Тезисы к лекционным занятиям по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тезисы к лекционному занятию № 1


По дисциплине: «Русский язык»

Тема занятия: Введение

Цель занятия:

  1. познакомить студентов с программой по русскому языку, с основными требованиями к знаниям и умениям студентов - с понятием литературная речь, его особенностями и формами;

  2. познакомить студентов с основными разделами предмета.

Количество часов: 2 ч.

Вопросы:

  1. Предмет и задачи курса русского языка.

  2. Русский язык. Местные диалекты и литературный язык.

  3. Разделы курса русского языка.

Учебные наглядные пособия, используемые на лекции: Учебник «русский язык»: ч.1, Земский А.М.

Вопросы для самоконтроля:

Задания для СР: Законспектировать и выучить наизусть 2 - 3 высказывания русских писателей о богатстве и красоте русского языка.

Литература:

  1. Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х частях - Ч. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учеб. для студ. сред.учебных педагогических заведений /под редакцией Виноградова В.В./ - М.: Издательский центр «Академия» 2000.

  2. Касаткин Л.А. и др.Русский язык: В 2-х частяхЧ. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология:Учебник для студентов высших учебных заведений /под редакцией Максимова Н.М./ - М.; Просвещение, 1989.






Тезисный материал к лекции

  1. Предмет филологической направленности (в том числе и русский язык) выделяются среди других тем, что они способствуют, прежде всего, усвоению знаний по стратегиям речевого поведения и успешному общению. С помощью материала данного учебника вы научитесь правильно выражать свои мысли, развивать способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, организовать свою и чужую речевую деятельность.

  2. Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Выделяются местные диалекты или наречия: севернорусские и южнорусские наречия; («акают» - черта южнорусского наречия); (Т - твердое - черта северорусского наречия).

  3. ЛТезисы к лекционным занятиям по русскому языкуТезисы к лекционным занятиям по русскому языкуитературный язык нормативность

Исторически сложившееся, одобренные большинством говорящих, образцы произношения; употребление слов и грамматических форм.

4Тезисы к лекционным занятиям по русскому языкуТезисы к лекционным занятиям по русскому языку. Литературный язык речь устная

речь письменная

5. Разделы курса русского языка:

1. Фонетика (греч. phonetike - звук) - учение о звуковом строе языка. Приложением к фонетике являются: орфоэпия (греч. оrthos - правильный и epos - слово) - наука о правильном произношении.

2. Словообразование - наука о способах и средствах образования новых слов, а также о строении (составе0 имеющихся слов.

3. Грамматика (греч.grammatike) - наука о строе языка.

Она состоит из двух разделов: морфология и синтаксиса.

4. Морфология (morhe - форма, logos - учение) - раздел грамматики изучающий словоизменение и грамматические разряды слов (части речи), имеющиеся в данном языке.

5. Синтаксис (греч. Sintaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении.

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

6. Орфография (греч. Orthos - правильный и grapho - пишу) - совокупность правил правописания.

7. Пунктуация (лат. Punctum - точка) - совокупность правил употребления знаков препинания.

8. Лексикология ( греч. lexis - слово и logos - учение), учение о словарном составе языка и фразеология (греч. phrases - выражение) - учение об устойчивых выражениях, используемых в данном языке.

9. Стилистика - учение о средствах языковой выразительности и условиях их использования в речи - и культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

Тезисы к лекционному занятию № 2


По дисциплине: «Русский язык».

Тема занятия: Лексикология и фразеология.

Цель занятия:

  1. углубить и систематизировать важнейшие сведения по лексикологии;

  2. дать понятие о лексических и грамматических значениях слов;

  3. о лексике современного русского языка с точки зрения ее происхождения и активного и пассивного словарного запаса;

  4. показать влияние заимствованных слов на язык.

Количество часов: 2 ч.

Вопросы:

  1. Лексикология: предмет, лексическое и грамматическое значение.

  2. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения.

  3. Лексика современного русского языка с точки зрения её активного и пассивного словарного запаса.

  4. Общее понятие о фразеологии.


Учебные наглядные пособия, используемые на лекции: таблица, учебник «Русский язык».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является предметом лексикологии?

  2. Какие значения имеют слова?

  3. Как могут различаться слова?

  4. Многозначность слов.

  5. На какие разделы подразделяется лексика?

Задания для СР: законспектировать материал «лексика современного русского языка с точки зрения стилистической» с. 17 - 24.

Литература:

  1. Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х частях - Ч. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учеб. для студ. сред.учебных педагогических заведений /под редакцией Виноградова В.В./ - М.: Издательский центр «Академия» 2000.

Тезисный материал к лекции

1. Лексика - это словарный состав; наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значения слов и их употребление в речи.

  1. ЗТезисы к лекционным занятиям по русскому языкуТезисы к лекционным занятиям по русскому языкуначение слова грамматическое (ч.р., т.е. набор признаков)

лексическое (содержание слова, то, что оно обозначает в действительности)

  1. ЛТезисы к лекционным занятиям по русскому языкуТезисы к лекционным занятиям по русскому языкуексическое значение однозначные слова

многозначные слова

Тезисы к лекционным занятиям по русскому языкуТезисы к лекционным занятиям по русскому языкупрямое значение

Тезисы к лекционным занятиям по русскому языкупереносное значение

(нос корабля, он лиса)

  1. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения.

а) Исконно русская.

б) Заимствованная:

1) из славянских языков: (бремя, благодать, крест);

2) из неславянских языков: (костюм, театр, бухгалтер).

  1. Лексика современного русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.

1) По времени появления:

а) устаревшие слова

историзмы (подъячий, алтын)

архаизмы (перст (палец), чело (лоб)

б) неологизмы (новые слова) приватизация, дискета, ваучер.

2) По сфере употребления:

а) общеупотребительная

б) ограниченного употребления

Тезисы к лекционным занятиям по русскому языкуТезисы к лекционным занятиям по русскому языку

диалектная профессиональная (термины):

кочет (петух) фонендоскоп, скальпель,

качка (утка) анестезия.


  1. Фразеология - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. В предложении являются одним членом предложения.

а) основные типы: фразеологические единицы, сращения, сочетания, выражения.







Тезисы к лекционному занятию № 3


По дисциплине: «Русский язык»

Тема занятия: Словообразование.

Цель занятия:

  1. углубить, систематизировать, материал;

  2. дать понятие о способах образования слов; основных составляющих частей слова;

  3. формировать навыки морфем, словообразовательного и этимологического анализа слов.

Количество часов: 2 ч.

Вопросы:

  1. Образование слов. Грамматические формы одного и того же слова.

  2. Понятие морфемы. Морфемный анализ.

  3. Основные способы словообразования и формообразования в русском языке.

Учебные наглядные пособия, используемые на лекции: таблица, учебник «Русское правописание» (практикум).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем вызвано образование новых слов?

  2. Как вы понимаете грамматическое значение слова?

  3. Что такое морфема, морфемный анализ?

  4. Перечислите основные способы словообразования в русском языке?

  5. Перечислите основные способы формообразования в русском языке?

  6. Словообразовательный анализ слов?

Задания для СР: Законспектировать тему: «Чередование звуков» § 94, с.96; § 96, с. 99.

Литература:

  1. Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х частях - Ч. 1: Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учеб. для студ. сред.учебных педагогических заведений /под редакцией Виноградова В.В./ - М.: Издательский центр «Академия» 2000.

Тезисный материал к лекции


1. В Языке одни слова производятся от других, например: вода - водный, водяной. Вызвано потребностями общества.

Грамматические формы одного и того же слова - это разновидности слова, которые отличаются друг от друга только грамматическими значениями.

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание.


  1. Значащие части слова: корни, суффиксы, приставки, окончания - называются общим термином Морфема. Морфема - это наименьшая (т.е. далее не членимая) значащая часть слова.

Определяя состав слова, мы произвели морфемный анализ.


  1. В русском языке такие типы словообразования: морфологические и аффиксальные. («аффикс» - общий термин, которыми называются словообразовательные морфемы: суффиксы и приставки)

К аффиксальным способам относятся:

а) префиксация, делать - переделать;

б) суффиксация, летать - летчик;

в) суффиксально-префиксальный - при станции, пристанционный;

г) нулевая суффиксация - приходить - приход, синий - синь.


  1. Основные способы формообразования:

а) формообразующих суффиксов - умный-умнее;

б) формообразующих приставок - делать-сделать;

в) чередование звуков; изменение места ударения;

г) меной формообразующих суффиксов: решить-решать,

бросить-бросать


© 2010-2022