Из опыта работы преподавателя русского языка в формировании общих компетенций специалиста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование общих компетенций специалиста

на уроках русского языка»

Автор: Короткова С.Р., преподаватель русского языка и литературы



Каждому словеснику, работающему со студентами колледжей, хорошо известны трудности в обучении и воспитании будущих специалистов: в течение одного учебного года необходимо повторить весь школьный курс русского языка, расширить, углубить знания по этому предмету, научить грамотно строить свою, как устную, так и письменную речь, выработать умение писать творческие работы…

Экономическая и социальная ситуация в обществе, дефицит рабочих кадров, с одной стороны, и заинтересованность работодателей в квалифицированных специалистах, с другой стороны, позволили говорить о необходимости развития новых подходов в профессиональном обучении и образовании. Современная модель образования является личностно-ориентированной. По мнению Н. А. Алексеева [1, с. 7-8], личностно-ориентированное обучение - такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность. Для личностно-ориентированной модели обучения ученик - это не «глина», не «чистый лист», а «семя», которое имеет генетическую программу развития. Образование должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Центральной фигурой в процессе обучения выступает не учитель, а ученик. Обучение не сводится только к передаче знаний, а является совместной деятельностью ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов [3, с. 55]. Развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта, поэтому компетентностный подход является определяющим фактором образовательной среды.

Введение в 2011 году Федеральных государственных образовательных стандартов по программам подготовки специалистов среднего звена определило главную задачу: подготовить специалиста, обладающего набором общих и профессиональных компетенций. А что такое общие компетенции? ФГОС определяет компетенции как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В Законе «Об образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции означают совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Таким образом, становится понятным основное назначение общих компетенций - обеспечение успешной социализации выпускника.

Изучив перечень общих компетенций к специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), я разделила все компетенции на 4 группы:

- социальные компетенции (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);

- коммуникативные компетенции (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий);

- информационные компетенции (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности);

- компетенции личного совершенствования (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности).

Какие же методы и формы обучения использую я на уроках русского языка для формирования общих компетенций специалиста? Рассмотрим некоторые из них.

При формировании социальных компетенций использую решение ситуационных задач с целью привлечения внимания к избранной специальности. Например, при изучении темы «Лексика» даю задание по работе со словарями:

1. найти в толковом словаре определение слов метрология, стандартизация, механика, крепеж, кинематика.

2. найти этимологию слов сечение, диаграмма, машиностроение, механика, автоматизация.

При изучении темы «Функциональные стили» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы даю задание написать оду своей специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)», используя художественный стиль, или придумать рекламу, используя публицистический и официально-деловой стили речи.

При изучении синтаксиса сложноподчиненных предложений обучающимся предлагается из текста по специальности (заранее подготовленного преподавателем) вычленить сложноподчиненные предложения разных типов. Работа на уроке строится согласно заданному преподавателем алгоритму: изучение теоретического материала по теме, знакомство с текстом по специальности, вычленение из текста сложноподчиненных предложений согласно заданию.

Пример текста:

Эти процессы сопровождаются значительным повышением температуры, что в соединениях типа «подшипник скольжения» вызывает выплавление антифрикционного слоя и разрушение подшипника. Если такого аварийного разрушения сопрягаемых поверхностей не происходит, то все равно наблюдаются ускоренный износ поверхностей и значительное увеличение зазора в сопряжении. Этот процесс продолжается до тех пор, пока высота, форма и направление неровностей не достигнут определенного значения. Такую шероховатость называют оптимальной.

Задание (выписать сложноподчиненные предложения из текста, определить тип СПП)

Для формирования коммуникативной компетенции организую работу ребят по группам, создаю ситуацию взаимовыручки и общего достигнутого успеха. Изучая тему «Орфоэпические нормы», предлагаю студентам разделиться на три группы и даю им задания в форме «Пролога» из телепередачи «Умники и умницы». Каждая группа выбирает своего «умника» или «умницу». Остальные - болельщики. Членов жюри назначает сам преподаватель.

1 задание: в предложенных на карточке словах расставить ударение. (Кто быстрее? Кто правильнее?)

Образец карточки:

Аксиома, звонит, начать, исчерпать, газопровод, статика, партер, каучук, мышление, кинематика, тортов, каталог, договор, эпиграф, эпилог, сертификация.

2 задание:

- прочитать текст, найти слова-термины, дать определение;

- ответить на вопрос: «А как вы представляете свою будущую специальность?»

Специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» связана с созданием современных программных и аппаратно-технических средств проектирования, исследования, технического диагностирования и промышленных испытаний, а также с созданием современных систем управления и автоматизации.

В ходе выступлений идёт процесс формирования собственной жизненной позиции учащегося, общечеловеческих ценностей. Недочеты в результатах работы выбранных знатоков русского языка обнаруживают и исправляют болельщики «противников». Нетрадиционно построенный урок дает хорошие результаты, развивает активность мыслительной деятельности, будит их воображение, интерес к предмету, к речи своей и окружающих.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка способствует разностороннему развитию языковой личности обучающегося. Она предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Новые условия развития общества на современном этапе ставят перед системой образования новые задачи формирования качественно нового уровня подготовки квалифицированных специалистов, для их развития и становления как творческой личности, обладающей собственным стилем мышления, способной самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи. Целенаправленное развитие и системное реформирование образования требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции личности, способной использовать русский язык как инструмент общения.



Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 220703 «Автоматизация тенологических процессов и производств (по отраслям), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 года № 621.

2. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. - Тюмень, 2012 г.

3. Новые ценности образования. - Москва, 2010 г.

4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2004. - №5.



© 2010-2022