Статья Олимпиада как одна из форм работы со школьниками

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Д. О. Востокова

Олимпиада как одна из форм работы со школьниками

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится следующее: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения»[Морозова, 1968, с. 54]. Методисты полагают, что такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании всевозможных организационных форм учебной работы по русскому языку различных уроков, среди которых преобладают уроки проблемного типа, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию, повышающих общий лингвистический уровень учащихся.

Думается, что значительная роль в этом процессе должна быть отведена внеклассной работе, которой, как нам представляется, в наши дни в школьном процессе уделяется недостаточно внимания. Отметим, что необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогический и в методической литературе. Об этом говорится в работах Б. Т. Панова, Л. И. Пастушенковой, Е. П. Преображенской, Н. Н. Ушакова, Г. И. Суворовой и др. Внеурочная работа по русскому языку является «обязательным элементом нормальной организованной работы школы» [Баранов, 1990, c. 374]. В отечественной школе вопросами и проблемами внеклассной работы начали заниматься сравнительно недавно - с начала 50-х годов XX века. В связи с тем, что теоретические основы ее находятся в стадии разработки, вопрос о принципах организации внеурочной работы по русскому языку остается открытым и сегодня. Внеклассная работа в российской школе по существу решает те же образовательные и воспитательные задачи, которые решаются в процессе учебных занятий. Главная цель внеклассных занятий - способствовать развитию у учащихся познавательных интересов, в частности, интереса к более глубокому изучению русского языка. Также значение внеклассных занятий состоит и в том, что учащиеся овладевают нужными в практической жизни навыками: правильно и осознанно подбирать материал на определенную тему, пользоваться словарями, различными дополнительными учебными пособиями, организовывать внеклассные мероприятия, игры, выступать перед аудиторией, изготавливать наглядные пособия.

Опираясь на основную цель внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые должны решаться учителем в процессе внеурочной деятельности. Так, например, Н. Н. Ушаков выделяет следующие задачи:

1) воспитание коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний [Ушаков, 1979, с. 98].

Как видно из приведенного перечня, методист уделяет огромное внимание формированию коммуникативной компетенции всех учащихся, указывает на работу не только с одаренными в языковом отношении школьников, но и поддержанию языковых навыков слабоуспевающих учащихся. Кроме того, внеклассная работа должна, по мнению педагога, способствовать развитию внутренних качеств личности обучающегося.

Формы внеклассной работы по русскому языку в школе очень многообразны. Выделяются следующие критерии классификации форм внеурочной деятельности: способ подачи языкового материала; частота проведения; количество участников.

По способу подачи языкового материала виды внеклассной работы могут быть письменными и устными. К письменным формам внеурочной деятельности относятся стенгазеты, стенды, журналы. Остальные виды внеклассной работы относятся к устным.

По частоте проведения выделяются систематические формы, функционирующие продолжительное время и имеющие постоянный состав участников. Это кружки русского языка, уголки русского языка, стенгазеты, журналы. Также отмечаются эпизодические формы - это утренники и вечера, дни, посвященные русского языку, экскурсии, олимпиады. Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательное и воспитательное значение, способствует овладению русским языком как средством общения. Наиболее серьезной, ответственной и на сегодняшний день распространенной формой внеурочной деятельности является предметная олимпиада.

Олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства»[Ушаков, 1985, с. 53].Согласно положению о школьных олимпиадах, предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Как форма внеклассной работы олимпиада предполагает, во-первых, пробуждение и поддержку творческой инициативы детей, во-вторых, выявление наиболее подготовленных учащихся, которые имеют особые способности к предмету, в-третьих, развитие у учащихся интереса к научной деятельности, в-четвертых, создание необходимых условий для выявления одаренных детей, в-пятых, активизацию работы факультативов, кружков, элективов.

Как правило, предметная олимпиада проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, областной и всероссийский. Далее кратко охарактеризуем каждый из них. Отметим, что при рассмотрении данного вопроса мы опирались на материалы Информационного портала Всероссийской олимпиады школьников.1

Первый этап предполагает участие всех учащихся школы. Исходя из этого, олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспевающего учащегося, так как принять участие в этом туре может каждый желающий ученик. Школьный этап олимпиады обычно проводится учителем-предметником.

Муниципальный этап организуется органами местного самоуправления в сфере образования; чаще всего проводится в одной из школ города. В этом этапе, как правило, принимают участие учащиеся 8 -11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами предыдущего этапа, а также победители и призёры муниципального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях. На этом этапе задания олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура, однако формулировки вопросов не должны существенно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались ранее. Организаторы олимпиад отмечают, что при нарушении этого принципа многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. Несомненно, что победители II тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью в художественной и научной литературе.

Региональный этап организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, участие в нём могут принимать учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями предыдущего этапа, а также победители и призёры регионального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях. Региональный этап проводится по олимпиадным заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией Олимпиады. Во многих городах членами этой предметной комиссии являются представители высших учебных заведений города или области.

Всероссийский этап организуется Федеральным агентством по образованию. В этом туре могут быть задействованы победители и призёры заключительного этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях, а также победители и призёры регионального этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе Олимпиады количество баллов, определяемое Рособразованием. Для школьного и муниципального этапа действует пункт Положения, согласно которому участники, набравшие наибольшее количество баллов могут быть признаны победителями и приглашены к участию в следующем этапе только при условии, что сумма набранных ими баллов превышает 50 процентов максимально возможных. Количество призеров школьного этапа определяется квотой, установленной организаторами муниципального этапа, а число призеров муниципального этапа - квотой регионального. Начиная с муниципального, на каждом этапе присутствуют ведущие и наблюдатели. После регистрации участники располагаются в аудиториях. Ведущие объясняют ход проведения олимпиады, раздают задания. По завершению выполнения олимпиады участник имеет право закончить работу раньше отведенного времени и уйти. После выполнения заданий всеми участниками производится анализ работ, подсчет баллов и выявление победителей. Лучшим участникам предлагается готовиться к следующему этапу олимпиады.

Отметим, что для школьников участие в олимпиаде является важным пунктом их портфолио, так как дает преимущество при поступлении в учебные заведения для дальнейшего обучения, особенно если школьник занял призовое место.

Таким образом, предметная олимпиада является одной из наиболее важных форм внеклассной работы, которая позволяет внести соревновательный момент в школьную жизнь, тем самым мотивируя участников к тщательной подготовке и плодотворной работе по предмету, по которому проводится олимпиада. Также такая форма внеклассной работы позволяет выявить наиболее одаренных детей, что впоследствии может оказаться очень полезным для развития науки в стране.

Список литературы

  1. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова - М.: Просвещение, 1968.- 273 с.

  2. Всероссийская олимпиада школьников. - Режим доступа:rosolymp.ru/index.php. (Дата обращения: 08.04.2014).

  3. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов // М. Т. Баранов, Т. А.Ладыженская, М. Р. Львов и др. / под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.

  4. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1979. - 224 с.

  5. Ушаков Н. Н., Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.

Востокова Дарья Олеговна - студентка III курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Русский язык». Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка С. А. Смирнова.

1rosolymp.ru/index.php

© 2010-2022