- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тезисы к лекционным занятиям по русскому языку
Тезисы к лекционным занятиям по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арутюнова А.А. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тезисы к лекционному занятию № 1
По дисциплине: «Русский язык»
Тема занятия: Введение
Цель занятия:
-
познакомить студентов с программой по русскому языку, с основными требованиями к знаниям и умениям студентов - с понятием литературная речь, его особенностями и формами;
-
познакомить студентов с основными разделами предмета.
Количество часов: 2 ч.
Вопросы:
-
Предмет и задачи курса русского языка.
-
Русский язык. Местные диалекты и литературный язык.
-
Разделы курса русского языка.
Учебные наглядные пособия, используемые на лекции: Учебник «русский язык»: ч.1, Земский А.М.
Вопросы для самоконтроля:
Задания для СР: Законспектировать и выучить наизусть 2 - 3 высказывания русских писателей о богатстве и красоте русского языка.
Литература:
-
Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х частях - Ч. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учеб. для студ. сред.учебных педагогических заведений /под редакцией Виноградова В.В./ - М.: Издательский центр «Академия» 2000.
-
Касаткин Л.А. и др.Русский язык: В 2-х частяхЧ. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология:Учебник для студентов высших учебных заведений /под редакцией Максимова Н.М./ - М.; Просвещение, 1989.
Тезисный материал к лекции
-
Предмет филологической направленности (в том числе и русский язык) выделяются среди других тем, что они способствуют, прежде всего, усвоению знаний по стратегиям речевого поведения и успешному общению. С помощью материала данного учебника вы научитесь правильно выражать свои мысли, развивать способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, организовать свою и чужую речевую деятельность.
-
Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Выделяются местные диалекты или наречия: севернорусские и южнорусские наречия; («акают» - черта южнорусского наречия); (Т - твердое - черта северорусского наречия).
-
Литературный язык нормативность
Исторически сложившееся, одобренные большинством говорящих, образцы произношения; употребление слов и грамматических форм.
4. Литературный язык речь устная
речь письменная
5. Разделы курса русского языка:
1. Фонетика (греч. phonetike - звук) - учение о звуковом строе языка. Приложением к фонетике являются: орфоэпия (греч. оrthos - правильный и epos - слово) - наука о правильном произношении.
2. Словообразование - наука о способах и средствах образования новых слов, а также о строении (составе0 имеющихся слов.
3. Грамматика (греч.grammatike) - наука о строе языка.
Она состоит из двух разделов: морфология и синтаксиса.
4. Морфология (morhe - форма, logos - учение) - раздел грамматики изучающий словоизменение и грамматические разряды слов (части речи), имеющиеся в данном языке.
5. Синтаксис (греч. Sintaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении.
На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
6. Орфография (греч. Orthos - правильный и grapho - пишу) - совокупность правил правописания.
7. Пунктуация (лат. Punctum - точка) - совокупность правил употребления знаков препинания.
8. Лексикология ( греч. lexis - слово и logos - учение), учение о словарном составе языка и фразеология (греч. phrases - выражение) - учение об устойчивых выражениях, используемых в данном языке.
9. Стилистика - учение о средствах языковой выразительности и условиях их использования в речи - и культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
Тезисы к лекционному занятию № 2
По дисциплине: «Русский язык».
Тема занятия: Лексикология и фразеология.
Цель занятия:
-
углубить и систематизировать важнейшие сведения по лексикологии;
-
дать понятие о лексических и грамматических значениях слов;
-
о лексике современного русского языка с точки зрения ее происхождения и активного и пассивного словарного запаса;
-
показать влияние заимствованных слов на язык.
Количество часов: 2 ч.
Вопросы:
-
Лексикология: предмет, лексическое и грамматическое значение.
-
Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения.
-
Лексика современного русского языка с точки зрения её активного и пассивного словарного запаса.
-
Общее понятие о фразеологии.
Учебные наглядные пособия, используемые на лекции: таблица, учебник «Русский язык».
Вопросы для самоконтроля:
-
Что является предметом лексикологии?
-
Какие значения имеют слова?
-
Как могут различаться слова?
-
Многозначность слов.
-
На какие разделы подразделяется лексика?
Задания для СР: законспектировать материал «лексика современного русского языка с точки зрения стилистической» с. 17 - 24.
Литература:
-
Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х частях - Ч. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учеб. для студ. сред.учебных педагогических заведений /под редакцией Виноградова В.В./ - М.: Издательский центр «Академия» 2000.
Тезисный материал к лекции
1. Лексика - это словарный состав; наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значения слов и их употребление в речи.
-
Значение слова грамматическое (ч.р., т.е. набор признаков)
лексическое (содержание слова, то, что оно обозначает в действительности)
-
Лексическое значение однозначные слова
многозначные слова
прямое значение
переносное значение
(нос корабля, он лиса)
-
Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения.
а) Исконно русская.
б) Заимствованная:
1) из славянских языков: (бремя, благодать, крест);
2) из неславянских языков: (костюм, театр, бухгалтер).
-
Лексика современного русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.
1) По времени появления:
а) устаревшие слова
историзмы (подъячий, алтын)
архаизмы (перст (палец), чело (лоб)
б) неологизмы (новые слова) приватизация, дискета, ваучер.
2) По сфере употребления:
а) общеупотребительная
б) ограниченного употребления
диалектная профессиональная (термины):
кочет (петух) фонендоскоп, скальпель,
качка (утка) анестезия.
-
Фразеология - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. В предложении являются одним членом предложения.
а) основные типы: фразеологические единицы, сращения, сочетания, выражения.
Тезисы к лекционному занятию № 3
По дисциплине: «Русский язык»
Тема занятия: Словообразование.
Цель занятия:
-
углубить, систематизировать, материал;
-
дать понятие о способах образования слов; основных составляющих частей слова;
-
формировать навыки морфем, словообразовательного и этимологического анализа слов.
Количество часов: 2 ч.
Вопросы:
-
Образование слов. Грамматические формы одного и того же слова.
-
Понятие морфемы. Морфемный анализ.
-
Основные способы словообразования и формообразования в русском языке.
Учебные наглядные пособия, используемые на лекции: таблица, учебник «Русское правописание» (практикум).
Вопросы для самоконтроля:
-
Чем вызвано образование новых слов?
-
Как вы понимаете грамматическое значение слова?
-
Что такое морфема, морфемный анализ?
-
Перечислите основные способы словообразования в русском языке?
-
Перечислите основные способы формообразования в русском языке?
-
Словообразовательный анализ слов?
Задания для СР: Законспектировать тему: «Чередование звуков» § 94, с.96; § 96, с. 99.
Литература:
-
Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х частях - Ч. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учеб. для студ. сред.учебных педагогических заведений /под редакцией Виноградова В.В./ - М.: Издательский центр «Академия» 2000.
Тезисный материал к лекции
1. В Языке одни слова производятся от других, например: вода - водный, водяной. Вызвано потребностями общества.
Грамматические формы одного и того же слова - это разновидности слова, которые отличаются друг от друга только грамматическими значениями.
Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание.
-
Значащие части слова: корни, суффиксы, приставки, окончания - называются общим термином Морфема. Морфема - это наименьшая (т.е. далее не членимая) значащая часть слова.
Определяя состав слова, мы произвели морфемный анализ.
-
В русском языке такие типы словообразования: морфологические и аффиксальные. («аффикс» - общий термин, которыми называются словообразовательные морфемы: суффиксы и приставки)
К аффиксальным способам относятся:
а) префиксация, делать - переделать;
б) суффиксация, летать - летчик;
в) суффиксально-префиксальный - при станции, пристанционный;
г) нулевая суффиксация - приходить - приход, синий - синь.
-
Основные способы формообразования:
а) формообразующих суффиксов - умный-умнее;
б) формообразующих приставок - делать-сделать;
в) чередование звуков; изменение места ударения;
г) меной формообразующих суффиксов: решить-решать,
бросить-бросать