Планирование по теме Наследие Бауыржана Момышулы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя

Тема: Наследие Бауыржана Момышулы

Цель:

  1. Открытие Б.Момышулы-война, писателя, гражданина

  2. Пробудить в учащихся стремление к совершенству, желание задуматься о вечных, непроходящих ценностях, осознать, осмыслить суровую правду военных лет.

  3. Воспитывать желание стать чище и честнее на примере жизни Б.Момышулы

Тип; урок -память

Методы; беседа, лабораторная работа, виды сообщения, слово учителя.

Наглядность; Б. Момышулы, плакаты, карточка-задания

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока

  3. Вступительное слово учителя

Урок начинаю вступительным словом;

Книги они помогают нам обрести душевное равновесие, веру в себя и в будущее, помогают нам устоять перед натиском грубой силы , преодолеть цинизм и равнодушие, остаться верным высоким нравственным ценностям. Писатель как никто другой обладает удивительной способностью даже в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить, показать, так необходимых нам проблески доброты, бескорыстия и самопожертвования в сердцах людей. И лучшее тому доказательство- творчество Бауыржана Момышулы . сама его жизнь, его друг- побратим Дмитрий Федорович Снегин считал своим долгом напоминать Главное для молодежи- книги Бауыржана нужно издать полное сочинение. И в последние годы мечта о полном сочинений писателя начала сбываться благодаря профессору Мекемтасу Мырзахметовичу; он организовал офицера << За ним Москва>> повесть<<Наша семья,>> за которую в 1976 году ему была присуждена Государственная премия КазССР, психология войны. И данный урок мы сегодня посвятим жизни и творчеству Бауыржана Момышулы.

Ученики

Пусть живые запомнят

И пусть поколения знают

Эту взятую с боем

Суровую правду солдат.

И твои костыли.

И смертельная рана сквозная,

И могли над Волгой,

Где тысячи юных лежат,

Эта наша судьба.

Ученик: Да, и Б.Момышулы знал суровую правду солдат война-это и его судьба.

Ученик: читает рассказ о жизни Б. Момышулы .

Ученица: Александр Бек в своей «повести Волоколамское шоссе» писал «От друзей »Бауыржан я узнал историю его жизни. В школе ему дали два прозвища: большеглазый и Шан Тимес . Второе в буквальном переводе означает недоступный пыли. Так звали легендарного коня, который скакал столь быстро, что даже пыль поднятая его копытами не касалась его.

Анализ повести А.Бека «Волоколамское шоссе»

Учитель: вы дома самостоятельно прочитали повесть А.Бека «Волоколамское шоссе» Кто главный герой повести? (Бауыржан Момышулы)

А что вы может сказать о нем, коротко характеризуя описанные события в повести?

Ученик: солдаты легендарной Панфиловской дивизии, в котором находился батальон Момышулы показывали героизм, мужество,стойкость и во время строительства оборонительных сооружений и в ходе жестоких боев.

Ученик: Б. Момышулы как командир стремился сделать свой батальон сплоченной боевой единицей, воспитывал в бойцах бесстрашие , самостоятельность. Е было направлено на то чтобы не пропустить враг.

Ученик: Б. Момышулы и его батальон выполняют общее дело в это тяжелое военное время-защищают Москва, всю страну, своих близких. В каждом из бойцов сознание долга выше и сильнее страха смерти. Враг рвался к Москве, но они не пропустили его, жертвуя жизнью.

Учитель: О каком чрезвычайном происшествии рассказывается в главе «Судите меня!»

(Случай с сержантом Барамбаевым ). И какой вывод вы сделали для себя из этой главы?

Ученик: Воин идет в бой не умирать,а уничтожать врага.

Ученик: если струсишь, изменишь не будешь прощен, как бы ни хотелось простить.

Ученик: в беседе с бойцами в главе не умирать, а жить! Момышулы призывает их к могучему инстинкту сохранения жизни. Я стремился возбудить, и напрячь его для победы в бою.

Ученик : Б.Момышулы говорил: мы воюем не во имя смерти, а во имя жизни. Как в самой жизни, так и в бою самое главное-это сознание чувства ответственности перед людьми, перед всем народом. Когда совесть чиста-интересно живется и умирать не стыдно.

Учитель: совесть,честь- это ценностные категории, которые издревле определяли человеческую сущность. Развязать войну, сеять ссоры - это бесчеловечное дело, и Бауыржана Момышулы как страстный пацифист говорит свое дело в защиту мира.

Ученик: а эти слова Я ваш командир. Хочу исполнить веление нашего народа, хочу вести в бой не умирать, а жить. Понятно! Говорят о том, что Бауыржан Момышулы отличный командир, умелый тактик, большой психолог.

Работа по карточкам - заданиям:

Карточка №1

Я помню, как я вернулся домой с Ближнего Востока с совершенно разбитым сердцем и в Париже старался решить, должен ли я посвятить свою жизнь пытаясь сделать что- ни будь с этим или стать писателем и всю жизнь так правдиво как могу.

Карточка №2

Ночной звонок: Они всегда был погружен в свои мысли. Писал, стихи сочинял, пословицы и поговорки, крылатые слова.

И была у него привычка по телефону читать, созданное всем своим друзьям и знакомым, не обращая внимания на то, который сейчас час. Однажды поздно ночью он позвонил мне, не знавшему этой его странности. Звонил он мне впервые, и я услышав его хрипловатый голос от волнения растерялся.

Карточка №3

Он уважал себя и умел уважать человеческое достоинство, честь и ум другого человека независимо от того какое положение тот занимал в обществе. Но лизоблюдов и подлецов он не щадил. Он никогда не навязывал нам свои мнения и вкусы и вообще старался избегать командирского тона. Ему нравилось в людях скромность без забитости, искренность без развязности.

Дома вы должны были подобрать афорические выражения из повести; (ученик читают их);

  1. Лучше умереть, чем потерять совесть.

  2. Благородному человеку честь дороже жизни.

  3. Честность перед Родиной, перед правительством, перед командиром, высшее достоинство воина.

  4. Честен тот у кого есть совесть.

На дом: написать сочинение о комбате Б.Момышулы выбрав тему из афористичных выражений из повести.

Итог урока:

1ученик: духовное наследие Момышулы ценно тем, что оно подпитано народной мудростью казахским фольклором , национальными традициям, всей нашей историей. Его мировоззрение зиждется на любви к своему народу, на честном исполнении воинского и гражданского долга. Недаром он говорил: Мое я не является мной потому что тысячи являются мною.

Афористичность- один из признаков национального мышления казахов. 2ученик: Посмотрите, как ярко говорит Бауыржан о многих аспектах человеческого бытия:

<<Каким тебя воспитали в воспитали в гнезде, таким будешь и в полете,>><<Будь с народом -не заблудишься>>,<< Чем отдавать что-то в руки недостойного, лучше оставить это на тропе, по которой пройдет достойный>>

3ученик: его жизненным девизом были слова:<<Лучше под тяжестью правды гнуться, чем порхать на крыльях лжи>>. И но следовал им в жизни.Еще в 1944 году он заявил в зале Академии наук: Нельзя требовать от Кенесары, чтобы его точка зрения совпадала с точкой зрения Маркса! В том же году он написал письмо в ЦК Компартии Казахстана о задачах сохранения казахского языка: <<Самое грозное оружие - это душа солдата, а боеприпасы к нему - это духовная пища>>.по мнению писателя родной язык и является основным источником духовности нации. И когда сегодня наш Президент произносит ставшие уже крылатыми слова <<Қазақ қазақпен қазақша сөйлессін>>(<<Казах с казахом должен говорить по - казахски>>), мы понимаем, что это мудрая мысль едина с заветами Бауыржана.

Слово библиотекарю. Она коротко характеризует произведения Б.Момышулы

Учитель: В завершении нашего урока по творчеству Б.Момышулы хочу привести слова Петра Вершигоры, писателя - фронтовика:<< Мы знаем о военных подвигах Бауыржана. Став писателем, он совершил второй подвиг>>.




4,3 / 5 (8)
загрузить
© 2010-2018