Рабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н.В. Архангельского»



РАССМОТРЕНО

на заседании

МО учителей

русского языка и литературы

Протокол №_______

от «____» _________ 2015 г.



УТВЕРЖДАЮ

директор школы

Е.В. Костылева

Приказ №__________ от «____» ________2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ


11 «А, Б» классы (базовый уровень)

Учитель: Лямина Ольга Александровна








с.Мужи

2015 год

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и Программы по литературе 5-11 класс (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В.И. Коровина,М. Просвещение, 2009 г. с учетом учебника под редакцией Журавлёва В.П. Русская литература ХХ века. 11 класс и соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта 2004г. Она основана на Федеральном базисном плане 2004г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования, текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели данной программы (базовой уровень) :

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире,

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

- расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели используется учебник «Литература. 11 класс» в 2 ч. под ред. В. П. Журавлева. - 18 изд.- М. : Просвещение, 2013.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Содержание курса 10-11 класса, курса на историко - литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю

2. Содержание программы учебного предмета

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

«Облако в штанах».

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

Жизнь и творчество(обзор)

"Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

Жизнь и творчество(обзор)

«Разгром».

Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

«Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных - тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

"Доктор Живаго" (обзор).

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

Жизнь и творчество(обзор).

"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

Жизнь и творчество(обзор).

"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

Жизнь и творчество писателя(обзор).

"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917-1941 годы

И.С.Шмелев.

Рассказы

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

Рассказы.

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В.В.Набоков.

«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью - даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский - редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

3. Требования к уровню подготовки учащихся:


Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники должны знать и уметь применять на практике:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе

  • понятия, связанные с поэтикой художественного произведения в его содержательном аспекте- тема, проблема, идейный мир и формальном -композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев-портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи);

  • понятия, характеризующие жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

-объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

-характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-выявлять систему авторских оценок, его эстетический идеал.

-определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

-выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

-давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

-писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;

-писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Плановые сроки

Коррекция

1

1

Введение. Характеристика литературного процесса

1.09


2

1

Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина

2.09


3

1

Лирическое мастерство, красота и гибкость стиля поэзии И. А. Бунина

3.09


4-5

2

«И в этом - весь Бунин» (А. Н. Архангельский). Своеобразие лирического повествования в прозе Бунина. Психологизм бунинской прозы и особенности внешней изобразительности

8.09


6

1

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. Бунина

9.09


7-8

2

Этапы жизни и творчества А. И. Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»

10.09

15.09


9-10

2

Традиции русской психологической прозы в повести Куприна «Олеся»

16.09

17.09


11

1

Жизнь и творчество Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Обзор

22.09


12

1

Герои ранних рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

23.09


13-14

2

Социально-философская драма М. Горького «На дне»

24.09

29.09


15

1

«Три правды» в пьесе Горького «На дне»

30.09


16

1

Урок-практикум. Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького. Обучение анализу эпизода эпического произведения

01.10


17-18

2

Роман Горького «Фома Гордеев»: проблемы и герои

06.10

07.10


19

1

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии

08.10


20-21

2

Особенности русского символизма как модернистского течения. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии

13.10

14.10


22

1

Акмеизм как литературное течение. Истоки акмеизма

15.10


23

1

Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева

20.10


24

1

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

21.10


25-26

2

Лирика поэтов Серебряного века

22.10

03.11


27-28

2

Контрольное сочинение «Мой любимый поэт Серебряного века»

04.11

05.11


29

1

Александр Блок. Судьба и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме»

10.11


30

1

Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока

11.11


31-32

2

Тема России в поэзии Александра Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом»

12.11

17.11


33-34

2

Поэт и революция. «Двенадцать». Проблематика и поэтика

18.11

19.11


35

1

Лирический роман Сергея Есенина (жизнь и творчество поэта)

24.11


36

1

Поэтика стихотворений Сергея Есенина

25.11


37

1

Лирика Есенина после революции

26.11


38-39

2

Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме

01.12

02.12


40

1

Анализ стихотворений С. А. Есенина

03.12


41-42

2

Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика поэта

08.12

09.12


43

1

Маяковский и революция. Выражение авторской позиции в произведениях периода 1917-1921 гг.

10.12


44

1

Своеобразие любовной лирики Маяковского

15.12


45

1

Сатирическая лирика и драматургия Маяковского

16.12


46

1

Литература 20-х годов. Обзор

17.12


47-48

2

Революция и гражданская война в литературе 20-х годов

22.12

23.12


49-50

2

Литература 30-х годов (обзор)

24.12

12.01


51

1

Жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова

13.01


52-53

2

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенности композиции и проблематика. Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе

14.01

19.01


54

1

Сатирический и фантастический пласты романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

20.01


55

1

«Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака

21.01


56-57

2

Жизнь и творчество Андрея Платоновича Платонова (обзор). Необычность языка и стиля повести Платонова «Котлован»

26.01

27.01


58-59

2

Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики Ахматовой

28.01

02.02


60

1

Трагическое звучание «Реквиема» А. Ахматовой

03.02


61-62

2

Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой. Уникальность поэтического голоса

04.02

09.02


63-64

2

Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой

10.02

11.02


65-66

2

Жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»

16.02

17.02


67

1

«Мысль семейная» в романе Шолохова «Тихий Дон». Женщина как хранительница семейного тепла

23.02


68

1

Картины гражданской войны в романе Шолохова «Тихий Дон»

24.02


69

1

Судьба Григория Мелехова (семинар)

25.02


70-71

2

Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

01.03

02.03


72-73

2

Литература Великой Отечественной войны (обзор). Поэзия

03.03

08.03


74-75

2

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в военной прозе

09.03

10.03


76

1

Литература 50-90-х годов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики. Николай Рубцов

15.03


77

1

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Стихи разных лет Беллы Ахмадулиной

16.03


78

1

Нравственная проблематика и художественные особенности «деревенской прозы»

17.03


79

1

«Городская проза в современной литературе». Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

29.03


80

1

Драматургия 50-90-х годов. Нравственная проблематика пьес Вампилова

30.03


81-82

2

Жизнь и творчество Александра Трифоновича Твардовского. Своеобразие лирики

31.03

05.04


83-84

2

Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор). Философская глубина раздумий в стихотворениях поэта

06.04

07.04


85-86

2

Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя

12.04

13.04


87

1

Исследование человеческой природы «в крайне важном состоянии, близком к состоянию зачеловечности» в прозе Варлама Шаламова (1907-1982)

14.04


88

1

«Сопричастный всему живому». Основные темы творчества Виктора Петровича Астафьева. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»

19.04


89-90

2

Народ и его земля в повести Валентина Григорьевича Распутина «Пожар»

20.04

21.04


91

1

Проблемно-тематический диапазон поэзии Иосифа Александровича Бродского

26.04


92-93

2

Особенности звучания современной авторской песни

27.04

28.04


94

1

Основные направления и темы литературы русского зарубежья

03.05


95-96

2

Литература конца ХХ - начала XXI вв. Рецензия на прочитанную книгу

04.05

05.05


98-99

2

Итоговая работа. Контрольное сочинение

10.05

11.05


100-101

2

Вечные темы мировой литературы. Особенности творчества Э. Хемингуэя

17.05

18.05


102

1

Итоговый урок

19.05



5. Перечень учебно-методических средств обучения:


1. Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.П.Журавлева. Базовый уровень. 2006 год

2. «Литература ХХ века» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.,2009

3. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / М.: Вентана-Граф, 2007

  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. В 2-х частях / М.: ВАКО, 2002

  3. Литература: Современная русская литература: 1970-1990-е годы: Книга для учителя / М.: Изд-во Первое сентября, 2002

  4. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература XIX-XX веков. Тесты и контрольные вопросы / М.: Интеллект-Центр, 2006

  5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах /М.: Айрис-пресс, 2002

  6. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века / Паритет, 2000

  7. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005

  8. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Державина до Ходасевича: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005

  9. Тестовые задания по русской литературе. 10-11 класс. В 3-х частях. Сост. А.Б. Малюшкин / М.: ТЦ Сфера, 2005СПИСО


© 2010-2022