План-конспект мастер-класса по теме: Практикум по орфоэпии

Цель занятия: 1.     Обобщить и расширить сведения о языковой норме; 2.     Практически поработать над различными видами речевых ошибок; 3.     Понаблюдать за правильностью собственной речи; 4.     Проверить владением орфоэпическими, морфологическими, лексическими нормами литературного языка на практике; 5.     Привитие любви к родному языку.   Оборудование: 1.     Выставка книг по лексике, орфоэпии, культуре речи. 2.     Комплект мультимедийного оборудования.    ХОД ЗАНЯТИЯ: 1.     Организацион...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Ола»

















ПЛАН - КОНСПЕКТ

мастер-класса по теме:

«Практикум по орфоэпии»




















Добрынина Ирина Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории


п.Ола - 2011 год

Цель занятия:

  1. Обобщить и расширить сведения о языковой норме;

  2. Практически поработать над различными видами речевых ошибок;

  3. Понаблюдать за правильностью собственной речи;

  4. Проверить владением орфоэпическими, морфологическими, лексическими нормами литературного языка на практике;

  5. Привитие любви к родному языку.

Оборудование:

  1. Выставка книг по лексике, орфоэпии, культуре речи.

  2. Комплект мультимедийного оборудования.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ


Культура речи - это

составляющая общей

культуры человека



Орфоэпия - раздел науки о языке,

изучающий нормативное произношение

звуков.

Орфоэпический словарь - словарь,

указывающий нормы ударения и

произношения.














ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент. Сообщение темы, целей, обращение к эпиграфу.

  2. Работа по основной теме занятия.

Слово учителя:

- Можно ли признать речь правильной, если говорящий не владеет литературным произношением? Например, не смягчает последний согласный в слове «любовь», заменяет звук «щ» долгим «ш» в слое «тёща»?

- О, таких ошибок мы не делаем! - скажите вы.

- Однако, практика показывает, что большинство из нас «любит ошибаться». (просмотр сюжета)

- Орфоэпические нормы охватывают устную речь, устанавливая литературное произношение, тем самым способствуют более быстрому и легкому взаимопониманию говорящих. Часть заданий в ЕГЭ по русскому языку призвана проверить именно это умение учащихся.

(Работа с карточкой №1, приложение)

- В современном языке можно услышать «желчь» и «жёлчь», «белесый» и «белёсый», «головешка» и «головёшка».

- Некоторые словари допускают вариативность произношения, но правильная форма произношения определена тенденцией к произношению «о» вместо «э».

(Работа с карточкой №2, приложение)

- Полезно обратить внимание на произношение (и, как следствие, написание) ряда слов, звуковой состав которых часто искажается.

(Работа с карточкой №3, приложение)

- Помимо произносимых, к орфоэпическим нормам относятся ударения. Работая с карточкой №1, вы убедились, что усвоить русское ударение нелегко, т.к. оно разноместное и подвижное. С помощью ударения можно различать смысл слова.

- Вспомните, что слова, совпадающие в написании, но различные в произношении, называются ОМОГРАФЫ.

(Работа с карточкой №4, приложение)

- Было бы неверно, говоря о культуре речи, остановиться только на вопросах орфоэпии. Поговорим подробнее о некоторых нормах, охватывающих устную и письменную речь и дающих представление о правильности построения и употребления различных частей речи. Тем более, что задания подобного плана также имеются в ЕГЭ.

- В русском языке параллельно представлены имена существительные, которые употребляются в форме мужского и женского рода, например, ЖИРАФ и ЖИРАФА, МАНЖЕТ и МАНЖЕТА, СТАВЕНЬ и СТАВНЯ.

- Попробуйте определить род имен существительных.

(Работа с карточкой №5, приложение)

- Нарушением морфологических норм является, например, неверное образование формы родительного падежа множественного числа. Задание на карточке №6 как раз и связано с этим умением.

(Работа с карточкой №6, приложение)


  1. Итоги и выводы.

- У Ивана Бунина есть замечательные строки:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана…

И действительно, пока живо слово, язык, - жив и народ, нация.

- Слово ценилось во все времена. Очевидна высшая мудрость, заключенная в Библейском: «В начале было Слово».

- Язык - сильнейшее орудие в руках тех, кто умеет пользоваться его возможностями. Другими словами, чем лучше человек знает язык, тем свободнее он владеет его богатством, тем выше культура речи этого человека, тем большее влияние оказывает его речь на окружающих. Ибо, как гласит немецкая пословица, ВЛАДЕЮЩИЙ РЕЧЬЮ ВЛАДЕЕТ ЛЮДЬМИ.

Интервью:

Вопрос 1: считаете ли Вы себя культурным человеком?

Вопрос 2: как Вы думаете, культура речи - это составляющие общей культуры человека?

Вопрос 3: произнесите, пожалуйста, эти слова, соблюдая нормы орфоэпии:

Свёкла, баловать, бензопровод, вероисповедание, дозвонишься, еретик, знамение.

Вопрос 4: образуйте, пожалуйста, форму множественного числа от следующих существительных: крем, инженер, бухгалтер, веер, директор.

- Благодарю за ответы.

© 2010-2022