Конспект урока на тему Имя существительное-часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по письму и развитию речи. 5 класс.

Тема: Имя существительное - как часть речи.


Учитель: Пилюшенко Н.Н.






Тема: Имя существительное -как часть речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

Обучающие: закреплять умения обучающихся определять грамматические признаки имён существительных; расширять знания обучающихся об имени существительном как части речи; способствовать формированию навыков грамотного письма;

Развивающие: развивать связную речь обучающихся, обогащать словарный запас; развивать память, внимание, логическое мышление обучающихся;

Воспитывающие: воспитывать у обучающихся интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы; способствовать созданию положительного настроя на уроке.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент


  1. Сообщение темы и целей урока

1 Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. Будьте внимательны и постарайтесь ее отгадать:

(слайд № 2)

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- Правильно, это имя существительное.

Наше путешествие мы совершим в город Существительных. Встречаясь с именами существительными, мы повторим все то, что мы узнали о признаках этой части речи.

3. Работа по теме.

Сейчас давайте вспомним, что такое имя существительное.( Слайд2)

1 Пальчиковая гимнастика. Запись даты и темы.

2 Работа с предложением. (Слайд4)

Запись предложения в тетрадь.

В лесу растут елочки и живут зайчики.

- сколько в предложении существительных,назовите.

Поставте их в начальную форму.

3.Задание 1. Выборочный диктант.

Цель: коррекция сформированности процессов контроля над написанием при устном ответе;развитие лексико-грам-матических средств языка;развитие связной устной речи.

  • У каких существительных после шипящих пишется мягкий знак?

  • У каких существительных после шипящих не пишется мягкий знак?

Выделить из словосочетаний и записать имена существительные. Объяснить правописание.

Летучая мышь.

Волшебный плащ.

Лесная глушь.

Ночная тишь.

Новогодняя ночь.

Мудрый сыч.

  • К существительному сыч подберите слово близкое по значению.

-Определим род слова сыч (Слайд7)

- Определим склонение слова сыч.( Слайд8)

4. Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.

Запись слов в три столбика (назови одним словом, записать отгадки, У доски.1скл. 2скл. 3 скл.

Загадки

Ручка есть, а не грабли,

землю роет, а не плуг.

(лопата)

В синей чаше алый мяч,

Он и светел и горяч.

(солнце)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(мышь)

4.Круглое румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(яблоко)

5.Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(берёза)

6.Подходить к дому стала

В небе солнце украло.

(ночь)

Назовите, и запишите одним словом.

Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)

Без него не откроешь замок -…(ключ)

Маленький ребёнок - … (малыш)

Она сверкает на ночном небе - …(звезда)

В поле колосится золотая … (рожь)

Что есть у ребёнка, стула, гриба..(ножка)

Чёрная птица, вестник наступающей весны - .. (грач)

Проверка написанных слов.

Прочитать слова относящиеся к 1 скл.

(Аналогичная работа проводится с существительными 2скл., 3 скл.)

5..Нас встретил Винни-Пух, он идёт на день рождения сразу и к Ослику и к Пятачку, и не знает какую коробочку выбрать. На одной надпись «Подарок», на другой - «Подарки». Давайте ему поможем. Вы какую выберите? (Подарки)

Учитель: Почему? (там не один подарок, а много)

Учитель: Молодцы. А теперь поиграем в игру «Наоборот»

Школа (школы) яблоко Яблоки

Гости (гость игры игра

Книга (книги акулы акула

Дома (дом)

Гриб (грибы)

Учитель: Ребята, какой можно сделать вывод? (Сущ-ые бывают ед.ч., если обозначают один предмет, и множ.ч., если обозначают много предметов)

Запись текста.

Вымыть (окно), постирать (занавеска), чистые (полка), Сладкие (пирожок),

6.Динамическая пауза.

Упражнение на развитие памяти.

Учитель бросает ученику мяч и называет род, ученик возвращает мяч и называет слово, относящееся к этому роду.

7.Игра «Четвёртый лишний»

Упражнения на формирование операций обобщения.

На доске написаны слова.

Берёза рысь карандаш

Осина мышь линейка

Рябина медведь портфель

сирень лошадь пенал

- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.

- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

(Аналогичная работа со словами 2, 3 столбиков; последующая проверка)

8. Физ. минутка.

Я буду называть, и показывать слова (написаны на доске). Если услышите существительное, относящееся ед.ч- приседайте, если мн.ч - хлопки над головой.

(Весна, часы, улицы, минута, дерево, города, бумага, озеро, столица, перья, дрозд)

9.Работа с деформированными предложениями (карточки №1)

Развитие анализа и синтеза.

-Что надо сделать в этом задании?

1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.

2) Вокруг, сочная, росла, трава, зелёная.

3) Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.

(Устное составление предложений с последующей самостоятельной запись и проверкой)

- В каждом предложении подчеркнуть главные члены предложения, определить склонение подлежащих.

10. Игра-тренажер « Имя существительное»

4 Итог урока. Оценки за урок.

© 2010-2022