- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по математике на тему: Сумма n – первых членов арифметической прогрессии
Урок по математике на тему: Сумма n – первых членов арифметической прогрессии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухаметтагирова О.А. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Сумма n - первых членов арифметической прогрессии.
Цель урока: Сформировать навыки нахождения суммы n- первых членов арифметической прогрессии. Формирование навыков решения компетентностных задач на примере использования формул суммы n- первых членов арифметической прогрессии подготовительного характера к итоговой аттестации.
Задачи урока:
-
Ознакомить с формулой нахождения суммы n- первых членов арифметической прогрессии;
-
Определить степень значимости таких задач в международном исследование;
-
Формировать коммуникативные качества у обучающихся (умение принимать чужую точку зрения, договариваться, находить пути решения, выбирать не только верный, но и рациональный способ решения задачи).
Оборудование: слайд - презентация, раздаточный материал
ХОД УРОКА:
-
Организация учебной деятельности:
-
Актуализация базовых знаний:
№1. (1 балл)
№2. (1 балл)
№3. (2 балл)
Решение: 1)
2)
3)
-
Постановка цели и задачи урока обучающимися.
Для постановки цели и задач обучающимся даётся текст с рядом задач. На основании анализа текста ученики самостоятельно формулируют цели и задачи к данному уроку.
Как вы думаете, какое ключевое выражение заключено в условиях задач?
-
Дана арифметическая прогрессия: -6,2; -1,2; 3,8… Найдите сумму первых пяти её членов.
-
Арифметическая прогрессия (аn) задана условием: аn = 2n -7. Найдите сумму первых десяти членов прогрессии.
-
В арифметической прогрессии (аn) а1= 3, а сумма первых семи её членов равна 0. Найдите разность арифметической прогрессии.
Какова тема урока? Чему должны научиться?
4. Физминутка для мозга. (большой на правой руке и маленький палец на левой руке одновременное чередование)
5. Изучение нового материала. (Информация о задаче, которую Гаусс решил в шестилетнем возрасте)
В одной из школ Германии, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Каково же было удивление учителя, когда один из учеников через минуту воскликнул: «Я уже решил…» и дал ответ: 5050. Прав ли был мальчик?
(он вероятно рассуждал так: «Сумма первого и последнего слагаемого равна 101, сумма второго и предпоследнего слагаемого, тоже 101 и ничего странного в этом нет. Второе слагаемое на единицу больше первого, а предпоследнее на единицу меньше последнего, так что сумма должна быть такой же. То же будет происходить и с каждой новой парой чисел. Таких сумм 50, так как всего чисел 100 и все они разделены на пары. Значит, вся сумма равна числу 101 умноженному на 50. И Гаусс подсчитал, что сумма равна 5050».)
Но, есть наверное формулы, по которым вычисляют сумму n - первых членов арифметической прогрессии?
Стр 80-83 § 11 изучить (материал в парах) и запишите формулы.
-
Историческая справка (Гаусс)
-
Закрепление
Задача о заключении трудового договора.
Между работником и работодателем должен быть заключен трудовой договор. Предлагаются два варианта оплаты труда:
(1) работнику в первый день работы выплачивается 4 тыс. р., во второй - 5 тыс. р., в третий - 6 тыс. р. и т. д.;
(2) по второму варианту работник получает в первый день работы 2 тыс. р., во второй - 4 тыс. р., в третий - 6 тыс. р., в четвертый - 8 тыс. р. и т. д.;
На какие условия выгодно согласиться работнику, а на какие - работодателю?
Как Вы понимаете условие задачи? Как это связано с действительностью? Возникли ли у Вас другие вопросы? Какие сведения, по Вашему мнению, отсутствуют? Что еще нужно знать, чтобы в этом разобраться?
В процессе решения задачи о заключении трудового договора предлагаем Вам заполнить следующую таблицу (кроме ее последнего столбца, который будет заполнен позже).
«Я решаю задачу»:
Я делаю предположение
Я решаю
Я спрашиваю
Я узнал(а)
Я думаю, что для рабочего выгоднее вариант оплаты …
Сначала я запишу формулы, необходимые для решения задачи ...
и ответить на вопрос:
Какие знания Вам понадобятся для решения задачи о заключении трудового договора?
Задание 1. Может быть, в процессе решения задачи о заключении трудового договора у ам понадобятся дополнительные данные. (предлагается таблица - соответствий)
«Таблица соответствий»
(соответствий между количеством проработанных дней и денежными суммами, причитающимися за выполненную работу по договору, по вариантам оплаты (1)(2))
Дни
Вариант
1
2
3
4
5
6
(1б)
8
9
10
11
12
13
14
…
n
(1)
руб.
a
4
5
6
7
8
(1б)
10
11
12
13
14
15
16
17
…
an=
(2 б)
S
4
9
15
22
30
(2б)
49
60
72
85
99
114
130
147
…
Sn=
(4 б)
(2)
руб.
a
2
4
6
8
10
(1б)
(1б)
16
18
20
22
24
26
28
…
an =
(2 б)
S
2
6
12
20
30
42
(2б)
72
90
110
132
156
182
210
…
Sn=
(4 б)
Дни
Вариант
1
2
3
4
5
6
7
(1б)
8
9
10
11
12
13
14
…
n
(1)
руб.
a
4
5
6
7
8
7
(1б)
10
11
12
13
14
15
16
17
…
an= n+3
(2б)
S
4
9
15
22
30
39
(2б)
49
60
72
85
99
114
130
147
…
Sn= (7+n)n/2
(4б)
(2)
руб.
a
2
4
6
8
10
12
(1б)
14
(1б)
16
18
20
22
24
26
28
…
an = 2n
(2б)
S
2
6
12
20
30
42
56
(2б)
72
90
110
132
156
182
210
…
Sn=(1+n)n
(4б)
Сделайте, по необходимости, дополнительные записи в таблице.
Как бы Вы ответили бы на данные вопросы?
Какой из вариантов оплаты труда дает возможность, например в течение 5 дней (в течение рабочей недели), заработать больше денег, при этом, как быстро нарастают суммы денежных выплат по каждому варианту оплаты? ______________________________________________________________________________________ (из двух вариантов - второй выгоднее)
За какое минимальное количество проработанных дней рабочий получит более, например 40 тыс. рублей, по каждому варианту оплаты? ____________________________________________________________________ ( по первому - на 7 день, по второму - на 6 день)
Не является ли подвохом то, что, во-первых, не указаны сроки заключения договора, во-вторых, не указана норма рабочего дня и рабочей недели? _____________________________________________________
( подвох - если меньше пяти дней, то первый выгоден для работника, если больше пяти дней, то по второму)
Каков размер денежного вознаграждения аn, причитающегося, например на 30-й (n=30) день работы, по каждому варианту оплаты?____________________________________________________________________
(По первому =555 тыс. руб., по второму =930 тыс. руб.)
Какие условия договора выгоднее работнику, а какие - работодателю?
-
Рефлексия. Оценивание.
25 - 22 баллов - «5»
21 - 19 баллов - «4»
18 - 13 баллов - «3»
12 и менее баллов - «2»
Рефлексию можно провести в такой форме.
Заполнить последнюю графу таблицы «Я решаю задачу»
Домашнее задание. Придумать подобную задачу