Конспект урока по литературе на тему: Литературный ринг по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

«Ум и дела твои бессмертны…»

Литературный ринг по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели:

  1. Обучающая: выявить объём знаний учащихся по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;

  2. Развивающая: развивать творческое мышление, умение работать в коллективе;

  3. Воспитательная: воспитать уважительное отношение к литературе, способствовать всестороннему развитию личности.

Звучит «Вальс» Грибоедова (На экране слайд № 1)

1.Представление команд.

2.Слово учителя

«Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами», - так об Александре Сергеевиче Грибоедове и его бессмертной комедии отозвался другой великий Александр Сергеевич- Пушкин. И это по праву комедия, которая так и не удостоилась чести быть изданной при жизни автора, приобрела большую популярность у читающей публики и до сих пор любима ценителями литературы и меткого русского слова.

Во времена Грибоедова комедия распространялась в списках, т.е. переписывалась от руки. На одном экземпляре списка кто-то написал эпиграф:

Судьба, проказница- шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым - счастье от безумья,
Всем умным - горе от ума!
Метко, не правда ли!

3. Разминка. Дуэль афоризмов (1 балл)

Ведущий: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир комедии «Горе от ума». И начнем мы наше путешествие с занятия не очень хорошего, но достаточно обычного для первой четверти 19 века. С дуэли. Но с дуэли необычной. «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»,- сказал Пушкин о лёгком, афористичном языке комедии. Итак, конкурс афоризмов. Кому начинать первым, пусть решит жребий. (Жеребьёвка). К барьеру, сходитесь! (Участники команд по очереди приводят крылатые выражения из комедии, побеждает команда, чей афоризм был последним).

4. конкурс "Узнай героя".

За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу.

I команда

"Он славно пересмеять умеет всех..." (Чацкий)

"И золотой мешок и метит в генералы" (Скалозуб)

«Мечусь, как словно угорелый.

По должности , по службе хлопотня..." (Фамусов)

"...человек он светский,

отъявленный мошенник, плут,

Антон Антоныч (Загорецкий)

"Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал..." (Скалозуб)

"В чины выводит кто и пенсии даёт?" (Максим Петрович)

"...уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства" (Молчалин)

II команда

"А, впрочем, он дойдет до степеней известных,

ведь нынче любят бессловесных" (Молчалин)

"Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!" (Скалозуб)

"...бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин..." (Фамусов)

"Остёр, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив..." (Чацкий)

"...Он малый с головой,

И славно пишет, переводит" (Чацкий)

"...он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом..." (Максим Петрович, дядя Фамусова)

"...на цыпочках и не богат словами" (Молчалин)

5. конкурс "Ты - мне, я - тебе".

Каждый член команды задает по одному вопросу одному из соперников. Правильный ответ приносит команде по одному очку. Это индивидуальный конкурс, т.е. при ответе не допускается помощь других членов команды. Жюри определяет лучший вопрос и награждает автора.

6. конкурс чтецов.

От каждой команды выступают по два участника команды, 1 девочки и 1 мальчика. При чтении монолога учитываются выразительность и эмоциональность.

Лучший монолог оценивается в 5 баллов.

7. конкурс «Редактируем текст».

За верно выполненную редакцию текста команде начисляется 5 баллов.

О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? Душа или язык?

Чье это сочиненье!

Поверили, глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют -

И вот общественное мненье!

И вот та родина… Нет, в нынешний приезд,

Я вижу, что она мне скоро надоест,

А Софья, знает ли? - Конечно, рассказали,

Она не то чтобы мне именно во вред

Потешилась, и правда или нет -

Ей все равно, другой ли, я ли,

Никем по совести она не дорожит.

8. конкурс "Заморочки из бочки".

Каждый член команды достает из "бочки" вопрос. На обдумывание дается 15 секунд, отвечает вся команда, возможна помощь болельщиков. За каждый правильный ответ присуждается по 1 баллу.

Что отвечает Чацкий на слова Фамусова:

"А главное, поди-тка, послужи..."

"О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу..." Кто так отозвался о комедии?

Кто первым на балу распространил слух о сумасшествии Чацкого?

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". Кого из внесценических персонажей можно отнести к союзникам Чацкого?

"В комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека:" Кому из писателей, критиков принадлежат эти слова о комедии "Горе от ума"?

Как называется критический очерк о комедии, кто его автор?

Какому литературному направлению принадлежит комедия "Горе от ума"?

Из какого города переведен Молчалин Фамусовым в Москву?

Как оценил И.А.Гончаров финал комедии?

Как звали "вторую мать" Софьи?

9. конкурс «Кроссворд».

Каждая команда составляет кроссворд, состоящий из 10 вопросов, которыми они обмениваются. За полностью разгаданный кроссворд команде присуждается 5 баллов.

10. конкурс "Всё наоборот".

Чтобы отгадать зашифрованную фразу, надо каждое слово в ней заменить антонимом. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1 команда

Несчастные за минутами следят. (Счастливые часов не наблюдают)

Шептали мужики: "Караул" - и под землю каски закапывали. (Кричали женщины: "Ура"...)

Непорочность не счастье, молчание - не плохо. (Грех не беда, молва не хороша)

Чужие ничто маски. (Знакомые всё лица)

Стара история, а сомневаешься легко. (Свежо предание, а верится с трудом)

2 команда

Не герой твоей повести. (Герой не моего романа)

Стоял на улице, не оказался на этой же. (Шел в комнату, попал в другую)

Не обходи их меньше никаких радостей,

И крестьянская доброта, и крестьянская злоба. (Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь)

Шалаши стары, но вера новая. (Дома новы, но предрассудки стары)

Несчастен, кто не верит, холодно ему во тьме! (Блажен, кто верует, тепло ему на свете)

11. Конкурс капитанов.

За верно выполненную работу начисляется по 5 баллов.

соедини левый столбик с правым:
Капитану 1 команды:
1.Чацкий 1.Раболепствующий льстец.
2. Фамусов 2. Отвергает страстную любовь.
3.Софья 3. Хочет сжечь все книги.
4.Молчалин 4. Бежит из Москвы.
5. Скалозуб 5. Расчётливый карьерист.
6. Петрушка 6. который, «вечно с обновкой,
с разодранным локтём».
( 1 - 4; 2 - 3; 3 - 2; 4 - 1; 5- 5; 6- 6)

Капитану 2 команды:
1.Чацкий 1. Влюбляется в безродного служащего.
2. Фамусов 2. Заигрывает с молоденькими служанками.
3. Софья 3. Глупый солдафон.
4.Молчалин 4. Страстно любит дочь Фамусова.
5 Скалозуб 5. Говорит: « В мои лета не должно сметь
своё суждение иметь».
6. Максим Петрович 6. Падает на куртаге.
(1-4; 2-2; 3-1; 4-5; 5 - 3; 6 -6)

12. Инсценировка

Команде, которая лучше подготовила инсценировку, присуждается 10 баллов.

Предварительное задание:

За некоторое время до проведения викторины трем-четырем участникам из каждой команды, наиболее артистичным и творчески мыслящим, предлагается задание инсценировать сцену из комедии Грибоедова «Горе от ума» (5-8 минут), самостоятельно подобрать костюмы, отрепетировать мизансцены. Если ребята самостоятельно не смогут справиться с поставленной задачей, им нужно помочь. Не стоит пренебрегать этим заданием, т.к. оно очень оживляет игру, делает её более зрелищной, да и сам процесс подготовки, репетиции очень нравятся детям.

Игра со зрителями

Ведущий:

А пока команды думают, поиграем со зрителями, которые могут принести дополнительные баллы в копилку своей команды. (по 1 баллу за ответ)

В какое время года происходит действие пьесы? (зимой )

Сколько лет Софье Фамусовой? (17)

Как звали дядю Фамусова и какой поступок он совершил, чтобы приобрести милость при дворе Екатерины 2? ( Максим Петрович, в приемный день при царском дворе он поскользнулся и упал,ударившись затылком, затем еще два раза упал, рассмешив Екатерину II)

Кто восклицал: "Ба! Знакомые все лица"? (Фамусов)

Кто "глупостей не чтец, а пуще образцовых"? (Чацкий)

Кто "часов не наблюдает", потому что счастлив? (Софья)

Кто задавался вечным вопросом: "А судьи кто?"(Чацкий)

Кого Фамусов хотел отправить " в деревню,тетке, в глушь, в Саратов!" (Софью)

Для кого "злые языки страшнее пистолета"? (для Чацкого)

Что кричали женщины, когда "в воздух чепчики бросали"? (Ура!)

Кто считает, что "Молчалины блаженствуют на свете"? ( Чацкий)

Кто боялся того, " что станет говорить княгиня Марья Алексеевна"? (Фамусов)

Дает ли Грибоедов ответ на вопрос "Где, укажите на, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?" (нет, это риторический вопрос)

О каком городе так высказался Чацкий: "Дома новы, но предрассудки стары"? (о Москве)

Кто дойдет "до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных"? (Молчалин)

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, оно вам понравилось.

Подведение итогов и награждение команд.



© 2010-2022