Деятельностный подход как основа воспитания духовно-нравственной личности

Не может человек-гражданин, человек- патриот быть равнодушным к духовному наследию прошлого, к культурным ценностям настоящего? Думается,что воспитать настоящего гражданина, обладающего вышеназванными качествам, помогает развтие способностей обучающихся управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, в чем и должен помочь ему учитель. Кроме того, внедрение ФГОС требует от педагога полного пересмотра самого процесса обучения: не учитель - ученику, а совместная деятельность ученик...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дети, сами пишите повесть,

Дней своих и страстей своих

М. Цветаева


Введение

Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта по теме: «Аспекты культурологии как источник развития творческих способностей обучающихся, как способ вовлечения их в активную жизнедеятельность».

Конституция РФ (глава 2, ст. 44, п. 2,3) предоставляет каждому гражданину России право на участие в культурной жизни поликультурного мира и вменяет в обязанность каждого заботу о сохранении исторического и культурного наследия, а закон РФ «Об образовании» (ст. 2, п. 1) законодательно закрепляет воспитание гражданственности, любви к своей Родине, необходимости знания истории своей страны.

И разве может человек-гражданин, человек-патриот быть равнодушным к духовному наследию прошлого, к культурным ценностям настоящего? Думается, что воспитать настоящего гражданина, обладающего вышеназванными качествами, помогает развитие способностей обучающихся управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, в чем и должен помочь им учитель.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в последние годы наблюдается очень резкий спад интереса обучающихся к культурному наследию прошлого, утрата многих морально-этических ценностей, таких как милосердие, честь, достоинство; кроме того, внедрение ФГОС требует от педагога полного пересмотра самого процесса обучения: не учитель - ученику, а совместная деятельность ученика и учителя.

Профессиональная педагогическая проблема состоит в том, как организовать совместное с детьми осмысление протекающей жизни, роли в ней образования, истории, культуры, как заставить ученика проявлять самостоятельность в овладении знаниями, т.е. привести его к осмыслению значимости процесса обучения.

К сожалению, решение данной проблемы затрудняется тем, что обучающиеся мало читают, плохо разбираются в историческом процессе развития человека и общества, не имеют ясных представлений о роли культуры в становлении личности, о том, что нужно делать, чтобы изменить данные негативные явления и в будущем добиться успеха.

Цель исследования: обобщить опыт педагогических изысканий по решению данной проблемы, по формированию духовно-нравственных качеств личности, готовой к самоанализу и самовыражению, поэтому ставлю следующие задачи:

Задачи проекта:

  1. Сформировать мотивацию учения посредствам организации деятельности обучающихся через самостоятельный отбор и структурирование культурологического материала.

  2. Показать, как использовать метод педагогического сотрудничества: учитель-ученик как основу деятельностного подхода к самообразованию личности.

  3. Способствовать развитию интереса обучающихся к культуре, к истории, к стремлению самовыражения, через реализацию их индивидуальных потребностей

I. Мотивация учебной деятельности школьников

Проектирование новых типов учебной деятельности помогает в развитиии мотивации учения, т.е. в установлении связи мотивов и целей деятельности обучающихся. Ведь мотивы создают потенциальную возможность успешности учебной деятельности. Мера реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, трудность здесь заключается в том, что учащиеся плохо видят конечные и промежуточные цели учебной деятельности и их взаимосвязь. Поэтому, поведенческими индикаторами смыслообразования должны являться доведение работы до конца, а не постоянное ее откладывание, преодоление трудностей, а не срыв работы из-за их возникновения, значит, необходимо перестраивать работу так, чтобы ребенок видел, к чему приведет именно его отношение к делу.

Например, работая над формированием мотивации учения на уроках русского языка, необходимо заставлять ребят задумываться над вопросами типа, как в пословице: «Посеешь привычку - пожнешь характер, пожнешь характер - построишь судьбу», - отражается будущее личности? Или давать задания, связанные с решением этимологических вопросов. Например, «что общего между словами: соль, соляные залежи, солдат?». Или заставлять размышлять над значением фразеологизмов: «стереть в порошок», «дал слово - держись, не дал - крепись!». Как они связаны с купечеством, как помогает в жизни установка на значимость «слова». То есть, обратить внимание на то: может ли безответственность, безразличие к знаниям, к познанию истории, культуры - дать положительные результаты в будущем.

Конечно, выполнят это задание далеко не все учащиеся, а только сильная группа их, но пассивные в учении обучающиеся, как правило, заинтересовываются ответами на данные вопросы. Значит, в них просыпается хоть небольшой интерес к знаниям.

Таки образом, введение в занятия небольших заданий (2-3 минуты), связанных с целеполаганием, позволяют развивать мотивацию обучения. Кроме того, задание такого направления нацеливают обучающихся на выводы о ценности формирования знаний.

В мотивации учебного процесса используются следующие виды учебной деятельности:

  • Поисковый - самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы.

  • Ассоциативный - установление связей между изучаемым материалом и перспективой на будущее и т.д.

Проявляются и исследовательские виды деятельности:

  • Осмысление философского значения содержания материала

  • Работа со словарями и справочниками

Репродуктивные виды деятельности:

  • Сообщения учащихся

  • Творческие работы и т.п.

Все это говорит о том, что развивая мотивацию обучения, необходимо уделять больше внимания вопросам нравственности, потому что именно она является духовно-практическим средством, помогающим школьникам понять своё отношение к Миру и к Себе в этом Мире, к своему дальнейшему участию в жизни общества.

Ведь именно «Нравственное отношение к делу требует определённых усилий, осмыслений, предполагает рефлексивное обращение на себя, называемое «совестью» (Д.Б. Эльконин), т. е. формирует духовно-нравственные качества личности. Для решения всего вышесказанного подходит метод проектов.

II. Метод проектов

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст­вие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или невосприятие) учителя уче­ником и наоборот, что также, оказывает влияние на прогресс в учении. Поэтому необходимо перестраивать работу так, чтобы ребенок видел к чему приведет именно его отношение к учебе, к делу. В этом и помогает нам метод проектов, ведь введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять их познавательную дея­тельность, значит, в основе метода лежит принцип сотрудничества

1. Метод педагогического сотрудничества

В настоящее время коренным образом меняется роль педагога и учащегося. В методе проектов показано, что роль педагога различна на разных этапах проектирования, взаимодействие педагога и обучающихся показывает, что чаще всего учитель выступает в роли консультанта и помощника, а акцент образования переносится на содержание, на процесс применения, имеющихся знаний. Учитель может проводить консультации по подбору материала, по пониманию темы проекты, его цели. Причем, делать это как с коллективом инициативной группы, так и с отдельными обучающимися.

Меняется и роль обучающихся в образовании: они выступают активными участ­никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк­тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У детей вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно­сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, что и как необ­ходимо делать, происходит формирование рефлексивной самооценки своих возможностей, умение планировать свою деятельность анализировать причины неудач и ставить задачи на освоение тех способов действия, которые обеспечат правильное решение данных целей - всему этому способствует метод пелагического сотрудничества, в основе которого лежит соблюдение принципов уважения личности:

уДеятельностный подход как основа воспитания духовно-нравственной личностиченик учитель

уДеятельностный подход как основа воспитания духовно-нравственной личностичитель ученик

уДеятельностный подход как основа воспитания духовно-нравственной личностиДеятельностный подход как основа воспитания духовно-нравственной личностиченик ученик

Таким образом, мы убедились, что в основе метода проектов лежит развитее критического мышления, развитие познавательных, творческих навыков учащихся, учений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Значит, современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

Значит, работая над тем или иным проектом, ребята учатся строить свою практическую деятельность совместно с другими ребятами, учатся находить необходимые для разрешения своих жизненных задач ответы, кроме того, в этом методе заложены элементы самоанализа и самоопределения личности. Учитель же выполняет роль консультанта.

Значит метод педагогического сотрудничества позволяет использовать все виды учебной деятельности: исследовательский и поисковый, рефлексивный и репродуктивный и т.п.

Рассмотри практическую сторону проекта

2. Практическая сторона проекта

Проект делится на несколько частей:

1. первоначальный этап;

  • определение задач;

  • постановка целей;

  • группирование состава участников проекта;

  • выбор лидера группы;

  • отбор материала;

  • работа с источниками;

2. составление сценария;

(консультации учителя, дополнения, переработки и т.п.)

3. обсуждение результатов работы;

4. защита проекта

  • литературные вечера

  • митинги

  • экскурсии

  • презентации

  • выступления перед учащимися и родителями и т.п.

  • участие в творческих конкурсах.

Значит, в этом методе для решения конкретных проблем в совместной деятельности школьников и педагогов рационально сочетаются теоретические знания и их практическое применение. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис метода проектов.

III. Культурологический аспект в проекте

Культурология - это наука, изучающая человеческое общество. Она связана с литературой, историей, философией. Предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности человека: материальные, моральные, эстетические, экономические. Поэтому введение культурологических устоев в учебный процесс создает условия для самовыражения и самоопределения учащегося, помогает формированию личности, обладающей интеллигентностью, морально - этическими качествами, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру, приобщает к общечеловеческим ценностям, т.е. наделяет личность необходимыми компетентностями для дальнейшего самовыражения. Культура есть феномен человеческого развития, значит, помочь определить свою сущность, свое место в жизни общества можно через призму анализа полученных знаний по культуре, истории, литературе через знакомство с деятельностью выдающихся людей, т.е. через культурологический аспект.

Так как в методе проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и воспитание духовно-нравственной личности, ввожу в проект материал, связанный со знаниями культуры, истории, литературы. Ребята сами определяют тематику культурологических исследований, связанных с предстоящими историческими датами, например, 200-летием Бородинского сражения, 25-летием вывода Российских войск из Афганистана, 50-летием полета человека в космос. Начинаем работу с подготовки литературного вечера: «Россия - Италия: диалог культур», так как, Италия - это родина Культуры.


1. Практическое применение культурологического аспекта в проекте

Проект рассчитан на несколько лет.

Основа проекта - культурология, так как в ней заключаются:

  • Основа мировоззрения высокоразвитой личности.

  • Неразрывная связь с историей.

  • Воспитание человека-патриота, т.е, духовно развитой личности.

Первоначальный этап.

Вовлекая ребят в работу над проектом, помогаю им определить цели и задачи данной деятельности.

Цель: сформировать такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, целеустремленность, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Педагогические задачи:

  1. Способствовать расширению знаний обучающихся в области истории, культуры, искусства, литературы - метопредметные связи.

  2. Формировать интерес к культуре и искусству, повышать общекультурный уровень обучающихся, развивать их творческие способности.

  3. Развивать духовно-нравственные качества личности: гражданственность, патриотизм, гордость за свое Отечество, стремление к самовыражению и к самореализации.

После этого предлагаю им подготовить вечер, посвященный содружеству двух стран России и Италии, остановиться на следующих вопросах:

1. Что нам дает культурное наследие прошлого?

2. О чем заставляет задуматься сегодня?

3. Почему образ Мадонны (женщины и младенца) никого не оставляет равнодушным?

4. Какие «вечные темы» могут быть представлены в работе?

Для решения этих вопросов в подготовке мероприятия создается инициативная группа из самых активных обучающихся класса. Ребята (5 человек) образуют свои команды:

  • «Исследователи»

  • «Литераторы»

  • «Сценаристы»

  • «Дизайнеры-компьютерщики»

  • «Музыканты».

В каждой группе ребята, проведя анкетирование, (см. Приложение 1) выбирают руководителя и его заместителя, на которых возлагается ответственность за выполнение заданий.

1. «Исследователи», проанализировав обширный культурологический материал (см. список литературы) предложили остановиться на творчестве таких замечательных личностей, как Рафаэль де Санти, Данте Алигьери (Италия), А.Блок, Н.Гумилев (Россия).

2. «Литераторы» подобрали материал по данной тематике, учтя рекомендации учителя, убрали лишнее и оставили необходимое.

3. «Дизайнеры» предложили следующее оформление: портреты, свечи, подсвечники, альбомы по данной теме, отобрали репродукции картин для слайдов будущей презентации (см. Приложение 4).

4. «Музыканты» подобрали музыкальные произведения русской и зарубежной классики - П.И.Чайковского, Д.Верди, Д. Пуччини, И.С. Баха (см.Приложение 2).

5. «Сценаристы», рассмотрев весь материал и учитывая замечания учителя, составили сценарий литературного вечера (см. Приложение 2).

По такой же схеме подготовили и провели митинг, посвященный 25-летию вывода советских войск из Афганистана, литературный вечер «И вечной памятью двенадцатого года…», внеклассное мероприятие «Вселенная человек и литература».

Данная работа позволила ребятам понять, как важны знания в мире, где немало проблем, одна из которых сохранение мира на земле, природных богатств планеты; другая, необходимость повышения уровня культуры и т.п., кроме того способствовала развитию познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей. На разных этапах выполнения проекта принимали решения:

  • Участвовать в конкурсе Российского детского фонда «Земля. Космос. Вселенная - наш дом» (где работа Кириченко О. «Мой любимый инопланетянин» заняла призовое место, а Ильина А. со своими стихотворениями по данной тематике стала лауреатом конкурса)

  • Участвовать в конкурсе сочинений «Гренадеры - вперед!» к 200-летию Бородинского сражения (работа Буровой Е. напечатана в сборнике лучших работ конкурсантов)

  • Выступать с сообщениями, презентациями перед учениками и родителями

  • Принять участие в районной конференции «Россия - Италия. Диалог культур»

  • Готовить анкеты, газеты, проекты, связанные


  • Организовать и провести митинг, посвященный 25-летию вывода советских войск из Афганистана

  • Провести «круглый стол» с приглашением матери воина-афганца Кумариной З.П., принять участие в конкурсе сочинений по данной теме (работа Буровой Д. заняла призовое место).

Значит, действительно метод проектов способствует самовыражению и самореализации индивидуальных потребностей школьников. Кроме того, обеспечить выполнение проектной деятельности помогает наличие в кабинете художественной и справочной литературы, фильмотеки, оснащение кабинета информационно-техническими средствами.


IV. Результаты

Рефлексия

За период работы над данным проектом ребята научились:

  • использовать методы исследования

  • определять проблемы проекта, вытекающие из нее задачи

  • работать с источниками

  • анализировать отобранный материал

  • корректировать, делать выводы

  • выполнять творческие задания разного типа

  • ориентироваться в культурологическом материале

  • пользоваться справочной литературой

  • собирать, анализировать, обобщать изученный материал

  • проводить анкетирование

  • излагать информацию в доступной форме, т.е. работать над развитием речи

  • работать в группах, т.е. развивать креативность

Репродукция

  • оформлять рекламный проект и создавать презентации

  • ориентироваться в публичных выступлениях

  • писать сценарии и сочинения

  • выступать с лекциями, сообщениями, презентациями

  • участвовать в конкурсах разного типа

Продукты проекта

  1. Сценарии литературных вечеров и мероприятий (Приложения 2, 3).

  2. Презентации (Приложение 4)

  3. Сочинения (Приложение 5).

  4. Конкурсные работы учащихся (Приложения 6, 7)

Кроме того, мы убедились, что данная проектная деятельность и деятельностный подход как основа формирования личности помогают добиваться развития таких качеств человека, как любовь к Родине и ее истории; позволяют углублять понятия чести достоинства, гражданственности, любви к Родине; вырабатывают стремление к самостоятельному получению знаний, т.е. развивают формирование духовно-нравственной личности, осознающий себя способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Учитель русского языка и литературы

Н.В. Шамшина

Список литературы


  1. Глебов А.А. «Метод характеристики исследования уровней сформированности личностного качества». (Известия ВГПУ 2010 №1)

  2. Ильин В.С. «Формирование личности школьника целостный процесс». М.Педагог. 1984 г.

  3. Медведев А.М. «О формировании нравственности посредствам психолого-педагогических технологий. Критический анализ».

  4. «Знаменитые династии России». Россия. Выпуски №27,29,41 и др. ООО «Де Агостини.»

  5. Стандарты второго поколения. Москва. «Просвещение» 2010 г.

  6. «С веком наравне».Т.1 Из. «Молодая гвардия» 1969 г.

  7. А.Гессен. «Во глубине сибирских руд» Издательство «Детская литература» 1965 г.

  8. «Декабристы и Сибирь» Москва. «Сов. Россия» 1988.

  9. М.Цветаева. Лениздат 1979 г. «Избранные стихи и проза».

  10. Марина Цветаева. «Душа и имя». Москва-Санкт-Петербург. 2012 г.

  11. Закон Российской Федерации «Об образовании». Гл.1. Ст.2. П.1. Москва: «Эксмо», 2011. С.4.

  12. Конституция Российской Федерации. Гл.2. Ст.44. п.2,3. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. С. 10.

13


© 2010-2022