Методическая разработка: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка как средство оптимизации учебной и внеучебной деятельности»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


учителя начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения -

средней школы № 125

города Волгограда Волгоградской области


Битерман Людмила Васильевна


Тема «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка как средство оптимизации учебной и внеучебной деятельности»

Основной целью своей педагогической деятельности считаю:

- научить детей учиться;

- уметь самостоятельно добывать знания и применять их;

- расширить интеллектуальный кругозор;

- развивать гармоничную личность социально-активную и творческую, способную принимать решения и их реализовывать.

Считаю, что организованное систематическое обучение и воспитание - это главная форма и условие целенаправленного развития ребёнка с первых дней его пребывания в школе. И поэтому, я как учитель начальных классов, при реализации вышепоставленных целей намечаю следующие задачи:

-формирование нравственных и этических норм поведения;

-развитие познавательных способностей, устойчивого интереса к учебным знаниям;

-овладение посильными приёмами самостоятельной работы.

Кабинет оснащен всем необходимым оборудованием для успешной учебной и внеучебной деятельности: имеется полный учебно-методический комплекс, включающий в себя комплект учебников, методическое руководство для учителя, хрестоматия, рабочие тетради, а также мультимедиа средства обучения. В кабинете установлен компьютер, телевизор, DVD-плеер, копировальная техника, имею возможность доступа к Интернет. Ресурсное обеспечение позволяет качественно осуществлять учебную и внеучебную деятельность.

В обучении руководствуюсь основными дидактическими принципами: доступность, преемственность, самостоятельность и учет индивидуальных особенностей, использую опыт педагогов-новаторов, который заставляет думать, творить, работать над собой, а также опираюсь на инновационные педагогические идеи:

-личностно-ориентированное образование

-проектное образование

-гуманитаризация и гуманизация образования

-формирование навыков учебной деятельности

-технологизация учебного процесса

-информатизация и компьютеризация обучения

Уроки русского языка занимают важное место в интеллектуальном развитии младшего школьника, одной из главных задач которого является научить детей грамотно писать. Как этого добиться? Работаю над темой «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка», так как это является одним из важнейших условий формирования грамотного письма. В свою очередь орфографическая зоркость наряду с решением других проблем русского языка способствует формированию и воспитанию языковой культуры младших школьников. Работа над орфографией - это не простое изучение множества правил, а система формирования комплекса орфографических умений.

Грамотно писать - это писать с соблюдением установленных норм письма. Работу над словом строю таким образом, чтобы она была во взаимосвязи с четырьмя сторонами грамотного письма:

  1. каллиграфической

  2. графической

  3. орфографической

  4. пунктационной

Усвоение грамотного письма зависит от каллиграфии. Поэтому с первых уроков обучения письму работаю над формированием у детей каллиграфически правильного навыка письма.

Чтобы написание элементов букв не утомляло ребенка, а вызывало интерес к учебному процессу, использую такие виды работ: упражнения в различных видах штриховки, работа с трафаретами, лекалами, составление рисунков из геометрических фигур, использование кальки. Интегрированные уроки (русский язык и художественное конструирование) дают возможность закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные на этих уроках (вылепливание соединений и букв из пластилина, моделирование из проволоки и полосок бумаги («ощупывание их»)), а также содействуют воспитанию эстетической культуры младшего школьника. Подобные задания позволяют в процессе игровых ситуаций, требующих творческого подхода, через ощущения с включением зрительного и слухового анализаторов формировать не только понятие, но и развивать у учащихся речь, память, образы букв.

На таких уроках у детей совершенствуются графические навыки, вырабатывается правильный аккуратный почерк.

Изучая методическую литературу на тему «Орфография в начальных классах» пришла к выводу, что система обучения правописанию, предложенная П.С. Жедек, наиболее близка и лучше всего формирует орфографическую зоркость.

При формировании орфографической зоркости выделяю следующие этапы:

  1. способность обнаруживать орфограмму в слове;

  2. определять её тип;

  3. способ проверки;

  4. проверка;

  5. самоконтроль

Развитие орфографической зоркости начинаю с 1 - ого класса, знакомя ребят с опознавательными признаками орфограмм, по которым, не владея орфографическими правилами, дети учатся обнаруживать их опасное место. Интерес к изучаемой теме вызывают орфографические сказки. Да и в воспитательном плане они ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту. Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т. е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменять звуком в сильной позиции, а затем определить, какой буквой обозначается этот звук. Сильную позицию звука учу искать в той же части слова. Поэтому очень важным для младшего школьника является умение изменять слова и подбирать родственные. Этому способствуют словообразовательные упражнения (Как назвать маленький гриб? Большая лошадь, а маленькая?).

Помимо орфографических сказок, словообразования в своей работе использую следующие виды работ, позволяющие или не допускать ошибок, или быстро их обнаруживать и исправлять: письмо с «проговариванием», т. к. артикуляция является составной частью в процессе письма; письмо с комментированием; письмо с «окошечком», когда ученик пропускает ту букву, в написании которой испытывает затруднение; «огоньки», когда ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами; подбор загадок, в отгадках которых безударная, проверяемая ударением; предупредительные (объяснительные) диктанты, ценность которых в том, что, чередую анализ и синтез слова дети предупреждают ошибки еще до его написания; проверочное списывание, предупреждающее пропуск и замену букв; работа с перфокартами, активизирующая самостоятельную работу; картинный диктант; орфографические пятиминутки; какография (нахождение специально допущенных орфографических ошибок).

Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками. Это знакомство со всеми сторонами речи: фонетикой, лексической, грамматической.

Большое внимание уделяю работе над словарными словами. Она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений. Богатый словарный запас свидетельствует о хорошем знании ими родного языка.

В работе использую различные приемы ознакомления с новыми словами и занимательный материал: загадки, ребусы, подбор синонимов или антонимов, изучение слов группами (овощи, капуста; корова, молоко).

Работу над словами начинаю с чтения: орфографического (как пишем) и орфоэпического (как произносим). Ребенок слышит образец чтения и копирует его с такой же скоростью за учителем. Здесь отрабатываю артикуляцию, качество произношения, что ведет к общему развитию речевого процесса. Следующий этап - это работа с этимологическим словарем, побуждающая желание искать и находить корни, углубляться в историю слова. Дети делают открытия с радостью и удовольствием. Нередко они сами пытаются объяснить происхождение того или иного слова. Затем, пользуясь алфавитом, дети учатся быстро находить нужное слово в толковом словаре. Кто первым найдет слово, тот называет номер странички вслух. Ребятам нравится такой прием, каждому хочется отыскать статью первым. Постепенно у них формируется умение находить слово сначала по первой букве алфавита, затем по второй, третьей.

Заключительный этап - подбор родственных слов, составление словосочетаний и предложений.

При работе над словарем развиваю, у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогут такие упражнения, как замена словосочетания одним словом. Затем работу усложняю: записать слова в 2 столбика по вопросам (кто? что?). Тут же даю задание: подобрать родственные слова, составить предложение. В результате словарное слово повторяется в различных видах упражнений и хорошо запоминается.

Систематическая работа над орфографической зоркостью дала свои результаты: стало меньше ошибок в диктантах, как в основной форме проверки, так и в свободной письменной речи - изложениях и сочинениях. Допущенные ошибки дети стали исправлять более осознанно, легче определять тип этих ошибок, а также, что не мало важно, видеть не только свои ошибки, но и чужие. Уровень обученности учащихся подтверждается контрольными и срезовыми работами, проводимыми администрацией школы

В условиях современного развивающего урока уже в начальных классах закладываю предпосылки формирования коммуникативных навыков и умений, как важных для современного образования составляющих проектируемых ключевых компетенций. Целью является формирование личности ребенка, готовой к социализации в обществе. Поставленные задачи реализую на своих уроках:

-научить ребенка ставить перед собой цель и организовывать ее достижение

-формировать у ученика умение владеть знаниями и опытом выполнения социальных ролей: гражданина, работника, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы

-формировать у ученика умение владеть приемами в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы

Благоприятной сферой реализации разнообразных методов, форм работы, видов заданий стали уроки геометрии. Программа данного курса предусматривает формирование геометрических понятий на конкретном жизненном материале, возможность учащимися видеть результат учебной деятельности, применяя теоретические знания на практике, т. е. свойства фигур, выясняются практическим способом в игровой экспериментальной форме, а усвоение этих свойств, происходит в процессе наблюдений, измерений, вычерчивания и моделирования. Система практических заданий является еще и одним из путей успешного обучения детей - кинестетиков, тех детей, которые не поймут и не запомнят, пока не прочувствуют тактильные ощущения.

Одновременно с развитием двигательных возможностей с помощью тактильных рецепторов руки в сознании ребенка формируются геометрические понятия. В процессе такой работы у детей развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

На развитие интеллектуальных способностей младших школьников также направлены уроки чтения, основной целью которых является воспитание у учащихся взгляда на литературное произведение, как на один из способов передачи отношения человека к окружающему миру. Чтобы цель была достигнута, ставлю следующие задачи:

- формирование человека читающего, слушающего, рассказывающего;

- развитие способностей ребенка четко, точно, правильно излагать свои мысли в различных ситуациях;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

- умение различать видовое и жанровое разнообразие литературных произведений.

Для развития четкости мышления предлагаю детям пересказывать тексты, сокращая их так, чтобы оставалось главное, учу придумывать краткие и емкие заголовки, т. к. эта способность лежит в основе составления плана текста.

В своей практике наряду с традиционными видами работы над текстом использую следующие виды: чтение по ролям, исключая слова автора; нахождение и чтение отрывка, отражающего главную мысль рассказа; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; конкурсное чтение стихотворений; чтение выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет; нахождение отрывков, которые можно использовать при написании сочинений и т. д.

К концу обучения в начальной школе дети умеют давать сравнительные характеристики героям, высказывают свое отношение к поступкам, определяют литературный жанр произведений.

Познакомившись с особенностями литературных жанров, ребята самостоятельно выполняют творческие задания: составляют рассказы - описания, тексты - рассуждения, пишут стихи, сочиняют сказки, описывают характер героев, ищут ассоциации, аналогии, сочиняют «правдивые истории» и т. д. Выполняя такие задания, у детей развиваются оригинальность, беглость мышления, легкость ассоциативного восприятия.

Нравятся ребятам уроки природоведения. Каждый урок начинается с рубрики «Удивительный мир растений и животных». По очереди в начале урока дети готовят сообщения на 1 - 2 мин. В результате учатся прибегать к помощи энциклопедической литературы, выделять главное, уметь полученную информацию донести до слушателей.

Важными являются уроки окружающего мира. Основной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Ребята приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

В работе использую разнообразные формы: урок - игра, урок - путешествие, экскурсии. Один из наиболее распространенных методов словесного обучения и воспитания учащихся - это беседа. В ходе проведения беседы, с помощью ряда целенаправленных вопросов, подвожу ребят к необходимости изучения данной темы, приучаю их делать выводы, обобщения, заключения. Во вступительной беседе об экологии, спросив, что такое экология, дети отвечают, что это наука о нашем доме. И тут же сразу напрашивается вопрос о том, а зачем нам надо все знать о своем доме? В ходе беседы ребята узнают о том, что в нашем доме появилось множество тяжелых болезней (загрязнение вод и т. д.), что многие беды случились по вине человека из-за его экологически безграмотной деятельности, низкой экологической культуры и т. д.

Каждая такая беседа преследует свою цель. Например, к теме «Природа просит защиты» я ставлю цель: приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

Первую беседу провожу тогда, когда у детей сформировано представление о том, что относится к природе. Первый этап - экскурсия к водоему. Любуемся красотой осенней природы, дышим бодрым осенним воздухом, слушаем звуки осени. Задаю вопросы: н/р, умеют ли дети вести себя в природе? Замечают ли красоту и заботятся о ее сохранности? Не слишком ли шумят и не мешают ли природным обитателем?

Часто на прогулке встречаются «следы» деятельности человека. Не все равнодушно проходят мимо. Тут спрашиваю о том, почему нельзя оставлять мусор.

Второй этап - тематическое рисование «Природа просит защиты», т. к. полнота чувств выражается в образах. Дети рисуют бездомных животных, огромные охапки цветов и т. д. Беседуем по рисункам. В ходе беседы пытаюсь вызвать протест ко всем нарушениям и стать защитниками природы.

На таких уроках использую прием экологического обучения, суть которого в написании учениками писем любимым животным. В процессе написания писем дети общаются с животными «на равных», они осознают себя такой же частью природы, как и все остальные организмы. Огромную роль играет эмоциональная сторона, и является основой для успешного применения данного приема.

Данный прием имеет еще один воспитательный аспект. Увидев животное на природе, ребенок стремится принести его домой, где оно часто погибает. С помощью учителя, проанализировав свои способности, он осознает, что место диких животных в природе.

Так же на уроках ребята перевоплощаются в образы каких - либо растений и от их имени пишут письма - обращения к людям.

Необычность такого способа обучения способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, пониманию природных взаимосвязей.

Особое место в изучении курса окружающего мира занимают наглядные и практические методы. Среди них выделяю:

  1. Демонстрация опытов - заставляет ребенка целенаправленно и последовательно наблюдать, делать выводы и обобщения (свойства воды, почвы, воздуха и т.д.). Особо важно то, что дети могут на практике проверить верность теоретических знаний.

  2. Демонстрация натуральных объектов - дети не только наблюдают, но и могут взять в руки, увидеть, «почувствовать» форму (гербарии, полезные ископаемые, чучела животных и т. д.)

  3. Демонстрация изобразительных пособий (таблицы, плакаты, карты, изображения природы и т.д.). Правильно выбранное пособие привлекает внимание учащихся, дает представление о форме, окраске, строении.

  4. Учебный фильм, помогающий увидеть в действии, движении, процессе.

Наглядные пособия и практическую работу, в той или иной степени использую на каждом уроке. Это помогает вызывать и развивать активность восприятия и мышления младших школьников.

При работе с детьми стараюсь следовать принципам педагогики сотрудничества. А это - оптимистический и гуманный взгляд на ребенка, дружеское взаимодействие учителя и учеников, право ребенка на уважение, доверие, успех в обучении, создание доброжелательной, комфортной обстановки. Демократический стиль общения с учениками дает положительные результаты. Во-первых, это обеспечивает ребенку активную позицию (при этом дисциплинированное поведение выступает как средство, которое обеспечивает успешную работу). Во - вторых, мои ученики на уроках раскованы, свободны, нет страха в ожидании вызова, работают, в основном, активно и с удовольствием. Мое внимание сосредоточено не на ошибках, а на удачах.

Считаю необходимым воспитывать в учениках умение сомневаться, так как сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, рождает уверенность и личную самостоятельность. На каждом уроке звучит: «докажи», «согласны ли вы?». Мы учимся выслушивать друг друга, уважительно относиться к мнению одноклассников, не стесняться делиться своими мыслями. Ребята учатся самостоятельно мыслить, а это - первые шаги к творчеству. Учебная и внеучебная деятельность становится более целенаправленной.

Учитывая, что одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования, я использую информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Внедрение ИКТ в практику работы осуществляю по следующим направлениям:

-создание презентаций к урокам

-работа с ресурсами Интернет

-использование готовых обучающих программ

-создание и подготовка дидактических материалов

-создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания.

Целью воспитательной работы является формирование нравственной личности ребенка, патриота своей Родины.

Для успешного обучения немаловажно создание детского коллектива. При этом большую роль играют внеурочные мероприятия - праздники, классные часы, экскурсии, поездки в театр. Умение ребенка подчинить свои личные интересы интересам других, делу всего коллектива, формируют доброжелательное, дружеское отношение друг к другу.

Залог успеха в учебной и внеучебной деятельности - это сотрудничество с родителями. В первом классе провожу анкетирование, в котором родители указывают направление своей деятельности. Образуются несколько групп. Родители сами участвуют в сценарии, являются и режиссерами и актерами. Дети рады видеть папу в роли Деда Мороза, маму - в роли Снегурочки или Бабы Яги.



8

© 2010-2022