Конспект урока литературы «Образ русского богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 5 класс

КГУ «Опытнопольская средняя школа»             Открытый урок по литературе Тема урока: «Образ русского богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» ( 5 класс) Учитель: Ботищева С.А.                                           2013-2014 учебный год   Самоанализ урока Тема урока: «Образ русского богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Цели: повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста; осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины. выяснить, какие нравственные идеалы русского народа нашли своё выражение в образе Ильи Муромца и с помощью каких изобразительных средств создан образ этого богатыря.- развитие навыков связной речи и способности к умозаключению. создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся;  формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие  навыков  анализа художественного текста;  Дать анализ героям былины, выявить их противопоставления... Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, тетради, текст былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», карточки с заданиями для каждой группы. Методы урока: беседа с учащимися, фронтальный опрос, компьютерная презентация учителя и учащихся, видеоролик, самостоятельная работа с использованием ИКТ, групповая работа,  словесные, практические, эвристические. Тип: комбинированный.  Форма: групповая, индивидуальная, парная Технологии: ИКТ, ЛОО, КСО, игровая, проблемная, разноуровневая дифференциация. Удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью.  Избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения являлось на уроке оптимальным для данного класса. Чтобы решить цель урока, я подобрала примеры, вопросы, задания с учётом темы и возрастных особенностей класса и учащихся  Материал урока оказался интересным для учащихся. В ходе урока  была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся, потому что это способствовало решению задач, поставленных в начале урока Задания  были ориентированы на развитие  кругозора учащихся, нравственное воспитание, развитие навыков связной речи и способности к умозаключению  учащихся. Руководство учителя при выполнении заданий было  инструктирующим. Темп урока  высокий Мне было легко вести урок, ученики  сразу включались в работу Рационально  было распределено время на этапы урока Логичны  были «связки» между этапами урока Для успешной работы  в достижении поставленной цели  большую роль сыграли наглядные пособия, показ фрагмента из мультипликационного фильма.  Удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений. Правильно определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников,  потому что дана возможность выбора. Психологическая атмосфера урока была благоприятная, удачная физминутка, рефлексия.  Удалось  реализовать все поставленные задачи урока. Получила  удовлетворение от урока В целом урок можно считать удачным
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Опытнопольская средняя школа»







Открытый урок по литературе

Тема урока: «Образ русского богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

( 5 класс)

Учитель: Ботищева С.А.






2013-2014 учебный год

Самоанализ урока

Тема урока: «Образ русского богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Цели:

повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;

развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста; осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины. выяснить, какие нравственные идеалы русского народа нашли своё выражение в образе Ильи Муромца и с помощью каких изобразительных средств создан образ этого богатыря.- развитие навыков связной речи и способности к умозаключению.

создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; Дать анализ героям былины, выявить их противопоставления. Развивать культуру речи и логическое мышление. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, тетради, текст былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», карточки с заданиями для каждой группы.

Методы урока: беседа с учащимися, фронтальный опрос, компьютерная презентация учителя и учащихся, видеоролик, самостоятельная работа с использованием ИКТ, групповая работа, словесные, практические, эвристические.

Тип: комбинированный.

Форма: групповая, индивидуальная, парная

Технологии: ИКТ, ЛОО, КСО, игровая, проблемная, разноуровневая дифференциация.

Удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью.

Избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения являлось на уроке оптимальным для данного класса. Чтобы решить цель урока, я подобрала примеры, вопросы, задания с учётом темы и возрастных особенностей класса и учащихся

Материал урока оказался интересным для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся, потому что это способствовало решению задач, поставленных в начале урока

Задания были ориентированы на развитие кругозора учащихся, нравственное воспитание, развитие навыков связной речи и способности к умозаключению

учащихся.

Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим.

Темп урока высокий

Мне было легко вести урок, ученики сразу включались в работу

Рационально было распределено время на этапы урока

Логичны были "связки" между этапами урока

Для успешной работы в достижении поставленной цели большую роль сыграли наглядные пособия, показ фрагмента из мультипликационного фильма.

Удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений.

Правильно определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что дана возможность выбора.

Психологическая атмосфера урока была благоприятная, удачная физминутка, рефлексия. Удалось реализовать все поставленные задачи урока. Получила удовлетворение от урока

В целом урок можно считать удачным












Тема урока: «Образ русского богатыря в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Цели:

повторить, закрепить и углубить знания учащихся о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявить особенности изображения былинного героя; описания его подвигов; формировать представление о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении;

развивать кругозор учащихся, навыки выразительного чтения былины, анализа художественного текста; осуществлять нравственное воспитание учащихся средствами былины. выяснить, какие нравственные идеалы русского народа нашли своё выражение в образе Ильи Муромца и с помощью каких изобразительных средств создан образ этого богатыря.- развитие навыков связной речи и способности к умозаключению.

создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; Дать анализ героям былины, выявить их противопоставления. Развивать культуру речи и логическое мышление. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, тетради, текст былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», карточки с заданиями для каждой группы.

Методы урока: беседа с учащимися, фронтальный опрос, компьютерная презентация учителя и учащихся, видеоролик, самостоятельная работа с использованием ИКТ, групповая работа, словесные, практические, эвристические.

Тип: комбинированный.

Форма: групповая.

Ход урока

Оргмомент

Организационная часть.

1.Учитель: Вступительное слово

Сегодня на уроке мы продолжим работу над русскими былинами. Мы с вами говорили о том, что былины - часть нашей истории. А без исторической памяти о прошлом новое поколение погибнет, как дерево без корней. Поэтому не относитесь к былинам легкомысленно или пренебрежительно, мол, устарели. Ощутите выраженную в них и пронесенную через века идею единения и силы великого народа. И сегодня мы будем говорить о былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». В качестве эпиграфа к уроку возьмём высказывание Н.Рериха: «Защита Родины есть защита и своего достоинства».

Постановка цели и задач урока

Основные цели нашего урока - выяснить, какие нравственные идеалы русского народа нашли своё выражение в образе Ильи Муромца и с помощью каких изобразительных средств создан образ этого богатыря.

Проблемный вопрос��. В конце урока вы, ребята, должны ответить на вопросы:

Какими чертами русский народ наделил Илью Муромца, и почему его поступки можно назвать героическими?

II. Беседа - актуализация знаний

Повторение пройденного материала (в форме беседы)

Что такое былина? (жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков).

Как исполнялись былины?

(Былины - это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город).

Как связана былина с реальными историческими событиями?

Какие 2 вида былин мы знаем?

Кто является персонажами былины? (Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - эпические герои - герои былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью)

Что вы знаете об особенностях былины?

(Композиционную основу многих былин составляет антитеза (противопоставление): Слово "былина" образовано от слова "быль", другое название былины - старина.

Назовите одежду богатыря, его вооружение, опишите богатырского коня.

Кто быстрее снарядит богатыря для свершения ратных подвигов?

За что и с кем сражаются богатыри?

-А как создавались былины?

V. Углубление знаний учащихся о художественных особенностях былины, в том числе в изображении былинного героя.

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Итак, в основе былины лежит рассказ о подвиге богатыря. Былина имеет особую устойчивую форму построения (композицию). Каждая былина имеет зачин и концовку. В ней есть повторы и общие места. За счёт них повествование ведётся неторопливо, размеренно, торжественно, напевно. Постоянные эпитеты и сравнения делают язык былины особенно выразительным. Возможности былинных герое преувеличены. Традиционно при создании былинных образов используются гипербола.

Словарная работа (толкование слов)

- Стольный (столичный город)

-Прямоезжая(Прямая)

-Заколодела (Дорога, заваленная сухими деревьями (колодами))

- Лазоревый(Красивый)

-Величать(Называть или прославлять (в зависимости от контекста))

-В особину (Отдельно)

- Воспеть(Прославить в песне)

Первичное выяснение понимания текста.

-Почему былина называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

-Есть ли у неё автор?

- К какому городу подъехал Илья? Существовал ли такой город в Древней Руси?
-Почему Илья не пошёл в Чернигов воеводою?

-Что преувеличено в былине? (Сила и способности Ильи и Соловья- разбойника).

Работа с иллюстрацией:

-Кого вам напоминает Соловей-разбойник? (Человека, кочевника).

-Так выглядели враги из кочевых племён, совершавших набеги на Русь.

«Проверим внимание» ( вопросы по содержанию былины)

Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?

У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста

Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?

Пятьсот вёрст

Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?

Воеводою

Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?

Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».

Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

Побивает силушку великую под Черниговом

Работа в парах

1: найти в тексте былины примеры употребления гиперболы и выяснить цель её использования.

2 : найти в тексте примеры эпитетов и сравнений и определить их роль в создании образа Ильи Муромца.

3 : найти в тексте примеры словесных повторов и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и объяснить их роль в создании образа богатыря.

В это время класс выполняет самостоятельную работу.

Самостоятельная работа класса

Ученикам предложен план структурных частей былины И цитатный план произведения

Соединить эти части

Отъезд Ильи Муромца в Киев

«Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»

Победа в первом бою

«…побил он эту силу всю великую»

Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике

«Сидит Соловей-Разбойник на сыром дубу»

Встреча с Соловьём-Разбойником

«Засвистал-то Соловей да по-соловьему»

Победа Ильи Муромца

«Ему выбил право око со косицею»

Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром

«Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»

Рассказ Ильи Муромца

«А я ехал-то дорожкой прямоезжею»

Сомнения князя Владимира

«Во глазах, мужик, да подлыгаешься»

Два приказа Соловью-Разбойнику

«Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»

Расправа с Соловьём-Разбойником

«И он срубил ему да буйну голову»



Физкультминутка «Богатыри»

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку.

Дружно встали: раз, два, три,

Мы теперь богатыри! (встают)

Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)

У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)

Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)

Боевых коней седлаем,

Выезжаем все в дозор, (скачут)

Чтоб на земли кинуть взор:

Не напал ль татарин злой,

Как осиный темный рой?

Вот стоим мы на заставе,

Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)

Поглядим из-под ладони

Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:

Нет ли вражеских следов, (наклоняются)

Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)

Змей люд русский обижать?

Все спокойно? Можно спать!

1 группа работает с образом Ильи Муромца.

• Дайте характеристику Ильи Муромца, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.

• Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути?

• Какой дорогой поехал в Киев? Почему? Почему отказался стать воеводою в Чернигове?

2 группа работает с образом Соловья Разбойника.

• Дайте характеристику Соловья Разбойника, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.

• Где находится и чем занимается Соловей? Как люди к нему относятся?

• Как вы думаете, кого олицетворяет Соловей Разбойник? Почему? На что указывает его отчество?

Определите кульминационный эпизод в былине.

Опережающие вопросы:

- какими чертами русский народ наделяет Илью Муромца?

- можно ли его поступки назвать героическими и почему

Просмотр фрагмента

Выразительное чтение отрывка из былины «Описание боя Ильи Муромца и Соловья Разбойника». ( Строфы: 55 - 80).

Какие черты характера героя проявились во время боя?

Сильный, храбрый. Разгоняет, побеждает, защищает. Богатырь освобождает земли от врага. Герой.

Какие черты характера Соловья-Разбойника проявились во время боя?

Сильный, страшный. Пугает, убивает, проигрывает. Чужеземный враг слабее богатыря.

Завоеватель.

Кто побеждает в противопоставлении двух героев?

В чём смысл этой победы?.

Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома.

Жил ли такой человек, точно не установлено. Но на Руси Илью Муромца почитают как святого защитника земли русской.

Подведение итогов урока

-Подумайте, что в былине вымышлено? (Соловей-разбойник с его свистом, огромная сила Ильи).

-Что является исторической правдой? (Нападения врагов, княжение Владимира, сила и доблесть воинов-защитников).

-Князь Владимир - реальная историческая личность. А Киев действительно был столицей Руси.

-Как вы думаете, кого изображали в былине под именем Соловья-разбойника?

-Верно, и Соловей-разбойник- это всё собирательные образы врагов Русской земли.

Продолжите высказывание: «Русские богатыри - это собирательные образы …(защитников Русской земли).

-Как их называли в старину самых сильных и храбрых воинов?

-За что почитали и любили на Руси Илью Муромца?

-Какие чувства возникают у нас, когда мы читаем былины? (Гордость за свою историю, восхищение силой и мужеством богатырей).

- какие черты лежат в основе образа русского богатыря Ильи Муромца? ( Незаурядная физическая и духовная сила, беззаветное мужество, бескорыстная любовь к Родине и готовность в любой момент встать на её защиту, умение держать данное слово. В этом и заключаются нравственные идеалы русского народа).

- что позволяет считать поступки Ильи героическими? ( В основе всех его поступков - огромная любовь к Родине и желание помочь русским людям. Отсюда и подвиги во славу родной земли).

Д\З

На выбор учащихся:

1.Изобразить любимого былинного героя во время его ратного подвига. Подписать рисунок строками из былины.

2.Составить кроссворд по теме "Былины".

3.Написать мини-сочинение «Илья Муромец - защитник родной земли».

Рефлексия

(демонстрация репродукции с картины В.Васнецрова "Три богатыря"? песня

Поднимите руки те, кто из вас считает, что вы могли бы предупредить героев о том, что или кого им предстоит встретить на своём пути?




© 2010-2022