Урок на тему: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов. Поговорим о цветах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классах . Поговорим о цветах.

Тема урока: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов.

Цель урока:

1) повторить и углубить понятия об имени прилагательных;

2) выработать умения и навыки образования имен прилагательных с помощью суффиксов;

3) развивать речевые навыки учащихся в употреблении имен прилагательных в связной речи;

4) воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: стенгазета : «Цветочный разговор», творческие работы учащихся: «Мой любимый цветок», опорные схемы, стихи о цветах - презентация.

Ход урока:

Организационная часть. Цель урока.

Объяснение нового материала:

Словарный диктант: Словарно - орфографическая работа.

Необходимо образовать от имен существительных имена прилагательные.

Выделите суффиксы у имен прилагательных: ( Лес - лесная ягода, ветер - ветряная мельница, кожа - кожаный ремень, утро - утренний лес, луна - лунный свет, операция - операционная палата, лебедь - лебединое крыло, друг - дружеская встреча, январь - январский мороз, береза - березовая роща, родник - родниковая вода, яблоня - яблоневый сад , серебро - серебристый снег, роза - розоватый цвет, сирень - сиреневый туман.)

-С помощью каких суффиксов образованы слова?

Обратите внимание на слово лунный. Почему здесь рядом оказались две буквы нн ?

Работа с опорными схемами. Правописание суффиксов - ан, - ян, -ин, -онн, -енн.

Тренировочные упражнения:

1)Упр. 593. Списать, вставить пропущенные буквы.

1 вариант - 1 абзац.

2 вариант - 2 абзац. (Взаимопроверка работ).

Выделите имена прилагательные. Выделите в тексте полные и краткие имена прилагательные. К какому разряду они относятся?

Определите способ образования прилагательных : небольшой, берястяной, хрустальный. Разберите по составу слова родничок, ковшик.

Работа со стихотворением И. Бунина «Родник».

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Выделите все имена прилагательные.

-Найдите эпитеты, сравнения и метафоры: (Глуши лесной, глуши зеленой, родник студеный, ветвистыми дубами, хрустальными клубами, стеклом расплавленным).

Работа с толковым словарем.

Определите значение слова «мозаика».

Определите его род, число, падеж, склонение.

Индивидуальная работа: разобрать по составу выделенные имена прилагательные: ветвистыми, нагорный, узорной. Определить способ образования имен прилагательных . (Суффиксальный).

Индивидуальная работа: Дописать окончания слов, стрелками указать связь между словами в словосочетаниях (прилагательное + существительное).

Пройдет зима холодн…

Настанут дни весен…

Теплом растопит солнышко.

Как воск, снега пушист…

Листами изумрудн…

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатн…

Взойдут цветы душист… .

«Цветочный разговор». Минутка отдыха. Просмотр стенгазеты.

Это интересно! Как вы думаете? Существует ли на самом деле язык природы? Вот мы сегодня говорили о березовой роще, о студеном роднике, о прекрасных цветах.

-Разговаривают ли с нами деревья, травы, цветы?

Ученый Ахмедов считает, что у растений в период любви повышается температура, которая указывает на взволнованное чувство. Они не безразличны к своей собственной красоте, хотя мы люди наивно полагаем, что совершенство форм и красота цветов предназначены исключительно для нашего лицезрения и удовольствия. Им ведомы боль, страх гибели.

Слезы и крик отчаяния улавливает лишь чуткий электронный прибор.

Растение боится и ненавидит своего истязателя. А наоборот. Спокойно и ласково относится к доброжелателю. Растения без всякого сомнения обладают душой.

Ребята, цветы украшают нашу жизнь. Послушайте воспоминания Семена Гейченко - хранителя Пушкинского музея.

Когда Пушкин прибыл в Михайловское первым его встретили цветы. Они ведь в Михайловском всюду: в лесах, в полях, парках, и садах. В палисадниках цветов не счесть6 пион душистый, резеда, анютины глазки, ночная фиалка разливает свой аромат. А чего только нет на поляне!

Тут и ромашки и колокольчики, дикая гвоздика, незабудка и земляника и зверобой. Вот в таком раю проходили детство и юность А. С. Пушкина.

Презентация стихотворения о цветах.

Запишите предложения. Разберите предложения по членам.

На лугу растут розовые, фиолетовые , красные цветы. Кто выращивает цветы, тот приносит светлую радость себе и людям.

Работа с учебником. Упр. 506.

Прочитать текст. Выборочное чтение текста, найдите описание цветка . Выделите имена прилагательные, разберите слова по составу.

Творческая работа. Назовите свой любимый цветок. Чтение сочинений - миниатюр « Мой любимый цветок».

-Какие имена прилагательные вы употребили? Выделите суффиксы.

С помощью каких суффиксов образуются имена прилагательные?

Подведение итога.

Берегите цветы.

Они нужны как.

Они - как нежность.

Как любовь. Как дети,

Сильнее зла,

Сильней всего на свете,

Сильнее смерти

И сильней войны.

Цветы, как люди

На добро щедры.

И щедро нежность

Людям отдавая.

Они цветут, сердца отогревая.

Как маленькие теплые костры.

Я славлю тех, кто вырастил

И благодарна людям, у которых

Добры сердца и помыслы чисты.

Ребята, любите и берегите природу, выращивайте цветы.

Домашнее задание : Выполнить упражнение 505, п. 1, 2, разбор выделенных слов по составу.





© 2010-2022