урок развития речи
49
Р/Р Обучающее сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
1
Урок развития речи
50
Пунктуационный разбор простого предложения
1
Урок усвоения новых знаний
51
52
Простые и сложные предложения. Словарный диктант
2
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
53
Синтаксический разбор сложного предложения
1
Урок усвоения новых знаний
54
Прямая речь
1
Урок усвоения новых знаний
55
Косвенная речь
1
Урок усвоения новых знаний
56
Диалог
1
Урок усвоения новых знаний
57
Повторение пройденного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
1
Повторительно-обобщающий урок
58
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
1
Урок контроля
Диктант
59
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
1
Урок коррекции знаний
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
15+3
60
Фонетика. Гласные звуки
1
Повторительно-обобщающий урок
61
Согласные звуки.
1
Повторительно-обобщающий урок
62
Позиционные чередование гласных и согласных
1
Повторительно-обобщающий урок
63
Согласные твердые и мягкие.
1
Повторительно-обобщающий урок
64
Р/Р Повествование.
1
Урок развития речи
65
Согласные звонкие и глухие .
1
Повторительно-обобщающий урок
66
Графика. Алфавит.
1
Урок усвоения новых знаний
67
Р\Р Описание предмета.
1
Урок развития речи
68
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.
1
Повторительно-обобщающий урок
69
70
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Словарный диктант
2
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
71
Орфоэпия. Слог, ударение, ударные и безударные гласные.
1
Урок усвоения новых знаний
72
Р/Р Контрольное сочинение-описание по картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками»
1
Урок развития речи
Сочинение-описание
73
Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи.
1
Урок усвоения новых знаний
74
75
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
2
Повторительно-обобщающий урок
76
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
1
Урок контроля
Диктант
77
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
1
Урок коррекции знаний
Лексика. Культура речи
8+2
78
Слово и его лексическое значение.
1
Урок усвоения новых знаний
79
Слова однозначные и многозначные
1
Урок усвоения новых знаний
80
Прямое и переносное значение слов. Словарный диктант
1
Урок усвоения новых знаний
81
Омонимы
1
Урок усвоения новых знаний
82
Синонимы.
1
Урок усвоения новых знаний
83
Р/Р Устное сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
1
Урок развития речи
84
Антонимы
1
Урок усвоения новых знаний
85
Повторение по теме «Лексика. Культура речи»
1
Повторительно-обобщающий урок
86
Р/Р Контрольное изложение «Ранняя весна»
1
Урок развития речи
Изложение
87
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
1
Урок контроля
Тест
Морфемика. Орфография. Культура речи.
22+4
88
Морфемика - наименьшая значимая часть слова
1
Урок усвоения новых знаний
89
Изменение и образование слов
1
Урок усвоения новых знаний
90
Окончание. Словарный диктант
1
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
91
Основа слова
1
Повторительно-обобщающий урок
92
Корень слова
1
Повторительно-обобщающий урок
93
Р/Р Рассуждение
1
Урок развития речи
94
Суффикс как словообразовательная единица
1
Урок усвоения новых знаний
95
Суффикс как значимая часть слова.
1
Повторительно-обобщающий урок
96
Приставка и её назначение в слове.
1
Урок усвоения новых знаний
97
Р/Р Обучающее выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика.
1
Урок развития речи
98
Чередование звуков, Словарный диктант
1
Урок усвоения новых знаний
Словарный диктант
99
Беглые гласные.
1
Повторительно-обобщающий урок
100
Варианты морфем.
1
Урок усвоения новых знаний
101
Морфемный разбор слова.
1
Повторительно-обобщающий урок
102
Правописание гласных и согласных в приставках.
1
Урок усвоения новых знаний
103
Буквы З и С на конце приставок.
1
Урок усвоения новых знаний
104
Буквы О-А в корнях -ЛАГ- ЛОЖ-. Словарный диктант
1
Урок усвоения новых знаний
Словарный диктант
105
Буквы О-А в корнях -РАСТ- РАЩ -РОС-
1
Урок усвоения новых знаний
106
Тестирование по пройденному материалу
1
Урок контроля
Тест
107
Буквы О-Ё после шипящих в корне
1
Урок усвоения новых знаний
108
Буквы Ы-И после Ц
1
Урок усвоения новых знаний
109-
110
Р/Р Обучающее сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
2
Урок развития речи
111
Повторение пройденного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
1
Повторительно-обобщающий урок
112
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
1
Урок контроля
Диктант
113
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
1
Урок коррекции знаний
Морфология. Орфография. Культура речи.
114
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Урок усвоения новых знаний
Имя существительное.
20+4
115
Имя существительное как часть речи.
Повторительно-обобщающий урок
116-117
Р/Р Обучающее сочинение по картине Г.Г Нисского «Февраль.. Подмосковье»
2
Урок развития речи
118
Р\Р Доказательства в рассуждении
1
Урок развития речи
119
Существительные одушевленные и неодушевленные. Контрольный словарный диктант
1
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
120
Существительные собственные и нарицательные
1
Урок усвоения новых знаний
121
Р/Р Обучающее сжатое изложение «В лесной землянке»
1
Урок развития речи
122
Морфологический разбор имён существительных.
1
Повторительно-обобщающий урок
123
Род имён существительных.
1
Повторительно-обобщающий урок
124
Имена существительные только множественного числа
1
Урок усвоения новых знаний
125
Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
1
Урок усвоения новых знаний
126
Три склонения имен существительных. Словарный диктант
1
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
127
Падеж имен существительных
1
Повторительно-обобщающий урок
128
Комплексный анализ текста
1
Повторительно-обобщающий урок
129
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
Урок усвоения новых знаний
130
Существительные на - ИЯ, -ИЕ, -ИЙ.
1
Урок усвоения новых знаний
131
Множественное число имён существительных.
1
Урок усвоения новых знаний
132
Правописание О,Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
1
Урок усвоения новых знаний
133
Тестирование по теме «Имя существительное»
1
Урок контроля
Тест
134
135
Повторение пройденного по теме «Имя существительное»
2
Повторительно-обобщающий урок
136
Контрольный диктант по теме « Имя существительное»
1
Урок контроля
Диктант
137
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
1
Урок коррекции знаний
138
Комплексный анализ текста
1
Имя прилагательное.
12+4
139-140
Имя прилагательное как часть речи.
2
Повторительно-обобщающий урок
141-142
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
2
Повторительно-обобщающий урок
143
Буквы О-Е в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.
1
Урок усвоения новых знаний
144
Р\Р Описание животного( упр. 587)
1
Урок развития речи
145
Прилагательные полные и краткие
1
Урок усвоения новых знаний
146
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
1
Урок усвоения новых знаний
147-148
Р/Р Обучающее сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» (по упр. 599)
2
Урок развития речи
149
Морфологический разбор имени прилагательного
1
Повторительно-обобщающий урок
150
Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
1
Повторительно-обобщающий урок
151
Тестирование по теме «Имя прилагательное»
1
Урок контроля
Тест
152
Р/Р Контрольное сочинение-описание животного (упр. 606)
1
Урок развития речи
Сочинение-описание
153
Контрольный диктант № 6 по теме « Имя прилагательное»
1
Урок контроля
Диктант
154
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
1
Урок коррекции знаний
ГЛАГОЛ
36+6
155-156
Глагол как часть речи. Словарный диктант
2
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
157
НЕ с глаголами
1
Повторительно-обобщающий урок
158
Р\Р Рассказ по картинкам
1
Урок развития речи
159-160
Неопределенная форма глагола
2
Урок усвоения новых знаний
161-162
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
2
Повторительно-обобщающий урок
163
Тестирование по пройденным темам.
1
Урок контроля
Тест
164
Виды глагола
1
Урок усвоения новых знаний
165
Видовые пары
1
Урок усвоения новых знаний
166
Буквы Е-И в корнях с чередованием
1
Урок усвоения новых знаний
167
Правописание Е-И в корнях с чередованием
1
Повторительно-обобщающий урок
168
Р\Р Невыдуманный рассказ о себе. Структура и стиль рассказа.
1
Урок развития речи
169
Время глагола.
1
Урок усвоения новых знаний
170
Прошедшее время. Контрольный словарный диктант
1
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
171
Настоящее время.
1
Повторительно-обобщающий урок
172
Будущее время
1
Повторительно-обобщающий урок
173
Комплексный анализ текста
1
Повторительно-обобщающий урок
174-175
Спряжение глагола
2
Урок усвоения новых знаний
176-177
Спряжение глагола с безударным личным окончанием
2
Урок усвоения новых знаний
178-179
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант
2
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
180
Морфологический разбор глагола
1
Повторительно-обобщающий урок
181-182
Р/Р Контрольное сжатое изложение «Растрепанный воробей»
2
Урок развития речи
Изложение
183
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа
1
Урок усвоения новых знаний
184
Правописание Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа
1
Повторительно-обобщающий урок
185
Употребление времён
1
Урок усвоения новых знаний
186-187
Закрепление изученного по теме «Глагол»
2
Повторительно-обобщающий урок
188
189
Р/РОбучающее сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку»
2
Урок развития речи
190
Тестирование по пройденному материалу
1
Урок контроля
Тест
191
192
Подготовка к контрольному диктанту
2
Повторительно-обобщающий урок
193
Контрольный диктант по теме «Глагол»
1
Урок контроля
Диктант
194
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками
1
Урок коррекции знаний
195
Комплексный анализ текста
1
Повторительно-обобщающий урок
196
Итоговое тестирование в формате ГИА.
1
Урок контроля
Тест
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.
12+2
197
Разделы науки о языке.
1
198-199
Р/Р Устное сочинение по упр. 732
2
Урок развития речи
200
Итоговый контрольный диктант
1
Урок контроля
Диктант
201-202
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Орфограммы в приставках и корнях слов.
2
Урок коррекции знаний
203-204
Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь знаков. Ь на конце слов после шипящих
Знаки препинания в простом и сложном предложении.
2
Повторительно-обобщающий урок
Словарный диктант
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать/уметь:
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
МОРФЕМИКА:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
Русский язык. 5 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. - Просвещение, 2007 г.
-
Русский язык: справочные материалы. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Под ред. Шанского Н.М. - Просвещение, 1993.
-
Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 5 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1997, № 3, 4, 5, 6; 1998, № 1, 2.
-
Практическая методика русского языка в 5 кл. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. - Просвещение, 1993, 1995.
-
Уроки русского языка. 5 кл. Богданова Г.А. - Просвещение, 1992.
-
Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 кл. Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1991.
-
Русский язык 5-9. Тематические зачеты. Варианты 1-2. Богданова Г.А. и др. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.
-
Русский язык. Методические рекомендации. Нефедова Н.А., Сидоренко Т.Ф., Логинова О.Б. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1996.
-
Жердева Л.А. Русский язык в сред.школе:5 кл Карточки-задания Изд.: ВЛАДОС, 2000г.
-
Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя :5 кл.:Пос.для учителя Изд.: ВЛАДОС, 2003г.
-
Н. Бутыгина Русский язык. 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА Издательство: Академия Развития, 2010 г.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение 2008.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.
Список литературы
1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010
3. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
4. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005
5. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2009
6. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
7. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005
8. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009
9. Капинос, В.И. сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009
10. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 20
11. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
12. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
13. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996
14. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005
15. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
16. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991
17. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009
18. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975