Внеклассное мероприятие по литературе на тему

Внеклассное мероприятие по литературе на тему "В мире сказок  Пушкина"(5 класс).     Цель: пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта. Задачи: ·         воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина; ·         формировать навыки выразительного чтения; ·         способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.   Оформление: портрет А. С. Пушкина, его к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ВЕЧЕР СКАЗОК

А.С. ПУШКИНА

Внеклассное мероприятие для 5 класса









Цель: пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта.

Задачи:

  • воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина;

  • формировать навыки выразительного чтения;

  • способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.

Оформление: портрет А. С. Пушкина, его книги, иллюстрации к произведениям поэта.

Перед проведением игры объявляется конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам произведений Пушкина. Устраивается выставка работ, лучшие из них награждаются призами: «За лучший рисунок», «За самый оригинальный рисунок», «За самую оригинальную работу», «За самую кропотливую работу» и т. д.

На сцене лукоморье.

Действующие лица:

Ведущие (он, она),

Кот,

Царица,

Старик,

Старуха,

Бесенок.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый вечер! Волшебный вечер! Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие - в Мир сказок А.С.Пушкина… Отправляемся, чтобы отдать должное великому поэту, писателю, сказочнику, которому 6 июня 2014 года исполнилось 215 лет, чтобы вспомнить его сказки, хорошо знакомые или немного забытые, узнать о них что-то новое, себя показать и на других посмотреть… Итак…

Ведущая (медленно, задумчиво):

У Лукоморья дуб зеленый:

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит...

Ведущий: Хотелось бы хоть одним глазком посмотреть на такое чудо! А вам, ребята?

Музыкальная заставка «Лукоморье».

Из-за ширмы доносится пронзительное «мяу!». Появляется Кот.

Кот:

Я - кот ученый. Много лет,

С тех пор, как написал поэт,

Всё по цепи хожу, друзья,

Рассказываю сказки я.

Вас приглашаю в лукоморье,

А книга будет мне подспорьем.

В ней мудрость жизни.

Счастья краски

Собрали пушкинские сказки.

Ну что же, будем торопиться,

Откроем первую страницу.

Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!

Музыкальная заставка. Страничка переворачивается.

Входит Царица с зеркальцем.

Царица (Коту, надменно): Это к ним в гости ты меня звал? Да знают ли они, кто я такая? Какая им честь выпала? Эй вы, узнаете меня?

Дети отвечают.

Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?

Школьники: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встречаемся?

Школьники: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».

Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?

Школьники: Ты, конечно.

Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот мое зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце.) Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце!

Скучно мне с вами! Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)

Кот: Мурр-мяу! Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?

Музыкальная заставка. Переворачивается 2- я страничка.

Выходят Старик с рыболовной сетью и Старуха.

Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой?

Из какой мы сказки?

Школьники: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Старик: Это сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?

Школьники: Ровно тридцать лет и три года.

Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята?

Школьники перечисляют.

Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?

Кот: Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!

Школьники тянут руки, объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.

Кот: Ах, молодцы! Мурр-мяу! И все-то вы знаете. А скажите-ка мне, кто еще из героев Пушкина жил под водой?

Школьники перечисляют: тридцать три богатыря в «Сказке о царе Салтане...», черти в «Сказке о попе и о работнике его Балде», русалка в «Руслане и Людмиле».

Музыкальная заставка. 3 - я страничка. Выбегает Бесенок.

Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?

Старуха: Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходит.)

Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал. Вот Балда - это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?

Школьники: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.

Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!

Кот: За какую плату?

Бесенок: А пусть ребята скажут!

Школьники: В год за три щелчка по лбу.

Кот: Всего-то?

Бесенок: Да попу-то мало не показалось! Правда, ребята!

Школьники вспоминают конец сказки.

Кот: Сколько они всего знают и помнят! Мурр, а не дети! А давайте-ка мы с вами в вопросы-ответы поиграем. Я буду вам читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо?

Вопросы

- Кто это кричал: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»

(Золотой петушок из «Сказки о золотом петушке».)

- Какое обещание не выполнил царь Дадон?

(«За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я исполню, как свою», но Шамаханскую царицу не подарил.)

- Какая сказка начинается такими словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»)

- Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.)

- В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана?

(В комара, муху, шмеля.)

- Кто пел песню: «Во саду ли, в огороде Девица гуляла...»

(Белка из «Сказки о царе Салтане…»).

- Какая сказка заканчивается такими словами: «И я там был, мед, пиво пил, И усы лишь обмочил». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

- Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

«В сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)

Старуха (выглядывает): Ты бы лучше спросил, как моя сказка начинается, а то я стара стала, уж и путаюсь.

Кот: Это и я подскажу: жили-были дед и баба, ели кашу с молоком!

Старуха (мечтательно): Ох, какие я яства едала, когда царицей-то была! Но как-то иначе сказка начиналась. Не было у нас молока-то в начале сказки!

Кот: Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.

Старуха: Ох, и курочки не было. Пусть лучше эти дети подскажут!

Школьники: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря».

Старуха: Вот-вот. Море, да разбитое корыто, да этот простофиля!

Кот: Я вот удивляюсь... Неужели вы все сказки Пушкина так хорошо помните?

Школьники кричат: «Да!»

Кот: А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки. А за правильный ответ я буду дарить вам эти волшебные палочки. Кто больше соберет - тот и выиграл.

Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)

Царь Дадон и Шамаханская царица? (Да)

Царь Салтан и семь богатырей? (Нет)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

Попадья и золотая рыбка? (Нет)

Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)

Музыкальная заставка. Кот закрывает книгу сказок.

Кот:

Мы книгу лишь перелистали

И в сказках мельком побывали.

Коль хочешь дольше в ней побыть,

Ты книжку поспеши открыть.

Открой. Тебе её страницы

Подарят сказок небылицы.

Пусть книга станет вам подспорьем.

Ты сам откроешь лукоморье.

«Там лес и дол видений полны,

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя,

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря.

В темнице там царевна тужит.

А бурый волк ей верно служит.

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой.

Там царь Кощей над златом чахнет,

Там русский дух… там Русью пахнет!»

Музыкальный финал сказочного блока.

Заключение

Ведущий: Что же нас привлекает в пушкинских сказках? В чём их обаяние? В прелести стиха, в яркой изобразительности языка, который дышит всей простотой и силой живой народной речи, в их глубокой человечности, в проникающем их лиризме и, наконец, в чисто пушкинском уме, который сверкает в каждой их строчке.

Пушкинские сказки - это не переделки народных сказок, не подражание им. Это совершенно оригинальные произведения, сказочные поэмы.

Ведущая: Вы заметили одну их особенность? В большинстве случаев пушкинские сказки построены на иностранных источниках и являются обработкой международных сюжетов. Задачей поэта было стремление передать чужие сюжеты так, чтобы они стали русскими, национальными. Гениальность Пушкина позволила ему определить свой метод работы над сказкой. Поэтому они так понятны и близки нам, и любимы нами. Гениальность, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном - золотой лирой поэтического совершенства.


© 2010-2022