Урок русского языка в 7 классе. Сочинение-описание по картине С. Григорьева Вратарь

  Данный урок  по учебнику Русский язык: Учебник для 7 класса/  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М. «Просвещение», 2007 г.  в разделе курса «Морфология и орфография. Культура речи» входит в тему «Деепричастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме, а также продолжает цикл уроков развития речи  «Описание внешности человека», опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – урок развития речи, так как учащиеся продолжают развивать умения и навыки создания собственного ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе. Сочинение-описание по картине С. Григорьева ВратарьУрок русского языка в 7 классе. Сочинение-описание по картине С. Григорьева Вратарь





Урок русского языка в 7 классе. Сочинение-описание по картине С. Григорьева Вратарь



Учитель русского языка

и литературы Тихомирова Т.В.





ОГКОУ Шуйский детский дом-школа

10 декабря 2013 г









Обоснование методов и принципов урока

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 7 класса/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М. «Просвещение», 2007 г. в разделе курса «Морфология и орфография. Культура речи» входит в тему «Деепричастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме, а также продолжает цикл уроков развития речи «Описание внешности человека», опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока - урок развития речи, так как учащиеся продолжают развивать умения и навыки создания собственного устного и письменного текста-описания. При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели, индивидуальные особенности детей.

Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

В ходе урока, наряду с формированием коммуникативных навыков учащихся, идет повторение пройденного.

Ведущими формами, методами и приемами работы являются вопросно-ответная форма, фронтальная работа, наглядность, практический и словесный методы. Их сочетание поможет учащимся создать свой собственный текст-описание картины С. Григорьева «Вратарь», обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.





ТЕМА: Сочинение-описание по картине С. Григорьева «Вратарь»

ЦЕЛЬ:

  • подготовиться к описанию действий людей, изображенных на картине;

  • закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;

  • собрать материал для написания сочинения-описания по картине;

  • получить понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: дать понятие о живописном портрете; особенностях композиции живописного полотна.

Развивающие: развивать устную речь и творческие навыки.

Воспитательные: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и живописи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедиа

- Русский язык: учебник «Русский язык. 7 класс» под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.; Поурочные разработки по русскому языку. Автор Г.А. Богданова

- презентация «Сочинение-описание по картине С. Григорьева «Вратарь»









Х О Д У Р О К А

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Формирование психологического настроя на урок

(Слайд № 1) Я проверила вашу домашнюю работу, осталась недовольна ею, прошу дома выполнить работу над ошибками. Думаю, что вы порадуете меня, если выполните добросовестно работу над ошибками. (Слайд № 2) Звучит «Футбольный гимн СССР» Узнаете эти звуки? Правильно, это звучит гимн российских футболистов. А вы любите футбол? Уверена, что да. Ведь футбол - это самая интересная и вместе с тем доступная для всех игра, это энергия, движение, накал страстей. Я желаю вам жизненной энергии, хорошего настроения, успехов в вашей сегодняшней творческой работе.

Слушают гимн, смотрят слайд с изображением футбольного стадиона

  1. Определение темы урока. Целеполага-ние.

Мы сегодня с вами будем говорить о футболе, но так как у нас урок развития речи, то как вы полагаете, будет строиться наша работа?

- А как вы думаете, каковы будут цели нашего урока? (Слайд № 3)

Репродукция картины висит на доске и на парте у каждого ученика в цветных вклейках к учебнику

Будем рассматривать картину С. Григорьева «Вратарь» и готовиться к сочинению-описанию по картине

Тема урока: Сочинение-описание по картине С.Григорьева «Вратарь» Оформление записи в тетрадях

  1. Лингвистическая разминка

Перед футбольным матчем полагается сделать разминку, она у нас будет лингвистическая.

Синтаксический разбор предложения, записанного на доске; объяснение орфограмм и пунктограмм; определение грамматических характеристик деепричастия.

Вр..тарь стоял в в..ротах внимательно глядя на фу..болистов рванувш..хся в атаку.

Вратарь стоял в воротах,/ внимательно глядя на футболистов/,

/рванувшихся в атаку/. (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено прич. и дееприч. оборотами)

Ответы учащихся, заполнение таблицы.

У доски работает один ученик, остальные в своих тетрадях.

( Глядя - деепричастие несовершенного вида, образовано от глагола глядеть с помощью суффикса - я; рванувшихся - причастие совершенного вида прошедшего времени, образовано от глагола рвануться с помощью суффикса -вш-; в предложении два оборота: причастный и деепричастный, оба выделяются запятыми, так как причастный оборот стоит после определяемого слова ).


  1. Знакомство с автором картины

Автором картины «Вратарь» является Сергей Алексеевич Григорьев народный художник Украины. ( Слайд № 4)

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. (Слайды № 5 - 6 )Среди них известны картины: «Обсуждение двойки», «Рыбачок», «Первые слова», «Пионер», «Друзья-приятели» «Юные натуралисты». Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь». Автору была присуждена Государственная премия.

Рассматривают слайды с портретом художника и самыми известными его картинами.




  1. Знакомство с картиной «Вратарь», беседа по картине

(Слайд № 7) Картина «Вратарь»

- Нравится ли вам картина?


- Расскажите, что вы видите на картине. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней







- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Художник назвал картину «Вратарь». Что он хотел подчеркнуть?

(Слайд № 8 - 9)

- Рассмотрим его. Как он одет? Какое у него лицо?

- Волнуется ли он?

- Что мы видим в правом нижнем углу картины? ( Слайд № 10)

- Как вы думаете, что происходит на второй половине поля?



- Мы уже отметили, что на картине изображена осень. Уточните, пожалуйста, как вы это определили?

Рассматривают картину «Вратарь»

Да, нравится. Художник смог передать напряжённость зрителей, их увлечённость матчем: нам кажется, что мы вместе с ними следим за игрой.

Художник изобразил пасмурный осенний день. Мы словно стоим рядом со спортивной площадкой. На переднем плане - мальчик-вратарь. За ним - мальчик в красной одежде. Его задача - приносить мяч, если он улетит за пределы поля. На заднем плане - зрители: здесь и мальчик с маленьким братом или сестрой на коленях, и девочка-школьница, и взрослый мужчина. Все они сосредоточенно следят за игрой. Их внимание обращено на ту часть поля, которую мы не видим. Наверное, так художник хотел заинтересовать нас. За спинами болельщиков виднеются очертания высоких домов. Видимо, ребята играют на пустыре на окраине города.

Азарт, нам хочется узнать исход игры.

Центральная фигура - мальчик-вратарь

Сосредоточенное лицо, внимательный взгляд.

Нет, он спокоен, уверен в себе, хотя и напряжён. Мы видим, что этот матч для него очень важен.

Портфель, может быть, куртка, пионерский галстук. Ребята пришли играть, как только закончились занятия. Два портфеля обозначают границы ворот.

Возможно, возникла опасная для команды мальчика-вратаря ситуация. Может быть, бьют штрафной или пенальти. Но мы уже отметили, что вратарь довольно спокоен; скорее всего, идёт борьба за мяч, а он следит за игрой.

Краски неяркие, на земле лежат опавшие листья. Небо серое, может быть, накрапывает дождь, но увлечённые игрой болельщики этого не замечают. Вдали туманная дымка.

  1. Словарно-стилистическая работа

- Опишите зрителей. (Слайд № 11 -12 - 13 )

«Взволнованно, вытянув шейку, смотрит на игру пионер в зеленом костюмчике».

«Очень оживленно реагирует на игру малыш в сером капюшоне».

«Более чинно наблюдают за событиями на поле девочка с куклой и стоящая позади нее школьница с красным бантом».

«Пригнувшись, чтобы ей была лучше видна игра, упершись руками в колени, смотрит девчушка в красном капюшончике»;

о взрослом: (Слайд № 14 - 15)

«Полон азарта молодой парень, истый любитель футбола, который совершенно искренне, явно забыв о том, что перед ним детская команда, увлечен игрой. Он сидит рядом с ребячьей «мелюзгой» так, как сидят только на стадионе - готовый вот-вот вскочить. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой рубахи распахнут, пиджак расстегнут.

Увлеченный игрой, он присел на минутку и забыл обо всем на свете, целиком отдавшись переживанию игр.;

Притихшие зрители;

сосредоточенно всматриваются;

внимательный взгляд;

напряжённо следят за игрой;

увлечённые игрой болельщики;

застыли в ожидании.

  1. Работа по развитию речи:

Подберите синонимы к глаголу «смотреть»

(Слайд № 16)

Видеть, следить за…,

Наблюдать, реагирует на игру,

Рассматривать, увлечен игрой…

Всматриваться, отдался переживанию…


  1. Работа над темой и основной мыслью картины

- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной? Какова её основная мысль? (Слайд № 17)

Футбол интересен всем.

Футбол - увлекательная игра.

Бесстрашный вратарь.

  1. Составление плана.

1.Художник С. А. Григорьев и его картина «Вратарь».

2.Содержание картины:

1) Описание вратаря.

2) «Болельщики». (Слайд № 18)

3) Время года, описание природы.

4) Чем кончилась игра. План написан на доске

3.Мое впечатление от картины. и скрыт

Приводят свои примеры плана

  1. Словарная работа

(Слайд № 19)

пиджак позади нее кожаные перчатки

бутсы капюшончик импровизированное футбольное поле

реагирует девчушка свитер

слегка увлечен

Комментируют написание слов.

  1. Словарно-стилистическая работа

Слайд № 20

Составляют предложения, используя деепричастные обороты

  1. Устное сочинение

Слайд № 21


  1. Работа учащихся, написание черновиков

Работают над черновиками сочинения

  1. Домашнее задание

Написать сочинение по картине, используя глаголы, причастия и деепричастия. (Слайд № 22)

Примерное сочинение.

Многие картины принадлежат кисти украинского художника С. А. Григорьева. Он написал такие картины: «Юные натуралисты», «Пионерский галстук», «Прием в комсомол» и другие. На одной из его картин мы остановимся. Эта картина называется «Вратарь».

Стоит золотая осень. Опавшие листья приятно шелестят под ногами. Кое-где пучки завядшей травы пробиваются сквозь желтый ковер листьев. И вот на фоне этой природы изображена группа ребят, пришедших сюда после уроков играть в футбол.

На переднем плане изображен вратарь. Он стоит в непринужденной позе, упершись руками в колени. Вся его поза говорит о том, что он весь сосредоточен и готов броситься на мяч. Он одет в весьма не обычную форму: свитер, перчатки, вероятно, выпрошенные у отца на этот случай; калоши, подвязанные веревочкой; на правом колене повязка.

За вратарем, чуть выпятив живот, стоит «загольный» в красном спортивном костюме. Он ждет только случая, чтобы броситься на мяч, если он выкатится за линию ворот.

На краю площадки, на штабеле досок, сидят «болельщики». Особенно интересен один мальчик. Он весь отдался переживанию и, вытянув шейку, старается не упустить ни одной подробности. За ним стоит девочка-школьница с красным бантом. Она тоже с интересом следит за игрой, хотя и не подает виду. Другие девочки ведут себя чинно. Они спокойно наблюдают за игрой.

Рядом с ними сидит малыш в капюшоне, он озабоченно смотрит на ребят: что это они так толкаются.

Рядом с ребячьей «мелюзгой» примостился парень в зеленом костюме. Он, видно, заядлый болельщик: ворот его рубахи расстегнут, пиджак распахнут, в руках книги. Он, наверное, шел куда-нибудь, но его привлекла ребячья игра, и он позабыл обо всем на свете.

Наш вратарь пропустил три мяча, а его противник два, и игра окончилась в их пользу.

Усталые, голодные, но веселые возвращались они домой.

Мне картина понравилась: в ней хорошо показана картинка из ребячьей жизни.



© 2010-2022