Тема. Знаки препинания в сложном предложении. Решение пунктуационных задач

Цель: - систематизация знаний о сложном предложении;          Задачи: - совершенствование умений различать сложные предложения от простых;           - формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями               и на этой основе ставить правильно знаки препинания;           - развитие устной речи детей;             - воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык в 9 классе.

Тема. Знаки препинания в сложном предложении.

Решение пунктуационных задач.

Цель: - систематизация знаний о сложном предложении;

Задачи: - совершенствование умений различать сложные предложения от простых;

- формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями

и на этой основе ставить правильно знаки препинания;

- развитие устной речи детей;

- воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Урок русского языка.

  2. Эпиграф урока. «Как человека можно распознать по его

обществу, так и он нем можно судить по

его языку».

( Джонатан Свифт)

- Как вы понимаете высказывание?

-Обязательно надо следить за своей речью и пополнять свой словарный запас и, конечно, соблюдать заповеди речевого поведения.

Заповеди на слайде.

  1. Чтение стихотворения.

Весна

Растаял снег, луга зазеленели,

Телеги вновь грохочут по мосту.

И воробьи от солнца опьянели,

И яблони качаются в цвету.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки.

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

- тема стихотворения?

- идея стихотворения?

- орфографическая работа;

-найдите в стихотворении простые предложения; докажите.

-найдите в стихотворении сложные предложения; докажите.

-Чем простое предложение отличается от сложного?

- определите вид сложного предложения;

- Тема нашего урока «знаки препинания в сложных предложениях».Цель.

Оценка работ.Листочки.

Слайд

1 задание. Блиц - опрос. Вопросы на слайде. Ваша задача - ответить: да или нет.

Поставьте себе оценку за это задание.

2 задание. 2 предложения. Из 2 предложений составить 3 сложных предложения.

1. ССП 2. СПП 3. БСП

Над степью, заслонив солнце в зените, стояла густо- лиловая градовая туча.

Белые обочины ее клубились.

Вывод: чем ССП отличается от СПП? Оценки на листочках

3.Задание. Выборочно - распределительный диктант. Прочитайте текст. Поставьте знаки препинания.

Выпишите номера предложения в такой последовательности:

  1. сложносочиненные предложения;

  2. бессоюзные предложения;

  3. сложносочиненные предложения, в которых два простых имеют общий второстепенный член.

Весна пришла.

1)Все время держалась настоящая весенняя погода. 2)По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. 3)В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. 4)А дни стояли солнечные, и лес весь день рисовался на голубом, безоблачном небе. 5)С утра ветерок развевал дым над трубами караулки.6) Заря ярко краснела из-за черного леса.7)В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели.

8)Потом около грязного порога образовалась лужа, корни деревьев окружились проталинами, прилетели жаворонки, снег в полях разрыхлел и начал таять. (По И.А. Бунину)

1) 4,7 2) 8 3) 2.

Поставьте отметку на листочке.


  1. Задание. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Давно мне хочется написать о школе. 2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме - что остается от учителя, от класса в характере человека. 3) Кроме знаний. 4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе.

5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант - всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и не отпускается ему свыше, есть и другое - есть еще любимые учителя.

8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникла из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие - аккуратность, правдивость, точность, терпение - словом, то, что называлось прописями. 12) Это по- своему входило в математику и по-своему - в географию.

13) И впоследствии я замечал в школьной жизни моей дочери, что понятие любимого учителя всегда было связано с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить».

14) И наоборот: отсутствие этого нравственного начала характерно для

« нелюбимых» учителей.

15) Я говорю об этом потому, что проблемы того же порядка возникают в нашей писательской работе. 16) Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, описательные, и книги такого рода существуют, читаются и делают свое полезное дело. 17) Обеспечивают «информацией», которую ценит нынешний читатель.

18) Однако я уверен: такого рода книги не могут стать сколько-нибудь заметным явлением в духовной жизни общества. 19) Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. 20) В ней, если угодно, всегда звучала нота проповедничества. 21) И Толстой, и Чехов, и Горький каждый по-своему, но проповедовали. 22) И учитель для меня - это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник. (По Д.Гранину)

1. Какая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

А) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.

Б) Только любимые учителя учат, как жить.

В) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.

Г) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.

2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

А) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.

Б) отношение к учителю зависит от его внешнего облика.

В) Учитель - это прежде воспитатель и проповедник.

Г) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.

3. К какому стилю относится текст?

А) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;

Б) публицистический стиль, рассуждение;

В) Художественный стиль, описание с элементами рассуждения;

Г) Научно - популярный стиль, повествование с элементами описания.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?

А) 2; Б)6; В) 12; Г) 18;

5. Какое значение имеет слово проповедник в прочитанном тексте? (предложение 22)

А) Священнослужитель;

Б) Воспитанник;

В) Наставник;

Г) Преподаватель.

6. В каком из слов букв меньше, чем звуков?

А) Кроме;

Б) Говорится;

В) Ему;

Г) Есть.

7. Какой способ образования слова остросюжетный (предложение 16)

А) Приставочный;

Б) Суффиксальный;

В) Бессуффиксный;

Г) Сложение.

8. Какой частью речи является слово по - своему (предложение 21)?

А) Наречие;

Б) Причастие;

В) Прилагательное;

Г) Местоимение.

9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?

А) 4; Б)8;В) 9; Г) 18.

10. Какая характеристика предложения 18 является верной?

А) СПП; Б) ССП; В)Простое; Г) БСП.

Оцените свои знания.

1 вариант.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

2 вариант.

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.



6. Подводим предварительные результаты.

7. Рефлексия.

-Что полезного вы взяли с нашего урока? Отметки.

8. Д/з.

Написать лингвистический текст, сказку о сложных предложениях.






1 вариант.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

2 вариант.

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.


1 вариант.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

2 вариант.

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

1 вариант.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

2 вариант.

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

1 вариант.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

2 вариант.

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Сверкнула молния и (в)след затем послышался резкий удар грома.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

























8

© 2010-2022