Конспект урока русского языка в 7 классе: Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах причастий

Данная работа представлена для учащихся седьмого класса. Рассчитана на один учебный час. Знакомит учащихся с правильным написанием букв в суффиксах страдательных причастий.  Данное занятие состоит из пяти этапов. Первый этап - организационный. Настраивает детей на положительный эмоциональный  настрой урока. Второй этап - орфографический диктант. Позволяет учащимся оценить свои возможности, увидеть пробелы в своих знаниях.  Третий этап - актуализация новой темы. Учитель организует работу учащихся...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цели: повторить написание еиё после шипящих в различных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, повторение изученного материала.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах; тощих площадных актеров, пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак.(Ю. Олеша.)

Дополнительные задания:

- Сделать синтаксический разбор предложений,

- Найти в тексте причастия, определить их синтаксическую роль, сделать морфологический разбор причастий. (Запружена, сшитых, тянувших.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 138: ученики читают виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Все данные сводятся в таблицу на доске, которую ученики переносят в тетради.

III. Изучение темы «Буквы еиё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени»

1. Повторение изученного. ,

- О каких орфограммах вы вспомнили, прочитав тему урока?
Приведите примеры.

Комментарий.

Буквы о - ё после шипящих в корне слова: под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е {чёлка - чело, щётка - щетина, шёлк - шелка). В других случаях пишется о {шорох, обжора, шов, крыжовник и т. д.).

Буквы о - ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных: под ударением пишется о,без ударения - ё {сачок, бельчонок, холщовый, смешон, но: грушевый, плащевой).

Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных: под ударением пишется о, без ударения - ё {лицо, свечой, меньшего, но: ситцем, товарищем, большого).

В окончаниях глаголов единственного числа настоящего времени пишутся буквы ё (в глагольных формах никогда не бывает о): < печём, печёшь, влечёт.

2. Слово учителя.

В суффиксах полных причастий -енн- и кратких причастий -I ен- после шипящих под ударением пишетсяё, без ударения - е: включён - включены, огорчён - огорчены, завершён - завершены.

На письме и в печатных изданиях часто не ставятся точки над буквой ё. Главное - запомнить, что в глагольных формах и в причастиях (они тесно связаны с глаголами) никогда не пишется о.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнения 139, 140: комментированное письмо.

2. Упражнение 142: записать слова в несколько столбиков, распределив их по орфограммам. Главное - правильно определить часть речи и морфему (часть слова).Дополнительное задание (выполняется в освободившееся время): заполнить свободные строки таблицы примерами.

3. Упражнение 144: выполняется по вариантам с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

1. § 25.

2. Упражнение 141: письменно.

3. Упражнение 143: подготовка к диктанту.

. 4. Упражнение 145: подобрать материал к сочинению.



© 2010-2022