Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Память находится в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. У обучающихся с детским церебральным параличом память имеет свои особенности. Например, у некоторых детей наблюдаются существенные трудности в запоминании материала; при повторении нарушается последовательность в его изложении. Аналогичные ошибки фиксируются и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности. Дети с Д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)









ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
ПОРТФОЛИО

















СИСТЕМА ЯЗЫКА.

7. КУЛЬТУРА.

[Суперуровень языкового бытия:

совокупность всех текстов на данном языке ]

6. ТЕКСТ.

[Мега-синтаксическая единица.

Функциональные стили. Типы речи.]

5. СИНТАКСИС.

[Единицы: словосочетание (с/с), простое предложение (ПП), сложное предложение (СП)]

4. МОРФОЛОГИЯ.

[Единицы: части речи (имя существительное, глагол, союз и т.д.]

3. ЛЕКСИКА.

[Единицы: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, архаизмы, неологизмы и т.д.]

2. МОРФЕМИКА (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ).

[Единицы: части слова (корень, суффикс, приставка, окончание, основа) и способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение и т.д.]

  1. ФОНЕТИКА.

[Единицы: буквы, звуки, слог]









  1. РАЗДЕЛ ЯЗЫКА - ФОНЕТИКА.

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. В ведении фонетики находятся вопросы, связанные с образованием, сочетанием и чередованием звуков; делением слова на слоги, ударением, интонацией.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Звуки и буквы

Звук - это минимальная, нечленимая единица речевой цепи.

Буква является графическим обозначением звука на письме.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Помните: недопустимо смешивать термины «звук» и «буква».

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки

При образовании гласных участвует только голос. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Гласные могут стоять в ударной или безударной позиции.

Буквы Е, Ё, Ю, Я.

В положении начало слова, после гласной или после разделительных Ъ и Ь обозначают двойной звук: [йэ], [йо], [йу], [йя].

В положении после твердого согласного обозначают один звук: [э], [о], [у], [я].

Например:

Яблоко Мяч

[йа] [а]

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)
Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



План фонетического разбора слова

1. Делим слово на слоги, ставим ударение.

2. Записываем фонетическую транскрипцию и даем характеристику каждому звуку.

3. Для гласных звуков указываем, в ударной или безударной позиции они стоят.

4. Для согласных звуков отмечаем, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

5. В конце указываем количество звуков и букв.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Орфография

Орфография (от греческого orthos «правильный» и grapho «пишу») - это совокупность правил, которые регулируют единообразное написание слов.

5 разделов:

1) передача буквами на письме звукового состава слова;

2) употребление на письме заглавных и строчных букв;

3) слитные, раздельные и дефисные написания слов;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения слов на письме.

Орфограмма - написание слова, которое регулируется орфографическим правилом или устанавливается в словном порядке.



































2. РАЗДЕЛ ЯЗЫКА - МОРФЕМИКА.

Морфемика - это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

Морфема - это минимальная значимая часть слова.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Рис. 1. Морфемы

Корень - это обязательная часть слова.

Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,

Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.

У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.

Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.

Нулевая морфема - это значимое отсутствие морфемы.

Стола - Р.п.

Стол□ - И.п. или В.п.

Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания -ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс -н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень -ул-, приставка пере-, суффикс -ок).

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразование - это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочный: делать - переделать

Суффиксальный: синий - синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан - подстаканник

Усечение: заместитель - зам

Сложение: лес+степь - лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет - МГУ, сберегательный банк - сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление - обновить (а не новый).

3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель - тот, кто слушает).

4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

5. Указать средство словообразования.

6. Указать способ словообразования.

Образец словообразовательного разбора:

1. Под-окон-ник - окно

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс -ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

2. Мир(о)твор-ец - мир+творить

Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс -ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация

Словообразовательная цепочка

Словообразовательная цепь (или цепочка) - это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности:

соль → солить → засолить → засолка;

соль → соляной → солянка → соляночка;

соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

разговорчивость←разговорчивый←разговор←говор.

учить -> учитель -> учительница.


Словообразовательное гнездо

Словообразовательное гнездо - это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.


Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



3. РАЗДЕЛ ЯЗЫКА - ЛЕКСИКА.

Лексика - словарный состав языка.

Лексикология - раздел языкознания, который изучает слово, как единицу словарного состава языка и лексическую систему языка.

Лексическое значение

Однозначные слова - одно лексическое значение. Термины, слова с предметным значением, как правила, однозначные. Например: автобус, карандаш, компьютер.

Многозначные слова - несколько лексических значений.

Большинство слов в русском языке многозначные. Явление многозначности называется «полисемия».

Омонимы

Омонимы - слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Например:

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс) Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Лук - овощ Лук - орудие стрельбы

Синонимы

Синонимы - слова одной части речи, близкие по значению, но различающиеся по написанию и произношению.

Синонимы образуют синонимический ряд, в котором слова отличаются стилистической окраской или компонентами значения. Например: обыкновенный - обычный - заурядный - ординарный; спать - почивать - дрыхнуть.

Антонимы

Антонимы - это слова одной части речи, имеющие соотносительно друг с другом противоположные значения. Например: весело - грустно; большой - маленький.

Не все слова имеют антонимы. Антонимия характерна для качественных прилагательных и наречий. Антонимы могут быть однокоренными (веселый - невеселый) или разнокоренными (веселый - грустный).





Устаревшая лексика

Устаревшая лексика - слова, вышедшие из активного употребления. Это историзмы и архаизмы.

Историзмы - слова, которые обозначают предметы и явления, исчезнувшие из современной жизни. Например:

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс) Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Кафтан Гусли

Архаизмы - устаревшие названия существующих и в наше время предметов и явлений, для обозначения которых возникли новые слова.

Например: очи - глаза; уста - рот; ланиты - щёки; перст - палец.

Неологизмы

Неологизмы - новые слова, новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы делятся на языковые и авторские.

Языковые неологизмы возникают как новое название уже существующих предметов или название новых предметов. Например: флешка; мерчандайзинг.

Авторские (индивидуальные) неологизмы встречаются в художественных произведениях. Они помогают сделать речь ярче, выразительнее. Например: Выфлажено всё. И люди, и строения. (В.Маяковский)

Общеупотребительная лексика

Сфера употребления лексики.

1) Общеупотребительная лексика - слова, которые мы используем в разных сферах жизни. Например: вода, работать, красивый.

Лексика ограниченного употребления

2) Лексика ограниченного употребления:

- диалектизмы (ограничены определенной местностью) Например: баять - говорить.

- термины (ограничены сферой науки или искусства). Например: глагол - термин лингвистики

- профессионализмы (ограничены профессией). Например: баранка - руль (в речи шоферов)

- жаргонизмы (ограничены родом занятий и интересов: студенты, школьники и т.д.) Например: бомба - особый вид шпаргалки у студентов; шпора - шпаргалка у школьников.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Шпаргалка (шпора)

Фразеологизмы

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, постоянное по своему значению и составу и воспроизводимое в речи как готовая единица.

Значение фразеологизма не равняется сумме значений входящих в него слов. Сравните:

Повесить пальто (прямое значение) - повесить нос ( переносное значение, т.е. загрустить).

Фразеологизмы делятся на книжные и разговорные.

Примеры книжных фразеологизмов:

ахиллесова пята - уязвимое место (из литературы эпохи Античности);

камень преткновения - препятствие, преграда (из Библии).

Примеры разговорных фразеологизмов: бить баклуши - бездельничать; водить за нос - обманывать.





























4. РАЗДЕЛ ЯЗЫКА - МОРФОЛОГИЯ.

Морфология - раздел языкознания, изучающий слово как часть речи.

Часть речи - это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

1) тип значения;

2) морфологические характеристики;

3) синтаксическая роль.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Междометия

Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.

Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям

Выражают чувства или побуждения, но не называют их.

Существительное

Прилагательное

Глагол

Наречие

Местоимение

Предлог

Союз

Частица

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)





Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч.)

2. Постоянные признаки: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение.

3. Непостоянные признаки: падеж, число.

4. Синтаксическая роль.

Образец: Я разбила чашку.

Чашку - сущ,

н.ф.: чашка.

Пост. пр.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл.;

Непост. пр.: В.п., ед.ч.;

Синт. роль: разбил (что?) чашку дополнение.





Морфологический разбор прилагательного

1. Часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.)

2. Постоянные признаки: качественное, притяжательное, относительное.

3. Непостоянные признаки: для качественных - степень сравнения, полная или краткая форма; для всех - падеж, число, род (в ед.ч.).

4. Синтаксическая роль.

Образец: На горизонте видны высокие горы.

Высокие - прилаг.,

н.ф.: высокий.(ед.ч, м.р.)

Пост. пр.: качеств.;

Непост. пр.: положит. степень сравн., полная форма, Им.п, мн.ч.;

Синт. роль: горы видны (какие?) высокие определение.

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

3. Непостоянные признаки: наклонение глагола, время, лицо, число, род (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец: В партере зашевелились, начали привставать.

Зашевелились - глаг., н.ф. - зашевелиться;

Пост. пр.: сов.в., непереход., возвратн., ІІ спряж.;

Непост. пр.: изъявит. наклонение глагола, прош.вр., мн.ч.;

Синт. роль: в партере( что сделали?) зашевелились сказуемое.

Морфологический разбор числительного

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п.)

2. Постоянные признаки: простое/составное; количественное/порядковое/собирательное;

3. Непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец: Флот из восьми линейных судов вошёл в океан.

Восьми - числительное,

н.ф.: восемь;

Пост. пр.: простое, колич.;

Непост. пр.: Р.п.;

Синт. роль: часть определения.

Морфологический разбор местоимения

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п., ед.ч.)

2. Постоянные признаки: разряд, лицо (для личных местоимений)

3. Непостоянные признаки: падеж, род, число (если есть), лицо (для личных местоимений).

4. Синтаксическая роль.

Образец: В каком-то фильме герой находит у себя в шкафу таинственную книгу.

Каком-то - местоимение, н.ф.: какой-то.

Пост.пр.: неопределенное;

Непост. пр. : П.п., ед.ч., м.р.;

Синт. роль: определение.

Морфологический разбор причастия

I. Часть речи (особая форма глагола); от какого глагола образовано общее значение.

II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма - именительный падеж единственного числа мужского рода.
2. Постоянные признаки:
а) действительное или страдательное;
б) время;
в) вид.
3. Непостоянные признаки:
а) полная и краткая форма (у страдательных причастий);
б) падеж (у причастий в полной форме);
в) число;
г) род.

III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор деепричастия

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма глагола)
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль


Морфологический разбор наречия

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Сочинительный или подчинительный;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) Разряд;
2) Неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль

Схема морфологического разбора слова категории состояния

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1) разряд по значению;

2) степень сравнения (если есть);

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. О, грустно,грустно мне! (А. Хомяков)

Образец морфологического разбора слова категории состояния.

I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

На вопрос кто? отвечают одушевленные имена существительные, на вопрос что? отвечают неодушевленные имена существительные. Например: кто? - бабушка (одушевленное имя существительное), что? - тайна(неодушевленное имя существительное) (рис. 1).

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс).

Имена существительные собственные и нарицательные

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов.

К собственным именам существительным относятся:

  1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.

  2. географические названия

  3. астрономические названия

  4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Примечание.
Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер - французский ученый, ампер - единица силы электрического тока

Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы).

Единственное и множественное число имен существительных

Имена существительные изменяются по числам, то есть употребляются в форме единственного или множественного числа. Указывает на это окончание имени существительного. Например:

тайна- единственное число тайны- множественное число

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Изменение существительных по числам и падежам называется склонением.

К І склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я: бабушка, судья.

Ко ІІ склонению относятся имена существительные среднего и мужского рода с окончаниями -о, -е и нулевым окончанием: окно, море, секрет.

К ІІІ склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием: ночь.

Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных среднего рода на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

Несклоняемые имена существительные

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное зависит от имени существительного. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Род имён прилагательных

Мужской род

Женский род

Средний род

зелёный (лист)

зелёная (трава)

зелёное (поле)



Число имён прилагательных

Единственное число

Множественное число

большой (город)

большие (города)



Падеж имен прилагательных

Падеж

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

Именительный

какой?

морозный вечер

какая?

морозная осень

какое?

морозное утро

какие?

морозные дни

Родительный

какого?

морозного вечера

какой?

морозной осени

какого?

морозного утра

каких?

морозных дней

Дательный

какому?

морозному вечеру

какой?

морозной осени

какому?

морозному утру

каким?

морозным дням

Винительный

какой? какого?

морозный вечер

большого слона

какую?

морозную осень

какое?

морозное утро

какие? каких?

морозные дни

больших слонов

Творительный

каким?

морозным вечером

какой?

морозной осенью

каким?

морозным утром

какими?

морозными днями

Предложный

о каком?

о морозном вечере

о какой?

о морозной осени

о каком?

о морозном утре

о каких?

о морозных днях



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

ПРИМЕРЫ ПЕРЕХОДА ИЗ ОДНОГО РАЗРЯДА В ДРУГОЙ

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Качественные прилагательные обозначают признак предмета по:

  • форме (прямой, угловатый)

  • размеру (узкий, низкий)

  • цвету (красный, лимонный)

  • свойству (прочный, вязкий)

  • вкусу (горький, соленый)

  • весу (тяжелый, невесомый)

  • запаху (пахучий, ароматный)

  • температуре (теплый, прохладный)

  • звуку (громкий, тихий)

  • общей оценке (важный, вредный)

  • и др.

Относительные прилагательные обозначают:

  • материал (деревянная ложка, глиняный горшок)

  • количество (пятилетняя дочь, двухэтажный дом)

  • место нахождения (речной порт, степной ветер)

  • время (прошлогодний план, январские морозы)

  • назначение (стиральная машина, пассажирский поезд)

  • вес, длину, меру (метровая палка, квартальный план)

  • и др.

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

Изъявительное Повелительное

(событие совершается (выражает просьбу или приказ):

в настоящем, прошедшем делай, пусть делает;

или будущем времени): изменяется по родам и числам

делал, делаю, буду делать);

изменяется по родам, Условное (сослагательное)

лицам и числам. (действие представляется как

желаемое): делала бы;

изменяется по родам и числам.

НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА - НЕПОСТОЯННЙ ПРИЗНАК!

Вид глагола

совершенный вид несовершенный вид

(что сделать?) (что делать?)

Написать, погуляю, посмотрим. Писать, гуляю, смотрим.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

И.

Один

два

три

четыре

Р.

Одного

двух

трех

четырех

Д.

Одному

двум

трем

четырем

В.

Одного или один (т.е. как И. или Р.)

(как И. ил и Р.)

(как И. или Р.)

(как И. или Р.)

Т.

Одним

двумя

тремя

четырьмя

П.

Об одном

о двух

о трех

о четырех

1, 2-4


И.

восемь

семнадцать

тридцать

Р.

восьми

семнадцати

тридцати

Д.

восьми

семнадцати

тридцати (т.е. как Р.)

В.

(как И.)

(как И.)

(как И.)

Т.

восьмью

семнадцатью

тридцатью

П.

о восьми

о семнадцати

о тридцати

5 - 20 , 30

И.

шестьдесят

семьдесят

восемьдесят

Р.

шестидесяти

семидесяти

восьмидесяти

Д.

шестидесяти

семидесяти

восьмидесяти

В.

(как И.)

(как И.)

(как И.)

Т.

шестьюдесятью

семьюдесятью

восьмьюдесятью

П.

о шестидесяти

о семидесяти

о восьмидесяти

50 - 80

И.

сорок

девяносто

сто

Р.

сорока

девяноста

ста

Д.

сорока

девяноста

ста

В.

(как И.)

(как И.)

(как И.)

Т.

сорока

девяноста

ста

П.

о сорока

о девяноста

о ста

40, 90, 100:

И.

двести

триста

шестьсот

Р.

двухсот

трехсот

шестисот

Д.

двумстам

тремстам

шестистам

В.

(как И.)

(как И.)

(как И.)

Т.

двумястами

тремястами

шестьюстами

П.

о двухстах

о трехстах

о шестистах

200 - 900

И.

восемьсот

девятьсот

Р.

восьмисот

девятисот

Д.

восьмистам

девятистам

В.

(как И.)

(как И.)

Т.

восьмьюстами

девятьюстами

П.

о восьмистах

о девятистах

МЕСТОИМЕНИЕ


Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Начальная форма местоимений - именительный падеж единственного числа.
В предложении местоимения употребляются в роли подлежащего, определения, дополнения, реже - обстоятельства, также местоимение может употребляться в роли сказуемого.



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)











Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

ПРИЧАСТИЕ

Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Действительные - действие выполняет сам предмет.

Страдательные - предмет «страдает» от чужого воздействия

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Как формы глагола, причастия обладают некоторым его грамматическими признаками. Они бывают совершенного вида и несовершенного; настоящего времени и прошедшего; возвратными и невозвратными.
Формы будущего времени причастия не имеют.
Причастия бывают действительные и страдательные.

Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, т.е. становятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся.
Причастия изменяются по падежам, по числам, по родам. Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится. Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму.

Начальная форма причастия - именительный падеж единственного числа мужского рода. Все глагольные признаки причастия соотносятся с начальной формой глагола - неопределенной формой.
Как и прилагательное, причастие в полной форме в предложении бывает определением.
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.

Образование причастий

При образовании причастий учитываются следующие глагольные признаки:

  1. Переходность или непереходность глагола (от переходных глаголов образуются и действительные и страдательные причастия; от непереходных - только действительные причастия).



  1. Вид глагола (от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени. От глаголов несовершенного вида образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, от большинства глаголов несовершенного вида не образуются страдательные причастия прошедшего времени, хотя соответствующие формы страдательных причастий настоящего времени у данных глаголов имеются).



  1. Спряжение глагола (и действительные, и страдательные причастия настоящего времени имеют различные суффиксы в зависимости от спряжения глагола).



  1. Возвратность или невозвратность глагола (от возвратных глаголов страдательного причастия не образуются). Действительные причастия, образованные от возвратных глаголов, сохраняют во всех временах суффикс -ся независимо от того, какой звук (гласный или согласный) находится перед этим суффиксом; суффикс -ся стоит у причастия после окончания.

При образовании причастий к суффиксам настоящего времени -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ем-, -им- и прошедшего времени -вш-, -ш-, -нн-, -енн-, -т- присоединяются окончания мужского, женского и среднего рода единственного числа (-ий, -ый, -ая, -ее) или окончания множественного числа (-ые, -ие).
От ряда глаголов образуются не все разновидности причастий.



Алгоритм выбора Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий


1. Посмотрите, есть ли в нашем слове суффикс -ОВА- или -ЕВА-.

Если такой суффикс есть, смело пишите НН

Например: балованный, рискованный. Обратите внимание, что в словах жеваный, кованый такого суффикса нет, там это часть корня.

Если в слове суффикса -ОВА-, -ЕВА- нет, переходите к следующему пункту.

2. Посмотрите, есть ли в слове приставка. Кроме приставки НЕ- и ПОЛУ-.

Если приставка есть, пишите НН.

Например: разжеванный, выкованный. Обратите внимание, что сама приставка НЕ- не влияет на написание одной или двух букв Н в суффиксах. Но за ней может прятаться другая приставка. Постарайтесь ее не пропустить. Например. В слове непрожеванный - две приставки. Первая приставка НЕ-, а за ней прячется другая приставка ПРО-. И так как есть приставка, кроме НЕ-, в данном случае это приставка ПРО-. В слове непрожеванный мы пишем две буквы Н. Если приставки в слове нет, переходите к следующему пункту.

3. Внимательно посмотрите, есть ли у слова зависимые слова. То есть те слова, к которым можно задать вопросы.

Например: жаренная поваром во фритюре рыба. Жаренная кем? Поваром. Жаренная в чем? Во фритюре. Если зависимые слова есть, то пишем НН сундук.

Если же зависимых слов нет, то внимательно посмотрите, не входит ли наше слово в список слов-исключений.

ЗАПОМНИТЕ. Всегда пишутся две буквы Н в следующих словах:

Невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, неожиданный, нечаянный, данный, деланный, желанный, священный, жеманный, медленный, отчаянный, считанный, чванный, чеканный.

С одной Н пишутся слова: писаная красавица, конченый человек, прощеное воскресенье.

4. Посмотрите, от какого глагола образовано слово.

сов. вид несов. вид

НН Н

Например: ломаная линия. Образовано от глагола ломать. Несовершенного вида. Значит, в слове ломаная - одна буква Н. Брошенная жена. Образовано от глагола бросить. Что сделать? Глагол совершенного вида. Значит, в слове брошенная будем писать НН.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)







ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

НАРЕЧИЕ

Наречие - часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.
Наречие могут относиться к глаголу, к его особым формам - причастию и деепричастию, а также к имени существительному, имени прилагательному и другому наречию.
Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу и деепричастию.
Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному.
Наречие обозначает признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию и другому наречию.
Наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
Примечание.

Некоторые наречия могут быть сказуемыми.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них. Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте.

  • Указательные наречия (здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда)

  • Неопределенные наречия (где-то, куда- то, кое- где)

  • Вопросительные наречия (как, почему, где)

  • Отрицательные наречия (нигде, никогда, никуда, негде)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



































КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Категория состояния - это часть речи, которая обозначает состояние и употребляется в функции главного члена безличного предложения.

Например: Здесь красиво. На улице холодно.

У слов категории состояния нет специфических морфологических признаков.

В отличие от наречий и кратких прилагательных, слова категории состояния никаких слов не определяют.

Ср.: Она смотрела (как?) грустно (наречие определяет глагол).

Ее лицо было (каково?) грустно (краткое прилагательное определяет имя существительное.

Ей было грустно (категория состояния, ничего не определяет).





Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ.

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:

  1. пространственные;

  2. временные;

  3. причинные.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

  1. Предлоги:

    • напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада,вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;

    • вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течениесуток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств;

    • благодаря дождю, несмотря на болезнь.

  2. Самостоятельные части речи:

    • Наречие:
      живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду

    • Имя существительное:
      положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.

    • Деепричастие:
      благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.).

Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).





СОЮЗ

Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Подчинительные союзы связывают в сложном (сложноподчиненном) предложении простые предложения, из которых одно подчинен по смыслу другому, т.е. от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми: а, и, но, или, либо, то, как, что, когда, едва, будто и др., а союзы, состоящие из нескольких слов, составными: в связи с тем что, ввиду того что, в то время как, вследствие того что, несмотря на то что и др

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)





Пишется слитно

СОЮЗ

Пишется РАЗДЕЛЬНО

Омонимичные части речи

ЧТОБЫ (= для того чтобы)

Чтобы много знать, надо хорошо учиться.

(Для того чтобы много знать…)

ЧТО БЫ - местоимение + частица (к мест. можно задать вопрос что именно?, частицу можно преставить)

Что бы вы посоветовали? Что вы бы посоветовали?

ТОЖЕ, ТАКЖЕ (=и)

Я тоже там был. Я также там был.

ТО ЖЕ - местоимение + частица (= то же самое)

Брат посоветовал то же, что и вы.

ТАК ЖЕ - наречие + частица (= таким же образом или является частью устойчивого сочетания так же …как)

Я сделал все так же (таким же образом), как и он.

ПРИЧЕМ, ПРИТОМ (=вместе с тем, к тому же, да и)

Фильм был неинтересный, притом (к тому же) двухсерийный.

ПРИ ЧЕМ, ПРИ ТОМ- местоимение + частица ( к сочетанию при чем можно задать вопрос С ЧЕМ?, а к сочетанию при том - ПРИ КАКОМ?)

При чем (с чем?) ты останешься?

При том техникуме (при каком?) есть подготовительные курсы.

ЗАТО (=но, однако)

Он много работал, зато (но) добился своей цели.

ЗА ТО - предлог + местоимение (за ними может следовать сущ. и можно задать вопрос за какое? или за что?)

Спасибо вам за то письмо. (за какое?)

ИТАК (=следовательно, стало быть)

Итак, (стало быть) решено!


И ТАК - союз + наречие (можно задать вопрос как? насколько?)

И так это было неожиданно (насколько?), что все замолчали.

ОТТОГО ЧТО и ПОТОМУ ЧТО (=так как),

ПОЭТОМУ (=так что)

Оттого что (так как) было жарко, цветы быстро завяли.

ОТ ТОГО, ПО ТОМУ, ПО ЭТОМУ - предлог и местоимение (к ним можно задать вопросы ОТ КАКОГО? ПО КАКОМУ? )

От того (о какого?) дома до моего два километра.



















ЧАСТИЦА

Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.


Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни.
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.

    • всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.

    • отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

  2. Положительное значение.

    • Товарищ не мог не помочь мне.

Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.

  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет.
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.

  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.


Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос: ли, разве, неужели

  2. Указание: вот (а вот), вон (а вон)

  3. Уточнение: именно, как раз

  4. Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание: что за, как

  2. Сомнение: вряд ли, едва ли

  3. Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки

  4. Смягчение, требование: -ка

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

МЕЖДОМЕТИЕ

Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

5. РАЗДЕЛ ЯЗЫКА - СИНТАКСИС.

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις - составление) - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений, и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Является составной частью грамматики.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ- это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Предложение - это слово или сочетание слов, с помощью которого человек оформляет свои мысли и передает их другим.

Простое предложение - это предложение, имеющее в своем составе одну предикативную единицу, т. е. не делимое на части, которые в свою очередь образовали бы предложение.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)











Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)





Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)





Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)



























6. ТЕКСТ.

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)

Памятка по русскому языку Лингвистическое портфолио (5-8 класс)







© 2010-2022