«Использование литературного краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование литературного краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности».

Устькачкинцева Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Марковская СОШ» Чайковского района Пермского края.



Неоспорим тот факт, что глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.

К сожалению, часто бывает так, что школьники знают произведения русских классиков, даже зарубежную литературу, но не знают поэтов и писателей родного края.

Разве можно не почитать с учениками стихи В. Радкевича, А. Решетова, Н. Домовитова, А. Домнина, В. Телегиной и многих других пермских поэтов. Конечно, необходимо знакомить ребят с их творчеством на уроках внеклассного чтения, проводить классные тематические часы, поэтические вечера. А вот чтобы ученики познакомились с рядом живущими поэтами и писателями, узнали, о чем они пишут, необходимо предложить школьниками написать исследовательскую работу или выполнить проект. В моей практике были написаны такие работы, как:

«Я в дорогу возьму хорошее » (о поэзии чайковской поэтессы Валентины Шарко);

«Он жемчужиной Прикамья называется не зря» (образ города Чайковского в лирике чайковских поэтов);

«Основные темы стихотворений чайковского поэта Марка Колегова».

Юные исследователи общаются с поэтами, организовывают творческие встречи для одноклассников, изучают теорию поэтики и делают самостоятельные открытия, так как критических материалов по местным поэтам, естественно, не особо и много. Как приятно было моим ребятам услышать стихи о нашем поселке Марковский, о встрече со школьниками Марковской школы поэтессы Валентины Шарко:

Встреча.

Восьмиклассникам Марковской школы

Опустился серебряный вечер.

Я пришла к вам в назначенный час.

Пусть стихов новогодние встречи

Зажигаются в сердце у нас.

Ваши души распахнуты настежь,

А глаза, как озера чисты.

Я желаю вам мира и счастья,

Безграничной людской доброты.

Вам любить и беречь эту землю,

На которой взрослеть вам и жить.

Все, как есть, в этом мире приемля,

Важно зло от добра отличить.

И когда-нибудь каждый оценит

Благородный учительский труд.

Зерна те, что сейчас они сеют.

Урожаем добра прорастут.

В стихотворениях местных поэтов школьники с удивлением и радостью видят знакомые им места, природу родного края:

Метет поземка по - мартовски,

Стелется над землей.

Здравствуй, поселок Марковский,

Я рада встрече с тобой. (В. Шарко)

Нет города краше на свете,

Чем город Чайковский родной,

Недаром судьбой он обвенчан

С красавицей Камой-рекой. (М.Колегов)

Время двигалось к закату,

День у лета своровав.

И, бросая луч на хаты,

Солнце пряталось, устав…

Я спешил подняться в гору,

Весь в заботах и мечтах,

Только вдруг открылась взору

Церковь старая в кустах…

Из щели, что в ней сквозила,

Било зарево, как кровь!

Словно нас она просила

Вернуть ей веру и любовь.

(В. Меняйленко, марковский поэт. «Церковь в Марково»)

Встречи с творческими людьми, знакомство с произведениями о малой родине является хорошим стимулом для написания стихотворений самими учениками. Ребята принимают участие в творческих конкурсах и занимают призовые места.

Хотя наш Пермский край находится далеко от столичных городов, тем не менее, краеведы знают, что в Перми были Герцен, Чехов, Горький, Бажов, Маяковский, Гайдар, Мандельштам, Пастернак, Астафьев и многие другие известные русские и советские поэты и писатели. Ребята очень удивляются, когда узнают об этих фактах из биографии известного автора. Такие мельчайшие связующие нити позволяют школьникам почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, так как новый материал связан с родным краем.

Много интересного краеведческого материала учитель литературы найдет в книгах известного пермского краеведа Д.А. Красноперова, в сборниках «Слово о писателе - на урок», в учебной хрестоматии «Родное Прикамье» .

По мнению Д.А.Красноперова, «заинтересованного учителя может выручить собственная копилка краеведческих сведений из выписок или вырезок, журналов и других изданий. Главное, не проходить мимо любой краеведческой информации и собирать ее с дотошностью коллекционера».

Одной из последних находок, которая пригодилась мне на уроке литературы в 7 классе при изучении поэмы А.С.Пушкина «Полтава», был материал о Юхане Берглине. Его я нашла в альманахе «Пермский период».

Швед Юхан Берглин фактически возглавлял строительство Егошихинского медеплавильного завода и стал его первым управителем 14 лет. Это о нем писал начальник Сибирского горного округа генерал-майор Геннин в письменной характеристике заводских управителей в 1733 году, что единственный недостаток Берглина - приближающаяся старость. У себя на родине Берглин во время решающего похода против русских был в рядах знаменитых шведских драгун, страстно преданных своему кумиру - Карлу XII. В Полтавской битве участвовать ему не пришлось: за два месяца до нее он попал в плен. «Число шведов, попавшихся в плен после Северной баталии, было довольно значительным. После Полтавы и Переволочны насчитывалось 15 000 солдат и офицеров». Они были разосланы по разным городам России. «Очень много было отправлено через Вятку, Соликамск и Бабиновский тракт в центр Сибири - Тобольск. То была трудная дорога, не все вынесли ее. Часть умирала от болезней, другие оседали по пути. Например, в Соликамске к 1721 году проживало 186 шведов».

А Юхан Берглин оказался в Казани. Здесь и произошла его встреча с Татищевым, «ехавшим на Урал для строительства медеплавильного производства, но фактически не знавшего этого дела и никогда не строившего заводов. Ему позарез нужны были люди, имеющие практику, а на руках - личное разрешение Петра I брать с собой каждого, кто был годен для этого». Для этого как раз и был годен бывший драгун, потому что до военной службы у себя на родине он служил на медеплавильном промысле и хорошо знал эту работу. Вот так для ребят оказались близкими Полтава и Пермь.

Изучая с восьмиклассниками повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», не жалею времени на то, чтобы зачитать им отрывок из научного труда поэта - «Истории Пугачева»: «18 июня Пугачев явился перед Осою. Скрыпицын выступил противу его; но потеряв три пушки в самом начале сражения, поспешно возвратился в крепость. Пугачев велел своим спешиться и идти на приступ. Мятежники вошли в город, выжгли его, но от крепости отражены были пушками.

На другой день Пугачев со своими старшинами ездил по берегу Камы, высматривая места, удобные для переправы. По его приказанию поправляли дорогу и мостили топкие места. 20-го снова приступил он к крепости и снова был отражен. Тогда Белобородов присоветовал ему окружить крепость возами сена, соломы и бересты, и зажечь таким образом деревянные стены. Пятнадцать возов были повезены на лошадях в близкое расстояние от крепости, а потом подвигаемы вперед людьми, безопасными под их прикрытием. Скрыпицын, уже колебавшийся, потребовал сроку на одни сутки и сдался на другой день, приняв Пугачева на коленях с иконами и хлебом-солью. Самозванец обласкал его и оставил при нем шпагу. Несчастный, думая со временем оправдаться, написал, обще, с капитаном Смирновым и подпоручиком Минеевым, письмо к казанскому губернатору и носил при себе в ожидании удобного случая тайно его отослать. Минеев донес о том Пугачеву. Письмо было схвачено, Скрыпицын и Смирнов повешены, а доносчик произведен в полковники.

23 июня Пугачев переправился через Каму и пошел на винокуренные заводы Ижевский и Воткинский. Венцель, начальник оных, был мучительски умерщвлен, заводы разграблены, и все работники забраны в злодейскую толпу. Минеев, изменою своею заслуживший доверенность Пугачева, советовал ему идти прямо на Казань. Распоряжения губернатора были ему известны. Он вызвался вести Пугачева и ручался за успех. Пугачев недолго колебался и пошел на Казань».

О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к исследованиям писали еще Я.А.Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие ученые, писатели, педагоги, философы, священнослужители.

Д. С. Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». И эту прекрасную возможность предоставляет нам литературное наследие родного края.

Использованная литература:

1.Колегов Марк. Околица преясная. Пермь 2001.

2. Красноперов Д.А. Литературное краеведение в школе. Пермь, 1993

3. Пермский период. Альманах номер пять. 2008 год.

4. Пушкин А. С. История Пугачева. М.: Сов. Россия, 1983. - 136 с.

5. Шарко В. Н. Мое наследство. Чайковский, 2006.

















© 2010-2022