Разработка к 9 мая

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шарфы, банты, торты, порты, аэропорты, позвонишь, позвонит, перезвонят, дозвонятся, звонит, не звонят, позвоним, дозвонимся, обзвоним

Красивый, красивейший, мозаичный, сливовый, кухонный, согнутый, загнутый, поднявший, наживший, проживший, понявший, оптовый, молящий, повторённый, обострённый

Баловать, избаловать, балуешься, не балуйся, избалованный, балованный, баловаться, побаловаться, балуемся, побалуется.

Начав, начавшись, нарвала, ворвалась, наврала, лгала, облилась, заперла, прорвала, брала, обогнала, дождалась, лила, начала, отозвалась, прибыла, поняла, наняла, заняла







Отчий дом

Отчий дом… Как важен он в жизни каждого человека!

Тепло родного очага согревает нас, куда бы нас ни закинула судьба. Мы впитываем атмосферу родного дома; здесь мы получаем первые представления о добре и зле, о совести, о чести, о правде и лжи…Именно в родном доме закладываются основы нашего мировосприятия. Не зря ведь сказано: «Мы все родом из детства». Конечно, нас воспитывает всё: школа, книги, фильмы, друзья, но самое главное в нас закладывает всё же родной дом.

Многие писатели показывают в своих произведениях, как атмосфера дома может сформировать в нас прекрасные качества, а может убить в душе всё живое. Вспомним затхлую, удушающую, разлагающую атмосферу в доме Головлёвых. Разве мог Иудушка из романа Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» быть иным? Ведь всё в доме пропитано ложью, лицемерием! Самодурство, жадность правят всем. Когда прочитана последняя страница романа, хочется выйти на свежий воздух и вдохнуть полной грудью.

Но есть и другие примеры. Какие замечательные люди выросли в тёплой, располагающей, полной заботы друг о друге атмосфере гостеприимного дома Ростовых из романа Л. Толстого «Война и мир»!

Мне вспоминается замечательный роман М. Булгакова «Белая гвардия». Какие события сотрясают Киев! Какие нравственные проблемы приходится решать героям! Но в этом разрушающемся мире стоит, как островок спокойствия, дом Турбиных. Здесь тоже тревожно. Это уже даже не островок, а лодка, которую несут бешеные волны событий, но стараниями Елены за уютными кремовыми шторами отсчитывают время старинные часы, а зелёная лампа создаёт ощущение надёжности и тепла..

Какие замечательные люди выросли в этом доме! Прекрасен Алексей, мятущийся интеллигент, заблудившийся в революционной метели. Считая своим долгом защитить Город от петлюровцев, он не изменяет своим убеждениям.

Обаятелен Николай, семнадцатилетний юноша, в сердце которого живёт мечта о подвиге. Человек чести, он не способен на предательство, в бою же готов стоять насмерть.

Мы влюбляемся в рыжеволосую Елену, хранительницу семейного очага. Она излучает свет, добро, любовь, милосердие. Почему так прекрасны молодые Турбины? Откуда в них это благородство, это самоотречение во имя другого? Я думаю, всё из детства, из семейных традиций дома Турбиных. Здесь всегда было уютно, тепло, царила атмосфера любви и заботы друг о друге, высокой культуры и духовности. В этом доме всегда любили книгу: Елена влюблена в Бунина, Алексей зачитывается Достоевским…

Разве могли в такой обстановке вырасти недостойные люди?

Да, именно в отчем доме мы получаем прививку от пошлости, от душевной лени, от равнодушия. И как бы трудно нам ни было в жизни, какие бы жизненные потрясения мы ни испытывали, мы всё же чувствуем себя намного увереннее и спокойнее, если светится в окнах родительского дома тёплый свет, если есть на земле место, где нам рады, где мы чувствуем, что не одиноки.













Диспансер, жалюзи, эксперт, досуг, квартал, алфавит, документ, щавель, корысть, таможня, каталог, диалог, монолог, эпилог, некролог

Намерение, обеспечение, вероисповедание, осведомиться, осведомишься, исчерпать, наверх, закупорить, оклеить, ободрить, ободрён, низведён

Сироты, цепочка, гражданство, отрочество, средства, свёкла, значимость, километр, сантиметр, простыня, местностей, досуха, закупорить

Включит, вручит, укрепит, наделит, сверлит, сверлишь, повторит, приручит

Клала, щёлкать, надолго, прибыв, углубить, облегчить, донельзя, бороду, приняли, принята, оценена, занята, молящий, краны, приручённый

Шарфы, банты, красивый, красивейший, баловать, избаловать, нарвала, ворвалась, диспансер, жалюзи, намерение, обеспечение, сироты, цепочка, включит, вручит

Клала, щёлкать, укрепит, наделит, гражданство, отрочество, осведомиться, вероисповедание, эксперт, досуг, лгала, наврала, избаловать, балуешься, мозаичный, сливовый, порты, аэропорты

Углубить. Облегчить, сверлит, повторит, свёкла, значимость, осведомишься, исчерпать, квартал, алфавит, облилась, заперла, избалованный, баловаться, согнутый, загнутый, не звонят

Шарфы, обзвоним, наживший, проживший, обогнала, дождалась, щавель, корысть, закупорить, обзвонишь, значимость, километр, повторит, приручит, донельзя, бороду

Принята, оценена, включишь, цепочка, местностей, ободрить, эксперт, исчерпать, жалюзи, красивейший, мозаичный, кухонный, сливовый, вероисповедание, квартал, таможня

Это правильно?

Непроглядная тьма, отборный матч, предоставлена возможность, дети обступили меня, по обоим сторонам, одеть костюм, играет значение, эффектность работы

Это правильно?

Искусное питание, комфортное пребывание, песочный пляж, огородить забором, эффективный костюм, одеть малыша, абонент для посещения бассейна, плакучая девочка, праздное любопытство

Это правильно?

Будничное платье, побороть гордыню, доверчивые отношения, действенное средство, каменная почва, одеть пальто, комфортабельный отдых

Это правильно?

Виновный взгляд, праздничный салют, двойственное чувство, дорогим шампунем, представить отпуск, зачинатель жанра, более позднее, их труды, игристый взгляд, отряхнуть снег с ветвей

Это правильно?

Пара полотенец, попробоваем, восполнить дефицит, едь быстрее, кошки считаются живучими, языковой барьер, информация о наличности мест, ихние места, оплатить за проезд, надеть плащ

Это правильно?

Денежная наличность, пополнить недостаток йода в организме, пара сапог, более веселее, злостный нарушитель, игристые котята, унижать заслуги учёного, много баклажанов, глинистая почва

Это правильно?

Обеих сестёр, здоровые дёсна, более восемьсот миллионов, словарный портрет, поезжайте быстрее, одеть кроссовки, летние месяца, более толще, ночные вызовы, свежие торта

Алексей Максимович Горький «Сказки об Италии».

Отрывок

О матерях можно рассказывать бесконечно. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом неприятеля. Со стен видели, как всё тесней сжималась петля врагов. Все ручьи, питавшие город, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады.

Не ожидая помощи, изнурённые трудами и голодом, люди в страхе смотрели на шумный лагерь врагов, и всё напоминало им о смерти…

Ночью густая тьма заливала улицы, и в этой тьме безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в чёрный плащ. Вооружённые люди обходили её, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, немая и чёрная, точно воплощение несчастий города.

Это была Марианна. Гражданка и мать, Марианна думала о сыне и родине. Во главе людей, разрушавших город, стоял её сын, весёлый и безжалостный красавец. Ещё недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рождённую ею в помощь людям города. Сотни неразрывных нитей связывали сердце сына с этой землёй, с древними камнями, из которых её предки сложили стены города. Теперь сердце матери теряло ближайшего ему человека и плакало…Взвешивая в своём сердце любовь к сыну и к городу, мать не могла понять, что легче, что тяжелее.

Так ходила она ночами по улицам, и многие, узнавая её молча отходили прочь от матери изменника. Однажды она увидела другую женщину. Та, стоя на коленях возле трупа сына, молилась, обратив скорбное лицо к звёздам. Потом, поднявшись с колен, женщина сказала: - Мадонна всё видит, и я благодарю её.

-За что? - спросила Марианна.

-За то, что мой сын честно погиб, сражаясь за родину, что он не изменил городу. Как это сделал сын Марианны, предводитель наших врагов. Будь он проклят! И будь проклята мать, родившая его!

Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром она явилась к защитникам города и сказала:

-Или убейте меня за то, что мой сын стал изменником, или откройте мне ворота. Я пойду к нему.

Они открыли ворота и долго смотрели, как медленно шла она по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой её сыном.

В лагере врагов заметили её, подошли и спросили, кто она и куда идёт.

-Ваш предводитель -мой сын, - сказала она, и никто не усомнился в её словах.

И вот она пред человеком, которого она никогда не чувствовала вне своего сердца. Он в шёлке и бархате, и оружие его в драгоценных камнях.

- Мать,- говорил он, целуя её руки, - ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня. И завтра я возьму этот проклятый город.

-В котором ты родился,-напомнила она.

-Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя, но теперь, завтра, я разрушу его!

-Где каждый камень помнит тебя ребёнком,-сказала мать.

- Камни немы. Я хочу, чтоб горы заговорили обо мне!

-А люди? - спросила Марианна.

-И люди мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои.

Мать сказала: «Герой - это тот, кто творит жизнь.

-Нет,-возразил сын. -Разрушающий так же славен, как и созидающий.

Так говорили они до заката, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась её гордая голова. сидела она согнувшись, и вдалеке ей был виден её родной город. Багряные лучи солнца обливали стены и башни города, зловеще блестели стёкла окон, весь город казался израненным…

- Мы обрушимся на него сегодня ночью, если ночь будет достаточно темна,-говорил сын.

-Положи голову на грудь мне, отдохни, -сказала мать.

Он послушался, прилёг на колени к ней и закрыл глаза.

-Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть,-сказал сын.

- Ты красив, но бесплоден, как молния, - вздохнув, сказала мать.

- Да, как молния…-согласился сын.

Тогда мать, накрыв его своим чёрным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер - ведь она хорошо знала, где бьётся сердце сына. И, сбросив его с колен своих к ногам изумлённой стражи, она сказала в сторону города:

- Как человек, я сделала для своей родины всё, что смогла. Как мать, я остаюсь со своим сыном. Жизнь моя никому не нужна.

И тот же нож, ещё тёплый от крови его, она твёрдой рукой вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце,-если оно болит, в него легко попасть.





Осетия- Россия

(Играет музыка. Показ слайдов.)

1 вед. Под небом высоким Кавказа

Согретые щедрым теплом,

Живут все народы, как братья!

Осетия - общий наш дом!

2 вед. Мы вместе идём сквозь столетья.

Мы вместе - и радостен путь!

Какие звучат здесь наречья!

Какие здесь песни поют!

1 вед. И главная песня - Россия!

Ты нас обогрела крылом!

Ты наша надежда и сила!

Тебе эту песню поём!

Чтец: Не русский я, но россиянин! Ныне

Я говорю, свободен и силён!

Я рос, как дуб зелёный на вершине,

Водою рек российских напоён!

Своей судьбою я гордиться вправе,

Нам с русскими одна судьба дана!

Веками вместе - в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена!

(Звучат колокола. На экране - слайды: церковь, русский пейзаж…)

Вед: -Вот уже третье столетье единой семьёй живут на земле Иристона представители более ста народностей. Более ста языков и наречий звучат под нашим общим небом, но все их объединяет великий русский язык, могучее русское слово.

-вед. - Уже третье столетие живут на осетинской земле русские. Сколько поколений выросло здесь, на суровых и нежных ладонях Кавказских гор! И как бережно хранят живущие здесь русские память о своих предках, как трепетно относятся они к своим корням, к своим истокам!

Вед. - У подножия седых вершин звучат нежные русские песни, спорят с осетинской джигитовкой наполненные удалью русские пляски… А вот сейчас, например, разлилась широкой рекой весёлая масленица!

(Играют масленицу)

Вед. - Много бед и испытаний выпало на долю нашей Родины. И всегда - и в горе, и в радости - звучала на Руси песня, то словно сотканная из неизбывной печали, то озорная и удалая, но всегда - сердечная, исполненная искренности и достоинства.

(Звучит песня)

Вед. -Да! Сколько удали и отваги, тихой радости и нежной грусти в русской песне! Словно в ней звучит душа самой России…

Вед. - Россия… какое слово несказанное! В нём - и росы, и сила, и синее что-то…как это передать? Может, музыкой? Танцем?

(Исполняется танец)

Вед. - «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!»

Здесь каждый камень гранью чувств

Хранит лучистый отпечаток

Твоих шагов, родная Русь!

Нас разделить теперь едва ли!

И в сердце пусть звучат всегда

Стихи, которые писали

Бессмертный Пушкин и Коста!

На улицах Владикавказа

Незримый твой витает дух,

Моя краса, моя отрада,

Моя любовь, родная Русь!

(Звучит музыка, выходят все участники, и на этом фоне - стихи):

Мы юность Осетии нашей любимой,

И мы пронесём сквозь года

Великое братство народов единых!

Так было, так есть и так будет всегда!



Протокол

заседания МО учителей русского языка и литературы

от 30.12.2014 года.

Повестка дня.

О результатах мониторинга качества знаний учащихся 10-ых классов по русскому языку.

Выступили: Ласенко И. М., учитель русского языка и литературы.

- Как известно, в октябре был проведён мониторинг качества знаний по русскому языку в 10-ых классах. Я работаю в 10 «А» и 10 «Б» классах. Из 46 ребят работу выполняли 43 ученика. Из них не справились с заданием Фадеев С., Харебов М. и Хасигов. Собственно, этого нужно было ожидать. Эти учащиеся не проявляют интереса к учёбе, часто пропускают занятия. Соответственно, знания у них слабые. Остальные ребята справились с работой неплохо.

Порадовали Болотаева А., Хозиев М., Зассеева Л., Алёхин С., Донцова А., Базаева А. и другие.

В 10 «А» и «Б» результаты следующие: Из 43 учащихся на «4» и

«5» написали работу 29 человек. Трое не справились с заданиями, 11 человек получили «3».

В общем, есть над чем работать, но результаты, на мой взгляд, неплохие.

Лихварь Б. Е. - В 10 «В» классе 20 учащихся. Из них работу выполняли 18 человек. Не справился со многими заданиями

Лалиев А. С трудом, но справились с работой Лолаев Р. и

Магкаева Т.

Сильные ученики подтвердили свои знания. Без затруднений выполнили задания Савлохова Д., Тахохова А., Кисиева Т. и др.

Результаты следующие: Из 18 учащихся 12 человек написали на «4» и «5». Один (Лалиев) не справился, и 5 учеников получили «3».

Мониторинг «высветил» слабые места. Я, например, для себя определила, над чем следует поработать. Да и учащиеся увидели, на что они способны, каков уровень их знаний.

Решили:

  1. Считать результаты мониторинга удовлетворительными.



  1. Учителям Ласенко И. М., Лихварь Б. Е., исходя из анализа ошибок, допущенных учащимися, ликвидировать пробелы в знаниях десятиклассников.



Секретарь





Протокол

заседания МО учителей русского языка и литературы

от 24.12.2014 года

Повестка дня.



  1. О результатах проверки преподавания русского языка в 11-ых классах.

  2. О результатах проверки преподавания литературы в 10-ых классах.

По 1-му вопросу слушали «О результатах проверки преподавания русского языка в 11-ых классах» (Маковеев Ю. И.)

Он отметил, что в декабре были посещены уроки русского языка в 11-ых классах. Проверка показала, что учителя Овчинникова Э. Э. (11 «А»), Ласенко И. М. (11 «Б») и Лихварь Б. Е. (11 «В») добросовестно, с большой ответственностью относятся к своим профессиональным обязанностям. Разнообразные виды работ, использование ИКТ, умение вызвать интерес к изучаемому материалу, дифференцированный подход к обучению учащихся - это всё было продемонстрировано учителями.

Было сказано также, что много внимания уделяется на уроках подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Практически на каждом уроке выполняются тестовые задания, проводится работа над текстом.

Выступили: Лихварь Б. Е.

- Мы сейчас все свои усилия, конечно, направляем на то, чтобы ребята успешно сдали ЕГЭ. Нам осложнило работу то, что интенсивно нужно было готовиться к сочинению. Это забирало много времени на уроке, много сил. Но ничего, вроде справились. Наши ребята написали итоговое сочинение на хорошем уровне.

Сейчас главная задача - помочь учащимся успешно сдать ЕГЭ. А для этого приходится много работать.

Овчинникова Э. Э. - Очень трудно нам сейчас приходится. Слишком мало часов в 11-ом классе, а материал обширный.

Готовясь к уроку русского языка, я так «уплотняю» конспект, что боюсь не успеть всё выполнить. Порой думаешь: «Может, использовать иногда уроки литературы?» Но ведь и литература необходима! Я провожу дополнительный урок (для желающих), и вы знаете, приходят все! То есть, ребята тоже настроены серьёзно.

По 2- му вопросу слушали: «О результатах проверки преподавания литературы в 10-ых классах».

Было сказано, что уроки литературы в 10-ых классах проводятся на высоком профессиональном уровне. Учащиеся продемонстрировали хорошее владение материалом, умение рассуждать, дискутировать, отстаивать собственную точку зрения.

Было отмечено, что учителя-словесники используют материал художественных произведений и для обучения учащихся выполнять задание С (эссе). Практически все преподаватели учат ребят выявлять в произведении позицию автора, определять проблемы, рассматриваемые писателем, высказывать свою точку зрения.

Выступили: Лихварь Б. Е. - Сложно сегодня давать уроки литературы. Дело даже не в малом количестве часов. Ученики просто мало читают. Мне, к примеру, приходится прикладывать так много сил, чтобы заинтересовать ребят тем или иным автором, произведением! Чего только не придумаешь, чтобы ребята «зачитали»!

Но я убеждена: уроки литературы сегодня исключительно важны! Это возможность заставить ребят мыслить, научить верно расставлять акценты, делать правильный выбор.

Решили:

1. Признать уровень преподавания русского языка в 11-ых классах и литературы в 10-ых классах удовлетворительным.

2. Отметить высокий профессиональный уровень учителей - словесников Овчинниковой Э. Э., Ласенко И. М.,

Лихварь Б. Е.



Секретарь





Он грудью принял бой кровавый

И так - вперёд лицом упал.

Овеянный народной славой,

Он в поле обелиском встал…

Л. Дмитерко

Как быстро летит время! Вот уже семьдесят вёсен прошумело над нашей страной со Дня Великой Победы. Многое изменилось в нашей жизни, но память об этом счастливейшем событии по-прежнему свята для нас, она вечна.

Я прочитала наказ Героев Советского Союза и задумалась. А чтим ли мы, сегодняшние подростки, Святую память солдат Великой Победы? Не стали ли долгие четыре огненных года, вымученные, выстраданные целым поколением, сухой исторической датой?

Для меня, например, память о войне священна. Я с гордость сознаю, что мои земляки-осетины показывали на войне чудеса храбрости и героизма. Моя республика- родина шестидесяти Героев Советского Союза, семи полных кавалеров Ордена Славы.

Из одной маленькой Дигоры, например, вышли шесть Героев Советского Союза! Я горжусь тем, что гордое имя осетина носили И. Плиев, Г. Хетагуров, Х. Мамсуров, С. Бицаев, А. Кесаев и многие другие.

В нашей памяти вечны имена семи братьев Газдановых из селения Дзуарикау. До войны у каждого из них была мечта - учиться. Но когда чёрные тучи войны заволокли мирное небо над страной, один за другим ушли на фронт братья. Вот Дзарахмат - самый старший. Он был председателем сельсовета, помогал родителям поднимать младших братьев. Но когда началась война, одним из первых пошёл защищать Родину. Он погиб под Новороссийском. Учителем осетинского языка работал до войны второй сын, Махарбек. Он погиб под Москвой…

Магомет и Хаджисмел сложили головы, защищая Севастополь. В жестоких боях за Киев пал смертью храбрых Созрыко. А Хасанбек и Шамил дошли до самого Берлина! Оба погибли в самые последние дни войны… Семь похоронок пришло в дом Газдановых! Братья ушли из жизни молодыми, и разве мы имеем право на забвение их имён? Мы в неоплатном долгу перед этими парнями, « недожившими, недолюбившими»…

Таким же молодым остался навечно Энвер Ахсаров. Он был командиром пулемётного эскадрона. С фотографии смотрят на меня с весёлой искоркой глаза. Чуть изогнутые брови, плотно сжатые губы, широкие плечи… Четыре раза был он ранен и каждый раз снова возвращался в строй!

В феврале 1943 года, когда полыхал грозным огнём Харьков, Энвер получил приказ ворваться со своим эскадроном в город.

Началась атака. Немцы отвечали бешеным огнём из миномётов, пулемётов, автоматов. Мужественно сражался эскадрон под командованием Ахсарова, но никто не ожидал, что немцы кинут в бой танки. Вот отбита одна танковая атака, вторая… В эту отчаянную минуту Энвер понимал, как нелегко его солдатам выдержать третью контратаку. И тогда Ахсаров поднялся во весь рост: «За Родину! Вперёд!» Как трудно было ему, наверное, сделать первые шаги, когда он ещё не слышал за собой топот поднявшихся за ним в атаку бойцов! Но солдаты бросились вслед за своим командиром! Атака фашистов захлебнулась, бой мы выиграли, но Энвер был смертельно ранен. Он погиб в том сражении. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза…

Разве сегодня мы вправе забыть эти священные имена тех, кто ценою собственной жизни отстоял нашу страну? Сотни, тысячи, миллионы имён?!

Нет, никогда май 1945-го года не станет сухой исторической датой, потому что слишком дорогой ценой заплатили мы за эту Победу. Слишком тесно переплелись в той кровавой битве судьба страны и судьбы миллионов людей, миллионов семей! До сих пор память о войне - живая боль не только тех, кто помнит её, но и нас, живущих уже в двадцать первом веке.

В любом уголке нашей Родины есть место, считающееся священным - Вечный огонь. Он светит днём и ночью, напоминая нам о тех, кто не вернулся… Пусть этот огонь не гаснет никогда. Ведь он же Вечный!

Спасёт ли литература наш жестокий мир?

(Или « Книга, которую хочется перечитать»)

Что такого спасительного даёт нам книга? Какая тайна в ней заключена? Ведь сейчас информация так доступна! Открой Интернет, и по любому вопросу можно узнать очень много нового! Однако есть книги, которые хочется взять в руки и окунуться в них с головой, перечитывая фразы, обдумывая их, примеряя судьбы героев к себе. К таким книгам хочется возвращаться и возвращаться, потому что они меняют что-то в тебе, да и не только в тебе. Они меняют мир вокруг тебя.

Для меня такой книгой стал роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Это первый роман Достоевского, где поставлены вопросы, от решения которых, по его мнению, зависели дальнейшие судьбы России.

Возможно ли восстановление, воскрешение человека, совершившего тягчайшее преступление?

Раскольников - бывший студент, мещанин по происхождению, живущий в крайней бедности, в беспросветной нужде. Но мы чувствуем, что его как будто и не тревожит собственное отчаянное положение. Он сосредоточен на какой-то важной мысли, что-то его тревожит. Очень скоро мы понимаем, что Родион Раскольников задумал страшное преступление. Он решается на убийство не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учёбу, не затем, чтобы помочь матери, а чтобы проверить себя, свою идею. Высокомерная его теория утверждает, что люди подлы и низки, их не переделать. Но можно встать над ними… Раскольников приходит к мысли, что есть два рода людей: подвластные и немногие избранные властители. Последние добиваются власти любым путём, им позволяется переступать через закон и кровь…

И вот Раскольников решает убедиться, что он не «тварь дрожащая», а тоже относится к избранным. Как тяжело ему даётся его страшный эксперимент! Одинокий и озлобившийся «теоретик» пока не доходит до осознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь.

Встреча с Мармеладовыми сперва отвлекает его от мрачных мыслей о деле, но потом ещё более усиливает его мучения, его отчуждение от людей. Участь Сони Мармеладовой приобретает в его глазах символическое значение. Размышления о судьбе сестры Дуни приводят Раскольникова к мысли о том, что и ему нужно на что-то решиться или же отказаться от жизни совсем. Или принять её такой, какая она есть. То есть смириться, отказаться от всякого права действовать! И вот решение принято…

Итак, Раскольников совершает убийство. Он прошёл испытание и, казалось бы, может идти дальше, но он не выдерживает. «Разве я старушонку убил? Я себя убил»,- с отчаянием признаётся он

Сонечке. Хотя ум героя не может противиться железной логике его теории, но душа восстаёт. По теории он должен жить для себя, а он отдаёт последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Как долго приходит Раскольников к пониманию простой, но такой важной истины: чувство любви и сострадания - стержень человеческого общества. Мы перестанем быть людьми, если лишимся милосердия, сострадания.

Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть. Он обречён на одиночество. Именно так происходит и с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими...Однако воскрешение произошло.

Какой долгий и тяжёлый путь проходит герой, прежде чем он постигает эти простые истины! Но ведь и мы, читатели, проходим этот тяжкий путь! Мы тоже размышляем, переживаем, мучимся сомнениями. И мы чувствуем, что становимся душевно тоньше. Когда дочитана последняя страница, ты чувствуешь, как много дала тебе эта книга, как о многом заставила задуматься, как она поменяла тебя.

Это великие книги. Ведь на них выросли целые поколения людей во всём мире! Сколько преступлений не свершилось оттого, что кому- то вовремя попался роман «Преступление и наказание!» Сколько людей размышляли над её страницами!

Я убеждён, что такие книги меняют нас, делают нас лучше. А значит, они меняют к лучшему и мир.









Протокол №5

заседания методического объединения

учителей русского языка и литературы

от 28 марта 2015 года

Повестка дня

  1. Система самостоятельных работ при изучении глагола (Лихварь Б. Е.)

  2. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы (Васильева Н. В.)

  3. О работе с одарёнными и мотивированными школьниками (Ласенко И. М.)

  4. О ходе подготовки учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации (Мартиросова А. А., Васильева Н. В., Лихварь Б. Е.

По 1-му вопросу слушали: «Система самостоятельных работ при изучении глагола» (Лихварь Б. Е.)

Лихварь остановилась на важности изучения глагола в системе преподавания русского языка. «Задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик уже в 5-ом классе имел чёткое представление об этой части речи, о её свойствах, признаках, о её синтаксической функции. Нужно научить ребят грамотно употреблять в речи глаголы, используя различные его формы. Ведь с этой темой тесно связано изучение в будущем причастия и деепричастия»,-сказала докладчица. Далее Лихварь отметила, что учащимся успешно справиться с изучением глагола весьма сложно, если учитель не продумает систему самостоятельных работ. Она сказала, что сама практикует проведение самых разнообразных видов самостоятельных работ. Это может быть работа на 10-15 минут, а может- на целый урок.

(Доклад прилагается).

Выступили: Овчинникова Э. Э.

- На мой взгляд, самостоятельная работа - это понятие очень широкое. Это не просто вид проверки, контроля. Это именно самостоятельная работа учащихся. Я всегда предлагаю ребятам выполнять различные виды самостоятельных работ. Задача учителя - помочь разобраться с трудным материалом, а остальное пусть ребята «добывают» сами. Я много раз убеждалась, что если продуманно подобрать тренировочные упражнения, то практическая польза для учащихся намного больше, чем когда учитель пол-урока объясняет у доски теорию. Наша задача - учить учиться. Самостоятельно.

По 2-мувопросу слушали: «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы» (Васильева Н.В.)

Васильева Н. В. отметила, что сегодня учебный процесс невозможно представить без использования современных образовательных технологий:

«Сегодняшних школьников трудно увлечь предметом, если в арсенале учителя только мел, доска и старые таблицы. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать современные образовательные технологии… Прекрасные возможности имеет учитель на уроке литературы. Использование видеоматериалов, подготовка разного рода презентаций делает урок ярче, эмоциональнее. Я, например, предлагая ученику подготовить сообщение, всегда поощряю, если ребёнок использует экран, готовит презентацию…». (Доклад прилагается).

Выступили: Ласенко И.М.

-Конечно, ничто не заменит живое, эмоциональное слово учителя. Но, как было отмечено, сегодня нашим надёжным помощником становятся современные образовательные технологии. К примеру, хорошим подспорьем для меня на уроках русского языка является специальная программа для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ я вывожу на экран задания, и ребята выполняют их. Разумеется, я корректирую, поправляю учащихся, комментирую задания. Такая форма работы экономит много времени, вносит в урок динамику.

По 3-му вопросу слушали: «О работе с одарёнными, мотивированными школьниками». (Ласенко И. М.) Она говорила о важности работы с одарёнными учащимися: «Любому учителю легко определить в классе мотивированных учащихся, и всегда, на мой взгляд, надо помогать таким ребятам. Нужно готовить для них индивидуальные задания, больше их нагружать на уроках и, конечно, нужно привлекать их к участию в творческих, научных конкурсах. Я, например, уже в 5-ом классе вижу одарённых детей, не говоря о ребятах постарше. Вот, скажем, Загахова Арина. Заметив её интерес к предмету, я уже в октябре привлекла её к участию в школьном этапе олимпиады и по русскому языку, и по литературе. И девочка добилась очень хороших результатов. А главное, обрела уверенность в себе. Если с такими учащимися работать систематически, то к старшим классам мы уже видим очень неплохие результаты. Могу назвать Болотаеву Алину, Малиеву Дзеру, Пляскину Дарью, Будаеву Камиллу, Засееву Лику…» (Доклад прилагается).

Выступили: Лихварь Б. Е.

-Согласна с докладчиком. Одарённых детей необходимо поддерживать, что называется, с младых ногтей. Ведь сегодня у нас есть много возможностей дать проявиться таким учащимся. Это и «Русский медвежонок», и «Пегас», и всевозможные другие конкурсы- очные и заочные. Надо просто направить ребят, а там уж они постараются. Кроме того, важно привлекать таких учеников и к участию в других конкурсах. Ведь такие ребята талантливы во всём. Вот у меня в 8 «Б» классе есть целая группа таких учащихся. Кириченко Дима, Кайтова Алана, Багаева Зарина, Засеева. Недавно, к примеру, я предложила Кириченко и Кайтовой поучаствовать в конкурсе «Живая классика», и ребят отметило жюри, их показывали в новостях. Конечно, было приятно. Очень успешным было участие Засеевой и Багаевой в конкурсе «Парнас». Девочки заняли призовые места. Мы просто не должны упускать таких ребят, нужно работать с ними.

По 4-му вопросу слушали: «О ходе подготовки учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации» (Мартиросова А. А., Васильева Н. В., Лихварь Б. Е.)

Учителя, работающие в 9, 11 классах, подробно рассказали о том, как идёт подготовка к итоговой аттестации. Выступили: Мартиросова А. А. :

-Одной из главных своих задач я считаю подготовку учащихся к ОГЭ. Я более тщательно продумываю уроки русского языка. Так, закрепляя материал по той или иной теме, я обязательно использую задания из тренировочных тестов. Практически на каждом уроке я так или иначе обращаюсь к материалам, связанным со сдачей ОГЭ. На сегодняшний день все ребята, за исключением 3-4 учеников, могут выполнить тестовую часть заданий, могут написать сочинение-рассуждение. Но, конечно, работы ещё много.

Васильева Н. В.- Мы тоже активно готовимся к сдаче ОГЭ. Мы много работаем над развитием речи учащихся, учимся писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение. Я стараюсь подходить к этой работе дифференцированно, стремлюсь к тому, чтобы самый слабый ученик имел представление о тестовых заданиях, умел сжать текст. По мере возможности я некоторые виды письменных работ заменила сжатым изложением, сочинением - рассуждением. В конце 3-ей четверти я провела в 9 «Б» классе пробное тестирование. Результаты неплохие, но главное - «высветились» пробелы. Над ними мы будем работать в 4-ой четверти.

Решили:

  1. Каждому учителю-словеснику при изучении глагола тщательно продумывать систему самостоятельных работ.

  2. Считать одной из важных задач учителя русского языка и литературы использование на уроках современных образовательных технологий.

  3. Усилить работу с одарёнными и мотивированными школьниками.

  4. Учителям, работающим в 9, 11 классах, направить все силы на подготовку учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.



Секретарь









Маша играет на фортепьяно входит Дефорж.

М. - Я приготовила задание по музыке. Позвольте, я сыграю пьесу.

Д.- Извините, Марья Кирилловна, я плохо себя чувствую сегодня.

М.- Что с Вами, мсье Дефорж?

Д- Голова разболелась с утра. Наверное, урок придётся сегодня отменить.

М. -Мне очень жаль.

Д.-И я сожалею, но…

(М. закрывает пианино, Д. подаёт ей записку.)

М.-Что это?

Д.-Извольте прочитать, а мне, простите, нужно выйти.

(быстро уходит)

М. (читает записку): «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить». Боже! Что это? (перечитывает записку). - он назначил мне свидание? Что же мне делать? Ах, зачем я взяла записку?! Что, если папенька узнает? Ах! Ну как же мне быть? И посоветоваться мне не с кем! Дефорж… О чём он хочет говорить со мной? Прилично ли мне встретиться с ним? Ведь он простой учитель! Ах, как мне поступить? А может, он хочет сказать мне что-то важное? Может, от этого зависит моя жизнь? Или его жизнь?...Надо сходить в беседку! Это же не так далеко!...Так…(смотрит на часы) - у меня ещё 2 часа. Ах! О чём же хочет поговорить со мной Дефож? Скорей бы уже прошли эти 2 часа!... А как я начну разговор с ним? Что бы мне придумать? Я скажу так: «Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности к вам!» Да, именно так я и начну разговор с ним! (Уходит)

(На сцене. М. идёт, оглядываясь)

-Ах, как бьётся сердце! Но надо собраться! Надо сделать вид равнодушный, чтобы он не подумал…

Д. -Я ничего не подумаю! (подходит к М.) Благодарю вас, что вы не отказали мне в моей просьбе! Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.

М.-Надеюсь, вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности к вам! (Пауза)

Д.- Обстоятельства требуют… Я должен вас оставить… Вы скоро, может быть, услышите… Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться… (Пауза). Я не то, что вы предполагаете. (опустил голову). Я не француз Дефорж. Я- Дубровский.

М.-Ах!

Д.- Не бойтесь, ради бога! Вы не должны бояться моего имени! Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надо меня бояться! Ни за себя, ни за отца! Я ему простил. Послушайте! Вы спасли его!

Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около дома, назначая, где вспыхнуть пожару, как пройти в его спальню, как преградить ему путь.

И в эту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце моё смирилось.

Я понял, что дом, где обитаете вы, священ. Что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию.

Я отказался от мщения. Целые дни я бродил около ваших садов в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших прогулках я следовал за вами, прокрадываясь, счастливый мыслью, что вас охраняю!

Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти 3 недели были для меня днями счастья. Но сегодня я получил известие, после которого я не могу здесь более оставаться.

Я расстаюсь с вами… сей же час. Но не проклинайте меня, не презирайте! Думайте иногда о Дубровском! Что душа его умела вас любить, что никогда…

(раздаётся свист. Д. оглядывается, целует руку М. свист повторился_

Д. - Простите! Меня зовут. Одна минута может погубить меня…

(Пауза. Д. отходит, возвращается)

Д.- Если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать помощи, обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне? Обещаетесь ли вы позвать меня на помощь?

(М. закрывает лицо руками. Снова раздаётся свист)

Д. - Вы меня губите! Я не оставлю вас, пока вы не дадите мне ответа! Обещаетесь ли вы или нет?

М.- Обещаюсь…

Д.-Благодарю вас! Но я должен идти! Прощайте!

Т -Где ты была, Маша?

М.- Я вышла свежим воздухом подышать…

Т.-Вообрази! Приехал исправник схватить Дефоржа! Он уверяет, что наш учитель вовсе не Дефорж, а сам Дубровский!

Исп. - все приметы совпадают, ваше превосходительство!

Т.-Убирайся ты со своими приметами! Я тебе моего француза не выдам, покамест сам не разберу дела!

Исп. - Все факты говорят о том, что он не учитель, а сам Дубровский!

Т.- Враньё! И я сейчас же вам это докажу! Позвать сюда учителя! Где он?

Слуга: - нигде его не найдут! Ищут уж целый час, и нет его нигде!

Т.-Так сыскать его! Найти француза немедленно! Маша, ты бледна! Тебя, верно, перепугали!

М.-Нет, папенька, у меня голова болит!

Т.- Поди, Машенька, в свою комнату и ничего не бойся. Сюда к нам никто не сунется! Поди, доченька!

(М. целует ему руку, он её крестит, и М, закрыв лицо рукам

и, быстро уходит)

…Из моей семьи на войну ушёл мой прадед. Его звали Казихан Ацабеевич. И ещё два его младших родных брата. Мой прадед и его младший брат не вернулись с войны. Казихан погиб на Белорусском фронте в 1942 году, а его младший брат пропал без вести… В центре села Раздзог установлен памятник, на котором написаны фамилии всех односельчан, не вернувшихся с войны. На памятнике высечены и имена моего прадеда и его младшего брата…

Парсиева Вика, 6 «А»кл.

…Мой прадед - Валиев Тадеоз Георгиевич - был рядовым. Он защищал Эльхотовские ворота, воевал в Донецке, под Керчью, освобождал Брест. Он прошёл всю войну, был ранен в ногу…Получил 4 ордена…

Газзаева Таира, 6 «А» кл.

Дегавцова Людмила Елисеевна - так зовут мою прабабушку…Когда началась война. Ей было 18 лет, и она добровольцем ушла на фронт. Она была в составе группы «морзистов». Она была очень смелая. О ней написано в книге «Женщины на войне»…Я очень горжусь своей прабабушкой. Я преклоняюсь перед ней…

Богославец Ульяна, 6 «А» кл.

…Балоев Андрей Дафеевич без вести пропал. Многие годы мы не знали о нём ничего. Убит в бою? Ранен? Попал в руки врагов? Первая одновременно и горькая, и радостная весть пришла после того, как пала Берлинская стена. Сосед нашего родственника был в Германии и увидел обелиск, на котором было написано: «Здесь похоронен Балоев Андрей Дафеевич». Мы послали запрос в немецкое посольство, и вскоре пришёл ответ: «Ваш отец, Балоев Андрей Дафеевич, умер в концлагере в г. Маутхаузене в 1942 г., 7 августа »…

Балоев Феликс, 6 «Б» кл.

Мой прадед был на войне. Его звали Мута. У него были золотые руки, до войны он работал столяром. Раньше семья жила в Грузии, и там до сих пор сохранился дом, который построил Мута. Также сохранился стол, сделанный его руками. А сам он не вернулся с войны. Моя бабуля была маленькая, когда он ушёл на фронт. Однажды, убирая в доме, она сожгла его военные письма. Она была ещё мала и не понимала, что делает. А мне бы так хотелось взглянуть на эти письма! Увидеть эти грузинские слова… Словно услышать родной голос….У нас от прадеда осталась единственная фотография…»

Агнаева Диана, 8 «В»кл.

«…О моём прадеде, Епхиеве Георгии Агалаковиче, не очень много известно. У него осталась жена и трое детей. Один из них - мой дед. Георгий ушёл на фронт в 1941 году, и от него ничего не осталось, кроме пожелтевшего от времени, потёртого на сгибах документа той страшной войны- извещения «Пропал без вести»…А я бы хотела узнать о нём больше, увидеть его письма, фотографии…В День победы мы всей семьёй собираемся у могилы прадеда. На ней нет ни фото, ни его даты смерти…»

Епхиева Милана, 8 «В»кл.

.»…Мой прадед Гайтов Елкан был призван в армию в 1941 году. Окончив лётное училище, был направлен на фронт. Далее о его судьбе ничего не известно. Даже похоронка не пришла на него…Я уверен, что мой прадед погиб как герой, потому что все говорили о нём, что он был очень достойным человеком…Его жена Залихан до конца войны надеялась, ждала мужа с фронта, отказываясь верить в то, что он погиб…Ей пришлось растить двоих сыновей одной…»

Гайтов Георгий, 8 «В»кл.



«…Мои прадеды тоже воевали. Хочу рассказать о Маркине Павле Матвеевиче. Он ушёл на фронт, оставив дома жену и дочь…Неоднократно был ранен, потерял пальцы на руке. Попал в немецкий плен. Его не убили только потому, что был он хорошим плотником. Мой прадед обхитрил немцев и бежал из плена. Он вернулся на фронт, к своим, и продолжал стойко сражаться за Родину. Был награждён медалью «За отвагу», орденами…К сожалению, я никогда не видел прадеда, но горд тем, что и он, Маркин Павел Матвеевич, внёс свой вклад в Великую Победу…

Васильев Валера, 6 «Б» кл.

«…Мой прадедушка с маминой стороны - Чараев Владимир Иванович был ещё на финской войне. А в Великую Отечественную войну он был артиллеристом. Был трижды ранен. Ему удалось дойти до Берлина. День Победы он встретил в Берлине! А другой мой прадед - Гагиев Георгий Иванович в войну служил в пехоте тоже был ранен. Победу он встретил в Москве. Оба они были награждены медалями замужество и отвагу…К большомусожалению, мне не довелось увидеть ни одного из моих прадедушек. Я бы многое отдала, чтобы поговорить с ними, задать вопросы, просто взглянуть в их глаза…»

Гагиева Натали, 8 «В» кл.

«…Мой прадед Георгий Измаилович Золоев в одном из кровопролитных боёв был тяжело ранен, и товарищи не смогли вытащить его с поля боя. После сражения его обнаружил один старик, который вылечил, выходил его. Правда, ногу свою Георгий потерял. А в родную Дигору полетела весть, что он погиб, и ему даже на местном кладбище поставили памятник. Когда Георгий вернулся домой, радости родных и соседей не было конца! В его честь устроили большой кувд. А воевал он отважно. Об этом говорят многочисленные боевые награды: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией»…

ЗолоеваАида, 6 «Б» кл.

«…Мой прадед дошёл до самого Берлина, но до Победы не дожил. Он был танкистом. В одном из боёв (уже в Германии) в его танк попал снаряд. Танк загорелся. Двое танкистов были ранены. Одного дед вытащил, а когда вернулся за вторым, в танк попал второй снаряд. Они оба погибли. Мой прадед погиб как герой. Это было 24 апреля 1945 года. Посмертно он награждён медалью «За мужество и отвагу»…»

Оказова Лера, 6 «А» кл.

«…Гудиев Ахсарбек… Когда началась война, ему было 16 лет, но он, приписав себе года, ушёл на фронт. Отец узнал о решении сына в самый последний момент. До войны Ахсарбеку не было равных в танце. И однажды на фронте ему пригодилось это умение танцевать. 1942 год.март. ожесточённые бои в Крыму. Фашисты вели такой обстрел, что нельзя было голову поднять. Решено было отступить. Но неожиданно обстрел со стороны немцев прекратился. Оказывается, Ахсарбек поднялся на вершину холма и так начал танцевать, что немцы в недоумении оцепенели. Наши воспольсовались моментом и нанесли такой удар, что вскоре на вершине холма уже развевался красный флаг… В той битве Ахсарбек потерял ногу…»

Гудиев Батраз, 8 «В» кл.





1.Какая команда назовёт больше фамилий осетинских писателей, поэтов?



  1. Кому, от кого и по какому поводу написано: «Победителю-ученику от побеждённого учителя»?

Что такое Нобелевская премия и кто из русских писателей стал её лауреатом?

Назовите имена русских писателей, которые побывали во Владикавказе.

Какая книга - самая известная в мире и издавалась самое большое количество раз?

Составьте как можно больше слов из букв, входящих в слово «Энциклопедия».

Угадайте по описанию героя.

«Я вскочил, протёр глаза. И вижу - стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает…Я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, что я находился за тысячи миль от человеческого жилья, а между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды .По его виду никак нельзя было сказать, что это ребёнок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил: «Но…что ты здесь делаешь?»

«…Ему было не более десяти лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой. Он был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили. Однако ему часто скучно бывало в пансионе и иногда даже и грустно. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно…»

Игра БУРИМЕ. Каждая команда получает по две пары рифмующихся слов. За 3 мин. Вы должны составить стихотворение с этими словами. Побеждает команда, чьи

стихи будут интереснее, лучше. Слова: СТУЖА-_ЛУЖА;

ЧАЙ-ПЕЧАЛЬ

Как называлась древняя славянская азбука?

Какими русскими словами можно заменить слова иноязычного происхождения «каллиграфия, орфография,, апатия, гуманизм, эгоизм, оптимизм»?

Анализ

воспитательной работы

6 «А» класс

2014-2015 учебный год



Кл. рук. Цакоева Э. Л.





В 6 «А» (ныне 7 «А») классе 25 человека. Из них - 2 пары близнецов, т.е. семей - 23. 22 семьи являются полными, благополучными. В 4-ёх семьях родители в разводе, у двоих учеников отцы умерли. Практически все родители занимаются воспитанием своих детей. Неблагополучной можно назвать одну семью - Джуманиязовых, в которой после развода родителей родственники с обеих сторон не могут найти общего языка, и это очень болезненно переживает ребёнок.

Уровень материального благополучия учащихся средний. Есть ученица, нуждающаяся в материальной помощи. Это Коцоева М.

Уровень учебных возможностей и интеллектуального развития учащихся достаточно высокий. 11 человек нацелены на учёбу. Эти ребята старательны, добиваются неплохих результатов. Это Алиева, Бекова, Белякова, Газзаева, Коцоева, Кудзиева, Полежаева, Шараева и др. Однако есть учащиеся, которым трудно даются науки. Эти ученики часто нарушают дисциплину на уроках, у них возникают проблемы с учителями-предметниками. Это такие ребята как Вердиев, Джуманиязов. Но в целом, атмосфера в классе доброжелательная, ребята оживлённо общаются на переменах, охотно проводят вместе внеурочное время.

Редко кто из учащихся не посещает кружок, спортивную секцию, причём ребята добиваются неплохих результатов. Так, очень успешны Кулова Алла, Губиев Эльбрус, братья Вердиевы, сёстры Газзаевы и другие.

В самом начале учебного года на классном собрании были распределены обязанности между учащимися класса. Практически каждый ребёнок имел поручение. Разумеется, не все с одинаковой ответственностью подходили к своим обязанностям, но в целом внеклассная работа проводилась в тесном сотрудничестве с активом класса. Так, были избраны староста, его заместитель, ответственные за учёбу, за санитарное состояние кабинета, за проведение мероприятий в классе, назначены ответственные за дежурство по школе, по классу и проч. Проведение таких выборов и назначений преследовало цель повысить ответственность учащихся за состояние дел в классе, прививать ребятам навыки самоуправления, тем более, что в классе есть ребята, способные проявить инициативу, повести других за собой: Алиева, Газзаева, Оказова, Шараева, Губиев. С помощью этих учащихся были проведены различные мероприятия, вечера, конкурсы.

В 2014-2015 учебном году учащиеся 6 «А» класса принимали участие в городском мероприятии «Владикавказ - город интернациональный», участвовали в акциях «Письмо ветерану», «Ответ на Наказ Героев Советского Союза» (Коцоева М.) Мы приняли участие в конкурсах ораторского мастерства (к 200-летию М. Лермонтова, к 70-летию Великой Победы), причём занимали призовые места. В этом году были организованы посещение музея Туганова, юношеской библиотеки («День воды»). Были проведены вечера отдыха на Новый год, на 8-ое Марта.

Году литературы был посвящён конкурс эрудитов «Литературный Олимп.

Ребята проведали ветеранов Великой Отечественной войны, сходили домой к девочке-второкласснице, получившей сильные ожоги, оказали ей посильную помощь.

При подготовке и проведении мероприятий я стараюсь привлечь как можно больше учащихся. Более пассивные ребята помогают, например, в оформлении мероприятия, в подготовке рабочих материалов (распечатка текстов, раскрашивание эмблем и пр.) каждому учащемуся я стараюсь дать поручение. Конечно, ребята по-разному относятся к порученному.

Думаю, поставленные в начале учебного года воспитательные задачи успешно выполнены. Ребята стали собраннее, ответственнее. Если в конце прошлого учебного года авторитетом среди мальчишек пользовались те, кто мог себе позволить нарушить дисциплину, надерзить учителю и т.д., то в этом году такое поведение вызывает осуждение в классе. Если в 5-ом классе нормой считались насмешки над более слабыми учащимися, то сейчас, в результате многочисленных бесед, разбирательств, дискуссий, это уже осталось в прошлом.

Мероприятия, проведённые в 6 «А» классе, имели разные задачи: расширение кругозора учащихся («Литературный Олимп», викторины, посещение библиотеки, музеев); работа над развитием нравственных качеств учащихся (выпуск стенгазеты «Война и моя семья», Урок мужества, посещение ветеранов ВОв, проведение дискуссий на нравственные темы, оказание помощи пострадавшей девочке и т.д.) Проводились, мероприятия, направленные на эстетическое развитие ребят, на привитие навыков здорового образа жизни.

Воспитательные задачи были разные, а цель была - духовное, нравственное совершенствование учащихся

В подготовке и проведении внеклассных мероприятий проблем с учащимися не было: ребята проявляли активность, большое желание участвовать совместной работе. Трудно было выбрать время и помещение для проведения репетиций.

Большую помощь в работе с ребятами оказывали родители учащихся. Связь с ними поддерживалась через учеников, через «Дневник.ру», конечно, проводились родительские собрания, организовывались личные встречи.

В предстоящем учебном году будет продолжена воспитательная работа по тем же направлениям, но формы деятельности будут, конечно, немного иными - с учётом возрастных особенностей учащихся.







ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

(К «КРИТЕРИЯМ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЦАКОЕВОЙ Э. Л.)









Раздел 1.

  1. Всего обучающихся у меня -109 человек (5 «А» - 28 чел., 7 «А» - 24 чел., 7 «Б» -30 чел., 9 «В» - 27 чел.) Из них по русскому языку оценки «4», «5» имеют 55 человека, что составляет 50,4 % (5 «А» -11 чел., 7 «А» - 13 чел., 7 «Б»- 17 чел., 9 «В» -14 чел.)

  2. Только 17 человек повысили оценку по русскому языку. Это составляет всего 15%

  3. Из 109 учащихся лишь 1 человек имеет «2» по русскому языку (Касохов Г. 9 «В»)

  4. Жалоб и просьб о переводе учащихся из классов, где я преподаю, по причине недовольства качеством преподавания не было.

  5. --- учащиеся 7-ых классов не участвуют в региональном и Всероссийском этапах олимпиады школьников, но призёрами школьного этапа олимпиады стали Бекова М. (7 «А») и Сланова Дз. (7 «Б»)

  6. -------------------------

Раздел 2.

2.1 7 «А класс принимал активное участие в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях. Так, Кулова А. участвовала в муниципальном конкурсе «Владикавказ - город интернациональный»; Губиев Э. тоже принимал участие в городских мероприятиях.

2.2 6 человек окончил учебный год на «4» и «5»: Алиева, Бекова, Белякова, Газзаева Т., Полежаева,Шараева. При этом 3 ученицы - Алиева, Бекова, Шараева - стали круглыми отличницами.

2.3----------------------------------------



  1. Практически все запланированные в классе воспитательные мероприятия проведены. Наиболее яркие из них - «Мир моих увлечений», когда учащиеся рассказывали о своём хобби, демонстрировали, что умеют делать: петь, танцевать, показывать фокусы и проч. Ярким получилось выступление ребят в «Живой классике», в театральном представлении «Содружество муз». Весёлым и красочным было новогоднее развлекательное представление - с розыгрышами, призами, музыкальными номерами.

Активное участие учащиеся 7 «А» класса принимали в общешкольных мероприятиях. Неоднократно ребята становились победителями разных конкурсов: конкурса знатоков осетинского языка, в конкурсе, посвящённом Дню матери.

2.5. В городском мероприятии участвовала Кулова А., прекрасно поющая, декламирующая. Она награждена Дипломом за участие в конкурсе ораторского мастерства. 2.6. В классе нет учащихся, поставленных на внутришкольный учёт и учёт в ПДН. Нет также пропусков занятий учащимися без уважительных причин. Ребята не нарушают Устав школы, носят школьную форму.

Стараюсь делать всё, чтобы создать условия для приобретения учащимися 7 «А» класса позитивного социального опыта. Так, мы участвовали в акции «День пожилого человека», оказали семье Бековых, младший ребёнок которых нуждается в серьёзном лечении, посильную материальную помощь. Также собрали денежные средства в помощь детям-сиротам.

  1. Учащиеся 7 «А» класса регулярно организовывают генеральную уборку кабинета и прилегающей территории, часто проводят влажную уборку классного помещения, участвуют в проводимых субботниках, в трудовых десантах.

  2. Стараюсь поддерживать тесную связь с родителями учащихся. Так, каждые 2 недели в дневники вклеиваются вкладыши с полученными оценками, регулярно заполняется «Дневник.ру.», часто проводятся индивидуальные беседы с родителями учащихся. Родительские собрания проводятся в срок, посещаемость их высокая: обычно отсутствуют 3-4 человека. Родительский коллектив 7 «А» класса оказывает классному руководителю большую помощь при проведении

мероприятий, в организационных делах. Распечатать нужные бланки, посидеть на уроках с воспитательной целью, помочь с призами и новогодним столом для ребят, организовать экскурсию - вот далеко не полный перечень того, в чём родители охотно помогают классу.

  1. В 7 «А» классе неплохо организовано ученическое самоуправление. Все учащиеся имеют постоянные поручения, при этом ребята охотно выполняют и разовые поручения. Организовать уборку классного помещения, провести репетицию без классного руководителя, проконтролировать дежурство по школе, выступить с какой-либо инициативой, выпустить номер стенгазеты без помощи классного руководителя - это всё уже способны сделать ученики 7 «А» класса. Нужно просто уметь их направить.









Раздел 3.

3.1. Вовремя прохожу все курсы повышения квалификации. Так, имею

-сертификаты по курсам подготовки экспертов,

-сертификат, свидетельствующий об участии в семинаре «Опыт построения открытой педагогической системы на базе инновационного образовательного ресурса»,

- удостоверение о том, что являюсь экспертом по русскому языку (ЕГЭ).

-удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «ФГОС ООО: содержание и технологии введения»

-удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Актуальные проблемы преподавания русского языка как государственного в условиях введения

ФГОС».

3.2.---

3.3.---

3.4. Принимаю активное участие в работе педсоветов, творческих мастерских. Неоднократно делилась профессиональным опытом, выступая на педсовете, на заседаниях МО.

3.5. Работая в 5-ом классе, участвую в реализации ФГОС. Стараюсь проводить уроки в полном соответствии с требованиями ФГОС

3.6. Ряд лет являюсь руководителем творческой мастерской учителей русского языка и литературы. Стараюсь оказывать посильную методическую помощь молодым учителям.

3.7. Стараюсь своевременно и качественно заполнять школьную документацию, вовремя сдавать текущие и итоговые отчёты.

Соблюдаю нормы трудового законодательства: ни разу не отсутствовала на работе без уважительной причины, не отказывалась заменить отсутствующего коллегу. В работе стараюсь не создавать конфликтных ситуаций с коллегами, с учащимися и их родителями.

Поручения администрации школы стараюсь выполнять в срок и качественно.

К дежурству по школе отношусь с ответственностью и стараюсь воспитать такое же отношение к нему и в учащихся вверенного мне класса.











План работы

творческой мастерской учителей

русского языка и литературы

на 2015-2016 учебный год





МБОУ СОШ №3

Владикавказ

1-ое заседание

(Август)

1.Утверждение плана работы творческой мастерской учителей русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год.

2. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

(Лихварь Б. Е.)

3. О работе в условиях новых образовательных стандартов

(ФГОС).

(Цакоева Э. Л.)

4.Об организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.

(Цакоева Э. Л.)

5.О подготовке учащихся к школьному этапу Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

(Овчинникова Э. Э.)

ЗАСЕДАНИЕ 2.

Ноябрь

  1. Организация работы над ошибками на уроках русского языка.

(Васильева Н. В.)

2.О результатах проверки техники чтения, а также мониторинга по русскому языку в 5-ых классах. (Цакоева).

3. Об организации внеклассной работы по русскому языку и литературе (Неделя русского языка, другие мероприятия).

(Цакоева Э. Л.)

4.О результатах школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

(Мартиросова А. А.)

ЗАСЕДАНИЕ №3

Январь

  1. О результатах экзаменационного сочинения по литературе в 11-ых классах.

(Ласенко И.М.)

  1. Организация самостоятельной работы учащихся как одно из средств повышения эффективности урока.

(Лихварь Б. Е.)

  1. Об итогах полугодовых срезовых контрольных работ по русскому языку в 5-8 ых классах.

(Овчинникова Э. Э.)

ЗАСЕДАНИЕ 4.

Март

  1. Развитие у учащихся интереса к чтению - одна из важных задач учителя-словесника.

(Васильева Н. В.)

  1. Рассмотрение положения о формах проведения государственной итоговой аттестации. Ознакомление с нормативно-правовой документацией по ЕГЭ, ОГЭ.

(Цакоева Э. Л.)

  1. Система работы по развитию устной и письменной речи учащихся 5-7 классов.

(Лихварь Б. Е.)

  1. О ходе подготовки учащихся 9, 11 классов к успешной сдаче ЕГЭ, ОГЭ.

(Мартиросова А. А., Ласенко И. М.)

ЗАСЕДАНИЕ 5.

Июнь.

  1. Анализ результатов мониторинга качества преподавания русского языка.

(Цакоева Э. Л.)

  1. О результатах итоговых (годовых) контрольных работ по русскому языку.

(Овчинникова Э. Э.)

  1. Подведение итогов работы творческой мастерской учителей русского языка и литературы.

(Цакоева Э. Л.)

О книге

Книга-окно в мир. Откроешь её-раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко. Ты услышишь голоса тех, кто жил давным-давно…Ты можешь спуститься на дно морское и подняться к звёздам…Но не в этом - главная тайна книги. Притягательность её в том, что она меняет тебя. Хорошая книга заставляет размышлять, мучиться сомнениями, решая, как бы ты поступил на месте героя. Она помогает делать верный выбор в жизни. И к такой книге ты возвращаешься снова и снова. Такая книга делает лучше и тебя, и мир вокруг тебя.

Для меня такой книгой-откровением стала повесть А. С Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв многому меня научил. Он попадает на военную службу совсем юным, неопытным и, конечно, совершает одну ошибку за другой. Вот он проигрывает деньги Зурину. Ему досадно, он жалеет о своём безрассудстве, но ничто не заставит его не уплатить долга. Он грубит Савельичу, не желающему выдавать ему деньги, доводит старика до слёз, но своего добивается: долг уплачен. И как приятно нам читать сцену, где Гринёв просит прощения у Савельича! Мы видим, что Пётр лишён высокомерия, барского чванства.

Чем больше мы узнаём Гринёва, тем больше он нам нравится. Меня. например, восхищает его отвага. Не могу равнодушно читать сцену, где Пугачёв расправляется с защитниками Белогорской крепости. Сколько решимости в душе Гринёва! Он отдаст жизнь, но не посрамит офицерской чести!

Пушкин показывает нам героя с разных сторон. Ведь чтобы понять человека, его надо увидеть в разных ситуациях! Как рыцарски относится Гринёв к Машеньке! Легко, наверное, ухаживать за девушкой в обычной жизни, но если над тобой нависла смертельная опасность, а жизнь любимой висит на волоске, то проявляется истинная сущность человека. И снова Гринёв с честью проходит испытание. Он проявляет благородство, безоглядную смелость, находчивость, чтобы спасти любимую.

Больше всего мне нравится в Гринёве его надёжность. Он надёжен во всём: в дружбе, в воинской службе, в любви. Чтобы защитить Машеньку от сплетен, оградить от унизительных допросов, Гринёв клевещет на самого себя. Он понимает, что тем самым навлекает позор на себя, на старого отца, но честь любимой он должен защитить!

Я знаю, что эту повесть ещё не раз перечитаю, потому что она многому учит, о многом заставляет задуматься. Пусть Гринёв жил более двухсот лет назад. Но ведь всегда современны благородство, надёжность, честь. Это произведение меняет нас к лучшему, а значит, и мир вокруг нас становится лучше.



























































© 2010-2022