Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине Литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБпоУ «Железногорский ПК»







методические указания

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ



САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОв

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Литература»

Ильина И.Е.- преподаватель русского языка и литературы ОБПОУ «Железногорский ПК».


















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно структуры Государственного образовательного стандарта и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом ОПОП Железногорского политехнического колледжа на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Литература» предусмотрено 38 часов.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в рабочих программах учебных дисциплин.

Функции самостоятельной работы:

- информационно-обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.

Цели обучения:

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • дальнейшее развитие и совершенствование интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

применение полученных знаний и умений в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

- изучение квалификационной характеристики специалиста;

- анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

- подготовку перечня знаний, умений, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

- разработку методических рекомендаций для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности;

- выработку критериев оценки самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих знаний и умений;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля студентов:

- устный и комбинированный опрос;

- проверка на основе письменных, практических работ (сочинения, текстовые задания);

- тестирование;

- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.

Виды самостоятельной работы студентов:

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

- подготовка к практическим занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

- подготовка презентаций;

- подготовка рефератов;

- подготовка докладов;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

- написание сочинений;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах и др.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

II. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Раздел программы, тема

Тематика самостоятельной работы

Количество часов

Раздел 1

Тема 1.2.

А.С. Пушкин. Основные мотивы и темы лирики.

1. Заучивание наизусть стихотворений, составление устного отзыва о стихотворении.

1

Тема 1.3.

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».

2. Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме «В. Г.Белинский о Пушкине».

1

Тема 1.4.

М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики.

3. Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме «В. Г.Белинский о Лермонтове».

1

Тема 1.5.

Н.В. Гоголь «Петербургские повести» («Невский проспект»).

4. Чтение повести «Портрет», ответы на проблемные вопросы.

1

Тема 1.6.

Итоговая контрольная работа по литературе первой половины XIX века.

5. Работа со справочной литературой. Формулировка основной мысли сочинения.

1

Раздел 2

Тема 2.1.

А.Н. Островский.

Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Гроза».

6. Чтение драмы и составление плана содержания пьесы. Чтение пьесы «Бесприданница».

1

Тема 2.2.

И.А. Гончаров «Обломов».

7. Чтение романа, составление портретной характеристики героев. Работа с критической литературой (Н. Добролюбов, Д. Писарев о романе).

1

Тема 2.3.

И.С. Тургенев «Отцы и дети».

8. Чтение романа, составление цитатной характеристики героев, анализ текста, ответы на вопросы проблемного характера. Чтение одного из романов: «Первая любовь», «Дворянское гнездо».

2

Тема 2.4.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

9. Заучивание стихотворений наизусть (по выбору). Индивидуальные сообщения.

1

Тема 2.5.

А.А.Фет. Стихотворения.

10. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворений (по выбору). Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

2

Тема 2.7.

Н.А.Некрасов. Стихотворения.

11. Выразительное чтение, заучивание наизусть (по выбору). Работа с материалом учебника. Анализ стихотворений поэта.

1

Тема 2.9.

Н.С. Лесков «Очарованный странник».

12. Чтение повести. Выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на проблемные вопросы.

1

Тема 2.10.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».

13. Чтение отдельных глав. Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».

1

Тема 2.11.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

14. Изучение дополнительной литературы. Чтение романа. Конспектирование. Просмотр фрагментов из художественных фильмов по роману «Преступление и наказание», выявление сходства и различия. Чтение романа «Идиот».

2

Тема 2.12.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман эпопея «Война и мир».

15. Чтение романа «Война и мир». Краткий пересказ эпизодов «Именины Наташи», «Пляска в доме дядюшки», «История неудачного похищения», «Отъезд семейства Ростовых из Москвы» и др. Поиск ответа на проблемные вопросы. Сравнительный анализ образов Наташи и Элен, Наташи и княжны Марьи, Кутузова и Наполеона. Просмотр фрагментов из художественных фильмов, снятых по роману Л.Н.Толстого, выявление сходства и различия. Знакомство с творчеством позднего периода: «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат».

2

Тема 2.13.

А.П.Чехов. Рассказы.

16. Чтение рассказов А.П. Чехова.

1

Тема 2.14.

Драматургия А. П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад».

17. Работа со справочной литературой. Подготовка к контрольной работе.

1

Раздел 3.

Тема 3.1. Зарубежная литература.

18. Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

  1. В. Шекспир «Гамлет».

  2. О. Бальзак «Гобсек».

  3. Г. Флобер «Саламбо».

Творчество поэтов-импрессионистов (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

1

Раздел 4.

Тема 4.5.

Поэзия «серебряного века».

19. Подготовка презентаций по теме.

2

Тема 4.7.

М. Горький. Пьеса «На дне».

20. Работа с критической литературой (составление конспекта статьи М.Горького «Неопубликованные письма»).

1

Тема 4.8.

А.А.Блок. Стихотворения.

21. Заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору).

1

Раздел 5.

Тема 5.2.

С.А.Есенин. Лирика.

22. Заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору).

1

Раздел 6.

Тема 6.4.

М.А.Булгаков «Мастер и маргарита».

23. Чтение романа «Мастер и Маргарита».

1

Тема 6.5.

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

24. Чтение романа «Тихий Дон».

1

Раздел 7.

Тема 7.1.

Военная поэзия.

25. Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Патриотическая поэзия Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся).

2

Тема 7.2.

Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны.

26. Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся).

2

Раздел 8.

Тема 8.1.

Поэзия 60-х годов.

27.Подготовка презентаций по теме: «Поэзия 60-х годов» (по выбору уч-ся).

2

Тема 8.4.

Проза 60-х годов.

Новое осмысление проблемы человека на войне.

28.Чтение повести В. Кондратьева «Сашка».

1

Раздел 9.

Тема 9.1.

Русская литература последних лет.

29. Подготовка презентаций по теме «Русская литература последних лет».

1

Раздел 10.

Тема 10.1.

Зарубежная литература.


30. Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

1. И.-В. Гете «Фауст».

2. Э. Хемингуэй «Старик и море».

3. Э.-М. Ремарк «Три товарища».

4. Г. Маркес «Сто лет одиночества».

5. П. Коэльо «Алхимик».

2

ИТОГО

38


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2007.

История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.

История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Литература, Большой справочник, Безносов Э.Л., Чертов В.Ф., Ерохина Е.Л., Карнаух Н.Л., 2007

Литература, Весь курс школьной программы в схемах и таблицах, 2007

Литературная энциклопедия терминов и понятий, Николюкин А.Н., 2001

Энциклопедический словарь юного литературоведа, Новиков В.И., 1988


Темы рефератов

ХIХ век

А.С. Пушкин - создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х - начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.


Произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения.

Литература ХIХ в.

А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. История села Горюхина. Пиковая дама.

М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь. Портрет. Нос. Шинель. Мертвые души.

И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.

Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни - молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз - Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники.

И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5-6 по выбору).

А.Н. Островский. Свои люди - сочтемся. Бедная невеста. Бедность - не порок. Доходное место. На всякого мудреца - довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3-4 по выбору).

Н.С. Лесков. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).

Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…

А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…

А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.

Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.

Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

Литература конца ХIХ - начала ХХ в.

А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я - изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.

М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.

Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.

В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.

Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.

М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

Литература ХХ в.

М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.

В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

С. Есенин. Поет зима - аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.

А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

О. Мандельштам. Воронежские стихи.

М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...

П. Антокольский. Сын.

А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…

К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).

А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью - даль.

М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

В. Некрасов. В окопах Сталинграда.

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

В. Гроссман. Жизнь и судьба.

Ю. Бондарев. Горячий снег.

В. Васильев. А зори здесь тихие.

В. Быков. Сотников. Знак беды.

В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.

В. Белов. Привычное дело.

В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.

Ю. Трифонов. Обмен.

В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.

Л. Петрушевская. Время - ночь. Три девушки в голубом.

Т. Толстая. Рассказы.

Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.

В. Ерофеев. Москва - Петушки.

С. Довлатов. Чемодан.

Н. Рубцов. Подорожник.

Д. Самойлов. Голоса за холмами.

И. Бродский. Часть речи.

Ю. Кузнецов. После вечного боя.

Г. Айги. Стихи.

Д.А. Пригов. Стихи.

Л. Рубинштейн. Стихи.

А. Арбузов. Жестокие игры.

В. Розов. Гнездо глухаря.

А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Мир слова русского

rusword.org

Филологический портал Philology.ru

philology.ru

«Русские писатели в Сети»

(http: // teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_pro.htm#rupisnet).

Портал - «Литература»

(litera.ru)

Классический словарь литературоведческих терминов можно найти в «Грамме.ру» gramma.ru/LIT/?id=3.0.

Литературная энциклопедия

feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3391.htm.

speakrus.ru/dict/index.htm: здесь словари Зализняка, Ожегова, Ожегова-Шведовой, Даля, Фасмера; здесь «Крылатые слова», Словарь диалектов, омонимов, синонимов и и проч.

Литературные порталы «Грамота.ру» и «Грамма.ру»

(gramma.ru)

«Исследовательская деятельность школьников»

researcher.ru/index.html.

Интернет-школа «Просвещение.Ru».

teleschool.demo.metric.ru/

Конкурс литературного творчества «Проба пера»

svetozar.org/index/name/themes.

«Интеллект будущего»

future.org.ru/russian/default.htm? projects&articles&default.htm. Здесь публикуются сведения о заочных конкурсах (исследовательские работы, «Восхождение к образу»), заочном марафоне и др. Это федеральная научно-образовательная программа «Юность, наука, культура».

Дистанционная олимпиада по литературе

eidos.ru/olymp/liter/index.htm

Журнал «Перемены» инновационной образовательной сети «Эврика»

eurekanet.ru/lc-r/item-ipspub/grp-/obj-00741/meth-v.html публикует творческие работы школьников.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи

не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Образец оформления конспекта



КОНСПЕКТ


«Наименование конспекта»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания


План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ

(для подготовки сообщений и практических работ)

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет - это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Подготовка реферата. Согласно Словарю иностранных слов, реферат - это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:

  • почему он выбрал данную тему;

  • чем эта тема важна;

  • какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;

  • какие источники информации использованы, их краткая характеристика.

  1. Основная часть реферата должна быть поделена на пункты или разделы.

  2. В реферате перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.

4. В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.

5. В конце оформляется список использованной литературы.

6. Объём реферата - 8-10 листов (формат А 4).

Критерии оценки:

  • соответствие нормам русского языка;

  • новизна исследования;

  • соответствие аргументов проблеме / теме;

  • соответствие структуры заданным стандартам.

Оформление работы:

- работа должна иметь титульный лист;

- размер шрифта - 14; межстрочные интервалы - 1,5;

- выделение важных моментов курсивом или жирным шрифтом;

- оформление графиков, таблиц, рисунков, математических формул;

-оформление сносок и цитат;

- оформление списка литературы.

Соответствующее соотношение между частями работы

Введение - 10 % от объема всей работы; основная часть -

40% от объема всей работы; примеры, подтверждающие основную идею - 40% от объема

всей работы; заключение - 10% от объема всей работы.
























Образец титульного листа



ОБПОУ «Железногорский ПК»








А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

(реферат)



Выполнил (а) Иванов И..И.,

студент(ка) _ курса группы № _

Поверила Ильина И.Е., преподаватель

русского языка и литературы


Железногорск 20___


Образец оглавления




ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение .................................................................................. 2

1. ............................................................................................... 3

2. .............................................................................................. 5

3. .............................................................................................. 9

Заключение……………………………………………………10

Список использованной литературы................................... 11



Образец списка использованной литературы


Список использованной литературы:

1.Версаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. //М.: московский рабочий, 1984 - 703с.
2.Колосова И. В.. Болдинская осень. //М.: Молодая гвардия, 1974 - 448с.
3.Новиков И. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. 2-е издание. //Гос. издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР. Москва - Ленинград.
4.Маранцман В. Г.. Литература за 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 6-е издание. //М.: Просвещение, 1999 - 444с.















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Итогом исследовательской работы, проделанной учащимся должно стать публичное выступление с использованием презентации. Презентация своего проекта - очень ответственная задача. Поэтому мы советуем обратить внимание на следующие моменты:

 Смысл и назначение презентации

Презентация есть представление заинтересованной общественности чего-то нового, с определёнными целями для приглашённой аудитории.

 Виды презентаций

1.Презентация проекта. Цель - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, так как предполагает убеждение аудитории в необходимости воплощения проекта. Собственно, исследовательские работы учащихся сопровождаются такого вида презентацией.

2.Презентация объёма и содержания выполненных работ (отчёт). Цель - ознакомить, представить определённой группе людей результаты работ.

3.Презентация плана будущих работ. Цель- информирование определённого круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ с целью подтверждения или критического анализа.

 Цели презентаций

Психологи признают три общие цели публичного выступления во время презентации: проинформировать, убедить, развлечь. Большинство речей - это сочетание двух и более целей.

 Предварительная работа с аудиторией

Необходимо определить целевую аудиторию, на которую рассчитана данная презентация. Чем больше докладчик сможет узнать об аудитории заранее, тем более удачной будет его речь.

Обычным недостатком среди докладчиков является тенденция считать, что слушателю будет интересно то, что интересует их самих. Чтобы выступление запомнилось слушателю, нужно принять ориентацию на этого самого слушателя. В связи с этим, требуется ответить на вопросы:

1) Какова численность аудитории?

2) Каков образовательный ценз слушателей?

3) Какие возрастные группы представлены в аудитории?

4) Какова социальная, политическая, религиозная принадлежность слушателей?

Чем более разнородной будет аудитория, тем меньше прогнозов можно будет сделать о поведении слушателей.

 Режимы донесения речи до слушателей

1. Импровизация.

2. Речь «без бумажки».

3. Речь, выученная наизусть.

4. Речь по рукописи.

Импровизация. Её преимущество - в спонтанности. Её недостаток в том, что, как правило, она плохо спланирована. Поэтому предсказать оценку аудитории невозможно.

Речь «без бумажки» - более формальна, чем импровизация. Здесь есть возможность планирования, и в результате речь лучше организована. Докладчик постоянно опирается на заметки, но при этом читать их слушателям, ни к чему.

Выученная наизусть речь. Позволяет хорошо выразить мысль. Однако при выступлении докладчик теряет естественность, и речь выглядит формально.

Чтение по рукописи может быть точным, оно позволяет контролировать практически каждое предложение. Но при этом чтение «по бумажке» становится барьером между докладчиком и слушателями.

 Качество голоса

Обращаясь к аудитории, докладчик должен уметь регулировать громкость голоса в зависимости от таких факторов, как размеры помещения и посторонние шумы. Скорость, или темп, в котором говорит оратор, также влияет на слушателей. Варьируя громкость, темп и высоту голоса, выступающий в состоянии сделать так, что его будет интереснее слушать, а сообщение его будет более ярким и запоминающимся.

Полезные советы при создании и проведении презентаций:

  • Практика свидетельствует, что тексты должны состоять не более чем из шести строк. Иначе они трудно воспринимаются.

  • В этой связи недопустимо на одном слайде пытаться уместить второй том «Войны и мира». Мелкий шрифт и огромный текст вызовет, в лучшем случае, неудобство для зрителя. Таким образом, тексты должны быть наглядными: то есть, написаны видимыми для аудитории буквами и с использованием пустого пространства между ними.

  • Шрифт надписей, комментирующих текст, делайте одного размера и названия. Это правило не касается слайда, открывающего презентацию.

  • Графические материалы должны быть упрощённой версией текста в документах. Чтобы помочь аудитории понять назначение материала краткий смысл его должен быть отражён на слайде. Например, надпись под графиком или фотографией.

  • Не используйте раздражающие и тёмные цвета основного фона слайда (дизайн). Помните, что текст лучше виден на белом фоне. К тому же, аудитория где проводится конференция, скорее всего, будет светлой. При солнечной погоде жалюзи не помогают затемнить пространство. И ваши слайды при такой освещённости никто не увидит!

  • Не допускайте изменения общего тона слайда на разных кадрах. (То есть, если вы выбрали один дизайн слайда, то используйте его от первого до последнего кадра).

  • Удостоверьтесь, что все видят демонстрируемые материалы .

  • Дайте аудитории время, чтобы прочитать и понять смысл надписи к слайду прежде, чем предстоит продолжить слушать речь.

  • В идеале, одна демонстрируемая фотография должна демонстрировать одну идею.

  • Комментируйте текстом только главные пункты выступления, а не всю презентацию.

  • Не демонстрируйте то, что может вызвать конфликт, особенно если это касается религиозных догм и убеждений.

  • Не читайте то, что написано в заголовке слайда, вместо этого перефразируйте и дополните надпись, включив в своё выступление.

  • Вызывает напряжение, когда докладчик пришёл в аудиторию почитать всем то, что написано на слайде. Поверьте, зрители практически все могут читать.

  • Вы можете сэкономить время, если, к примеру, озвучите цель своей работы, а задачи предложите зрителю прочитать на экране самостоятельно. Так и говорите: «Тема работы такая …, я поставил перед собой следующую цель…., а достигнуть оную я смогу, путём решения ряда задач, которые вы можете увидеть на следующем слайде». Так же можно дать возможность слушателям самостоятельно ознакомиться с хронологическими рамками, территориальными рамками исследования, практической значимостью, и всем тем, что написано во введении (и на него нет времени).

  • Постарайтесь избежать главной проблемы докладчика, когда он живёт сам по себе, а презентация сама по себе. Не презентация должна вести докладчика, а он её использует в своих целях. А цель одна - достичь удовлетворения от проделанной работы и добиться творческого успеха.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Методические указания по подготовке и написанию сочинения

Как писать сочинение? Общие рекомендации:

-объем сочинения 4-5 страниц;

-суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

-почерк должен быть разборчивым;

-соблюдать поля;

- на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

- выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

- на черновике составить план (переносить на чистовик не надо);

- строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

- не сбиваться на пересказ текста;

- не увлекаться цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;

- не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;

- если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал…»; «критика встретила произведение восторженно…« и т.п.); то же относится к датам и именам героев - всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века…», «относится к ранней лирике…»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого…»; «антипод главного героя»; главное-умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь;

-избегай штампов («По моему мнению, Блок -великий поэт» и т.д.), удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;

-привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом, обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста - разделить сочинение на абзацы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Система работы с критической литературой

Организация чтения и работы с фрагментами статей

производится с помощью системы вопросов, которые постоянно обращают к тексту статей:

- Подтвердите свое мнение цитатой из текста статьи.
- Как к этому герою относится критик? Согласны ли с его мнением?
- Как оценивается в статье сюжет, конфликт? Система действующих лиц?
- Что нового открыл критик в изучаемом вами произведении?

Способы переработки текста и разные виды конспектов.

Подготовка к составлению конспекта, выписок, тезисов строится на основе учебника под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой раздел "Текст и его строение. Основные виды переработки текста".

План - это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок;

Тезисы - это основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника.

Алгоритм конспектирования статьи.

Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план.

Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понятно и главное в нем не исчезнет.

Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините.

В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено).

Предложения со сложными синтаксическими конструкциями при конспектировании замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты - однородными членами.


© 2010-2022