Рабочая программа по русскому языку

Предлагаю рабочую программу педагога по русскому языку для 9 класса (по программе В.В.Бабайцевой). В программе содержится: 1.    Пояснительная записка2.    Содержание учебного предмета3.   Учебно-тематический план4.   Планируемые образовательные результаты обучающихся5.   Контроль и оценка образовательных результатов6.   Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса7.   Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 8. Лист внесения изменений
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»









«РАССМОТРЕНО»

На заседании методического

объединения учителей гуманитарного цикла

Протокол №________

от «___»___________ 2014 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Бобковская СОШ»

__________ Л.Н.Занина

Приказ № _______

от «____» ____________2014 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

9 класс, базовый уровень

на 2014-2015 учебный год



Рабочая программа разработана на основе: Программы по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина и др. // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. / сост. Е.И.Харитонова - М.: Дрофа, 2010 г.

Разработчик: Космынина Ольга Анатольевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

с. Бобково

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебного предмета

  3. Учебно-тематический план

  4. Планируемые образовательные результаты обучающихся

  5. Контроль и оценка образовательных результатов

  6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  8. Лист внесения изменений.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой для 5-9 классов. Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина и др. // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Е.И.Харитонова - М.: Дрофа, 2010 г., Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ», Годового календарного графика МБОУ «Бобковская СОШ» на 2014-2015 учебный год , Учебного плана МБОУ «Бобковская СОШ» на 2014-2015 учебный год. Русский язык является важнейшей частью на­циональной культуры русского народа. Как учеб­ная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетиче­ского развития учащихся. Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем: - формирование у учащихся умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; - воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Эти цели обусловливают следующие задачи: - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; - обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике; - развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; - формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки; - формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения; - формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей. На изучение русского языка в 9 классе по программе В.В.Бабайцевой отводится 70 часов (53ч.+17 ч. Р/р), из них 7 контрольных работ, из расчета 2 часа в неделю. Контрольно-измерительные материалы

Особенность учебного комплекса: Программа реализуется в адресованном учащимся 5-9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь». (Авторы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Т.Н.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова). В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в определенной последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения. «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями тренировочного характера, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Формулировки заданий и характер используемых дидактических материалов отражают внимание к культуроведческому аспекту работы. Третий компонент учебного комплекса - «Русский язык. Русская речь» обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению речевого общения. Система работы по развитию связной речи учащихся 9 класса учитывает следующие положения. 1. Связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал»). 2. Взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи. 3. Связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка). 4. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения - близкого к тексту, сжатого, выборочного и т.п.). 5. Опора на межпредметные связи. Создание единого речевого режима в школе. Единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения. Все компоненты учебного комплекса тесно взаимосвязаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе. Технологии, используемые в обучении: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные Формы организации образовательного процесса: - урок (40 минут) - основная форма обучения в школе; - групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе;











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Система языка

Введение

Богатство, образность, точность русского языка (1 ч). Повторение изученного в 8 классе (2 ч).

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение (1 ч) Смысловое, структурное и интонационное един­ство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по харак­теру отношений и средствам связи между их час­тями. Сложносочиненные предложения (3 ч) Смысловые отношения между частями сложно­сочиненного предложения. Интонация и сочини­тельные союзы как средство связи его частей. Зна­чения сочинительных союзов. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненные предложения (13 ч) Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения. Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнитель­ные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с нескольки­ми придаточными. Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Сложные бессоюзные предложения (4 ч) Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных пред­ложениях. Сложные предложения с разными видами связи (3 ч) Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчи­нительных союзов. Способы передачи чужой речи (4 ч) Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах. Общие сведения о русском языке (4 ч) Русский язык - государственный язык Россий­ской Федерации и язык межнационального обще­ния. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой рус­ской литературы. Русский язык как развивающееся явление. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (18 ч)

2. Развитие связной речи (17 часов) Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания вы­сказываний в устной и письменной формах в соот­ветствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказыва­ния, с использованием разнообразных изобрази­тельно-выразительных средств языка, с соблюде­нием норм литературной речи. Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.































































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты изучения раздела обучающимися (знать и понимать, уметь, использовать)

1

2

3

4

Общие сведения о языке - 1 час

1

Богатство, образность, точность русского языка

Основные разделы русского языка, синтаксис, пунктуация, цитатный план, мировые языки, место русого языка среди языков мира, языковые явления (от смысла к поискам средств его выражения и к устной и письменной речи), единицы языка.

Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.

Уметь строить связное монологическое высказывание.

Повторение изученного в 8 классе - 2 часа

2

Повторение синтаксиса и пунктуации. Лексико-орфографи-ческая работа

Повторить основные вопросы орфографии, пунктуации ( тире между подлежащим и сказуемым, запятая в сложном предложении), морфемного разбора, образование частей речи

Знать изученные орфограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. Уметь применять данные знания на практике.

3

Повторение синтаксиса и пунктуации. Лексико- орфографическая работа

Повторить некоторые вопросы синтаксиса и пунктуации, односоставные и двусоставные предложения; вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке.

Знать изученные орфограммы и пунктограммы, порядок морфемного разбора слов, образование частей речи. Уметь применять данные знания на практике.

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение - 1 час + 2 часа (Р/р)

4

Сложное предложение

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Знать известное о сложных предложениях и их видах, о средствах связи простых предложений в составе сложных,

уметь различать простые и сложные предложения, определять их виды, средства связи.

5 6

Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения

Обучать сжатому пересказу текста, написанию изложения с элементами сочинения, высказыванию своего отношения к проблемам, затронутым в тексте.

Знать особенности сжатого и подробного пересказа текста. Уметь подробно и сжато пересказывать текст, высказывать свое отношение по проблемам, затронутым в тексте

Сложносочинённые предложения - 3 часа + 2 часа (Р/р)

7

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Определение смысловых отношений в сложносочинённых предложений (одновременность, последовательность, причина и следствие).

Знать виды смысловых отношений в ССП, условия расстановки запятой в нем. Уметь определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении, правильно расставлять в нем запятые.

8

Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сложносочиненных союзов

Основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям; замена бессоюзных предложений сложносочиненными, а сложносочиненных - простыми предложениями с однородными членами постановка запятых между частями ССП.

Знать группы сочинительных союзов, соединяющих простые предложения в составе сложносочинённых; условия постановки запятой в сложносочинённом предложении.

Уметь определять типы сочинительных союзов в ССП.

9

Р/р. Анализ сжатых изложений с элементами сочинений

Проанализировать структуру изложений, указать на орфографические ошибки, ошибки в употреблении сложных предложений, использовании причастных и деепричастных оборотов, вводных конструкций.

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста.

10

Контрольный тест по разделу «Сложносочинённые предложения»

Выбор необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест)

Знать теоретический материал по данному разделу. Уметь применять его на практике.

11

Р/р. Стили речи (обобщение изученного). Аннотация

Повторить некоторые особенности научного и публицистического стиля речи, познакомиться с примерами справочных аннотаций, обязательные и факультативные компоненты аннотации.

Знать известные сведения о стилях речи, понятие «аннотация», ее обязательные и факультативные компоненты. Уметь обобщать известные сведения, писать аннотацию.

Сложноподчиненные предложения - 13 часов + 4 часа (Р/р)

12

Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП.

Синонимика простых и сложноподчиненных предложений

Знать строение и особенности СПП,

Уметь определять строение и особенности СПП.

13

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова как средство связи частей сложносочиненного предложения

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Понимать различия союзов и союзных слов, уметь различать, определять границы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

14

Указательные слова как средство связи частей сложносочиненного предложения

Роль указательных слов.

Знать особенности присоединения придаточных предложений к главному. Уметь объяснять особенности присоединения придаточных предложений к главному; определять роль указательных слов

15

Виды придаточных предложений

Виды придаточных предложений по значению и строению, способы их различения. Одно­значные и многознач­ные придаточные.

Знать основные виды придаточных предложений по строению и значению. Уметь определять основные виды придаточных предложений.

16

Придаточные подлежащные и сказуемные

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Знать строение и особенности придаточных подлежащных и придаточных сказуемных. Уметь определять границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным

17

Придаточные определительные

Придаточные определительные, союзные слова, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова.

Знать строение и особенности придаточных определительных, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.

Уметь составлять предложения с придаточными определительными.

18

Придаточные определительные

Отличие простых предложений с обособленными определениями от сложных с придаточными определительными, место придаточного.

19

Придаточные дополнительные

Значение придаточных по сумме при­знаков: вопросу, союзу или союзному слову; средства передачи косвенной речи, слова, имеющие значение речи.

Знать строение и особенности придаточных дополнительных. Уметь составлять придаточные дополнительные, находить их в тексте, составлять их схемы.

20

Р/р Воспоминание о книге. Рецензия на книгу

Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии

Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному

21

Р/р Рецензия на книгу

Работа по написанию рецензии на одно из произведений художественной литературы

22

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные

Знать строение и особенности придаточных обстоятельственных. Уметь составлять придаточные обстоятельственные, находить их в тексте; составлять их схемы.

23

Придаточные обстоятельственные

Значение придаточных по сумме при­знаков: вопросу, союзу или союзному слову, стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным

24

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, запятая в данных предложениях

Сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными; строение предложений в схемах, составлении схем, по образцам, данным в учебнике, синтаксический разбор предложений.

Знать виды СПП с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Уметь определять вид СПП с несколькими придаточными.

25

Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения»

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

26

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП.

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предло­жения, производить синони­мичную замену подчинитель­ных союзов и синтаксических конструкций, определять зна­чения придаточных, конструи­ровать СПП с различными ви­дами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологиче­ский, стилистический, языковой анализ текста, анализ правопи­сания отдельных слов и пунк­туации в ССП и СПП

27

Р/р Портретный очерк

Портретный очерк; композиция и герой очерка; главная мысль, «открытое» идейно - проблемное сопоставление и противопоставление, описательные элементы (портрет, пейзаж, интерьер).

Знать понятие «очерк», композиционную структуру очерка. Уметь писать портретный очерк, учитывая его композиционную структуру и языковые особенности.

28

Р/р Портреный очерк

Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка

Сложные бессоюзные предложения - 4 часа + 3 часа (Р/р)

29

Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения

Основные признаки сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них, приём сопоставления, сравнения с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.

Знать особенности сложного бессоюзного предложения как единицы синтаксиса; условия постановки в них знаков препинания (запятой и точки с запятой). Уметь находить бессоюзные сложные предложения в тексте, строить схемы.

30

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях

Тире в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении; смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, определять смысловые отношения.

31

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП

32

Р/р Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

Особенности разговорного стиля речи. Использование элементов разговорного стиля в художественной литературе как средство выразительности речи.

Понимать основные признаки разговорной речи, уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану: определять цель высказывания, сферу применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей речи и форм речи

33

Р/р Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

Анализ текстов разговорного стиля и стиля художественной литературы

34

Контрольный диктант по теме «Сложное бессоюзное предложение»

Сложное бессоюзное предложение, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор

Уметь записывать текст, воспринимаемый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные правила.

35

Р/р Сжатое изложение

Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций

Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, извлекать главную и второстепенную информацию, сжато излагать текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства

Сложные предложения с разными видами связи - 3 часа + 2 час (Р/р)

36

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи

Сложные предложения с различными видами связи с более простыми конструкциями и на­оборот, признаки строения сложных предложений с разными видами связи.

Знать общие признаки строения сложных предложений с разными видами связи и общие пунктуационные правила в них. Уметь находить сложные предложения с разными видами связи в тексте, составлять их схемы

37

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Уметь правильно расставлять в них знаки препинания, устанавливать в них семантические и структурные различия.

38

Тестирование по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Систематизация знаний. Комплексная работа с текстом.

Уметь применять знания на практике, знать алгоритм выполнения заданий, правильно оформлять записи в бланке КИМов.

39

Р/р Научный и официально-деловой стиль речи

Научный и официально-деловой стиль речи

Уметь анализировать тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи

40

Р/р Научный и официально-деловой стиль речи

Практическая работа по созданию собственного текста

Уметь создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности

Способы передачи чужой речи - 4 часа + 2 часа (Р/р)

41

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Способы передачи чужой речи; предложения с прямой речью

Знать способы передачи чужой речи; особенности строения предложений с прямой речью; оформление на письме предложений с прямой речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме.

42

Предложения с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью

Предложения с косвенной речью, замена прямой речи косвенной, сложноподчинённые предложения, предложения по цели высказывания, диалог, монолог.

Знать способы передачи чужой речи; оформление на письме предложений с косвенной речью. Уметь выявлять способы передачи чужой речи; правильно оформлять на письме, конструировать предложения с разными способами передачи чужой речи

43

Цитаты. Способы цитирования

Дать понятие «цитаты», охарактеризовать основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами. отдельные слова или словосочетания).

Знать понятие «цитата», основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами, отдельные слова или словосочетания). Уметь оформлять на письме разные способы цитирования.

44

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи»

Проверить знания и умения учащихся по теме « Способы передачи чужой ».

Знать изученный теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять эти знания на практике.

45

Р/р Публицистический и художественный стиль речи

Публицистический и художественный стиль речи

Уметь анализировать тексты публицистического и художественного стиля, определять цель, сферу применения, особенности, языковые средства, характерные для этих стилей речи, опознавать их в художественных произведениях, использовать в собственных высказываниях экспрессивную лексику, многозначные слова, метафоры, сравнения и др. средства выразительности

46

Р/р Сочинение о родном крае или о дорогом для вас человеке

Создание собственного текста

Уметь создавать собственный текст, используя изученный материал

Общие сведения о русском языке - 4 часа + 2 часа (Р/р)

47

Русский язык государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения

Значение русского языка в мировой культуре

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Объективно оценивать свои учебные достижения.

Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности.

48

Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков

Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков

49

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы

50

Русский язык как развивающееся явление

Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.

51-52

Р/р. Стили речи. Обобщение изученного.

Повторить основные сведения о стилях речи; углубить знания о синонимах, продолжить размышлять над тем, что такое язык, что значит владеть русским языком.

Знать изученные сведения о стилях речи; сходства и функции научного и официально-делового стилей. Уметь обобщать изученные сведения (о стилях речи); выяснять сходства и различия стилей речи.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах - 18 часов


53-54

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

Гласные и согласные звуки, сильная и слабая позиция; безударные гласные в корне

(проверяемые, чередующиеся, непроверяемые), буквы ё - о, а, у, и после шипящих, и - ы после ц, правописание неизменяемых приставок, разделительные ь и ъ знаки.

Знать теоретический материал по фонетике; условия выбора правописания гласных в корнях, правописания согласных в корнях и приставках. Уметь применять данные знания на практике, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

55

Правописание суффиксов разных частей речи

Правописание суффиксов разных частей речи

Знать условия выбора правописания гласных и согласных в суффиксах разных частей речи. Уметь применять данные знания на практике

56

Правописание окончаний разных частей речи

Правописание окончаний разных частей

Знать условия выбора правописания гласных в окончаниях разных частей речи. Уметь применять данные знания на практике

57-58

Систематизация и обобщение изученного по морфемике

Систематизировать и обобщить материал по морфемике, правописание гласных и согласных в приставках, способы образования слов в русском языке, разбор по составу.

Знать изученный теоретический материал по морфемике. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

59-61

Систематизация и обобщение по морфологии

Систематизировать и обобщить материал по морфологии, морфологический разбор слова, три группы частей речи, неизменяемые и изменяемые части речи.

Знать изученный теоретический материал по морфологии. Уметь применять данные знания на практике; строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

62-63

Систематизация и обобщение по теме «Простое предложение. Осложненное предложение»

Простое и сложное предложение. Грамматическая основа предложения.

Осложненное предложение, знаки препинания в нем.

Знать изученный теоретический материал по синтаксису и пунктуации. Уметь применять данные знания на практике

64-65

Контрольный диктант и его анализ по теме «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

Проверить знания и умения по изученному материалу. Объяснять причину появления ошибок

Знать изученный теоретический материал по данному разделу. Уметь применять эти знания на практике

66-67

Комплексная работа с текстом

Комплексная работа с текстом в зачётной форме.

Знать теоретический материал для работы по анализу текста. Уметь выполнять задание на практике.

68

Систематизация и обобщение по теме «Сложное предложение»

Сложное предложение, его виды.

Знать изученный теоретический материал по синтаксису и пунктуации. Уметь применять данные знания на практике

69

Систематизация и обобщение по теме «Синтаксический разбор предложений»

Синтаксический разбор предложения

Уметь производить полный синтаксический разбор разных видов предложений

70

Систематизация и обобщение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Сложные предложения с разными видами связи

Уметь находить сложные предложения с разными видами связи в тексте, правильно строить и уместно использовать данные предложения в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания









ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен


ЗНАТЬ:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Рос­сийской Федерации и средства межнационального общения;

• основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения)

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

УМЕТЬ:

речевая деятельность:

аудирование:

• фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

• формулировать вопросы по содержанию текста;

• замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

• понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

• составлять конспект прочитанного текста;

• оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

• прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста

говорение:

• создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

• знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики):

• строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка

письмо:

• знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последова­тельность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тек­сте наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

• писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

• вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

• писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

• составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

• совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказыва­ния, речевые недочёты и грамматические ошибки;

текст:

• проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

• правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

•анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпическиx норм:

морфемика и словообразование:

• владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

• толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

• пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

• опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

• разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

• пользоваться разными видами толковых словарей;

• верно использовать термины в текстах научного стиля;

• оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

• распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

• правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

• определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

• опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

• применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

• пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

• проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

• различать изученные виды простых и сложных предложений;

• интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

• составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

• уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

• правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

• проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

• устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

• применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

• проводить пунктуационный анализ текста;

• аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.












КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контрольно-измерительные материалы используются из пособия «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М. ВАКО, 2012


Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале года; итоговый - итоговая контрольная работа, текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, творческих, объяснительных, выборочных, графических, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, словарных диктантов, комплексного анализа текста, тестов, устных рассказов по плану на лингвистические темы, сочинений, изложений.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается для 9 класса - 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов - 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 8-9 классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 9 классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 9 классе - 3,0 - 4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать

  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  3. Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  2. неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  3. нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  4. употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  5. пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  6. стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  1. неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  2. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  3. смешение лексики разных исторических эпох;

  4. употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  1. бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  2. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  3. стилистически неоправданное повторение слов;

  4. неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  5. неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  1. Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  2. Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  3. Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определения следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение отдается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.























































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс, М.; Дрофа, 2010

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. М.: Дрофа, 2010

Русский язык. Практика. 9 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2010

  1. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007

  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003

  3. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2007

  4. Контрольно-измерительные материалы используются из пособия «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М. ВАКО, 2012

  5. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА: тренировочные задания.- М.: Эксмо, 2008

  6. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 9 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2009

  7. Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2010

  8. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы», Москва, «Дрофа». 2010

  9. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006

  10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки М.: Просвещение, 2011

























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

    1. Баранов М. Т. Школьный орфографический сло­варь русского языка. − 4-е изд. − М., 1999.

    2. Баранов М. Т. Школьный словарь образова­ния слов русского языка. − М., 1997.

    3. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1998.

    4. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фра­зеологический словарь русского языка. − 3-е изд. − М.,1994.

  1. Панов Б. Т., Текучёв А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. − 3-е изд. − М., 1991.

  2. Тихонов А. Н. Школьный словообразователь­ный словарь русского языка. − 2-е изд. − М., 1991

8. Школьный словарь иностранных слов (под редак­цией В. В. Иванова). − 4-е изд. − М., 1999.

9. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филип­пов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. − М.,1997.

10. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школь­ный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. − М., 1997.

14. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. − 2-е изд. - М.,1998.

ТАБЛИЦЫ

  1. Знаки препинания при обособлении приложений.

  2. Тире между подлежащим и сказуемым.

  3. Обособление согласованных определений.

  4. Знаки препинания между однородными членами предложения.

  5. Разделы русской пунктуации и основные группы правил.

  6. Знаки препинания в предложениях с деепричастием.

  7. Знаки препинания в предложениях с союзом КАК.

  8. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

  9. Знаки препинания в предложениях с цитатами.

  10. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

  11. Знаки препинания в сложных предложениях.

  12. Знаки препинания в предложениях с союзом -И.

  13. Знаки препинания между частями сложного предложения.

  14. Знаки препинания и основные случаи их употребления.

  15. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

  16. Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.



ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Реквизиты документа (дата, № приказа)

Подпись внесшего изменения



























© 2010-2022