- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Имя существительное-часть речи
Конспект урока на тему Имя существительное-часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пилюшенко Н.Н. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по письму и развитию речи. 5 класс.
Тема: Имя существительное - как часть речи.
Учитель: Пилюшенко Н.Н.
Тема: Имя существительное -как часть речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающие: закреплять умения обучающихся определять грамматические признаки имён существительных; расширять знания обучающихся об имени существительном как части речи; способствовать формированию навыков грамотного письма;
Развивающие: развивать связную речь обучающихся, обогащать словарный запас; развивать память, внимание, логическое мышление обучающихся;
Воспитывающие: воспитывать у обучающихся интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу в процессе парной, коллективной работы; способствовать созданию положительного настроя на уроке.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент
-
Сообщение темы и целей урока
1 Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. Будьте внимательны и постарайтесь ее отгадать:
(слайд № 2)
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Правильно, это имя существительное.
Наше путешествие мы совершим в город Существительных. Встречаясь с именами существительными, мы повторим все то, что мы узнали о признаках этой части речи.
3. Работа по теме.
Сейчас давайте вспомним, что такое имя существительное.( Слайд2)
1 Пальчиковая гимнастика. Запись даты и темы.
2 Работа с предложением. (Слайд4)
Запись предложения в тетрадь.
В лесу растут елочки и живут зайчики.
- сколько в предложении существительных,назовите.
Поставте их в начальную форму.
3.Задание 1. Выборочный диктант.
Цель: коррекция сформированности процессов контроля над написанием при устном ответе;развитие лексико-грам-матических средств языка;развитие связной устной речи.
-
У каких существительных после шипящих пишется мягкий знак?
-
У каких существительных после шипящих не пишется мягкий знак?
Выделить из словосочетаний и записать имена существительные. Объяснить правописание.
Летучая мышь.
Волшебный плащ.
Лесная глушь.
Ночная тишь.
Новогодняя ночь.
Мудрый сыч.
-
К существительному сыч подберите слово близкое по значению.
-Определим род слова сыч (Слайд7)
- Определим склонение слова сыч.( Слайд8)
4. Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.
Запись слов в три столбика (назови одним словом, записать отгадки, У доски.1скл. 2скл. 3 скл.
Загадки
Ручка есть, а не грабли,
землю роет, а не плуг.
(лопата)
В синей чаше алый мяч,
Он и светел и горяч.
(солнце)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(мышь)
4.Круглое румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(яблоко)
5.Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(берёза)
6.Подходить к дому стала
В небе солнце украло.
(ночь)
Назовите, и запишите одним словом.
Предмет, на котором ездил Емеля -… (печь)
Без него не откроешь замок -…(ключ)
Маленький ребёнок - … (малыш)
Она сверкает на ночном небе - …(звезда)
В поле колосится золотая … (рожь)
Что есть у ребёнка, стула, гриба..(ножка)
Чёрная птица, вестник наступающей весны - .. (грач)
Проверка написанных слов.
Прочитать слова относящиеся к 1 скл.
(Аналогичная работа проводится с существительными 2скл., 3 скл.)
5..Нас встретил Винни-Пух, он идёт на день рождения сразу и к Ослику и к Пятачку, и не знает какую коробочку выбрать. На одной надпись «Подарок», на другой - «Подарки». Давайте ему поможем. Вы какую выберите? (Подарки)
Учитель: Почему? (там не один подарок, а много)
Учитель: Молодцы. А теперь поиграем в игру «Наоборот»
Школа (школы) яблоко Яблоки
Гости (гость игры игра
Книга (книги акулы акула
Дома (дом)
Гриб (грибы)
Учитель: Ребята, какой можно сделать вывод? (Сущ-ые бывают ед.ч., если обозначают один предмет, и множ.ч., если обозначают много предметов)
Запись текста.
Вымыть (окно), постирать (занавеска), чистые (полка), Сладкие (пирожок),
6.Динамическая пауза.
Упражнение на развитие памяти.
Учитель бросает ученику мяч и называет род, ученик возвращает мяч и называет слово, относящееся к этому роду.
7.Игра «Четвёртый лишний»
Упражнения на формирование операций обобщения.
На доске написаны слова.
Берёза рысь карандаш
Осина мышь линейка
Рябина медведь портфель
сирень лошадь пенал
- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.
- Прочитайте названия деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?
(Аналогичная работа со словами 2, 3 столбиков; последующая проверка)
8. Физ. минутка.
Я буду называть, и показывать слова (написаны на доске). Если услышите существительное, относящееся ед.ч- приседайте, если мн.ч - хлопки над головой.
(Весна, часы, улицы, минута, дерево, города, бумага, озеро, столица, перья, дрозд)
9.Работа с деформированными предложениями (карточки №1)
Развитие анализа и синтеза.
-Что надо сделать в этом задании?
1) На, росла, лес, большая, опушка, ель.
2) Вокруг, сочная, росла, трава, зелёная.
3) Здесь, в, дни, пел, летние, соловей.
(Устное составление предложений с последующей самостоятельной запись и проверкой)
- В каждом предложении подчеркнуть главные члены предложения, определить склонение подлежащих.
10. Игра-тренажер « Имя существительное»
4 Итог урока. Оценки за урок.