Урок по литературе в 7 классе Не дать погаснуть живому огню

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Не дать погаснуть живому огню»

(Тема памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»)

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

Е.Акимова.

Цели: Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.И. Носова.

Образовательные:

1) Обучать навыкам анализа рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».

Воспитательные:

1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

2) Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни.

Развивающие:

1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию;

2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося.

Личностные: уметь работать в парах, оценивать себя и окружающих, оказывать помощь; осознавать потребность и готовность к самообразованию

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, работать самостоятельно в группе.

Познавательные: производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Ход урока:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверка готовности к уроку

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас гости - учителя из школ нашего Торжокского района. Но никто из вас не должен переживать, потому что все вы, как и всегда, готовы к уроку.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- А начнем мы с вами наш урок с просмотра небольшого фильма «Живое пламя». Все вы дома прочитали рассказ Е.И.Носова «Живое пламя». Подумайте, что объединяет фильм и рассказ? Какие ключевые слова проходят через фильм и рассказ? (маки и память)

(просмотр фильма)

Назовите слово, которое является главным в определении темы рассказа: Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память.

- Правильно, ключевое слово память.

- Первая пара ребят дома подбирала высказывания известных людей о памяти. Зачитайте их: (инд.задание)


  1. Память стирает жизнь, но никогда не даст забыть о смерти.

  2. Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. (Джордж Сантаяна)

  3. Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. (Марк Туллий Цицерон)

  4. Как все-таки странно, что мелочи вдруг приходят на память, а то, что волновало когда-то, с годами забывается. (Сикибу Мурасаки)

  5. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский)

  6. Потерял память - потерял себя. (Пословица)

  7. Единственной мерой времени является память. (В. Гжегорчик)

  8. Человеческая память - странная вещь. Она упрямо хранит то, что хочется как можно скорее забыть. (Януш Леон Вишневский)

  9. Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. (Владимир Серкин)

  10. Без памяти наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

- Какое из высказываний вам больше всего понравилось? Почему?

-Что такое память?

- Алина и Таня работали с толковыми словарями. Какие же определение даются в толковых словарях? (инд.зад.)

в Толковом словаре Ожегова.

ПАМЯТЬ

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

2. То же, что воспоминание о ком-чём-н.

3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему).

В большом толковом словаре Российской академии наук:

Память -1. способность запоминать, сохранять, воспроизводить в сознании прежние впечатления;

2.Воспоминания о ком-либо, о чем-либо;

3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет всвоих поступках, чувствах; сознание.

В школьном толковом словаре М.С. Лапатухина:

Память - 1.способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас впечатлений, который хранится в сознании;

2.Воспоминания о ком-либо, о чем-либо; об умершем.

в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля

ПАМЯТЬ - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души - хранить, помнить сознанье о былом.

- Итак, наш урок мы начали с вами с понятия память.

- Как это понятие связано с рассказом?

- Прочитайте последний(ее) абзац (предложение) рассказа. Какие слова вы бы взяли для определения нашей темы урока, помните, что они должны раскрывать понятие память.

- Запишите тему урока и эпиграф: «Не дать погаснуть живому огню»

(Тема Памяти в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»)

- Какую проблему мы должны решить на уроке?

Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»? - Как слово память связано со словом огонь? А со словом маки? (проблемные вопросы)

Память - огонь - маки


- А как вы думаете, почему? Версий много, но нам нужно найти истину?

- Что же мы должны сделать, чтобы понять, почему рассказ назван «Живое пламя»?

- Как слово память связано со словом огонь? А со словом маки? (определение целей урока)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.

- Скажите, актуальна ли проблема памяти в наши дни? Нужно ли нам говорить о памяти?

Обратимся к композиции рассказа. Сергей и Юля, поработав самостоятельно, составили план-схему. Давайте посмотрим, что у них получилось.

1.Завязка. Разговор о маках.

2.Развитие действия. А маки поднялись.

3.Кульминация. Яркая жизнь цветов.

4. Спад действия. Сгорел без оглядки.

5. Развязка. Ковер маков.

Урок по литературе в 7 классе Не дать погаснуть живому огню

- Какой ключевой образ проходит через каждую часть? (маки) Почему?

Понаблюдаем. Маки посадили, они поднялись, прожили короткую жизнь и погасли. Выпадает 5 часть. Почему?

Дальнейшую работу с текстом продолжим в группах. (д/з описание маков подчеркнули дома заранее)

- 1 группа работает с 1 частью.

Что о маках говорится в 1 части, зачитайте.

«Ну, какой из мака цвет? Это овощ. …пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».

- Что нам известно о рассказчике?

- Каково его отношение к макам?

- Что вы можете рассказать о т. Оли?

- Каково ее отношение к макам?

- Почему тѐтя Оля оставила несколько маков, посеянных рассказчиком?

Глаголы какого вида использует автор? Почему?

- 2 группа работает со 2 частью.

Поработаем со 2 частью.

О чем эта часть? Как описывает маки автор?

«А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили».

- Что в доме напоминает о сыне?

- Глаголы какого вида использует автор? Почему?

- Обратимся к 3 кульминационной части. Какими изображает маки Носов? (инд.зад.чтение отрывка наизусть)

«А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».

Работая с этой частью рассказа, попробуем найти и художественно-выразительные средства

- Что напоминали издали цветущие маки? (зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени)

- Почему казалось страшным их прикосновение? (стоит только прикоснуться - сразу опалят)

- Какая яркость была у маков? (полупрозрачные алые лепестки, трепетно-ярким огнем, густым багрянцем, озорной, обжигающей яркостью)

- Как выглядела рядом с маками «парижская цветочная аристократия»? (померкли, потускнели)

- Сколько дней пламенели маки?

- Что случилось на исходе вторых суток? (Пламенели - осыпались - погасли)

- Как выглядела пышная клумба без маков?

- Обратите внимание на глаголы, которые использует автор. Почему в 1 и 2 абзаце это глаголы несов.вида, а в 3 абзаце глаголы совер.вида?

- Какие слова еще подчеркивают мгновенность и внезапность действия? (слова вдруг и сразу)

Художественное средство

Примеры из текста

Эпитет

«полупрозрачные алые лепестки;

трепетно-ярким огнем, густым багрянцем, озорной, обжигающей яркостью

Сравнение

«маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»;

Метафора


«зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»;

«то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,

«казалось, что стоит только прикоснуться - сразу опалят!»

Градация

Пламенели - осыпались - погасли



3 группа работает с 4 частью.

-Работа по 4 части

- С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак? Что каждый из них сказал о жизни мака? (с чувством еще не остывшего восхищения, вздохнула, словно по живому существу)

«Вот и всё»

«Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»

- Что имела в виду тетя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без

оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

- Почему она вздохнула, словно по живому существу?

- Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »?

- Что мы узнали о сыне тети Оли? Каким вы себе представляете Алексея?

Посмотрите отрывок из фильма «В бой идут одни старики»

(просмотр отрывка, когда погибает Смуглянка 56.32-1.00.11)

- Как вы думаете, а почему именно этот отрывок я взяла для просмотра?

4 группа работает с 5 частью.

Работа по 5 части

- Почему рассказчик, живя на другом конце города, не являясь родственником т.Оли, продолжает заезжать к ней?

-Найдите описание маков в 5 части.

«А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

- Глаголы какого вида использует автор в этом описании? Почему?

-Почему т.Оля отдала предпочтение макам?

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа?

- Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа?

- Как вы понимаете конец рассказа? Почему 5 часть выпадает из жизни маков?

(Память о героях продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», его подвигов. Память. Она всегда с нами.)

Может быть образ маков символичен.

Проект «Легенда о маках» подготовили Кирилл и Лена, им слово.

Красный мак - символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник - День Маков - дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник - День Маков - дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

- А что в нашей стране является символом памяти? (вечный огонь)

Действительно, в нашей стране символом памяти является вечный огонь. В этом году наша страна отмечает 70-летний юбилей со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В каждом городе, в каждом селе, в каждой деревне люди будут отмечать этот праздник.

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

- Как вы понимаете слова эпиграфа?

Действительно, мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

- Скажите, как же слово память связано со словом огонь? А со словом маки? Почему Носов свой рассказ назвал «Живое пламя»? (проблемные вопросы)

Запишите вывод: цветущие маки - образ огня - проявление жизни - жизнь как огонь - живой огонь - вечный огонь - символ благодарной памяти и самой жизни.

- Проанализируйте эту запись.

Выставление оценок

- Как вы думаете, кому, какие оценки можно сегодня поставить?

Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • Мне понравилось . . .

  • Мне было трудно . . .

  • Мне было интересно . . .



Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»



Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»

Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»

Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»



Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»



Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»



Д/З: 1) Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

2) Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

3) Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

4) Мини-сочинение «Каким я себе представляю Алексея»




Словарь литературоведческих терминов

Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет - образное определение предмета, чаще всего прилагательное.


Словарь литературоведческих терминов

Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет - образное определение предмета, чаще всего прилагательное.





Словарь литературоведческих терминов

Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет - образное определение предмета, чаще всего прилагательное.





Словарь литературоведческих терминов

Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет - образное определение предмета, чаще всего прилагательное.


- 1 группа работает с 1 частью.

Просмотреть 1 часть, стр.182-183 (со слов «Тетя Оля заглянула в мою комнату…» до слов «А остальные все выполола»)

- Найдите, что говорится о маках. Зачитайте отрывок.

- Глаголы какого вида использует автор? Почему?

- Как через описание маков автор передает смысл текста.

Отвечая на этот вопрос, используйте дополнительные вопросы

- Что нам известно о рассказчике?

- Каково его отношение к макам?

- Что вы можете рассказать о т. Оли?

- Каково ее отношение к макам?

- Почему тѐтя Оля оставила несколько маков, посеянных рассказчиком?



- 2 группа работает со 2 частью.

Просмотреть 2 часть, стр.183 (со слов «Неожиданно я уехал по делам…» до слов «А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили»)

- Найдите, что говорится о маках. Зачитайте отрывок.

- Глаголы какого вида использует автор? Почему?

- Как через описание маков автор передает смысл текста.

Отвечая на этот вопрос, используйте дополнительные вопросы

- О чем эта часть?

- Что в доме напоминает о сыне?


3 группа работает с 4 частью.

Просмотреть 4 часть, стр.184 (со слов «Я поднял с земли…» до слов «Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика»)

- Найдите, что говорится о маках. Зачитайте отрывок.

- Глаголы какого вида использует автор? Почему?

- Как через описание маков автор передает смысл текста.

Отвечая на этот вопрос, используйте дополнительные вопросы

- Что имела в виду тетя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без

оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

- Почему она вздохнула, словно по живому существу?

- Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »?

- Что мы узнали о сыне тети Оли?


4 группа работает с 5 частью.

Просмотреть 5 часть, стр.184 (со слов «Я теперь живу в другом городе…» до слов «чтобы не дать погаснуть живому огню»)

- Найдите, что говорится о маках. Зачитайте отрывок.

- Глаголы какого вида использует автор? Почему?

- Как через описание маков автор передает смысл текста.

Отвечая на этот вопрос, используйте дополнительные вопросы

- Почему рассказчик, живя на другом конце города, не являясь родственником т.Оли, продолжает заезжать к ней?

-Найдите описание маков в 5 части.

-Почему т.Оля отдала предпочтение макам?












Проверка полученных знаний


  1. Жанр произведения «Живое пламя»

  1. очерк;

  2. воспоминания;

  3. рассказ

  1. Название произведения:

    1. Определяет его тематику;

    2. Метафорически воссоздает образ сына;

    3. Указывает на источник авторского вдохновения;

  2. В этом произведении звучат голоса:

    1. одного персонажа;

    2. нескольких;

    3. двух

  3. В основе сюжета произведения:

    1. Обычные бытовые сцены;

    2. Жизнь тети Оли;

    3. Короткая жизнь цветов

  4. Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

    1. взаимоотношения людей;

    2. вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

    3. забота об окружающих людях.

  1. В фразе: "Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью"- используется:

  1. сравнение;

  2. олицетворение;

  3. эпитет

  1. В произведении есть персонажи:

  1. только положительные;

  2. только отрицательные;

  3. и положительные, и отрицательные

  1. Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду:

    1. короткую жизнь мака;

    2. красоту цветка;

    3. судьбу сына.

Ответы:

1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С Взаимопроверка.








Описание маков в 3 части

«А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».

Высказывания известных людей

1. Память - это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский)

3. Потерял память - потерял себя. (Пословица)

4. Единственной мерой времени является память. (В. Гжегорчик)

5. Человеческая память - странная вещь. Она упрямо хранит то, что хочется как можно скорее забыть. (Януш Леон Вишневский)

6. Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. (Владимир Серкин)

7. Без памяти наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)

в Толковом словаре Ожегова.

ПАМЯТЬ

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

2. То же, что воспоминание о ком-чём-н.

3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему).

В большом толковом словаре Российской академии наук:

Память -1. способность запоминать, сохранять, воспроизводить в сознании прежние впечатления;

2.Воспоминания о ком-либо, о чем-либо;

3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет всвоих поступках, чувствах; сознание.

В школьном толковом словаре М.С. Лапатухина:

Память - 1.способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас впечатлений, который хранится в сознании;

2.Воспоминания о ком-либо, о чем-либо; об умершем.

в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля

ПАМЯТЬ - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души - хранить, помнить сознанье о былом.



в Толковом словаре Ожегова.

ПАМЯТЬ

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

2. То же, что воспоминание о ком-чём-н.

3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему).


В большом толковом словаре Российской академии наук:

Память -1. способность запоминать, сохранять, воспроизводить в сознании прежние впечатления;

2.Воспоминания о ком-либо, о чем-либо;

3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет всвоих поступках, чувствах; сознание.


в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля

ПАМЯТЬ - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души - хранить, помнить сознанье о былом.

В школьном толковом словаре М.С. Лапатухина:

Память - 1.способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас впечатлений, который хранится в сознании;

2.Воспоминания о ком-либо, о чем-либо; об умершем.





1


2


3


4



© 2010-2022