- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по литературе 11 класс Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века
Элективный курс по литературе 11 класс Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитина О.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элективный курс по литературе 11 класс
« Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века»
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №1925
Никитина Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и адресована обучающимся 11-го класса.
Цель курса - познакомить учеников с особенностями литературы как поэтической памяти народа, раскрыть диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, расширить кругозор учащихся, повысить интерес к гуманитарному образованию.
Задачи курса:
-осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-обучение навыкам сравнительного и сопоставительного анализа литературного произведения;
-развитие исследовательских навыков обучающихся в работе с художественным текстом.
Отобранные произведения русской литературы подчинены задаче - раскрыть взаимодействие традиций и новаторства писателей разных эпох.
Следовать традиции - значит знать, что уже сделано, творчески осваивать опыт предшественников. Традиции - это богатейший мир культуры, духовные богатства, в накопленные человечеством.
Известно, что русский поэтический Серебряный век, традиционно вписываемый в начало двадцатого столетия, истоком своим имеет девятнадцатое столетие и всеми корнями уходит в век золотой, в творчество А.С.Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику А.А.Фета, в некрасовские прозаизмы.
Обучающиеся уже проявили интерес к прекрасному миру Серебряного века в рамках школьной программы. Число его страстных поклонников непрерывно увеличивается. Назрела необходимость расширить рамки школьного курса поэзии Серебряного века и рассмотреть этот период в русле отношения литературы двадцатого столетия к традициям писателей девятнадцатого века.
Реализация программы потребует от учителя использования активных форм деятельности обучающихся, направленных на практическую работу с текстом.
Ожидаемые результаты:
-овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;
-формирование навыков написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ;
-развитие коммуникативных навыков , формирование корректного отношения к авторской позиции;
-формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.
Тематическое планирование
Тема курса
Содержание
Кол-во часов
Введение
Проблема культурной памяти у поэтов начала 19 века
2
Духовная связь поколений
Поэты начала двадцатого столетия о Пушкине.
Лермонтов в восприятии поэтов Серебряного века
2
2
Творчество писателей и поэтов 19 века в восприятии поэтов Серебряного века
О влиянии И.Тургенева, Ф.Достоевского, С.Аксакова, А.Фета на творчество К.Бальмонта.
Особое отношение поэтов Серебряного века к творчеству А.С.Пушкина ( А.Ахматова и М.Цветаева о Пушкине).
Поэты Серебряного века - почитатели таланта М.Ю.Лермонтова
2
2
2
Резервный урок
1
Взаимодействие традиций и новаторства в поэзии Серебряного века
Традиции романтизма в лирике начала 20-го столетия. Фет и русский символизм.
Поэты-модернисты - преемники Пушкина в процессе преобразования сонета.
«Петербургский миф» - традиции художественного осмысления Петербурга.
Традиции и новаторство в изображении Царского Села поэтами 18-20 веков.
Иррациональная любовь к отчизне у А.Блока и М.Лермонтова.
Художественное своеобразие в изображении русской деревни в лирике Н.Некрасова и А.Ахматовой.
Традиции лермонтовского романтизма в разработке образа Демона.
Наследие чеховских традиций в становлении Блока-реалиста.
Философская лирика Тютчева и Мандельштама. Развитие мотива «невыразимости» в произведениях писателей разных эпох
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
Читательская конференция «Традиции русской литературы в поэзии Серебряного века. Связь времен.»
2
Литература
Блок А.А. Стихотворения и поэмы: Стихи, дневники, письма, проза. - М., Эксмо, 2012.
Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм.-М., Новое литературное обозрение, 2011.
Богомолов Н.А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. - Томск, «Водолей», 1999
Крючков В.П. Русская поэзия ХХ века: очерки поэтики. Анализ текстов. М., Лицей 2012
Поэты Серебряного века. Сборник: Поэзия, воспоминания. - М., Эксмо, 2011.
Русская поэзия конца ХIХ - начала ХХ века. - М., изд-во МГУ, 1979.
Русский сонет. XVIII - начало XX века. - М., Московский рабочий, 1983.
Серебряный век. В поэзии, документах, воспоминаниях. - М., Локид, 2011.
Серов В.А. Серия «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве». - М., Классика, 2012.