Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс ФГОС (Курдюмова)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Цели и задачи программы

Ц Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Задачи:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту НОО

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т. Ф. Курдюмовой. УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф.

- Образовательной программы МБОУ Огудневской СОШ д. Огуднево ЩМР МО.

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Место и роль учебной дисциплины

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Специфика программы

Литература - один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Успешность изучения курса литературы обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Планируемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.








Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 А классе




Номера урококов



Наименования разделов и тем



Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных действий) по теме




Плановые сроки прохождения



Скорректированные сроки прохождения

Литература - искусство слова (1 час).

1

Литература - искусство слова.

Найти и выделить необходимую информацию из учебника, определить понятия, создать обобщения. Выбрать действия в соответствии с поставленной задачей. Поставить вопросы и обратиться за помощью к учебной литературе.

1.09

Мифы (4 часа).

2

Мифы и мифология.

Определить основные особенности мифа. Характеристика героев мифа. Средства художественной выразительности.

4.09

3

Календарные мифы. Масленица.

7.09

4

Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов.

8.09

5

Миф «Золотые яблоки Гесперид».

11.09

6

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». Итоговый урок по мифам Древней Греции.

14.09

Устное народное творчество (13 часов).

7

Фольклор - устное народное творчество.

Различать пословицы и поговорки.

Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.

Выявлять характерные для народных сказок художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

Читать выразительно фрагмент сказок.

Характеризовать героя сказок и пьесы.

15.09

8

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

18.09

9

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

21.09

10

Положительные герои сказки, их помощники и противники «Царевна - лягушка».

22.09

11

Сказки народов мира. Сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь»

25.09

12

Приключения Синдбада и его стремление познать тайны окружающего мира.

28.09

13

Малые жанры фольклора.

29.09

14

Загадки.

2.10

15

Анекдоты. Сказка - анекдот.

5.10

16

Песни и частушки.

6.10

17

Народный кукольный театр.

Сатира в кукольной

комедии. « Озорник Петрушка ».

9.10

18

Насыщенность пьесы «Озорник Петрушка» малыми жанрами фольклора.

12.10

19

Итоговый урок по теме «Фольклор» (урок-игра).

13.10

Литература XIX века (32 часа).

20

Русская классическая литература.

Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты выразительно произведений русской литературы второй половины XIX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.





16.10

21

И. А. Крылов. Жанр басни. Басни Крылова « Свинья под дубом». «Осел и мужик».

19.10

22

И. А. Крылов. Жанр басни. Басни Крылова « Свинья под дубом». «Осел и мужик».

20.10

23

Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе.

23.10

24

А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Няне».

26.10

25

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.

27.10

26

Фантастические события сюжета поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

30.10

24

Поэтические картины зимы в лирике А. С. Пушкина («Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»).

10.11

27

Поэтические картины зимы в лирике А. С. Пушкина («Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы»).

13.11

28

М. Ю. Лермонтов Сведения о жизни поэта. Стихотворение «Парус».

16.11

29

М. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете».

17.11

30

РР Отработка выразительного чтения.

20.11

31

Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота».

23.11

32

Фантастическое и реальное в повести «Пропавшая грамота».

24.11

33

И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Муму». История создания рассказа.

27.11

34

Герасим в доме барыни

Герасим и Татьяна

30.11

35

Герасим в доме барыни

Герасим и Татьяна

1.12

36

Герасим и Муму.

4.12

37

РР Подготовка к классному сочинению по рассказу

И. С. Тургенева «Муму».

7.12

38

РР Сочинение по рассказу Тургенева «Муму».

8.12

39

Поэтический образ Родины. И.С. Никитин, М.Ю. Лермонтов,

А.К. Толстой.

11.12

40

Поэтический образ Родины.

Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев.

14.12

41

Поэтический образ Родины.

А.А. Фет.

15.12

42

Стихотворные размеры.

18.12

43

Вн.чт. Час любимого стихотворения.

21.12

44

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» История создания, особенности повествования.

22.12

45

Защитники Родины в изображении

М. Ю. Лермонтова.

25.12

46

Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Партизанская война и её герои.

28.12

47

Петя Ростов в партизанском отряде.

29.12

48

Первый бой и гибель Пети.

11.01

49

М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (отрывок). Особенности драматического произведения.

12.01

50

РР Подготовка к сочинению по произведениям Л. Н. Толстого и М. А. Булгакова.

15.01

51

РР Сочинение по произведениям Л. Н. Толстого и М. А. Булгакова.

18.01

Литература XX века (35 часов).

52

Связь веков в поэзии 20 века. И. А. Бунин. «26-е мая».

Воспринимать текст литературного произведения. Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, И. С. Шмелева, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. П. Платонова, А. Т. Твардовского.






19.01

53

А. А. Ахматова. «В Царском Селе».

В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину».

22.01

54

Литературные сказки 20 века. К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».

25.01

55

Мастерство Х. К. Андерсена в построении сюжета и создании характеров сказки «Снежная королева».

26.01

56

Кай и Герда. Силы добра и зла.

29.01

57

Приключения Герды.

1.02

58

Могущество любви, дружбы, верности.

2.02

59

РР Сочинение по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

5.02

60

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки.

8.02

61

Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью.

9.02

62

«Сказоки по телефону» Джанни Родари.

12.02

63

Особенности жанра «Сказок по телефону» Джанни Родари.

15.02

64

Особенности жанра «Сказок по телефону» Джанни Родари.

16.02

65

В. В. Набоков. «Аня в стране чудес». Любознательность героини.

19.02

66

Чудо и парадокс в в сказке

В. В. Набокова «Аня в стране чудес».

22.02

67

Дж. Р. Р. Толкиен. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно».

26.02

68

«Огонь» и «полымя» в жизни героев повести

Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».

29.02

69

Контрольная работа по сказкам 20 века.

1.03

70

И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями».

4.03

71

Е. И. Замятин. «Огненное А». Мечта подростков 20 века о связи с Космосом.

7.03

72

Вн.чт. Внекласное чтение. Рассказ И. С. Шмелева «На святой».

11.03

73

Отвага и решительность героев очерка А. И. Куприна «Мой полёт».

14.03

74

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов 20 века.

15.03

75

Чувство привязанности к окружающему человека миру природы в стихотворениях 20 века.

18.03

76

РР Отработка выразительного чтения.

21.03

77

Картины природы в лирической прозе

М. М. Пришвина «Времена года».

1.04

78

Мир наших братьев меньших.

4.04

79

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

5.04

80

Вн.чт. Стихотворения о войне.

8.04

81

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа.

11.04

82

Герой рассказа Астафьева «Васюткино озеро».

12.04

83

РР Васютка и его путешествие по осенней тайге. Подготовка к написанию домашнего сочинения.

15.04

84

Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Цена настоящей дружбы.

18.04

85

Контрольная работа по теме «Литература 20 века».

19.04

Путешествия и приключения (10 часов).

86

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм главного героя романа.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Осмысленно прочитать и объяснить значение прочитанного. Изложить содержание прочитанного текста выборочно. Самостоятельно сформулировать проблему и цели урока.

Построить монологические высказывания.

Узнать, назвать, определить объекты в соответствии с содержанием. Сформировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.

Прочитать вслух, понямать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

Построить сообщения исследовательского характера в устной форме. Сформировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

Проявлять активность для решения познавательных задач.

22.04


87

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм главного героя романа.

25.04

88

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Двойственный характер главного героя.

26.04

89

Вн.чт. Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы по выбору).

29.04

90

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» -автобиографическая повесть. Герои произведения.

2.05

91

Вн.чт. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуёмная фантазия (главы по выбору).

3.05

92

Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

6.05

93

А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести.

10.05

94

Находчивость, энергия и изобретательность главного героя.

13.05

95

Урок-практикум «Сюжет и композиция художественного произведения».

16.05

Новая жизнь знакомых героев. Итоги (10 часов).

96

Н. С. Гумилёв. «Орёл Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэта 20 века.

Изложить содержание прочитанного текста выборочно, выделить и сформулировать познавательную цель. Оценить и сформулировать то, что уже усвоено. Смоделировать монологическое высказывание.

Дать определения понятиям, обобщить их, самостоятельно вычитать все виды текстовой информации, построить рассуждения.

Сформулировать тему, проблему, цель урока, установить целевые приоритеты.

17.05

97

Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в новом произведении.

20.05

98

Контрольная работа за курс 5 класса.

23.05

99

Анализ контрольной работы.

24.05

100

Читательская конференция на тему «Какое произведение за курс 5 класса мне запомнилось».

24.05

101

Составление кроссворда по одному из изученных разделов.

27.05

102

Составление кроссворда по одному из изученных разделов.

27.05

103

Демонстрация кроссворда.

30.05

104

Повторение и обобщение материала за курс 5 класса.

30.05

105

Итоговый урок. Что читать летом?

31.05

ИТОГО

105 часов







Список используемой литературы:

Программы

  1. (ФГОС) Рабочие программы по литературе к УМК Курдюмовой Т.Ф. и др. Составитель Егорова Н.В., М.: Вако, 2013.

Учебники

  1. (ФГОС) Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. 2-е издание. М.: Дрофа, 2013

Методические пособия

  1. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2009.

  2. 4. Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.

  3. 5. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс. Составитель О. В. Финтисова. - Волгоград, «Учитель», 2002.





17


© 2010-2022