Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие»»

"Описание материала: Цель урока:  Обобщить и систематизировать знания о причастии, усвоить их в системе, выполнить задания на выработку обобщенных умений, формирующих обобщенно-понятийные знания, сформулировать выводы по изученному материалу о причастии. Задачи, решаемые при изучении данной темы: Закреплять знания и умения при работе с причастием. Выполнение морфемного, морфологического, синтаксического разборов причастия.умение использовать опорные схемы для краткой записи правила, производить по ним выбор нужного варианта буквы-орфограммы. закрепление умения определять причастие как часть речи в ряду слов с омонимичным написанием, осуществлять выбор действия с орфограммой в зависимости от части речи. Развивать богатство и правильность реч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе

на тему: «Обобщение и систематизация знаний

по теме «Причастие»


Учитель русского языка и литературы: Бражникова С.В.


Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые методы обучения: метод демонстрации, индуктивный и дедуктивный, проблемно-поисковый методы.

Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа.

Способы контроля: в форме устного опроса по вопросам учителя, во время письменного выполнения заданий на месте и у доски, сочинение описание по картинке.


Цель урока:

- Обобщить и систематизировать знания о причастии, усвоить их в системе, выполнить задания на выработку обобщенных умений, формирующих обобщенно-понятийные знания, сформулировать выводы по изученному материалу о причастии.


Задачи, решаемые при изучении данной темы:


  1. Закреплять знания и умения при работе с причастием.

  • Выполнение морфемного, морфологического, синтаксического разборов причастия.

  • умение использовать опорные схемы для краткой записи правила, производить по ним выбор нужного варианта буквы-орфограммы.

  • закрепление умения определять причастие как часть речи в ряду слов с омонимичным написанием, осуществлять выбор действия с орфограммой в зависимости от части речи.

2. Развивать богатство и правильность речи, приёмы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности учащихся, интерес к русскому языку.

3. Воспитывать бережное отношение к языку, прививать умение использовать причастия в речи.

  1. Отработать умение подбирать причастия к существительным при описании картин природы. Р/Р. Сочинение - описание с использованием причастий.


Данная тема изучается на двух уроках. Задачи первого урока:


  1. Повторить определение причастия.

  2. Повторить виды причастий и способы их образования.

  3. Повторить правописание причастного оборота.


Задачи второго урока:

  1. Повторить орфограммы, изученные в теме «Причастие»

  2. Выполнить морфологический разбор причастий.

  3. Определить место причастий в литературном и разговорном стилях.

  1. Познакомиться с примерами литературных произведений авторов Южного Урала.


Оформление: на доске плакаты с высказываниями о русском языке:

  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.

  • (Н.В. Гоголь)

  • Наш язык наш меч, наш сеет, наша любовь, наша гордость.

  • (К.Г. Паустовский)

  • Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

(П. Мериме)

  • Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории.

  • Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющий отживший и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

(К.Д. Ушинский)

  • Есть такая наука - сравнительное языкознание. Специалистам, исследующий какой-либо язык и сравнивающий с другим, нелегко обнаружить родственные ему языки и определить, к какой группе языков принадлежит интересующий их язык. Ученые пытаются определить происхождение изучаемый ими языка, а следовательно, говорящих на нем людей.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся обобщат знания по теме «причастие», отработать

правописание причастного оборота, выработать навык

морфологического разбора. Развитие речи: выработают умения

использовать причастия в речи. Воспитание патриотизма.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- готовность к уроку (на парте дневник, тетрадь, учебник, ручка)

- посадка

- настрой

- сообщение темы

2.Оглашение цели:

Ребята! Сегодня мы будем обобщать и систематизировать знания по теме «Причастие», делать выводы, устранять выявленные пробелы. Нас интересует правописание причастий и отличие их от других частей речи, употребление причастий - культура речи.

Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие»»3. I. Разминка: Головоломка («Смекалка в каждом деле поможет») - соревнование капитанов.


4. Дать определение причастию

  1. Объясните определение, которое дал причастию Владимир Иванович Даль: «Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». - Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное: изменяется по родам, числам и падежам. Согласуется с существительным и отвечает на вопрос какой?, следовательно, в причастии заложены признаки и глаголов и прилагательных.

6.Какими признаками глагола и прилагательного обладают причастия?


  1. Эту двойственность причастия заметили древние грамматисты. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому более экономичными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

8.Фронтальный опрос:

- Как называются причастия с зависимыми словами?

• Какое пунктуационное правило мы изучили в теме «Причастие?

• Когда причастия выделяются на письме запятыми?

• Каким членом предложения является причастие и причастный оборот

9. Самостоятельная работа по карточкам:

1. Прочитайте текст. Найдите в тексте причастия и причастные обороты. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастия и причастные обороты.

В.1

Рванувшаяся в глубину омута рыбина, ударившись о дно, свечкой выпрыгнула из воды вместе с двухфунтовой гирькой и болтающимися поводками. Рыбак увидел толстое, брусковатое тело рыбины-великана. Казалось, что натянутая до отказа хребтинка вот-вот лопнет.

Мокрый, посиневший от холода Алеша изо всех сил тянул рвущегося в глубину великана. Онемевший от холода, с натруженными руками мальчик едва держался на ногах, когда на берегу появились люди.

М. Булгаков

В.2

Неизвестный господин, притащивший пса к дверям своей роскошной квартиры, помещавшейся в бельэтаже, позвонил, а пес тот час поднял глаза на большую, черную, с золотыми буквами карточку, висящую сбоку широкой, застекленной волнистым и розоватым стеклом двери. Три первые буквы он сложил сразу: «Пэ-ре-о - Про...». Но дальше шла пузатая двубокая дрянь, неизвестно что означающая.

Какие знаки препинания, кроме причастного оборота встретились в тексте?

10. В чем различие между действительными и страдательными причастиями?

Мы с вами живем в Челябинской области, с какими горами тесно связана Челябинская область. Одной из достопримечательности Ч.О. является хребет Нургуш.

Найдите словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

От Тюлюка до озера Зюраткуль пролег и хребет Нургуш с конусом своей ветреной вершины, возвышающейся над окрестными хребтами. Еще длиннее Уреньга, сопровождающая реку Ай до самого Златоуста. Восхождение на Нургуш началось е утреннего дожди в Сибирке. Сибирка - это деревня, украшенная горами. Идем по валунам и обходим конус осыпавшихся камней. Вершина Нургуша -это два холма, расположенных один на другом, малый на большом.

11. Образуйте причастия из выделенных глаголов:

Таганай, Таганай, Таганай!

Прямо в небо летит - догоняй!

И зубцами гранитными брезжит,

И глаза недоступностью режет.

Валуны. А над ними - стена.

Над каменьем, над ветром, над временем.

За глубинную душу она

Откликным прозывается Гребнем.

12. Работа с учебником

•Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

•Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

•Откройте учебник на стр. 71. Упражнение 150.

•Заполни таблицу, образуйте причастия из данных глаголов.

•Давайте вспомним алгоритм образования причастий: определить спряжение глагола; подобрать суффикс причастия.

Чем основывались выбирая окончание причастия?

- какие формы причастий не смогли образовать? Почему? (страд. Прич. Настоящего времени образуются ограниченно, непереходные глаголы не имеют страдательных причастий, а глаголы совершенного вида не могут иметь причастий настоящего времени, если в неопределенной форме глагола ударение падает на -ать; -ять и при образовании причастий оно не перемещается на другой слог, то нельзя образовать страдательные причастия прош. времени; приставочные глаголы на -ива; - ыва: не образуют страд. прич. прош. времени)

13.На этой картинке изображена панорама природы Южного Урала. Что изображено на картинке?

14. Алгоритм работы над сочинением-описанием:

1. Выпишите существительные, обозначающие предметы, изображенные на рисунке.

2. Подберите причастия или причастные обороты к этим существительным.

3.Составьте предложения по картинке, используя
подобранные причастия и причастные обороты.

4.Напишите связный рассказ по картинке.

15. Река - Извивающаяся змейкой

Протекающая между холмов

Холмы - Выросшие над долиной

Деревья - Растущие на холмах

Овраги - напоминающие морщины на лице

Облака - Плывущие по небу

Туман - Расстилающийся над горами Песчаный пляж - лежащий у подножия оврага

• Составьте предложения, используя выбранные причастия и причастные обороты, так, что бы получить описание картинки.

16. Домашняя работа.

Вы получите картинку, изображающую природу нашего края. Напишите сочинение описание, используя в тексте причастия и причастные обороты.











Урок 2



Ход урока:

1. Организационный момент:

-готовность к уроку (на парте дневник, тетрадь, учебник, ручка)

-посадка

-настрой

2. Оглашение цели: Ребята! Сегодня мы будем обобщать и систематизировать знания по теме «Причастие», повторим орфограммы, изученные в теме «Причастия». Отработаем навык морфологического и синтаксического разбора причастий. Отметим особенности употребления причастий в литературе и в разговорном стиле.

3.Проверка домашнего задания. Дети читают свои
сочинения.

4.Словарная работа:

Акварель, аквариум, акваланг, берёста, благородный, великодушный, возвышенный, выровненный, гирлянда, движимый, желанный, жёванный, изощренный, искриться, калитка, кованный, колонна, медленный, невиданный, нежданный, рыцарский, святой, священный, силуэт, чуткий.

5. Работа по развитию речи. Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

Деревья колеблющие ветром, тихо шелестели.

В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие

сусальной позолотой.

Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным.

Кем-то обыденный мальчик горько плакал.

Выполните синтаксический разбор второго и третьего предложения.

  • Давайте вспомним орфограммы, изученные в теме «Причастия».

№ 51 - гласные перед -н-; -нн-;

А и я - от глаголов на -ать; -ять;

Е - от глаголов на - ить; - еть; Береж.ный, жел.нный, купл.нный, ве.нное на току зерно, нежд.нный, вкле.нный, увер.нность, обмер.нный. Береженый - беречь, желанный - желать, купленный -купить, веянное на току зерно - веять, нежданный -неждать, вклеенный - вклеить, уверенный - уверить, обмеренный - обмерить.

7. № 52 - одна и две буквы -н- в причастиях.

-нн- в полных страд. В причастном обороте.

-н - в отглагольных причастиях.

Беше(н ,нн )ы й кон ь, гладкокраше(н,н н)ый, датирова(н,нн)ый, малосоле(н,нн)ый, сбереже(н,нн)ый, муче(н,нн)ик, жева(н,нн)ый-пережева(н,нн)ый.

Бешеный конь, гладкокрашеный, датированный, малосоленый, сбереженный, мученик, жеванный пережеванный.

8. № 53 - одна и две буквы -н- в кратких причастиях и прилагательных.

-н- в кратких причастиях;

-нн- в кратких прилагательных. Булка испече(н,нн)а, лицо взволнова(н,нн)о, избра(н,нн)ы депутатами. Жесты изыска(н,нн)ы, волосы взъероше(н,нн)ы, ответы неувере(н,н)ы.

Булка испечена, лицо взволнованно, избраны депутатами. Жесты изысканны, волосы взъерошены, ответы неуверенны.

9. № 54 - не с причастиями

Не раздельно - с краткими причастиями;

противопоставление с союзом А; полные причастия с зависимыми словами;

не слитно - без не не употребляются; нет зависимых слов; нет противопоставления.

(Не)замерзающий, (не)досказанные слова, доселе (не)исп'ытанное чувство, никем (не)разгаданная шарада, (не)утихающая боль, (не)услышанный мною звонок, (не)доношенное дитя.

Незамерзающий, недосказанные слова, доселе не испытанное чувство, никем не разгаданная шарада, неутихающая боль, не услышанный мною звонок, недоношен ное дитя.

10. № 55 правописание -енн, -ен; и -ённ, -ён.

-енн - без ударения,

- ённ - под ударением. Невежеств.нный, гладкош.рстная, осведомл.нность,

увер.нность, злоумышл.нники, гюсаж.нныи, увер.нность, разбавл.нный.

Невежественный, гладкошёрстная, осведомленность, уверенность, злоумыпшенники, посажённый, уверенность, разбавленный.

11.Морфологический разбор причастия.

Причастие - обозначает признак предмета по действию.

Постоянные признаки: действительное или страдательное, вид, время, возвратность.

Непостоянные признаки: полное или краткое, падеж, число, род.

Синтаксическая роль.

Разобрать причастие: I вариант - блестящие (способности)

II вариант - неизгладимое (впечатление).

Блестящие (способности) - прич.,

1. Постоянные признаки: действ, несов. вид., наст. вр.

2. Непостоянные признаки: мн. ч. Им. п.

3. Синтаксическая роль: определение.

Неизгладимое (впечатление) - прич.

  1. Постоянные признаки: страдат. сов. вид, наст. вр.

2. Непостоянные признаки: ед. ч., ср. р, В. п.

3.Синтаксическая роль: определение.

12.Итоги урока:

Скажите, пожалуйста, какую тему мы повторяли на двух уроках?

Где. Как и для чего в речи используются причастия?

Свойство причастий заключать «в себе имени и глагола силу» широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев часто передаются писателями через причастия.

«Там, за стеклами, текла совершенно иная жизнь. В прозрачной, пахнущей водорослями и свежестью воде плавали рыбы Рыбы-телескопы с вытаращенными синеватыми глазами и лиловыми ободками вокруг головы барбусы самартинские - полосатые, как зебры, ... и красавцы хромусы с выпяченными жующими губами и голубыми фосфоресцирующими точечками по всему телу. Да что и говорить, у Долина были и уникальные рыбы, и название-то которых не выговорить». Лера Авербах (Южный Урал)


12.Итоги урока:

Скажите, пожалуйста, какую тему мы повторяли на двух уроках?

Где. Как и для чего в речи используются причастия?

Свойство причастий заключать «в себе имени и глагола силу» широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев часто передаются писателями через причастия.

«Там, за стеклами, текла совершенно иная жизнь. В прозрачной, пахнущей водорослями и свежестью воде плавали рыбы Рыбы-телескопы с вытаращенными синеватыми глазами и лиловыми ободками вокруг головы барбусы самартинские - полосатые, как зебры, ... и красавцы хромусы с выпяченными жующими губами и голубыми фосфоресцирующими точечками по всему телу. Да что и говорить, у Долина были и уникальные рыбы, и название-то которых не выговорить». Лера Авербах (Южный Урал)

Там, где нужны пафос, обличительность торжественность, там мы всегда встретим причастия.

«Мы жили в палатке

С зеленым оконцем,

Промытой дождями,

Просушенной солнцем,

Да легли у дверей

Золотые костры

На рыжих каменьях

Магнитной горы».

Б. Ручьёв

13. Но в разговорной речи причастия редки. Об этом писал еще А.С. Пушкин: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим, которая скачет, который метет - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

14. Кто на уроке ярко работал?

Как можно оценить ответ товарищей, какими словами? Какую отметку каждый поставил бы себе за урок?

15. Домашнее задание:

• докажите в мини сочинении справедливость

слов А.С. Пушкина.

• Выпишите из повести Н.В. Гоголя «Тарас

Бульба» отрывок, где причастия введены для

описания портрета и характера героя.

15. Домашнее задание:

• Докажите в мини сочинении справедливость слов А.С. Пушкина.

• Выпишите из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отрывок, где причастия введены для описания портрета и характера героя.


© 2010-2022