Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Методические рекомендации по обучению сочинению на ЕГЭ. В обучении выделены 3 этапа: предварительный (знакомство с критериями оценивания сочинения, исходными текстами и вариантами сочинений по ним, составление плана сочиненния с использованием клише, разведение понятий «тема», «проблема», «мнение автора»), второй этап - основной ( практическая работа по созданию собственного сочинения ) и 3 этап - уроки-тренинги (самоанализ и взаимопроверка сочинений). В работе даны приложения в виде исходных ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта подготовки к ЕГЭ


Е. М. МИЛЮТИНА

Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 23

Преподаватель УКП в ИТК

Эксперт предметной комиссии по проверке сочинений на ЕГЭ

г. Вологда

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ

СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ

Сочинение на ЕГЭ и экзаменационная работа по русскому языку в вечерней школе (изложение с творческим заданием) - самые показательные работы для выявления уровня языковой и коммуникативной компетенции учащихся. В творческом задании к изложению просматривается схожесть с сочинением на ЕГЭ: «Дайте аргументированный ответ на вопрос или прокомментируйте одну из про­блем текста изложения, формулируя и аргументируя собственную позицию». Это особый жанр сочинения-рассуждения, которому надо учить. Оно должно иметь своеобразную композицию, соответствующую критериям оценивания содер­жания работы на ЕГЭ, и объем не менее 150 слов.

Предлагаю в ходе обучения сочинению использовать клише, которое сделает текст сочинения логичным, связным, целостным, кратким и завершенным, преду­предит речевые ошибки (немотивированные повторы и штампы). В обучении выделим 3 этапа.

Предварительный (из 4 шагов): 1. Знакомство с критериями оценивания сочинения. 2. Составление плана-схемы сочинения в соответствии с критериями оценивания. 3.Разведение понятий: тема = то, о чем текст; идея = то самое важное, что хочет сказать автор текста, его мнение; про­блема = то, о чем текст заставляет задуматься. Особое внимание обращаем на два способа формулирования проблемы текста:

В виде вопроса

В виде словосочетания слова «проблема» с существительным в форме родительного падежа

Влияет ли наука на жизнь и привычки человека?

Проблема влияния науки на жизнь чело­века.

Как образование связано с духовным развитием человека?

Проблема связи образования с духовным развитием человека.

Почему человек, верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве?

Проблема одиночества человека, безза­ветно преданного делу.

Какое влияние может оказать человек на ход ис­тории? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории?

Проблема роли личности в истории.

Что помогает человеку не сходить с намеченного пути?

Проблема верности своему делу.

Что можно назвать истинными жизненными цен­ностями?

Проблема истинных и ложных ценностей.

4.Знакомство с исходными текстами и примерными сочинениями по ним. Чтение текстов, их анализ (определение проблемы, точки зрения автора по данной проблеме). Запись образцов сочинений, их анализ с точки зрения компози­ции, точности словоупотребления и разнообразия синтаксических конструкций.

Исходный текст № 1. (1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

- (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалост­ливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чув­ствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близоруким гла­зами.

- (13)Я скажу тебе правду.- (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу по­нять, и это ужасно.(17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел - объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый го­лос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фото­графии, в порядке разложенные на полках. (22) Я снова буду заниматься фотогра­фией, снимать простые и тихие виды и сына: 'как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24) А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в бе­зумии своём становится близок безумию войны. (25) Я как будто забыл в этот мо­мент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыб­нулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и заду­мался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28) Потом я пил ду­шистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня от­везли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только пе­ребирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты. (По Л. Андрееву)

Сочинение по тексту Л. Андреева. Что такое война? Этот вопрос и рассматривает в своем рассказе Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Он поднимает важную для всех времен и народов проблему нравственной оценки войны. Значимость её в том, что до сих пор есть воен­ные и религиозные конфликты, в которых люди убивают друг друга, страдают и участники войн, и мирные люди. Эмоциональное повествование Л.Андреева за­ставляет по-новому посмотреть на войны прошлые и настоящие.

Позиция автора выражена в монологе младшего брата главного героя: «Но к са­мому факту войны я не могу привыкнуть, мой мозг отказывается понять и объяс­нить то, что основе своей безумно. (10) Миллионы людей убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны».(11) Он считает войну сума­сшествием.

С такой точкой зрения трудно не согласиться. Думаю, что последствия пережи­того во время войны сказываются в течение долгого времени.

Вспомним одинокого безумного старика из рассказа В. Быкова «Крутой берег реки». Двадцать пять лет он ждет сыновей с войны: приходит ежедневно на берег реки и до сумерек вглядывается в дорогу на другом берегу. Потом разводит костер, помня наказ детей: «Когда уйдут немцы, разведи костер». Время для этого отца ос­тановилось. Он живет надеждой на встречу с сыновьями.

Вспомним бабу Дуню из рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления». Много лет она кричит и плачет по ночам, вновь и вновь видя во сне, как во время войны потеряла продуктовые карточки и как добиралась в госпиталь к мужу.

Таким образом, можно утверждать: война - это безумие, и не бывает совсем не пострадавших на войне.

2-й вариант собственного мнения. Думаю, что во время войны наиболее уязвимы дети. Этому много примеров в литературе и в жизни.

Вспомним рассказ В. И. Белова «Мальчики». В нем описан один день из жизни двух мальчиков, которые живут в далеком от фронта поселке возле железнодорож­ной станции. Они голодают и мерзнут. Ленька Комлев заботится о Ване Серегине, эвакуированном из блокадного Ленинграда. Чтобы согреть друга, у которого озноб после прививки, он, рискуя жизнью, ворует уголь с воинского эшелона. Дети ста­раются выжить. Наверное, впечатления военного детства писателя легли в основу рассказа. Ведь Белову было девять лет, когда началась Великая Отечественная война, отец погиб на фронте. Видимо, память о военном лихолетье не отпускала писателя, потому и появился этот рассказ.

Вспомним и рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Круглый сирота Ванюшка кормится возле чайной подаяниями сердобольных шоферов и ночует где придется. Что стало бы с ним, если бы его не усыновил Андрей Соколов?

Разве не пострадала психика этих детей, лишенных радостей детства? Теперь нам понятно, почему наши прадедушки и прабабушки, дети войны, говорили: «Лишь бы не было войны…».

Таким образом, можно утверждать: война - это безумие, и во время нее наиболее уязвимы дети.

3-й вариант собственного мнения. Думаю, что не только Л.Андреев осуждал войну.

Вспомним памятник русской письменности «Слово о полку Игореве». Его автор - великий гуманист. Он пишет о бесчисленных бедах, которые несет война. В «Слове…» к миру взывает природа, а поэтический плач Ярославны выражает веч­ное стремление женщин к миру.

Идея осуждения войн развивалась и в последующие эпохи. В романе-эпопее

Л. Н. Толстого «Война и мир» ведущая мысль - мысль о преступности войны во­обще и о ценности человеческой жизни, любой. В конце описания Бородинского сражения тучи закрыли небо, стал накрапывать дождик на убитых и раненых, на испуганных и измученных людей. Как будто он говорил: «Люди, довольно… Пе­рестаньте… Опомнитесь…Что вы делаете?»

Вспомним К. Воробьева, Б. Васильева, В. Быкова, В. Богомолова, В. Астафьева. В их произведениях осуждение кровопролития звучит еще пронзительнее. Эти муж­чины в годы Великой Отечественной войны были молоды, хотели любить и быть любимыми, а пришлось стать солдатами: убивать и выживать под пулями, получать увечья, терять друзей и родных…Личный опыт, переживания и страдания лежат в основе их рассказов и повестей.

Таким образом, можно утверждать: война - это безумие, страшное зло, и об этом всегда говорила русская литература.

Исходный текст № 2. (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, кото­рого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь ут­рат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может от­нять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» - (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Mup был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (ЗО)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной пе­чали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31 )Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, осо­бенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далё­кую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, кото­рую, как вздох своеи земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

Сочинение по тексту В. П. Астафьева. На что способна музыка? Этот вопрос рассматривает в своем рассказе писатель В. П. Астафьев.

Он поднимает важную для молодого поколения проблему благотворного влия­ния классической музыки на развитие человека. Значимость проблемы заключается в том, что современная молодежь увлекается роком, не задумываясь о ее разруши­тельном воздействии на психику. Многие слушают ритмичную электронную му­зыку, не вызывающую размышлений, и не знают, что классическая музыка, на­оборот, стимулирует деятельность мозга, концентрирует внимание и укрепляет па­мять. Эмоциональное повествование В. П. Астафьева заставляет по-новому по­смотреть на свои музыкальные увлечения, понять позицию автора и его чувства. Он полагает, что полонез Огинского - это «музыка о неистребимой любви к Родине». С ней человек никогда не останется сиротой. Она имеет чудес­ную силу: музыка «гневалась», «жаловалась», «разбередила воспоминания», «пре­ломилась во мне и закаменела», «властвовала». Помогает жить: «Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах…» (33)

Я согласна с позицией автора и считаю, что в звучании именно струнных и кла­вишных инструментов музыка способна вызывать особые эмоции и даже потрясе­ния. Сила воздействия струнной музыки нашла отражение в легендах о Садко и об Орфее, умевших из струн извлекать божественные звуки, творившие чудеса, спо­собные вызвать милость владык подводного и подземного царств. Общеизвестно, что «Лунная соната» Бетховена снимает раздражительность, вальсы Штрауса успокаивают нервы, музыка Дебюсси и Равеля избавляет от бес­сонницы. Звучание струнных и клавишных инструментов особым образом влияет на мозг человека, рост растений и даже на воду, структура которой приобретает красивую лучистую форму. Не случайно католическое богослужение идет в сопро­вождении органа.

Вспомним, как восприняла сонату Бетховена Вера Шеина из рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет», когда вернулась домой после прощания с убившим себя из-за безнадежной любви к ней чиновником Желтковым. Она плачет очищающими душу слезами и слышит в музыке молитву прощания и прощения, за­канчивающуюся словами: «Да светится имя Твое!».

Следовательно, можно утвер­ждать: людям, имеющим эстетическое чутье, музыка помогает жить.

Второй этап обучения - основной. Практические занятия по написанию сочине­ния. В первый раз это коллективная работа в группах или парах. Применим 2 вида работы. Первый вид работы - составление рабочих материалов с использова­нием речевых клише:

1. Вступление. Формулировка проблемы исходного текста в виде вопроса. Пом­ним, что проблема - это и есть вопрос, рассматриваемый автором исходного текста. Этот вопрос ставит в своей статье (рассказе, очерке) …(инициалы и фамилия ав­тора).

2. Комментарий сформулированной проблемы. Он (публицист, писатель, из­вестный языковед, ученый…) поднимает важную для всех нас (для современного общества, для науки и общества, для молодежи, для мирового сообщества…) про­блему (нравственной оценки войны, милосердия и сострадания, совести и долга, взаимосвязи человека и природы, роли образования в духовном развитии человека, необходимости вдумчивого чтения, понимания интеллигентности…).

Помним, что во 2-м абзаце проблема формулируется еще раз, но уже как сочетание слова «проблема» с существительным в форме родительного падежа. Значимость проблемы в том, что многие недопонимают …(смотреть в тексте фразу, в которой объясняется причина обращения автора к данной проблеме). Эмо­циональное рассуждение (повествование) помогает по- новому посмотреть на себя и окружающих (проникнуться проблемой текста и понять точку зрения автора в этом вопросе).

3. Позиция автора. Для публицистического исходного текста: (Фамилия автора) убежден (считает, полагает): «в кавычках цитата, выражающая главную мысль ав­тора по заявленной проблеме».

Для художественного повествовательного текста: позиция (фамилия автора в родительном падеже) выражена в сочувствии (смотреть ключевые слова текста) своему герою (в осуждении поступка своего героя, в уважительном отношении к поступку своего героя), который…(одной фразой передать смысл поступка). Нельзя совмещать личность автора и личность героя-рассказчика. Помним об этом, если текст - от первого лица.

4. Собственное аргументированное мнение по сформулированной в 1-м аб­заце проблеме. Помним: надо согласиться с точкой зрения автора или опро­вергнуть ее. Я согласен с таким мнением и думаю, что… Я не согласен с такой точ­кой зрения и думаю, что… Переходы к аргументам могут быть такими: 1. Это подтверждают примеры из литературы. 2. Именно об этом говорит наша литература .3. В доказательство своей точки зрения приведу следующие примеры. 4. Обосную свою точку зрения: 1-й и 2-й аргументы, подтверждающие собственное мнение (по 1-3 предложения). Для аргументации мнения соблюдаем достоверность фактов (фак­тологическую точность) и этические нормы.

5. Заключение - это ответ на поставленный во вступлении вопрос: Следовательно,… Таким образом, можно утверждать, что …

Второй вид работы - создание собственного сочинения, его редактирование.

Третий этап обучения - закрепляющий. Это занятия-тренинги. Самоанализ по пунктам:

1. Точность цитирования и правильность оформления цитат.

2. Проверка грамотно­сти. Работа с орфографическими и толковыми словарями, словарем синонимов и учебником.

3. Проверка фактологической точности и этических норм в фоновом ма­териале аргументации собственного мнения.

4.Помним: в тексте сочинения - 7 абзацев! Подсчет слов в каждом из 7 аб­зацев - их в сумме не может быть меньше 150 слов.

Критерииккритерии

11111

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Максималь баллы

1

2

1

3

2

2

3

3

2

2

1

1

Оцениваниоценивание




2. Взаимопроверка. Пусть учащиеся побудут в роли экспертов и оценят работы друг друга. Критерии оценивания сочинения должны быть на руках у каждого уче­ника с самого начала работы над сочинением. После его окончания ученик чертит таблицу.


Только после взаимопроверки учитель берет сочинения для оценивания. Анализ необходим, чтобы каждый ученик знал свои недочеты в содержании и оформлении работ и мог в дальнейшем улучшать их качество.





СОЧИНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИШЕ

(Приложение)

Сочинение № 1. Что такое - жить по совести? Этот вопрос рассматривает А. Г. Алексин, автор повести «Сигнальщики и горнисты».

Он поднимает очень важную для всех нас проблему совести. Значимость проблемы заключается в том, что многие люди недопонимают, как важно прислушиваться к голосу совести, то есть иметь чувство ответственности за свое поведение перед самим собой и перед людьми, перед обществом. Эмоциональное повествование А. Алексина позволяет по-новому посмотреть на собственные поступки.

Позиция автора вложена в уста героини повести Нины Васильевны, которая счи­тает, что врач не только профессия, но и образ жизни, и помогает всем, кто в этом нуждается. Она живет по совести.

С такой точкой зрения трудно не согласиться. Думаю, что жить по совести - это не грешить, сострадать, сочувствовать и содействовать.

Вспомним доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор». Он почувствовал отчаяние человека, одиноко сидящего в пустынном парке накануне праздника Рождества, помог его умирающей дочери, осмотрев девочку и выписав лекарство, оставил деньги на лечение, на дрова и на еду всей семье. Доктор Пирогов фактически спас все семейство, ведь после его помощи дела пошли на поправку: отец нашел работу, девочка поправилась, мальчиков приняли в гимназию за казенный счет.

Вспомним Марию из американского мюзикла «Звуки музыки». Ее в качестве гувернантки отправляют из монастыря на послушание в дом вдовца. Мария своей искренностью и добросердечием добилась расположения детей, которые приняли и полюбили ее как родную мать. Благодаря Марии в доме снова зазвучала музыка и стал слышен звонкий смех детей. Они почувствовали чуткую душу девушки, поступавшей по велению сердца.

Таким образом, можно утверждать: жить по совести - жить с чувством ответственности за свои поступки, помогать нуждающимся в помощи.

Сочинение № 2. Каковы герои-интеллигенты в рассказах А. П. Чехова? Этот вопрос рассматривает В. В. Набоков.

Он поднимает очень важную для читателей проблему изображения русской интеллигенции А. П. Чеховым. Литературовед излагает собственное понимание его героев, дает им оценку. Значимость проблемы заключается в том, что тип русского интеллигента, «причудливого и трогательного существа»(1), малоизвестен за границей. Данное рассуждение помогает по-новому посмотреть на чеховских героев.

В. В. Набоков считает: «…Типичный чеховский герой - неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни бросить».(5) Критик слышит у Чехова: «…Благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип».(11)

С автором статьи я согласна и думаю, что подобное изображение русской интел­лигенции мы видим у Б. Пастернака и у М. Булгакова. Вспомним главного героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Это идеалист, тонко чувствующий и глубоко страдающий человек. Он не отказывается от своей врачебной практики и литературной работы в годы революции и Гражданской войны. Упрекает себя в безволии, болеет и рано умирает. Интеллигент Юрий Жи­ваго не приспособился к «новой жизни».

Близок чеховским героям другой доктор - герой ранних рассказов М. Булгакова «Записки юного врача». Он видит темноту крестьян, их невежество и подозрительность к образованным, но одновременно осознает свой долг лечить их и просве­щать. Молодой доктор анализирует свои мысли и чувства, когда ведет дневник. Его запас жизненной энергии в атмосфере тяжелого труда без выходных и праздников заканчивается. В этой книге отражен личный опыт молодого М. Булгакова, рабо­тавшего врачом в течение двух лет в сельской глуши.

Следовательно, можно утверждать: А. П. Чехов не одинок в показе чуткости и ранимости героев-интеллигентов.

Сочинение № 3. В чем заключаются слагаемые человеческого счастья? Об этом говорится в отрывке из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Писатель рассматривает важную философскую проблему. Ее значимость заключается в том, что для многих счастье - это любовь. Но любовь, по образному определению М.Пришвина, может быть огромной, как океан, - это любовь ко всему миру, к человечеству. Может быть, как ручеек, - это тихая семейная любовь; а может быть, как стоячая вода, - это эгоистическая любовь к самому себе, такая любовь счастья не приносит.

М. Булгаков считает, что любовь Маргариты к Мастеру - это жертвен­ная любовь, «настоящая, верная, вечная», которая нужна ей для счастья.

С автором можно согласиться. Думаю, есть и другие слагаемые счастья.

Вспомним Альфреда Нобеля. У него была всеобъемлющая любовь к науке и всему миру. Он зарегистрировал 355 патентов и все свои разработки воплотил в жизнь. Был поистине великим человеком, но предпочитал держаться в тени. У него не было желания стать известным, но была огромная любовь к научным исследованиям. Он основал фонд и оставил завещание, в котором передавал все вырученные с пороховых заводов деньги на премии за научные открытия в стране и мире. Этот поступок показывает его отношение к наукам.

Еще один пример истинной любви к своему делу - это жизнь-подвиг Матери Те­резы, лауреата Нобелевской премии мира. После ее смерти осталось около 600 больниц в 128 странах мира. Она основала Орден, сестры которого придерживаются двух правил: быть бедными и служить бедным. Мать Тереза открывала детские дома, больницы, центры прививок, лепрозории для про­каженных и первую в мире больницу для больных СПИДом. Она посвятила свою жизнь обездоленным людям, нуждающимся в помощи.

Следовательно, можно сделать вывод: счастлив тот, кто служит любимому делу, кто делает счастливыми других или облегчает страдания больных. В умении лю­бить, сочувствовать, сопереживать и заключается человеческое счастье.

Сочинение № 4. Что такое любовь? Этот вопрос рассматривает в своем рассуждении

М. М. Пришвин.

Он поднимает очень важную для всех нас проблему любви. Значимость проблемы в том, что многие люди недопонимают, как любовь проявляется, как она действует на окружающий мир и на людей. Рассуж­дение М. Пришвина помогает по-новому посмотреть на свои поступки.

Публицист утверждает: «Большая любовь охватывает весь мир».

Я с этим со­гласна. У любящих людей добрые, открытые сердца. Они готовы помочь советом и делом.

Например, в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» рассказыва­ется о Нине Васильевне - детском враче. Ухаживая за больным мужем, она овладела всеми медицинскими профессиями. Была настолько сострадательна, что помогала всем соседям, не требуя никаких благодарностей. И учила этому сына Петю, недаром их квартиру называли «Бюро Добрых Услуг».

Вспомним еще доктора Янсена из книги Б.Васильева «Летят мои кони». Этот сутулый худощавый человек без устали ходил по бедному району Смоленска без выходных и праздников в любую погоду, потому что болезни тоже не знают вы­ходных и праздников. Люди считали его святым еще при жизни. Он погиб в канализационном колодце, спасая детей. Доктор Янсен обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе.

Таким образом, можно утверждать: большая любовь дает много добра, она, по убеждению М. Пришвина, подобна океану.


Сочинение № 5. Надо ли помогать всем? Этот вопрос рассматривает К. И. Чуковский.

Он поднимает важную нравственную проблему оказания помощи и поддержки. На многих примерах из жизни А. П.Чехова литературовед показывает, как к этому относился известный русский писатель. Значимость проблемы заключается в том, что многие недопонимают, что, оказывая помощь, человек получает радость. Эмоциональная статья Чуковского помогает по-новому посмотреть на собственные поступки и поступки окружающих.

По его мнению, «Чехов был непоколебимо уверен, что право на нашу помощь имеют не только те, кто солидарен с нами или по сердцу нам, но и…мордомондии», т. е. неприятные в общении люди.

Я согласна с такой точкой зрения, потому что Чуковский ее убедительно доказал. Думаю, что оказание помощи - это проявление нравственности. Помогать по зову сердца могут только чуткие люди. Это и отражено в литературе.

Вспомним рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Баба Дуня много лет кричит и плачет по ночам, вновь и вновь видя во сне, как во время войны потеряла продуктовые карточки и как добиралась к мужу в госпиталь. Внук помог ей, внушая спящей, что карточки нашлись и что ее пропускают в поезд. Чуткий юноша понял: добрым словом, а не окриком надо лечить пострадавшую от войны психику бабушки.

Кроме того, вспомним рассказ А. Куприна «Чудесный доктор». Профессор Пирогов - чуткий человек, потому что помог семье Мерцаловых: осмотрел умирающую девочку, выписал рецепт, оставил деньги на дрова и еду. Голодающая семья восприняла его помощь как чудо, ведь через какое-то время отец семейства нашел работу, детей приняли в гимназию за государственный счет. И все это благодаря своевременной помощи доктора, проявившего доброту и отзывчивость.

Таким образом, можно утверждать: помощь нуждающимся - это бальзам для чуткой души.

Сочинение № 6. Что такое счастье? Этот вопрос рассматривает в своем рассуждении

С. Чекмарев.

Он поднимает важную для всех нас проблему понимания счастья. Значимость проблемы заключается в том, что сегодня многие связывают счастливую жизнь с «гулянками, бездельем сытым обывательским довольством». (5) Эмоциональное рассуждение С. Чекмарева позволяет по-новому посмотреть на собственный образ жизни.

Публицист убежден: «Для личного счастья человека необходима горячая привязанность его к какому-то делу, к какой-то идее». (14) Он считает, что «совершенно прав был Писарев, когда говорил, что величайшее счастье человека состоит в том, чтобы влюбиться в …идею, которой можно…безраздельно посвятить себя». (27)

Я согласна с такой точкой зрения. Думаю, что каждый понимает счастье по-сво­ему. В наши дни многие покидают большие города и едут «в глубинку» за счастьем. Безусловно, они понимают благотворное влияние природы на развитие личности. Умение чувствовать природу - это огромное счастье.

Вспомним К. Г. Паустовского, восхищавшегося теми, кто черпал силы в природе и находил в ней темы для творчества. В рассказе «Скрипучие половицы» он писал о компози­торе П. И. Чайковском, воспринимавшем любимый лесной край как источник вдохновения.

В публицистике Паустовский восторгался М. Пришвиным, понявшим тайную жизнь природы и воспевшим ее красоту. В сказке-были «Кладовая солнца» обычный лес превращается в сказочный, заколдованный. Деревья, звери и птицы разго­варивают, сопереживают героям. По мнению Пришвина, природа - это огромная кладовая, и человек должен пользоваться ей разумно, без жадности.

Представим такую картину: «Все в тающей дымке: холмы, перелески... Здесь краски не ярки и звуки не резки. Здесь медленны реки, туманны озера и все ускользает от беглого взора». Это написано поэтом Н. Рыленковым. Он советует: «…Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце…» Человек, понимающий это, - счастливый человек.

Таким образом, можно утверждать: счастье - путь достижения цели в единстве с природой, дарующей долголе­тие и темы для творчества.

Тексты диктантов

После каждого диктанта рекомендую создать текст с собственной аргументацией выдвинутого учителем тезиса или написать сочинение по данной проблеме, выразив свое мнение и доказав его примерами из литературы.

1. Проблема сострадания. Думаю, что сострадание - важнейшая черта духовности. Это отражено в русской литературе.

Достаточно обратиться к творчеству Ф. М. Достоевского. Например, его книга «Записки из мертвого дома» пронизана со­страданием к «несчастным» - так на Руси издавна называли осужденных преступ­ников. Описанные в книге подробности ужасающего быта каторжан были испы­таны автором на каторге. Своей болью и сочувствием к страдальцам автор делится с читателем.

Кроме того, вспомним роман «Преступление и наказание». Во имя сострада­тельной любви к маленьким детям и полусумасшедшей Катерине Ивановне с ее чахоткой, а потом к преступившему закон Родиону Раскольникову идет на самопожертвование Соня Мармеладова. Нравственный закон, по которому живет Соня, по мнению писателя, единственно правильный. Раскольников «заражается» религиозностью Сони и сознается в преступлении. В их противостоянии побеждают душевная красота Сони, ее жертвенная любовь, сострадание и вера.

Та­ким образом, можно утверждать: проявление сострадания - признак живой души.

2. Проблема совести. Считаю, что совесть синонимична стыду, но если стыд, совестливость проявляются в виде смущения, то совесть - нравственная самооценка поступков человека. Это отражено в литературе.

Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Престу­пление и наказание». По сути, это повествование о спаситель­ных муках совести Раскольникова, которые предшествуют его раскаянию.

Кроме того, вспомним роман « Воскресение» Л. Н. Толстого. Голос совести приводит Не­хлюдова, сбившегося с пути, к душевному и духовному прозрению, к осознанию своей вины не только перед Катюшей Масловой, но и перед всем миром. Покаяние в корне изменяет его образ жизни.

Вспомним и роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Характер Лизы Кали­тиной определяется любовью, смирением и совестью. Она словно принимает на себя бремя исторической вины своего рода и уходит в монастырь замаливать грехи других людей.

Таким образом, можно утверждать: способность услышать голос совести - признак живой души.

3. Проблема жалости. Считаю, что жалость - высшее проявление нравственного отношения человека ко всему живому. Это отражено в литературе.

Например, читая в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» описание обмороженных, грязных и голодных французов, попавших в плен, испытываешь к ним жалость. Кутузов, об­ращаясь к солдатам Преображенского полка в местечке с символическим названием Доброе, говорит, что « пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди». И в душе каждого солдата это находит отклик.

Кроме того, вспомним пьесу М. Горького «На дне», где жалость находится в эпицентре дискуссии о человеке. Если Лука призывает: «Жалеть людей надо!» - и проявляет жалость, то Сатин ее осуждает. Видимо, им забыто исконное значение слова: жалеть - значит любить. Особая значимость жалости в том, что она абсолютно бескорыстна.

Василий Шукшин в рассказе «Боря» «ответил» М.Горькому: «Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека! А уважать!» Шукшин считал, что уважение - дело наживное, приходит с культурой, а жалость выше нас, мудрее библиотек.

Та­ким образом, можно утверждать: способность жалеть - признак живой души.

4. Проблема милосердия. Думаю, что милосердие всегда почиталось как добродетель человека, так как включает в себя прощение. Это отражено в литературе.

Вспомним важнейшую заслугу А. С. Пушкина перед Отечеством: «И милость к падшим призывал». Обычно эта фраза связывается с попытками поэта облегчить участь осужденных декабристов. Но ее можно отнести и к позиции автора, его милосердию к глубоко страдающим героям в «Станционном смотрителе», в «Медном всаднике». В «Капитанской дочке» по милости Пугачева Петр Гринев и Маша Ми­ронова остались живы, а по милости императрицы Гриневу возвращено доброе имя.

Кроме того, вспомним Соню Мармеладову из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказа­ние». Это кроткая, тихая и слабая с виду девушка, но сильная, когда речь заходит о вере. Глубоко верующий человек, она милосердна к отцу-ал­коголику, к Катерине Ивановне и ее детям. Она фактически спасает Раскольникова от безумия, помогает понять безнравственность его теории и ужас совершенного им преступления. Она первая его прощает и ведет к духовному возрождению.

Таким образом, можно утверждать: умение прощать - проявление милосердия.

5. Проблема доброты. Считаю, что доброта (доброе дело, поступок) - важная черта духовности. Это отражено в литературе.

Вспомним рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Действие происходит в довоенные годы в сибирской деревне. Мальчик - сирота мечтает о лакомстве - прянике в виде коня с розовой гривой. Однажды бабушка решила продать в городе землянику, чтобы купить такой пряник, и отправила внука собирать ягоды. Он обманул бабушку, пойдя на поводу у соседских ребят, набил корзинку травой, лишь сверху присыпав земляникой. Обман раскрылся в городе, но бабушка все-таки купила внуку пряник, понимая, что мальчик будет страдать от своего нечестного поступка. Подарок бабушки стал для внука уроком доброты.

Кроме того, вспомним рассказ В. Распутина «Уроки французского». Молодая учительница французского языка не только дополнительно занимается с голодающим способным мальчиком, но и пытается помочь, играя с ним на деньги, незаметно делая так, чтобы он выигрывал столько, чтобы хватало на стакан молока. За игру на деньги с ребенком ее увольняют с работы. Доброта учительницы навсегда запомнилась парнишке. Ее внимание, чуткость, желание помочь стали для героя рассказа жизненными ориентирами.

Таким образом, можно утверждать: проявление доброты - признак чуткой души.

6. Проблема чести и чувства собственного достоинства. Думаю, что честь и чувство собственного достоинства - важные черты духовности. Это отражено в литературе.

Вспомним повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пословица «Береги честь смолоду» - эпиграф к ней, так как выражает главную мысль. Петр Гринев ни разу не изменил чести офицера в тяжелейших жизненных испытаниях. На дуэли со Швабриным он защищал честь Маши Мироновой. После взятия Белогорской крепости проявил себя как доблестный офицер и отказался присягать Пу­гачеву. В разговорах с ним не терял чувство собственного достоинства. Во время следствия не назвал имя своей невесты, чтобы во время судебного разбирательства оно не звучало, а ведь дочь доблестного капитана Миронова помогла бы ему оправ­даться в том, что он не предатель.

Кроме того, вспомним поэму М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашни­кова…». Главный герой встает за честь жены и семьи. Он смело выходит на кулачный бой против любимого царского опричника Кирибеевича, который преследует его жену Алену Дмитриевну, и убивает. Царь Иван Грозный велит казнить Калашникова. Ценой жизни герой отстоял честь и доброе имя своей семьи.

Таким образом, можно утверждать: умение постоять за честь и достоинство свидетельствует о крепости духа человека.

Надеюсь, приложение поможет начинающим учителям сориентироваться в практической работе. Представленный опыт проверен временем и дает хорошие результаты как в дневной, так и в вечерней школе, особенно в работе с учениками, попавшими в сложную жизненную ситуацию и пережившими сильнейшие судьбоносные потрясения.

11

© 2010-2022