- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебно-методическая разработка Многоаспектный анализ текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Учебно-методическая разработка Многоаспектный анализ текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туктамышева Л.П. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Многоаспектный анализ текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
(учебно-методическая разработка)
Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.
При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению).
В первой части:
-
орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний);
-
лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
-
синтаксические нормы русского языка;
-
стилистические нормы русского языка.
-
морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
-
типы сложных предложений и их специфика;
-
средства языковой выразительности.
Во второй части:
-
композиционное оформление сочинения;
-
логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
-
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
-
теория аргументации
Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса.
Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи.
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы.
Комплексный анализ текста помогает учащимся исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Его значимость подчёркивается ещё и тем, что он наряду с математикой является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ. Успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ предъявляет особые требования: учащимся необходимо иметь не только прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса, но и умение правильно использовать лексический состав языка, разнообразные его грамматические конструкции, провести анализ предложенного текста, создать творческую работу-сочинение.
Перед педагогом стоит задача обобщить и систематизировать знания учащихся по всем разделам школьного курса русского языка, при этом в первую очередь учитывать специфику предмета и конечную цель обучения - формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенции. В процессе подготовки к ЕГЭ учащимся необходимо разъяснить, что назначение экзаменационной работы - оценка уровня общеобразовательной подготовки выпускников по русскому языку. Это определяет наличие знаний различного уровня сложности. Для достижения качественных результатов возникает потребность в использовании различных способов и приёмов на уроках русского языка.
Готовить учащихся нужно постепенно, начиная с 5 класса. В среднем звене для развития познавательной и творческой активности на уроках русского языка необходимо уделять большое внимание развитию коммуникативной компетенции учащихся: проводить диктанты с творческим заданием, обучать редактированию текста и творческому использованию языковых средств при создании собственного высказывания.
В целях качественной подготовки учащихся к экзаменам можно использовать разноуровневое обучение. Во всех классах проводится (начиная с 5-го) многоаспектный анализ текста:
-композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);
-стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
- типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
- лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор). При этом не стоит брать для анализа слишком большие тексты: небольшие отрывки, 5-7 предложений, вполне достаточны, чтобы провести данную работу. Начиная с седьмого класса задания усложняются: дается задание из деформированного текста создать цельный отрывок, а затем уже проводить его комплексный анализ. Таким образом одновременно учащиеся будут готовиться к выполнению заданий А6 - А11.На уроках русского языка уделяется внимание использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи - помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, необходимых для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи.
Образцы текстов для многоаспектного анализа
5 класс
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени растущей березки. Распускают…ся ее ш…лковые листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в ветвистой в…ршине и с любопытством смотрит на землю. Зал…ваются птицы: малиновки, зяблики. Самый г…лосистый певец в это время - ч…рный дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке рослой ели, вертится и громко поет.
Чудес…но переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свис…нет в последний раз и ул…тит. Внезапно заговорит тор…пливый ручеек. Чарующий миг лесной т…шины!
-
Прочитать текст.
-
Озаглавить текст.
-
Определить тип речи
-
Вставить пропущенные буквы.
-
Объяснить значение слов сгущаются, аромат, макушка, заливаются.
-
В первом абзаце подчеркнуть основы предложений.
6 класс
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. З…ря едва разг…рается и природа еще пр…спокойно дремл…т. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой реч…нке. Покрытая росой трава к…сается наших ног. Серебря…ые р…синки переливаются в лучах солнца
Речка неширокая но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водор…сли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Заб…раемся в камыш….вые зар…сли и распол…гаемся там с удочками.
-
Прочитать текст.
-
Озаглавить текст.
-
Вставить пропущенные буквы.
-
Расставить пропущенные знаки препинания.
-
Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
-
Найти слова, образованные приставочным способом.
-
Определить способ связи между предложениями второго абзаца.
-
Подчеркнуть грамматические основы предложений первого абзаца.
-
Укажите глаголы I спряжения.
7 класс
Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все (во)время. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему теплый день. Сначал… справ… и слев…. тянулись поля но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.
Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой з…мляники а внутри леса кустики черники сплош… покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали соб…рать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.
Один мальчик устремился в глубь лес но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные в чаще им почему-то было жутко.
Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поез…ку в лес.
-
Прочитать текст, озаглавить его.
-
Вставить пропущенные буквы.
-
Расставить пропущенные знаки препинания.
-
Определить стиль, тип речи.
-
Указать способы связи предложений 3 абзаца.
-
Объяснить значения слов жутко, опушка, сплошь, устремился. Подобрать к ним синонимы.
-
Определить способы образования слов: справа, прогулка, выехать, чудесной, остальные.
-
Подчеркнуть грамматические основы предложений первого абзаца.
-
Укажите разряды местоимений.
8 класс
Конец сентября. С этой поры сады пустеют погода круто меня…тся. Ветер трепл..т деревья и дожди не прекраща…сь поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами проб…вается трепещ…щий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо а из-за этих туч медле….о выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад рвёт (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск закрыва…тся окошечко в голубое небо и в саду становит….ся пустынно и скучно. Снова се….тся дождь.
-
Прочитать текст, озаглавить.
-
Определить тип речи, стиль
-
Вставить пропущенные буквы.
-
Расставить пропущенные знаки препинания.
-
Подчеркнуть грамматические основы предложений.
-
Указать обособленные определения.
-
Определить способы образования выделенных слов.
-
Какие средства выразительности использованы в тексте: эпитет, олицетворение, антонимы, антонимы.
9-11 классы
Текст 1
Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.
Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.
(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.
На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.
Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.
-
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
-
Выпишите действительное причастие.
-
Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.
-
Укажите слова, образованные приставочным способом
-
Укажите слова, образованные суффиксальным способом
-
Укажите слова, образованные приставочно-суф. способом
-
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.
-
Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения.
-
Подчеркните основы предложений.
-
Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи
Текст 2
Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.
Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.
Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь
Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
-
Тип текста
-
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
-
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6.
-
Подчеркните основы предложений.
-
Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи
-
Выпишите все местоимения, укажите разряд